Церковный календарь
Новости


2018-08-21 / russportal
С. Г. Рункевичъ. Свящ. Соборъ Правосл. Россійской Церкви 1917-1918 г.г. (1998)
2018-08-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 47-е (21 ноября 1917 г.)
2018-08-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 7-я (1991)
2018-08-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 46-е (20 ноября 1917 г.)
2018-08-19 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 6-я (1991)
2018-08-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 45-е (18 ноября 1917 г.)
2018-08-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 5-я (1991)
2018-08-18 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 44-е (17 ноября 1917 г.)
2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 22 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

в) Слова на постриженіе въ монашество и на посвященіе епископовъ.
Слово при постриженіи студентовъ Московской Духовной Академіи — свящ. Іоанна Грекова (Василія) и Николая Борисоглѣбскаго (Григорія)
[1].

Возлюбленные братіе!

Итакъ, совершилось! Произнесенъ священный обѣтъ; отринутъ міръ съ его преходящею похотью (1 Іоан. II, 17), отринутъ духовный Египетъ плотской жизни, пройдено Чермное море рѣшимостью умереть для міра: предъ вами теперь только Господь, ведущій васъ Своимъ закономъ въ обѣтованную землю спасенія. Вы воспѣваете, какъ Израиль, торжественную пѣснь побѣды и въ сердцахъ вашихъ слышаться одни глаголы Божественной воли, какъ нѣкогда при Синаѣ. И неправда ли, какъ живительны, какъ могучи эти слова Его воли: «Азъ есмь Господь Богъ твой, да не будутъ тебѣ бози иніи, развѣ Мене!» Сколь жалкими и пустыми вамъ теперь представляются всѣ эти «иные боги» жизни, какъ унизительно и гнусно египетское рабство грѣху, какъ презрѣнно, какъ суетно всякое иное стремленіе, всякое иное намѣреніе, кромѣ исполненія божественной воли, какъ постыдна самая возможность вожделѣть міра, возжделѣть котловъ египетскихъ!

Такъ просвѣщается человѣческій духъ чрезъ «обѣщаніе Богу доброй совѣсти» (1 Петр. III, 21), такъ возносится онъ къ Господу въ минуту исповѣданной рѣшимости презрѣть ради Него міръ... А можетъ быть онъ возносится еще выше? Можетъ быть проникаетъ въ любовь Христову еще глубже? Можетъ быть не забываетъ въ Немъ всего міра, но снова обрѣтаетъ его искупленнымъ и освященнымъ въ Христѣ, обрѣтаетъ Христа, не отдѣльнаго отъ міра, но объемлющаго міръ и спасающаго міръ, обрѣтаетъ Христа, все оглавляющаго Собою, подъявшаго на Себя наши немощи и понесшаго наши болѣзни? (Матѳ. VIII, 17). Быть можетъ вашъ духъ, отринувъ мірской грѣхъ и возненавидѣвъ его прелесть, съ высотъ духовнаго созерцанія, сквозь лучи любви Божественной, взираетъ на міръ не съ презрѣніемъ, но съ состраданіемъ, не съ негодованіемъ о его отрѣшенности отъ Бога, но съ великою ревностью о томъ, чтобы всѣмъ, всему міру удѣлить частицу того небеснаго свѣта общенія съ Господомъ, который нынѣ озарилъ ваши сердца.

