Церковный календарь
Новости


2018-10-20 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Харизмат. возрожденіе" какъ знаменіе времени (1991)
2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 20 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

б) Слова воспитанникамъ духовной школы.
Слово къ окончившимъ курсъ слушателямъ миссіонерскихъ курсовъ
[1].

Привѣтствую васъ, любезные ученики Божественной истины, съ окончаніемъ вашихъ учебныхъ трудовъ. Скромная участь предстоитъ вамъ, скромное положеніе занимали вы и въ академіи. И нынѣ, когда оканчивающіе курсъ ея студенты могутъ мечтать о предстоящихъ имъ въ будущемъ генеральскихъ чинахъ или святительскомъ санѣ, о богато убранныхъ домахъ или ученой славѣ, — ваше скромное положеніе въ большинствѣ случаевъ будетъ почти неизмѣннымъ въ продолженіи всей трудовой и многоболѣзной жизни вашей. Но да не входитъ духъ унынія въ сердца ваши. Иной судъ человѣческій, а иной судъ Божій. Въ очахъ Божіихъ высоко не то положеніе людей, которымъ они тщеславятся на землѣ: предъ Нимъ, какъ воспѣваетъ Церковь, въ равномъ достоинствѣ вкупѣ предстоятъ всѣ званія и кійждо отъ дѣлъ своихъ похвалится или постыдится. Господь возвышаетъ, приближаетъ къ Себѣ и даже удостоиваетъ называть Своими друзьями не тѣхъ, которыхъ возвышаютъ люди, но, насаждая на землѣ Свое благодатное царство, укрѣпляетъ въ немъ и обогащаетъ дарами Своими тѣхъ, которые полагаютъ радость своего бытія именно въ служеніи Его славѣ, а не своему собственному благополучію.

Человѣческій взоръ не легко проникаетъ во внутренній строй и въ возрастающую жизнь сего царства и его истинныхъ слугъ, но священная исторія научаетъ насъ именно той отрадной для васъ истинѣ, что самые великіе его дѣлатели начинали путь свой съ уничиженія предъ своими соперниками, отверженными Богомъ. Такъ ни одному изъ родоначальниковъ народа своего Господь не далъ въ первенцы того, кого они желали. Не Измаилъ, а осмѣиваемый имъ Исаакъ былъ возвеличенъ Богомъ; не Исавъ, но бѣжавшій отъ него въ четырнадцатилѣтнюю работу Іаковъ, не Рувимъ, но Іуда, желавшій пострадать за братьевъ, и Іосифъ проданный въ рабство. Вспоминать-ли исторію Фареса и Зары, или Ефрема и Манассіи, Анны и Фенаны, или избраніе Саула? Можно указать и на смиреннаго Давида, предпочтеннаго шести братьямъ, и послѣ изгнанія и преслѣдованія возвышеннаго надъ возгордившимся Сауломъ. Великъ былъ и Соломонъ, благословенный Богомъ, тотъ Соломонъ, надъ которымъ пытался вознестись братъ его Адонія.

Обратитесь къ исторіи новозавѣтной. Вотъ предъ нами юноша Савлъ, которому улыбалось покойное и почтенное положеніе богатаго раввина, но онъ, повинуясь небесному голосу, добровольно смѣняетъ земное счастіе на путь крестный и покидаетъ прежнюю жизнь свою для того, чтобы пріобщиться къ тѣмъ десяткамъ странствующихъ по свѣту рыбаковъ галилейскихъ, которыхъ всѣ съ посмѣяніемъ изгоняли изъ одного города въ другой, и лишь нѣсколько бѣдныхъ домовъ на городскихъ окраинахъ принимали съ любовію, какъ Божественныхъ посланниковъ. А между тѣмъ, этихъ двѣнадцати уничиженныхъ странниковъ не стоилъ весь міръ и ни одна власть на землѣ не могла сравниться съ тою, которой носители были они. И вотъ нынѣ и до скончанія вѣковъ возсѣдаютъ они на двѣнадцати не земныхъ, но небесныхъ престолахъ и судятъ колѣнамъ Израилевымъ. Посмотримъ на жизнь современную: кто является наиболѣе многочаднымъ отцомъ духовнымъ во дни наши, какъ не смиренный Оптинскій отшельникъ, десятки лѣтъ пролежавшій въ недугѣ своемъ на одрѣ и собравшій къ себѣ тысячи людей, а ко гробу своему десятки тысячъ, или приходскій священникъ незамѣтнаго пригорода, за свои духовные дары ублажаемый чуть-ли не цѣлой вселенной еще при жизни? Кто знаетъ, быть можетъ среди васъ предстоитъ кто-либо, подобный тому юному смиренному священнику Веніаминову, который впослѣдствіи былъ по справедливости названъ апостоломъ Восточной Сибири и Америки.

