Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 19 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

б) Слова воспитанникамъ духовной школы.
Слово на молебствіи предъ началомъ ученія
[1].

Святые отцы и учители Церкви называютъ нѣкоторые священные дни христіанскихъ праздниковъ таинствами. Такъ называлъ св. Григорій Богословъ день Богоявленія и день Рождества Христова, да и понынѣ такія наименованія прилагаются въ нашихъ богослужебныхъ пѣснопѣніяхъ ко дню св. Пасхи и Пятидесятницы. Конечно, съ подобнымъ наименованіемъ соединялась та мысль, что въ эти дни, посвященные воспоминанію спасительныхъ событій искупленія, христіане чрезъ единодушное ихъ переживаніе, должны были испытывать благодатный подъемъ духовныхъ силъ, приближавшійся къ тѣмъ дарамъ возрожденія и озаренія, которые подаются намъ въ св. таинствахъ. И дѣйствительно, даже и въ нашъ маловѣрный вѣкъ, по крайней мѣрѣ въ ночь воскресенія Христова, христіане дѣлаются какъ-бы иными людьми, поистинѣ близкими къ Богу и далекими отъ грѣха.

Впрочемъ, не только во дни торжествъ Церкви, не только въ общеніи съ братьями во Христѣ, но въ тайникахъ своей внутренней личной жизни испытываетъ каждый человѣкъ часы такихъ озареній. Случается съ каждымъ, что вдругъ сотрясаетъ его благодатное прикосновеніе перста Божія и онъ подобно царю Саулу преображается въ иного человѣка, восторженно простираетъ къ небу свои длани и готовъ бываетъ въ порывѣ братской любви обнять вселенную. Потомъ, правда, онъ обыкновенно снова спускается въ низменное служеніе своимъ житейскимъ нуждамъ или даже страстямъ и готовъ бываетъ горько смѣяться надъ священными порывами созерцанія и чувства, испытанными имъ во время таинственнаго соприкосновенія съ міромъ горнимъ. Но еслибъ онъ рѣшился на такое осмѣяніе, то поступилъ бы весьма неразумно, ибо въ обычномъ-то, даже суетномъ настроеніи нашей жизни не безслѣдны и не безсильны бываютъ эти переживаемыя, хотя бы и нечасто и недолго, священныя озаренія: напротивъ, обыкновенно бываетъ такъ, что весь остатокъ добра въ житейскомъ человѣкѣ, вся его стойкость въ борьбѣ съ искушеніями, весь его страхъ предъ гнуснымъ преступленіемъ и все раскаяніе въ допущенныхъ паденіяхъ обусловливается единственно воспоминаніями о минутахъ сладостнаго, возвышеннаго общенія съ Богомъ и съ добромъ, — обусловливается опасеніемъ навсегда потерять способность къ переживанію такихъ чувствъ или даже желаніемъ снова поскорѣе возвратить ихъ себѣ. Въ минуты унынія человѣкъ жалуется на безсиліе этихъ воспоминаній, но что бы былъ онъ, если бы не имѣлъ и такого, часто единственнаго, побужденія къ добру и предостереженія отъ зла! Какъ въ извѣстномъ стихотвореніи нашего поэта скучныя пѣсни земли не могли плѣнить возвышенной души младенца, слышавшаго гимны небеснаго ангела, такъ не можетъ надолго плѣнить міръ и той души, которая бывала возвышаема къ благодатнымъ священнымъ озареніямъ, и кому неизвѣстны примѣры изъ собственной жизни, когда, при полномъ безсиліи всякихъ разсудочныхъ, отвлеченныхъ увѣщаній, одно какое-нибудь свѣтлое воспоминаніе о пережитыхъ святыхъ чувствахъ выводило его побѣдителемъ изъ мучительной нравственпой борьбы или даже изъ глубокой пропасти нравственнаго паденія. Воистину не напрасно эти священныя минуты духовнаго озаренія называются у отцевъ таинствами, когда онѣ переживаются цѣлымъ обществомъ молящихся христіанъ. Въ жизни нашего академическаго церковнаго братства названіе таинства въ указанномъ смыслѣ вполнѣ примѣнимо къ настоящему молитвенному собранію. Сегодня Академія раждаетъ новый многочисленный приплодъ своихъ чадъ, сегодня начинается новое лѣто ея ученой, учебной и церковной жизни. Этотъ день, этотъ часъ молитвеннаго благословенія новаго лѣта ученія великъ и святъ. Каждый изъ насъ можетъ нынѣ испытывать все то, что испытываетъ благоговѣйный христіанинъ во дни великихъ праздниковъ Вселенской Церкви, когда благодать Божія, въ немъ дѣйствующая, со всею ясностію раскрываетъ ему его высокое призваніе, переноситъ его въ міръ духовный, міръ загробный, одушевляетъ его сердце чувствомъ живого общенія съ Творцемъ и Искупителемъ и окрыляетъ волю горячимъ стремленіемъ къ духовному совершенству, къ служенію любви, къ поборенію страстей. Подобнымъ же образомъ и наше, молящееся здѣсь, академическое братство въ этомъ священномъ торжествѣ призывается къ тому, чтобы въ благодатномъ общеніи съ Господомъ начертать предъ своею совѣстью свое высокое предназначеніе на паствѣ овецъ Христовыхъ, чтобы воодушевиться чувствами апостольской ревности объ общемъ просвѣщеніи и спасеніи.

