Церковный календарь
Новости


2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

б) Слова воспитанникамъ духовной школы.
Слово въ день апостола Матѳея
[1].

Сегодня, братіе, св. Церковь празднуетъ память Апостола Христова и Евангелиста Матѳея. Намъ, готовящимся къ апостольскому служенію, эти праздники должны быть особенно близки и назидательны, но служеніе св. Апостола Матѳея имѣетъ еще частнѣйшія черты сходства съ нашимъ будущимъ служеніемъ. Дѣло въ томъ, что тогда, какъ другіе Апостолы проповѣдывали Христа язычникамъ, проповѣдывали, стало-быть, новую вѣру — св. апостолъ Матѳей обратился съ проповѣдью къ іудеямъ и для нихъ-то главнымъ образомъ написалъ свое Евангеліе, въ которомъ Духъ Божій указываетъ, что Іисусъ есть именно обѣтованный въ Ветхомъ Завѣтѣ Мессія, что Его ученіе не нарушаетъ закона и пророковъ, но исполняетъ ихъ, что для сыновъ Израиля Его ученіе не есть иное, чуждое Моисею, но напротивъ подлинное исполненіе того, о чемъ гадали пророки. Братіе! И ваша будущая паства, подобно іудеямъ, потеряла истинное разумѣніе своей древней вѣры, такъ-что послѣднее и понынѣ представляется для ней новой, чуждой вѣрой. И вамъ — будущимъ пастырямъ уніатскихъ приходовъ, какъ Евангелисту Матѳею, придется доказывать имъ, что православная вѣра не есть иная, чѣмъ та, которой они преданы, что уніатское исповѣданіе носитъ въ себѣ гибельное раздвоеніе, а все истинное въ ней имѣетъ свое дѣйствительное оправданіе въ вѣрѣ православной, что какъ истинный ученикъ Моисея долженъ былъ слѣдовать за Христомъ, такъ и истинный чтитель грековосточныхъ уніатскихъ обрядовъ долженъ стремиться въ ту Церковь, Церковь Православную, въ которой эти обряды только и получаютъ свой смыслъ и значеніе. Но, братіе, только та проповѣдь даетъ плоды, которая не расходится съ жизнью проповѣдника, такъ и св. Матѳей, проповѣдуя единство обоихъ завѣтовъ, обоихъ ученій: Христова и Моисеева, — самъ былъ истымъ израильтяниномъ, не переставая быть христіаниномъ, самъ совмѣщалъ въ духѣ своемъ оба Завѣта, а вовсе не сближалъ вхъ ради одной популярности, или ради одного только воздѣйствія на соотечественниковъ. Поэтому, тяжело грѣшитъ предъ истиной Христовой и проповѣдникъ, если онъ позволяетъ себѣ говорить то, во что самъ не вѣруетъ, ради только возбужденія ревности въ слушателяхъ, какъ это допускается въ Церкви латинской, дозволяющей священнику распространять различныя даже суевѣрія и насаждать нехристіанскія чувства, чтобы крѣпче подчинять паству власти церковной. Вотъ почему, братіе, готовясь быть проповѣдниками святости древнихъ чиновъ и учрежденій нашей Церкви, т. е. привлекать къ ней народъ на основаніи его привязанности къ родной, къ своей старинѣ, мы и въ себѣ обязаны, неотложно обязаны воспитывать нелицемѣрную, искреннюю и сердечную любовь къ Православному богослуженію, къ установленному церковью способу нашего молитвеннаго воспитанія въ вѣрѣ и христіанской жизни для улучшенія вѣчнаго спасенія. — Я не буду говорить, братіе, о томъ, насколько поистинѣ назидательна, свята и дѣйственна служба Божія — въ этомъ съ неотложною и неизбѣжною необходимостью убѣждается каждый, кто хоть сколько-нибудь печется о главной цѣли человѣческаго существованія, т. е. о своемъ нравственномъ развитіи. Да, кто пытается бороться со страстями плоти, со страстями гнѣва и самолюбія, тотъ скоро пойметъ совершенную невозможность этой борьбы безъ молитвы, безъ вѣры въ дары божественной благодати, тотъ скоро оцѣнитъ и незамѣнимое для сей цѣли достоинство содержанія нашихъ молитвъ и пѣснопѣній. Я не буду говорить объ этихъ достоинствахъ, но укажу, братіе, на то удобство, которымъ мы всѣ пользуемся здѣсь въ семинаріи для развитія въ себѣ любви къ учрежденіямъ церковнымъ, любви къ своему, къ родному, столь необходимой для проповѣдника или пастыря уніатскаго прихода. — Вездѣ хороша и умилительна православная служба Божія; но особенно сильно дѣйствуетъ она на сердце, когда ея совершители и слушатели не