Церковный календарь
Новости


2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 13 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

б) Слова воспитанникамъ духовной школы.
Слово на день св. апостола Іоанна Богослова
[1].

Православные слушатели! Сегодняшній праздникъ въ честь св. апостола Іоанна Богослова считается по преимуществу семинарскимъ праздникомъ на Руси; потому что празднуемаго нынѣ св. апостола Церковь Христова отличила наименованіемъ Богослова и онъ былъ и на всѣ времена останется образцомъ истинно-христіанскаго, православнаго богословія, которое составляетъ главнѣйшій предметъ семинарскаго образованія. Потому-то многія изъ церквей семинарскихъ посвящены сему св. апостолу; потому-то и мы совершаемъ нынѣ высокопоучительное торжество въ честь сего небеснаго покровителя нашей обители наукъ.

Чѣмъ-же именно поучительно для насъ настоящее торжество? Къ ясному отвѣту на этотъ вопросъ послужитъ разъясненіе другого вопроса: почему именно Церковь Христова усвоила святому апостолу Іоанну отличительное наименованіе Богослова? — Въ Евангеліи замѣчено о немъ, какъ объ ученикѣ, котораго любилъ Іисусъ (Іоан. XIII, 23), преимущественно предъ другими учениками. Но любовь Христова отличается отъ обыкновенной любви человѣческой; она чужда всякаго пристрастія; она любитъ столько, сколько предметъ того заслуживаетъ. Кто творитъ волю Отца Небеснаго, какъ сказалъ Самъ Спаситель, тотъ Ему братъ, и сестра и матерь (Матѳ. XII, 50). Значитъ, основаніе преимущественной любви Христовой къ апостолу Іоанну заключается въ собственной его любви къ Богу и посланному Имъ Іисусу Христу. Одушевленный сею святою любовію ученикъ Христовъ не отсталъ отъ своего возлюбленнаго Учителя и тогда, когда Онъ висѣлъ на крестѣ, когда всѣ другіе ученики Его разбѣжались отъ страха. Сему-то одушевленію святою любовію должно приписать ту глубину и высоту боговѣдѣнія, которыя усматриваются во всѣхъ писаніяхъ св. Іоанна. Онъ писалъ такъ потому, что зналъ сердце Христа Спасителя, а зналъ это потому, что собственное сердце его исполнено было небеснаго чувства любви къ Господу. Любовь приблизила Іоанна ко Христу Спасителю. Любовь открыла ему тайны Божественнаго лица Христова и Его дѣяній: вѣчное бытіе, рожденіе отъ Отца и божественность Слова, соединеніе Его съ человѣчествомъ въ лицѣ Господа Іисуса, дѣйствительность присутствія тѣла и крови Богочеловѣка подъ видомъ хлѣба и вина, — эти тайны Божественнаго лица Христова никѣмъ не описаны съ такою ясностью, какъ святымъ Іоанномъ. И вотъ почему св. Церковь отличила сего апостола любви наименованіемъ Богослова.

Не то же ли качество должно отличать и всякаго богослова и всякаго учащагося богословію? Можно знать истины вѣры однимъ умомъ и памятью; но какъ бѣдно и безплодно такое знаніе! Только святая любовь производитъ тѣсный и дѣйствительный союзъ человѣка съ Богомъ и Христомъ, а вмѣстѣ съ тѣмъ — твердую вѣру и живое упованіе. По свидѣтельству Самого Христа Спасителя на любви къ Богу и ближнимъ утверждаются законъ и пророки (Матѳ. XXII, 40). Помните же, братіе, что вамъ, посвятившимъ себя на изученіе, закона, пророковъ и апостоловъ, — если это изученіе не утвердитъ васъ въ любви и не утвердится вашею любовью, — помните, что вамъ придется дать строгій отвѣтъ на страшномъ судѣ Христовомъ, когда Праведный Судія всѣмъ чуждымъ любви къ Богу и ближнимъ скажетъ: «взалкахся и не дасте Ми ясти, возжадахся и не напоисте Мене, страненъ бѣхъ, и не введосте Мене, нагъ и не одѣясте Мене, боленъ и въ темницѣ, и не посѣтисте Мене... Идите отъ Мене проклятіи въ огнь вѣчный, уготованный діаволу и ангеломъ его; понеже-бо не сотвористе единому братій Моихъ меньшихъ, ни Мнѣ сотвористе». Убоимся-же, братіе, этого страшнаго гласа, и посвятимъ всю свою жизнь, всѣ свои силы и труды на служеніе меньшей братіи Христовой, будемъ воспитывать въ себѣ искреннее къ ней сочувствіе, чтобы на пастырскомъ или, сначала, на учительскомъ поприщѣ свѣтить міру тою-же любовью, которою свѣтилъ празднуемый нынѣ покровитель нашей школы, апостолъ Іоаннъ Богословъ. Если вы теперь — въ лѣтахъ юности воспитаете въ себѣ любовь къ людямъ, то и не нужно будетъ устрашать васъ грознымъ судомъ Божіимъ для возбужденія ревности. Почему? А потому, отвѣчаетъ апостолъ Іоаннъ, что «въ любви нѣтъ страха, но совершенная любовь вонъ изгоняетъ страхъ». Эта любовь открыла-бы вамъ доступъ въ сердца всѣхъ окружающихъ васъ людей, и вмѣстѣ съ тѣмъ достойно подготовила бы васъ къ великому служенію пастырскому; эта любовь, прибавляю еще, удобно привела бы васъ къ ближайшей цѣли вашего здѣсь воспитанія, т. е. къ изученію Божественнаго закона; ибо, гдѣ любовь, тамъ и богопознаніе. Это не мои слова, это слова нашего св. учителя Іоанна: «Возлюбленные! Будемъ любить другъ друга, потому что любовь отъ Бога; и всякъ любящій рожденъ отъ Бога, и знаетъ Бога. Кто не любитъ, тотъ не позналъ Бога; потому что Богъ есть любовь. Бога никто никогда не видѣлъ. Если мы любимъ другъ друга; то Богъ въ насъ пребываетъ, и любовь Его совершенна есть въ насъ». Недаромъ же св. Церковь ему — апостолу любви усвоила имя Богослова. Вотъ значитъ въ чемъ тайна богословія — въ любви. Эта любовь возвышаетъ въ насъ вѣру въ Бога, а послѣдняя снова возгрѣваетъ въ насъ любовь, и такимъ-то образомъ любовь и богопознаніе, укрѣпляя другъ друга взаимно, приготовятъ васъ къ высокимъ подвигамъ пастырскаго служенія, гдѣ любовь должна горѣть яркимъ свѣтильникомъ, гдѣ любовь къ людямъ во Христѣ свѣтитъ міру и согрѣваетъ всѣхъ вѣрующихъ. Вотъ почему, братіе, нашъ небесный покровитель, нашъ великій учитель любви, когда уже столѣтняя старость и недуги отняли у него ноги для хожденія въ церковь и замкнули его уста для продолжительныхъ поученій, велѣлъ приносить себя въ церковное собраніе и только взывалъ: «дѣти, любите другъ друга!» А когда у него спросили, зачѣмъ онъ повторяетъ всегда одно и тоже, онъ отвѣчалъ: «это заповѣдь Господня; если ее исполните во всей широтѣ, то и весь законъ Христовъ будетъ исполненъ нами». И къ намъ нынѣ повторяетъ онъ извѣстныя свои слова: «возлюбленные, пишу вамъ не новую заповѣдь, но заповѣдь древнюю, которую вы имѣли отъ начала. А заповѣдь Божія та, чтобы вѣровали во Іисуса Христа и любили другъ друга, какъ Онъ заповѣдалъ намъ»; онъ зоветъ насъ идти со словомъ утѣшенія и участія ко всѣмъ труждающимся и обремененнымъ, скорбящимъ, озлобленнымъ, унывающимъ, отчаявающимся и погибающимъ, чтобы всѣхъ оживлять любовію Христовою. Помните же, братіе, что любовь открываетъ намъ тайны богословія, что самыя высокія истины боговѣдѣнія усвояются умомъ нашимъ только при чистотѣ сердца, какъ сказалъ Спаситель: «чистіи сердцемъ Бога узрятъ». Не оставляйте же, братіе, готовиться къ предстоящему вамъ служенію пастырскому въ духѣ нашего небеснаго покровителя, наставника любви и Богослова. Возгрѣвайте сердца свои любовью, дабы затѣмъ свѣтить міру боговѣдѣніемъ, какъ апостолъ Іоаннъ. Тогда не напрасно вы здѣсь учитесь, тогда вы будете въ правѣ сказать съ апостоломъ Іоанномъ: «мы познали любовь, которую имѣетъ къ намъ Богъ, и увѣровали въ нее. Богъ есть любовь, и пребывающий въ любви — въ Богѣ пребываетъ, и Богъ въ немъ пребываетъ» (Іоан. I, 4, 16). Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ церкви Холмской Духовной Семинаріи. Напечатано впервые въ Холмско-Варшавскомъ Епархіальномъ Вѣстникѣ» 1887 г., № 6.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 248-251. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.