Конечно, такія созерцанія и такія чувства нынѣ къ намъ вполнѣ близки, и мы вѣримъ, что и поколѣніе, нынѣ вновь прившедшее въ это святилище науки, приведено сюда не соображеніями выгоды житейской, не желаніемъ подняться одною ступенью выше на лѣстницѣ общественной жизни, но исканіемъ высшаго просвѣщенія духовнаго, осмысленнаго и полнаго христіанскаго міровоззрѣнія и живой способности къ мудрому и многоплодному пасенію стада Христова и богословскому учительству. Всѣ эти свѣтлыя, окрыляющія надежды раскрываются ихъ и нашему мысленному оку во всей своей духовной святой красотѣ и поистинѣ можемъ мы сказать: «добро намъ есть здѣ быти». Дѣйствительно, въ такія священныя минуты и умъ твой и чувство наполняется совершенно инымъ, новымъ содержаніемъ. Новыми очами взираешь ты «на волнующійся долъ», и весь этотъ грѣшный суетный міръ представляется тебѣ, какъ нива Божія, надъ которой простерта Его промыслительная десница; окружающая жизнь представляется тебѣ побѣдною борьбою Сына Человѣческаго противъ князя міра сего: вотъ Онъ здѣсь и тамъ рукою пастырей Своихъ и Своихъ избранниковъ отъ одного отвращаетъ соблазнъ, другого погибающаго призвалъ къ покаянію, третьяго, обольстителя или лжеца, обличилъ и лишилъ силы. Не чрезъ страшныя явленія чудодѣйственной силы, но чрезъ насъ грѣшныхъ Его служителей, которыхъ называетъ своими соработниками (1 Кор. III, 9), продолжаетъ совершать Господь свое домостроительное дѣло. Святая Церковь есть органъ Его спасительнаго воздѣйствія, побѣдоносное орудіе Его борьбы. Чрезъ ея служителей и чрезъ ея святыя учрежденія въ нашъ грѣшный міръ широкою волною разливается свѣтъ отъ горняго престола Божія, свѣтъ истины и вѣдѣнія, свѣтъ любви, покаянія и примиренія. И вотъ, однимъ изъ многихъ проводниковъ такого свѣта являются и наши академіи. Не разумѣютъ сего тѣ, которые поверхностно смотрятъ на жизнь, забываемъ объ этомъ часто и мы сами, когда погружаемся въ служеніе суетѣ и чрезъ то проникаемся духомъ сомнѣнія и недоброжелательства, но когда согласная общая молитва въ знаменательные дни академической жизни отрѣшаетъ насъ отъ нуждъ житейскихъ и соединяетъ въ святомъ храмѣ, тогда незримый голосъ говоритъ тебѣ, что «мѣсто, на которомъ ты стоишь, свято» (І. Нав. V, 15); онъ тогда научаетъ тебя смотрѣть на Академію, не просто какъ на учебное заведеніе, снабжающее своихъ питомцевъ правами преподавать семинарскіе учебники или пѣть всенощныя и панихиды, но — какъ на священное духовнопросвѣтительное братство, дающее тебѣ разумѣніе вещей божественныхъ и человѣческихъ, вводящее тебя въ таинственное служеніе высшей истинѣ, ея познанію, ея раскрытію, ея проповѣданію и ея молитвенному призыванію. Не одинъ только разумъ, не одно созерцаніе просвѣщается въ насъ въ эти священныя минуты, но и чувство, и воля. Ближніе твои, мимо которыхъ ты проходишь въ обычное время съ безучастнымъ взоромъ, нынѣ мыслятся тебѣ, какъ дорогіе братья, возбуждающіе живое сорадованіе или состраданіе: весь міръ обнять хотѣлось бы въ подобныя минуты таинственнаго пробужденія духа. И прохожій магометанинъ пробуждаетъ въ насъ живую жалость объ его заблужденіи, и чувашинъ, поклоняющійся грубымъ вымысламъ суевѣрія, возжигаетъ нашу ревность объ его просвѣщеніи, и образованный невѣжда, глумящійся надъ непонятными ему истинами вѣры, и тѣмъ болѣе чистый еще духомъ юноша, томящійся сомнѣніемъ, и бѣдная оскорбленная мать, съ воплемъ поднимающая къ небу свои исхудалыя руки, и близкій къ отчаянію мрачный преступникъ, закованный въ кандалы, и невинная радость веселящихся дѣтей, и умиленная молитва благочестивой старушки — все это встрѣчаетъ родственный откликъ въ нашей душѣ, ко всѣмъ тогда простираемъ мы братскія объятія и сердце намъ свидѣтельствуетъ о томъ, что благодать Божія незримыми нитями прикрѣпляетъ къ нему вселенную и ко всѣмъ готовъ бываешь воскликнуть, какъ Павелъ коринѳянамъ: «уста наши отверсты къ вамъ, — сердце наше расширено; вамъ не тѣсно въ насъ» (1 Кор. VI, 2).

