Церковный календарь
Новости


2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
2018-10-10 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Соврем. экуменическое обновленчество (1992)
2018-10-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 102-е (12 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 15 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

б) Слова воспитанникамъ духовной школы.
Бесѣда въ навечеріе свв. Праотецъ
[1].

Православные слушатели! Сегодняшняя воскресная служба есть послѣдняя въ этомъ году, которую большинство слушаетъ въ семинарской Церкви. Слѣдующая чрезъ недѣлю — воскресное навечеріе встрѣтитъ васъ на разныхъ концахъ Польши и Волыни, подъ кровлею отеческихъ домовъ. — Вы вѣроятно съ нетерпѣніемъ ожидаете той минуты, когда снова увидитесь съ близкими сердцу родными и предадитесь покою послѣ четырехмѣсячныхъ трудовъ. Эти чувства, эти ожиданія разумѣется вполнѣ естественны и законны, но не законны-ли и естественны и нѣкоторыя другія мысли и чувствованія съ вашей стороны? Вѣдь вы не просто ученики, школьники, дожидающіеся роспуска по домамъ, васъ ожидаетъ, о васъ волнуется не одна только семья каждаго изъ васъ; нѣтъ — вы надежда цѣлой Холмской Руси, ваша семья — это весь народъ Холмскій; ваша школа не есть только мѣсто, въ которомъ заучиваютъ и отвѣчаютъ уроки — нѣтъ, это священный разсадникъ высшаго духовнаго, евангельскаго просвѣщенія! Изъ всѣхъ этихъ особенностей или, вѣрнѣе сказать, высокихъ преимуществъ вашего ученическаго быта, понятно, съ какими чувствами и съ какими намѣреніями должны вы разставаться со своею аlmа mаtеr на рождественское время. — Сознавая то высокое назначеніе, которое соединяетъ васъ подъ ея священнымъ кровомъ, вы должны любить свою семинарію, независимо отъ всѣхъ кажущихся вамъ или дѣйствительныхъ непріятностей, которыя вы соединяете съ представленіемъ о ней, потому-что подобнаго рода непріятности отсутствуютъ только въ блаженномъ обществѣ духовъ рая. Вы должны любить свою семинарію и, покидая ее на время вакацій, не рваться всѣми силами души прочь отсюда, но съ благоговѣніемъ оглянуться на святой крестъ, возглавляющій это зданіе и подумать о томъ крестѣ, который вы приняли на себя, поступивъ въ число учениковъ духовной школы, по слову Господа: «той рабъ, вѣдый волю Господа своего, и не сотворивъ, не уготовавъ волю Его, біенъ будетъ много». Вы должны затѣмъ, обративъ свой взоръ внизъ на домъ, подумать о томъ, какъ слѣдуетъ вамъ относиться въ продолженіе вакаціи къ жизни, къ людямъ и въ частности къ народу. — Большая часть юношества не предначертываетъ себѣ опредѣленныхъ правилъ жизни, а поступаетъ по внушеніямъ минутныхъ чувствъ, то добрыхъ, то порочныхъ, и такимъ образомъ, поддаваясь всякому впечатлѣнію, является, яко трость, вѣтромъ колеблема, лишенная всякаго постоянства. Не такъ должно поступать намъ, братіе! Какъ представители школы церковной, воспитанія христіанскаго, мы обязаны въ своемъ поведеніи и бесѣдахъ проявлять христіанское настроеніе. Посмотрите на нашъ народъ, посмотрите съ какою охотою готовъ онъ слушать о Богѣ, о святыхъ Его, о Церкви, о Евангеліи. Посмотрите и на то, какъ рѣдко исполняется его стремленіе къ благочестію, какъ мало образованныхъ людей изъявляютъ готовность споспѣшествовать религіознымъ интересамъ народа. Вотъ вамъ-то предлежитъ служить народу, алчущему духовно, этою духовною пищею. Немного нужно житейской опытности и знанія, чтобы одному понимать Евангеліе или духовную книжку, разсказать что-нибудь о святомъ и т. д. Это можетъ сдѣлать даже ученикъ младшаго класса, даже мальчикъ. А кто имѣетъ полномочіе произносить поученія съ церковной каѳедры, тотъ не долженъ лѣниться и небречь о селѣ. Не должно отговариваться ни молодостью, ни неопытностью въ назиданіи. Назиданіе бываетъ различнаго рода. Если оно состоитъ въ изложеніи своего духовнаго опыта, то такого рода назиданіе приличествуетъ разумѣется старцу, лицу, облеченному въ священный санъ. Но назиданіе чрезъ заимствованіе истинъ изъ Божественнаго ученія доступно всякому изучающему его, чтобы оно было дѣйственно-достаточно добраго желанія, молитвы къ Богу и любви къ ближнимъ. Желаніе порождаетъ соотвѣтствующее настроеніе, а настроеніе — наученіе. Чтобы сохранять такое благочестивое настроеніе, братіе, нужно расходиться изъ этой святой обители не съ нетерпѣливымъ легкомысліемъ, но съ молитвой о помощи Божіей для доброй жизни. — Такъ именно всегда и разставались другъ съ другомъ люди, соединенные общимъ подвигомъ. Такъ древнихъ обителей иноки, имѣвшіе обыкновеніе на весь великій постъ уединяться по окрестнымъ пещерамъ и пустынямъ, въ прощальное воскресенье послѣ вечерней трапезы, воспѣвали пасхальныя пѣсни съ тѣмъ, чтобы подѣлиться радостью воскресенія Христова предъ разставаніемъ, можетъ быть послѣднимъ, ибо каждому изъ нихъ грозила одинокая смерть въ пустынѣ отъ непогоды, или голода, или дикихъ звѣрей. Затѣмъ, когда праздникъ Пасхи снова соединялъ ихъ другъ съ другомъ въ обители, то они, вдохновленные молитвенными и созерцательными подвигами, не удручались горемъ, если не досчитывали нѣкоторыхъ изъ среды своей, твердо уповая, что ихъ скончавшіеся братія уже непосредственно лицомъ къ лицу видятъ воскресшаго Господа. Такъ временное разставаніе ихъ служило не къ умаленію ихъ ревности, но къ возвышенію ея, потому что оно совершалось при общей молитвѣ; при ясномъ напечатлѣніи цѣли уединенныхъ подвиговъ. Такъ и вы, братіе, разставаясь съ семинаріей, вслушивайтесь въ воспѣваемыя ублаженія рождающагося Господа и соединяйте съ ними мысль о томъ, чтобы ходить достойно званія будущаго проповѣдника Христова. Есть русская пословица: за чѣмъ пойдешь, то и найдешь; итакъ, если вы пойдете отсюда по весямъ Привислянскимъ и Волынскимъ для того, чтобы, наблюдая жизнь, еще болѣе назидаться евангельскимъ духомъ братолюбія, то, вмѣсто того, чтобы губить въ эти недѣли тѣ познавательныя и нравственныя сокровища, которыя вы пріобрѣтаете здѣсь, вы-бы еще пріумножили ихъ, соотнося евангельскія истины съ дѣйствительною жизнью. Сегодняшнее утреннее Евангеліе повѣствуетъ намъ о прощаніи Господа Іисуса съ учениками Своими; говорится, что они возвратились съ радостью великою съ горы Елеонской, послѣ Его вознесенія на небо. Чѣмъ-же объяснить эту радость? А тѣмъ, что св. Апостолы, принявъ чрезъ дуновеніе устъ Господнихъ просвѣщеніе Духа Святаго, уразумѣли въ полнотѣ Христову истину и, нося ее въ сердцѣ, сознавали свою близость къ Божественному Учителю еще живѣе, чѣмъ во время своей внѣшней тѣлесной близости съ Нимъ. Такъ и вы, братіе, если будете вносить, по мѣрѣ силъ и средствъ, въ народную жизнь тѣ христіанскія начала, которыя преподаются вамъ въ семинаріи, то будете съ нею всегда въ духовномъ единеніи не только во время временной разлуки, но и по окончаніи курса ученія. А это единеніе будетъ вдохновлять васъ ревностью въ дѣлѣ насажденія Царствія Божія. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесена 13 декабря 1886 г. въ церкви Холмской Духовной Семинаріи.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 243-246. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.