Церковный календарь
Новости


2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

в) Слова на постриженіе въ монашество и на посвященіе епископовъ.
Слово при постриженіи студента Московской Духовной Академіи — діакона Павла Сосновскаго (Діонисія)
[1].

Возлюбленный братъ — священноинокъ!

Ты исповѣдалъ предъ Богомъ и церковью рѣшимость оставить міръ и стремиться къ сокровищамъ одной духовной жизни. — Господь призываетъ насъ къ ней различными путями. Иному отъ юности Онъ возлагаетъ восторженное преклоненіе предъ христіанскими совершенствами и готовность пожертвовать ради нихъ благами міра; другихъ, какъ и тебя, самою жизнью научаетъ уразумѣть скоропреходящее значеніе этихъ благъ, неожиданно отнимая ихъ отъ человѣка, лишая его дорогой семьи или имущества, или общественнаго положенія. Тотъ и другой путь есть дѣло промыслительной благодати, наше-же дѣло спѣшить къ исполненію ея предначертаній, довершать тотъ подвигъ, коему начало она предуказуетъ. Для тебя, возлюбленный братъ, Господь уже исполнилъ половину подвига, тяжкими лишеніями отвративъ твое сердце отъ любви къ міру. Это охлажденіе къ міру есть одна необходимая сторона духовной жизни, такъ трудно усваиваемая людьми молодыми, не знающими горестей житейскихъ. Прославляй же Всевышняго, какъ Іовъ, что Онъ Самъ исполнилъ часть твоего подвига, который другими достигается лишь продолжительной борьбой. Теперь тебѣ предлежитъ усваивать другую сторону благодатной жизни, — ея положительное содержаніе, т. е. тѣ евангельскія или духовныя добродѣтели, изъ которыхъ оно слагается, которымъ въ твоей душѣ Господь очистилъ теперь свободное мѣсто, заполняемое любовью къ міру у всѣхъ, не испытавшихъ обманчивости его утѣшеній. Наполни же твою монашескую жизнь плодами духа, которые суть: любовь, радость, миръ, долготерпѣніе, благость, милосердіе, вѣра, кротость, воздержаніе (Гал. V, 22). О томъ, какъ пріобрѣтать ихъ, тебя научатъ святые учители монашеской жизни временъ древнѣйшихъ и лучшихъ: одно только предостереженіе пріими въ сей священный часъ въ виду тѣхъ жизненныхъ обстоятельствъ, въ которыя ты будешь поставленъ. Замѣтилъ ли ты, что всѣ, исчисленные Апостоломъ, плоды духа произрастаютъ не во внѣшней, а во внутренней жизни, касаются не дѣлъ внѣшнихъ, а сокровеннѣйшихъ настроеній души? А если такъ, то, провѣряя свою жизнь и совѣсть, остерегайся удовлетворяться тою оцѣнкой, какую дадутъ ей окружающіе тебя люди. Правда, если оцѣнка эта будетъ укорительная, то со смиреніемъ и готовностію старайся исправить свои недостатки; но если она будетъ похвальная, то смотри, не полагайся на нее: иначе встрѣтишь въ этомъ неодолимое преткновеніе на пути къ совершенству. Возможно, что ты будешь окруженъ любовью учениковъ, похвалами начальниковъ, будешь получать все высшія и высшія полномочія по управленію различными отраслями жизни церковной: но смотри, не успокаивай совѣсти твоей на похвалахъ и успѣхахъ, спрашивай чрезъ слово Божіе и самоуглубленіе — отзывовъ иного Судіи, Который зритъ не на лица, а на сердце (1 Цар. XVI, 7), Который одинъ будетъ судить тебя, не спрашиваясь ни у кого, не слушая никакихъ человѣческихъ похвалъ, одобреній или почестей. — Если будешь изслѣдовать себя не по рѣчамъ людей, но чрезъ постоянное испытаніе своей собственной совѣсти, мысленно возносясь предъ судъ Господа, то путь твоей духовной жизни благонадеженъ. Однако знай и то, что нелегко бываетъ остаться вѣрнымъ сему спасительному правилу — жить по внутреннему человѣку (Рим. VII, 22) — при совершенно противоположномъ направленіи современнаго человѣчества, полагающаго всѣ цѣли своей дѣятельности въ успѣхахъ внѣшнихъ, при