чужіе другъ другу люди, когда о ея благолѣпіи заботятся и тѣ и другіе вмѣстѣ посредствомъ общаго пѣнія и очередного чтенія, когда, такимъ образомъ, общество, объединенное какою-либо единою цѣлью, здѣсь во св. храмѣ Божіемъ, объединяется еще тѣснѣе, объединяется общимъ прославленіемъ Бога и Создателя, объединяется Самимъ Христомъ, «Который и нынѣ посредѣ насъ, сохраняяй вхожденіе твое и исхожденіе твое». А если обратить вниманіе еще на то, что самое-то общество наше объединено не какою-нибудь цѣлью, но цѣлью Апостольскаго служенія, то какъ сердечно должны мы умиляться, присутствуя здѣсь подъ осѣненіемъ благодати Христовой и участвуя вновь и вновь въ Его жертвѣ, которой проповѣдниками мы готовимся быть. Здѣсь-то мы должны думать о своемъ призваніи, здѣсь-то вспоминать, обращенныя къ намъ, слова апостола: «нѣсте странни и пришельцы, но сожители святымъ и присніи Богу, наздани бывше на основаніи апостолъ и пророкъ, сущу краеугольну Самому Іисусу Христу». И горе, братіе, тѣмъ ученикамъ, которые не желаютъ сознавать своего единства со школою, горе тѣмъ, которые стараются лишь указывать себѣ и другимъ на промахи и отступленія своихъ руководителей и товарищей! И промахи эти и отступленія не только бываютъ, но и всегда будутъ, п. ч. дѣло воспитанія, а тѣмъ болѣе воспитанія духовнаго, столь трудное, что во мнѣніяхъ о немъ не сходились между собою великіе мудрецы и праведники между іерархами; но вѣдь на то и существуетъ любовь и молитва, ради которой мы сходимся въ этотъ храмъ, чтобы просить Господа помощи — для принятія къ сердцу лишь добрыхъ и должныхъ отношеній къ намъ людей, и для прощенія дурныхъ, чтобы молиться другъ за друга, а не гнѣваться, молиться особенно за тѣхъ, кому поручено управленіе ближними, наипаче-же душами ближнихъ, какъ дѣло столь трудное, столь неудобо-исполнимое безъ высшей помощи. Не утаимъ и мы — наставники, что къ сожалѣнію далеко не всегда встрѣчаемъ съ вашей стороны должнаго исполненія вашихъ гораздо простѣйшихъ обязанностей, чѣмъ наши, что готовы бываемъ впасть иногда въ уныніе, терять надежду на то, что воспитаемъ изъ васъ добрыхъ пастырей, а не обыденныхъ наемниковъ-эгоистовъ. Но здѣсь въ этомъ св. храмѣ, когда вы въ тѣсныхъ рядахъ юношескими голосами славите Господа въ пѣснопѣніяхъ церкви Православной, когда видишь молитвенное оживленіе на вашихъ юныхъ лицахъ, то вновь возгорается надежда, вновь не желаешь думать, что всему этому доброму суждено безвозвратно погибнуть въ тинѣ житейскихъ страстей и дрязгъ, и вновь съ надеждой взываешь мысленно ко Господу: «Отче Святый! соблюди ихъ во имя Твое, ихже далъ еси намъ, да будутъ едино. Не мало да возьмеши ихъ отъ міра, но да соблюдеши ихъ отъ непріязни. Святи ихъ во истину Твою, слово Твое истина есть». Да, братіе, учитесь же здѣсь во св. храмѣ сознавать свое единство съ вашею духовною школою, научайтесь здѣсь любить и прощать, и такимъ образомъ въ полнотѣ уразумѣвать и всѣмъ сердцемъ привязываться къ православному храму, къ православнымъ учрежденіямъ, чтобы прививать эту любовь къ тѣмъ будущимъ прихожанамъ вашимъ, которые потеряли ее по недоразумѣнію, какъ іудеи, не узнавшіе во Христѣ исполненія своего собственнаго закона Моисеева. Тогда-то вы будете достойными носителями жребія апостольства и, какъ таковые, получите данныя апостоламъ обѣтованія въ прощальной молитвѣ нашего Спасителя, заключившаго ее словами: «Отче, ихже далъ еси Мнѣ, хощу, да идѣже есмь Азъ и тіи будутъ со Мною, да видятъ славу, юже далъ еси Мнѣ, якоже возлюбилъ еси Мене прежде сложенія міра. Отче Праведный, и міръ Тебѣ не позна, Азъ же тя познахъ и сіи познаша, яко Ты Мя послалъ еси. И сказахъ имъ имя Твое и скажу, да любы, еюже Мя еси возлюбилъ, въ нихъ будетъ, и Азъ въ нихъ». Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено 16 ноября 1885 г. въ церкви Холмской Духовной Семинаріи.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 240-243. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.