Да, блаженны эти мгновенія, братіе, и да будутъ они вамъ памятны всю жизнь и во всякой скорби воспоминайте, какъ Израиль: «о томъ днѣ, когда ты стоялъ предъ Господомъ Богомъ твоимъ... и говорилъ Господь къ вамъ... и объявилъ Онъ вамъ завѣтъ Свой, который Онъ велѣлъ исполнять вамъ» (Втор. IV, 10-13). Великъ сей день сознательнаго обрученія съ Богомъ, сознательной смерти міру: поистинѣ онъ подобенъ богообщенію при Хоривѣ! — Однако и того нельзя скрыть отъ васъ, братіе возлюбленные, что какъ отъ Хорива еще далеко до Земли Обѣтованной, такъ великъ и труденъ путь отъ обѣщанія до полнаго оеуществленія правилъ духовной жизни. Прославили іудеи Бога въ пустынѣ и поругались фараону и Египту, а потомъ въ малодушномъ воплѣ выражали свое сожалѣніе о потерѣ рабской жизни, о котлахъ и мясахъ египетскихъ. — Быстро и рѣшительно Апостолы «оставили все и послѣдовали за Христомъ» (Матѳ. XIX, 27), но какъ медленно уразумѣвали они Его законъ, съ какимъ трудомъ сердца ихъ отрѣшались отъ міра, какъ единодушно покинули они своего Учителя при приближеніи смертнаго страха! О, братіе, и васъ не минуютъ искушенія міра: то, что въ сей священный для васъ вечеръ вамъ представляется пустымъ и жалкимъ, въ день испытанія будетъ манить васъ; сладостные глаголы евангельскихъ обѣтованій могутъ быть заглушаемы на время иными звуками грѣховной жизни; Масса и Мерива не минетъ васъ и укушенія ядовитыхъ змѣй будутъ грозить вамъ. Что-же вы противопоставите искушеніямъ? Чѣмъ побѣдите бѣса гордыни, чѣмъ отгоните духа унынія? куда убѣжйте отъ разсѣянія мірского, отъ соблазновъ лѣни, чувственности или раздражительности? Указывать-ли вамъ на спасительное врачество молитвы, на силу поста, на пристань богомыслія и безмолвія, на мечъ изученія слова Божія и отеческихъ писаній? Да, безъ этихъ родовъ духовнаго врачеванія, конечно, невозможно спастись, и горе тому монаху, который бы вздумалъ обойтись безъ нихъ, который не въ нихъ полагаетъ существеннѣйшее содержаніе своей жизни, онъ будетъ монахомъ только по внѣшнему своему обличію, а духовная жизнь скоро покинетъ его. Итакъ, названные подвиги необходимы для сохраненія и развитія духовной жизнй. Но, увы, будутъ-ли они въ вашей власти настолько, насколько это потребуется? Тѣ роды послушаній, которые ожидаютъ васъ, не будутъ-ли васъ держать среди людей, и людей мірскихъ, большую часть вашихъ дней?

Итакъ, нельзя-ли на самомъ этомъ послушаніи найти еще какое-либо спасительное средство для постояннаго побѣдоноснаго торжества надъ духомъ міра сего и, оставаясь среди міра за послушаніе, быть не отъ міра, какъ ученики Христовы (Іоан. XVII, 15-16)?

Есть, возлюбленные братіе, одна сила, которая, усваиваясь нами при обращеніи въ мірѣ, въ то-же время возноситъ насъ къ Богу: эта сила есть любовь. Пребывая въ любви, вы тѣмъ самымъ пребудете въ Богѣ (1 Іоан. IV, 16), сохраняя любовь, вы среди міра будете далеки отъ всего мірского: отъ зависти, отъ превозношенія, отъ гордости, отъ безчинства, отъ раздраженія, неправды, злорадства и недовѣрія (1 Кор. XIII, 5-7), но будете всегда сохранять высокое сознаніе богообщенія. Пребывая въ любви, вы останетесь истинными монахами среди міра, и наоборотъ — въ уединенной пустынѣ духовными гражданами вселенскаго царствія Божія. Монахъ есть тотъ — говоритъ блаженный Нилъ Синайскій — кто, удаляясь отъ всѣхъ, со всѣми живетъ въ единеніи и въ каждомъ человѣкѣ видитъ самого себя. Любовь есть та царственная добродѣтель, для развитія которой удобны и шумный рынокъ, и уединенная келья, и послушаніе, заставляющее обращаться среди даже злыхъ людей, и молитвенное общеніе съ міромъ небеснымъ. Встрѣчая порокъ, любовь проникается состраданіемъ и учительною ревностью, а входя въ общеніе со святыней — она веселится и торжествуетъ. О, братіе, держитесь любви! Съ нею не страшны искушенія, ея паче всего трепещетъ діаволъ, ее выше всего похваляетъ Христосъ. Если сохраните любовь, то въ васъ сохранится высокое настроеніе настоящаго дня, духовный Синай всегда останется предъ вами. Любовью довелъ Моисей народъ до земли обѣтованной, умоливъ ею праведно разгнѣваннаго Владыку: любовію и вы пройдете земное поприще среди міра невредимы отъ міра, какъ Израиль прошелъ Іорданъ, не омочивъ ногъ своихъ. «Божіимъ свѣтомъ Твоимъ, Блаже, утреннюющихъ Ти души любовію озари». Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Первый разъ было напечатано въ журналѣ «Церковныя Вѣдомости» 1891 г. № 10.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 300-303. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.