О, сколь блаженны мы были, еслибъ подобное святое настроеніе всегда царило въ душѣ нашей, какъ у св. ап. Павла! Но вотъ, выйдемъ мы изъ св. храма, вступимъ въ обычныя житейскія бесѣды, и терніе суеты житейской быстро начинаетъ заглушать ростки духовнаго сѣмени.

Конечно, это очень печально, но не слѣдуетъ изъ этого печальнаго явленія дѣлать тѣхъ крайнихъ выводовъ, которые нашептываетъ намъ искуситель, духъ унынія, говорящій такъ: тебѣ ли, жалкій мечтатель, идти по стопамъ великихъ людей, когда твое одушевленіе оканчивается тотчасъ же по возвращеніи къ дѣламъ. Отвѣчай сему духу, возлюбленный братъ, какъ нашъ покровитель Михаилъ Архангелъ: «да запретитъ тебѣ Господь» (Іуд. I, 9). Если не безслѣдно и не безсильно воздѣйствіе минутъ таинственнаго одушевленія на жизнь даже частнаго человѣка, какъ мы видѣли: то тѣмъ глубже и значительнѣе оно отражается на дѣятелѣ Церкви, который самою жизнью своею постоянно привлекается къ міру горнему и потому всегда можетъ возстановлять и въ памяти, и въ чувствѣ благодатныя прикосновенія перста Божія къ его сердцу, если только будетъ того желать и о томъ пещися. — А какимъ образомъ о семъ слѣдуетъ пещися, на сіе и отвѣтимъ въ заключеніе нашего слова.