стремительномъ соревнованіи каждаго другъ передъ другомъ отличаться въ глазахъ властей, при общемъ непониманіи истинной цѣли жизни, при насмѣшливомъ недовѣріи ко всякому духовному внутреннему дѣланію. Легковѣсны и скоропреходящи эти внѣшніе успѣхи, непостоянна и пуста искусственно привлеченная любовь толпы, ненасытима и мучительна богопротивная жажда почестей: но, увы, — общее увлеченіе этой суетой и томленіемъ духа становится столь-же опаснымъ для любителя духовной жизни, какъ для богоизбраннаго народа израильскаго въ Вавилонѣ — общеніе съ язычниками, покланявшимися суетѣ идольской. Посему и къ твоей жизни, любезный братъ, будутъ приложимы слова посланія Іереміи, коими онъ напутствовалъ переселенцевъ. «Вы увидите въ Вавилонѣ боговъ серебряныхъ, и золотыхъ, и деревянныхъ, носимыхъ на плечахъ, внушающихъ страхъ язычникамъ. Берегитесь же, чтобы и вамъ не сдѣлаться подобными иноплеменникамъ и чтобы страхъ предъ ними не овладѣлъ и вами. Видя толпу спереди и сзади ихъ поклоняющеюся предъ ними, скажите въ умѣ: Тебѣ должно поклоняться, Владыко! Ибо ангелъ Мой съ вами, и онъ защитникъ душъ вашихъ» (ст. 4-6). Итакъ, среди многошумной, обольстительной жизни внѣшней да созрѣваетъ въ тебѣ та незримая внутренняя жизнь, сокровище которой останется извѣстнымъ только тебѣ одному, какъ тому мудрому купцу евангельскому, узнавшему о сокрытой подъ землей жемчужинѣ и не пожалѣвшему ради нея всего имѣнія. Самъ Господь да дастъ тебѣ, «по богатству славы Своей, крѣпко утвердиться во внутреннемъ человѣкѣ, вѣрою вселиться Христу» въ сердце твое (Ефес. III, 16). Животъ твой будетъ сокровенъ со Христомъ въ Бозѣ (Кол. III, 3), а міръ будетъ покланяться лести. Но если ты не соблазнишься его примѣромъ, то легко увидишь, что не только ты самъ въ своей учительской и пастырской дѣятельности будешь приносить лишь столько плодовъ и истинной, а не кажущейся, пользы, сколько будетъ въ тебѣ самомъ силъ духовныхъ: но убѣдишься и въ томъ, что и всѣ люди, бѣгающіе за призраками текущей минуты, на самомъ дѣлѣ получаютъ истинное удовлетвореніе лишь въ исполненіи требованій совѣсти, почему и находятся въ постоянномъ смятеніи, не умѣя исполнять этихъ требованій. И не всегда они находятся въ духовномъ ослѣпленіи страстей и міра. Всякій изъ нихъ переживаетъ часы просвѣтленія. Не часто ихъ посѣщаютъ эти благословенные часы и дни, но ими ознаменовываются важнѣйшіе переломы въ ихъ жизни личной и семейной, а въ особенности приближеніе столь страшной для нихъ смерти. И вотъ въ такіе часы, какъ горько они оплакиваютъ свою безсмысленную жизненную суету! Съ какимъ довѣрчивымъ благоговѣніемъ готовы они бываютъ броситься къ ногамъ всякаго, имѣющаго въ себѣ начала жизни духовной! Какимъ раболѣпнымъ поклоненіемъ желаютъ они вознаградить его за прежнее пренебреженіе! Какъ понятною тогда станетъ и тебѣ истинность избраннаго тобою пути! Однако и здѣсь берегись искушеній: берегись горделиваго превозношенія; не скажи въ сердце твоемъ: а вотъ они пришли ко мнѣ и поклонились, но съ любовію и прощеніемъ, принявъ кающихся, какъ Іосифъ своихъ братьевъ, вознеси свой умъ къ престолу Сердцевѣдца и воспой Ему хвалебно-благодарственную пѣснь за то, что Онъ не по твоимъ заслугамъ, но по дару тунѣ дарованной благодати, воззвалъ тебя, одного изъ немногихъ, «въ чудный Свой свѣтъ» (1 Петр. II, 10), и съ любовію и смиреніемъ свѣти этимъ свѣтомъ дольнему міру. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Въ первый разъ было напечатано въ журналѣ «Церковныя Вѣдомости». 1892 г., № 27.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 303-305. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.