Такъ Господь возвышаетъ тѣхъ, кто посвящаетъ жизнь свою спасенію ближнихъ и его славѣ.

Правда, всякій вѣрующій согласится съ тѣмъ, что не человѣческую, а Божію славу должно считать высшимъ благомъ жизни, хотя-бы она и достигалась чрезъ умаленіе и уничиженіе. Однако должно помнить, что не всякое уничиженіе ведетъ къ ней, ибо если послѣднее соединено съ завистью, со взглядомъ на себя, какъ на невинную жертву, или если бываетъ послѣдствіемъ пороковъ и проступковъ: въ такомъ случаѣ, «аще и постраждетъ кто, не вѣнчается» (2 Тим. II, 5).

Вѣнчается отъ Господа и любезенъ бываетъ въ Его очахъ только тотъ, кто умѣетъ крестъ свой нести съ терпѣніемъ, кто цѣлуетъ узы своего уничиженія, кто подобно Соломону проситъ у Господа ни богатства, ни славы, ни погибели враговъ, но мудрости и другихъ качествъ, необходимыхъ для служенія славѣ Его. Тотъ бываетъ любезенъ Богу, кто, принимая жизненныя скорби, утѣшается ими и говоритъ себѣ: «еще мало терплю я по грѣхамъ моимъ», кто приноситъ Богу не жалобы на скромный свой жребій, но сердце смиренное и сокрушенное скорбью о своемъ недостоинствѣ, печалью о своихъ грѣхахъ, служащихъ ему помѣхой къ успѣшнѣйшему проповѣданію.

Вознесется по слову Христову только смиряяй себе на всякомъ житейскомъ поприщѣ вообще, а въ частности только ему будетъ отверзта дверь въ сердца обращаемыхъ. Поистинѣ, только проходящій подвигъ смиренія и вообще подвигъ жизни духовной, только онъ можетъ освобождать свое сердце отъ той естественной холодности къ чужимъ, полудикимъ народамъ, при которой невозможно воздѣйствіе на сердца, и отъ которой не можетъ освободить человѣка никакое образованіе. Только смиренная душа способна любить всѣхъ, только смиренное сердце можетъ отверзаться предъ всякимъ созданіемъ Божіимъ, и быть ему роднымъ и близкимъ при всей отдаленности его по быту и нарѣчію. А если отъ избытка такого сердца уста глаголютъ евангельское слово, смотрите, какую силу получаетъ проповѣдь. Въ проповѣдникѣ, послушно несущемъ крестъ своего служенія и исполненномъ сознаніи своего недостоинства, для непросвѣщенныхъ варваровъ сіяетъ образъ Христа, Котораго онъ имъ проповѣдуетъ, тотъ всепобѣждающій образъ, предъ коимъ разрушается средостѣніе грабежа, предъ коимъ падаютъ и уничтожаются во прахъ всѣ преграды, враждебно раздѣлившія между собою родъ человѣческій, предъ коимъ никто не можетъ отстаивать своихъ преимуществъ и заблужденій, но каждый находитъ въ душѣ своей сознаніе виновности и жажду обновленія.

Сей образъ Христовъ да начертывается въ сердцахъ вашихъ, возлюбленные; въ охраненіи его полагайте успѣхъ своей жизни; поступающій такъ «сего ради наслѣдитъ многихъ и крѣпкихъ раздѣлитъ корысти» (Ис. LIII, 12). Онъ воззоветъ къ жизни и пріобрѣтетъ себѣ отъ языкъ чуждихъ многочисленное дружеское братство и исполнится на немъ глаголъ Христовъ: «Аминь глаголю вамъ: никтоже есть, иже оставилъ есть домъ, или братію, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, Мене ради и Евангелія ради; аще не пріиметъ сторицею нынѣ во время сіе, домовъ, и братій, и сестеръ, и отцы, и матере, и чадъ, и селъ, во изгнаніи и въ вѣкъ грядущій животъ вѣчный» (Марк. X, 29 и 30). Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено послѣ благодарственнаго молебна въ академической церкви 7 апрѣля 1896 г. Въ первый разъ было напечатано въ «Извѣстіяхъ по Казанской Епархіи». 1896 г.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 279-282. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.