Во-первыхъ, должно не выпускать изъ памяти своей всѣхъ лучшихъ, возвышающихъ настроеній, когда-либо пережитыхъ личною и тѣмъ болѣе общею жизнью. «Берегись и тщательно храни душу твою, чтобы не позабыть тебѣ тѣхъ дѣлъ, которыя видѣли глаза твои и чтобы они не выходили изъ сердца твоего во всѣ дни жизни твоей... о томъ днѣ, когда ты стоялъ предъ Господомъ Богомъ твоимъ» (Втор. IV, 9-10), — о томъ днѣ, въ который Господь призвалъ тебя въ число первенцевъ своихъ. Охранять по силѣ возможности живость сострадательнаго ко всѣмъ христіанскаго чувства возможно чрезъ то, чтобы не помрачать его развратомъ, не закрывать его въ ложномъ стыдѣ, въ тайникахъ лишь собственной жизни, но съ готовностью дѣлиться имъ съ друзьями, дабы не подвергнуться угрозѣ противъ того, «иже постыдится Мене и словесъ Моихъ въ родѣ семъ прелюбодѣйнѣмъ и грѣшнпмъ». Охранять созерцаніе Божественнаго промысла возможно чрезъ то, чтобы не закрывать глазъ своихъ предъ всѣмъ добрымъ, христіанскимъ, что происходитъ и творится вокругъ насъ въ семъ духовномъ вертоградѣ, но съ дружелюбнымъ сочувствіемъ и уваженіемъ взирать на представляющіеся намъ труды по наукѣ, и по миссіонерству, и по всѣмъ отраслямъ жизни академической, дабы убѣждаться, что духъ Божій не перестаетъ жить среди насъ грѣшныхъ. Правда, современной юности мало свойственно подобное направленіе вниманія: осужденіе и критика болѣе для нея привлекательна, но горько ошибается тотъ, кто въ послѣднемъ усмотрѣлъ бы средства къ саморазвитію и мудрости. Чтобы осуждать и издѣваться, никогда не потребуется большой мудрости и мысль такого наблюдателя жизни не будетъ обогащаться. Гораздо труднѣе, но зато и плодотворнѣе, путь того философа, который умѣетъ находить доброе въ окружающей жизни и слѣдить за его развитіемъ и послѣдствіями. Не только будетъ онъ обогащаться опытомъ, но и самое добро при посредствѣ его сочувственнаго вниманія будетъ расти около него и укрѣпляться. Въ отношеніи ли нашемъ къ личности ближняго или къ цѣлому обществу, къ школѣ, все доброе умножается въ зависимости отъ подобнаго сочувственнаго къ нему вниманія. Въ Писаніи сказано: «если подуешь на искру, она разгорится, а если плюнешь на нее, угаснетъ: то и другое выходитъ изъ устъ твоихъ» (Сир. XXVIII, 14). Такъ вокругъ насъ растетъ зло, а доброе умаляется и скрывается, — или же наоборотъ — въ зависимости отъ того, сорадуемся ли мы всему доброму, сердечному или удаляемъ его отъ себя холодностью и насмѣшливостью. Вотъ почему одни и тѣ же люди, одно и то же общество одному кажутся, и на самомъ дѣлѣ бываютъ, добрыми и содержательными, а для другого ничтожными и пустыми. Кто умѣетъ и желаетъ вызывать все доброе въ окружающей себя жизни, тотъ всегда будетъ сознавать предъ собою дѣйствующую руку Промысла и силу благодати Божіей и никогда не заглохнетъ въ тинѣ страстей и омраченія, но будетъ переходить все къ высшимъ и высшимъ созерцаніямъ. Взгляните на прошедшее разныхъ академій, и вы увидите, что съ одной стороны академіямъ дано много великихъ и святыхъ дѣятелей, а съ другой, и то не скроется отъ васъ, что присущій современному обществу духъ недоброжелательнаго недовѣрія не хотѣлъ признавать даже права на сочувствіе и въ тѣхъ дѣятеляхъ, которыхъ мы теперь прославляемъ, какъ нравственныхъ героевъ, каковы Макарій Алтайскій, Иннокентій Пенскій и святитель Тихонъ Задонскій. Въ прошедшемъ нашей Казанской Академіи было столько высокаго, чистаго, достоподражательнаго: смотри на жизнь ея въ настоящемъ внимательно и неукорительно, и увидишь, что и понынѣ чрезъ ученую и бытовую жизнь академій нашихъ, хотя и не чуждой многихъ несовершенствъ, совершается великое, священное таинство сознательной вѣры, духовной ревности, миссіонерскихъ подвиговъ. Не въ темныя стороны академической жизни устремляй свое укоряющее вниманіе для извиненія себя въ собственномъ равнодушіи и паденіяхъ, но къ сей лучшей сторонѣ жизни духовной матери твоей прилѣпляйся, ее старайся умножить сердечнымъ сочувствіемъ и посильнымъ сотрудничествомъ, дабы и собственная душа твоя чрезъ это соприкосновеніе охраняла духъ чистоты и духъ любви, избѣгая паденій себялюбія и чувственности, — и дабы на самой твоей и на жизни Академіи исполнилось слово Господне: «Царство небесное подобно зерну горчичному, которое человѣкъ взялъ и посѣялъ на полѣ своемъ, которое, хотя меньше всѣхъ сѣмянъ, но когда выростетъ, бываетъ больше всѣхъ злаковъ, и становится деревомъ, такъ что прилетаютъ птицы небесныя и укрываются въ вѣтвяхъ его» (Матѳ. XIII, 31-32). Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Сказано 4 сентября 1895 г. въ церкви Казанской Духовной Академіи. Въ первый разъ было напечатано въ журналѣ «Православный Собесѣдникъ» 1885 г., октябрь.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 273-279. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.