Церковный календарь
Новости


2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 14 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

б) Слова воспитанникамъ духовной школы.
Слово на день св. Димитрія Ростовскаго
[1].

«Православія ревнителю и раскола искоренителю, Россійскій цѣлебниче и новый къ Богу молитвенниче, цѣвнице духовная, Димитріе блаженне!..»

Между безчисленнымъ сонмомъ угодниковъ Божіихъ св. Димитрій Ростовскій особенно долженъ быть близокъ намъ и задачѣ нашей жизни. Онъ не далекъ отъ насъ и по времени, и особенно близокъ намъ по мѣсту и по предметамъ своей дѣятельности. Жилъ онъ менѣе, чѣмъ 200 лѣтъ назадъ, въ царствованіе Петра Великаго, былъ ученикомъ Кіевской Академіи, а затѣмъ, наперерывъ приглашаемый изъ города въ городъ свѣтскими и духовными властями, равно цѣнившими его высокія дарованія и св. жизнь, онъ, въ санѣ молодого іеромонаха и потомъ игумена, переходилъ изъ одного города въ другой, — изъ Кіева въ Черниговъ, Вильну, Слуцкъ, Батуринъ, Новгородъ Сѣверскій, проповѣдуя и утверждая православіе. Сынъ малороссійскаго сотника, обладавшій богатыми талантами, онъ оставилъ мірскую жизнь и, принявъ монашество, при всемъ множествѣ своихъ ученыхъ и проповѣдническихъ трудовъ, охотно предался не менѣе труднымъ аскетическимъ подвигамъ. Строгій къ самому себѣ, онъ для своихъ современниковъ былъ яркимъ отблескомъ Того Добраго Пастыря, Который душу свою полагаетъ за овцы. Вотъ, братіе, съ этой стороны ревностнаго, неутомимо просвѣтительнаго служенія, характеръ св. Димитрія долженъ служить намъ высокимъ примѣромъ во всѣхъ его чертахъ. И первою изъ нихъ — была его любовь къ народу, который онъ поучалъ, назидалъ и утѣшалъ своимъ словомъ. — А когда онъ призванъ былъ на высокое служеніе въ санѣ митрополита Ростовскаго, тогда подвиги его пастырской ревности обнаружились въ еще высшей степени. Съ мудростью и кротостью св. Димитрій несъ возложенное на него иго, неустанно заботясь о просвѣщеніи и спасеніи ввѣренной ему паствы. Здѣсь онъ встрѣтилъ невѣжественныхъ раскольниковъ и обратилъ на нихъ свое ревностное вниманіе и попеченіе, чтобы словами снисхожденія и любви привлекать ихъ въ лоно св. Церкви. Плодами пастырской просвѣтительной дѣятельности св. Димитрія были его многочисленныя высоко назидательныя писанія, въ которыхъ высота евангельскихъ истинъ соединена съ простотою изложенія и приближена къ народному разумѣнію. Чтобы доставить своей паствѣ просвѣщенныхъ пастырей и наставниковъ, св. Димитрій открылъ въ Ростовѣ при своемъ домѣ духовное училище, бывшее самою дорогою для его сердца святынею. Онъ часто посѣщалъ учениковъ, испытывалъ ихъ въ успѣхахъ и часто самъ принималъ на себя труды наставника. Онъ смотрѣлъ на учениковъ своего училища, какъ на удѣлъ Божій, принесенный въ жертву Господу. — Вотъ почему св. Димитрій Ростовскій близокъ къ намъ, братіе, вотъ почему этотъ любвеобильнѣйшій наставникъ народа русскаго долженъ мыслиться вами, какъ вѣрный образъ пастырскаго служенія и какъ живой укоръ для тѣхъ, кто отнесется къ этому служенію съ небреженіемъ; о такихъ Святитель сказалъ бы: «позна волъ стяжавшаго его, Израиль-же не позна Господа своего». Память о св. Димитріи должна быть жива въ каждой русской семинаріи, точно такъ же, какъ въ Ростовскомъ училищѣ, гдѣ и нынѣ виситъ лампада на томъ самомъ мѣстѣ, гдѣ онъ испустилъ послѣдній вздохъ. Вспомните, братіе, что и въ послѣдній денъ своей жизни онъ призвалъ къ себѣ своихъ учениковъ-пѣвчихъ для пѣнія составленныхъ имъ самимъ духовныхъ пѣсней: «Іисусе Мой прелюбезный! Надежду Мою въ Бозѣ полагаю, Ты Мой Богъ, Іисусе, ты моя радость!» Затѣмъ, отпустивъ своихъ пѣвцовъ, онъ уединился и, преклонивъ колѣни, предалъ духъ свой Господу. Господь сторицею воздаетъ любящимъ Его, и вотъ, на мѣстѣ кончины Святителя въ теперешнемъ Ростовскомъ училищѣ виситъ неугасимая лампада уже не за упокой его души, но предъ его св. образомъ! Этотъ образъ, братіе, долженъ носить въ сердцѣ своемъ всякій семинаристъ русскій и мысленно взирать на него, исходя на воздѣлываніе той сорной нивы, надъ которой трудился св. Димитрій. Вы, будущіе продолжатели его дѣла, вы, «сожители святымъ и присніи къ Богу», всмотритесь въ черты жизни сего св. мужа! Помните, что онъ не изъ пустыни вышелъ, а былъ такимъ-же семинаристомъ, какъ каждый изъ васъ, вращался въ такомъ-же разсѣянномъ, мірскомъ обществѣ, но при всемъ томъ онъ умѣлъ такъ себя настроить, тобы видѣть духовными очами возлюбленнаго ему Господа Іисуса, видѣть грѣхъ, разъѣдающій человѣчество, видѣть это, но не унывать и не щадить себя, ради спасенія людей, всѣми своими силами, всѣми знаніями, всею жизнью. Подкрѣпленіе для своихъ нравственныхъ силъ онъ съ юныхъ лѣтъ находилъ въ житіяхъ святыхъ, собраніемъ и изданіемъ которыхъ онъ доставилъ всему русскому народу любимѣйшее чтеніе, а себѣ безсмертную славу. При этомъ чтеніи пусть подражаетъ ему всякій юный борецъ жизни! И такъ, братіе, «толикъ имуще облежащъ насъ облакъ свидѣтелей», жизнь коихъ описана св. Димитріемъ, а въ томъ числѣ и его самого, — «терпѣніемъ да течемъ на предлежащій намъ подвигъ», — на подвигъ борьбы съ княземъ міра сего, на подвигъ насажденія святой вѣры и добродѣтели! Да останется неизгладимо въ сердцахъ и умахъ вашихъ свѣтлый образъ мудрой и любвеобильной пастырской дѣятельности св. Димитрія! Пусть св. молитва его, нынѣ съ высоты небесъ презирающаго на тѣхъ, кто готовится продолжать дѣло его въ нашемъ отечествѣ, ниспошлетъ намъ благодатную помощь отъ Начальника вѣры и Совершителя Іисуса. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ церкви Холмской Духовной Семинаріи. Напечатана впервые въ «Холмско-Варшавскомъ Епархіальномъ Вѣстникѣ», 1887 г., № 1.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 246-248. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.