Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

в) Слова на постриженіе въ монашество и на посвященіе епископовъ.
Слово при постриженіи въ монашество студента Московской Духовной Академіи Данилова (Стефана)
[1].

Новый путь жизни воспринялъ ты, о брате, воспринялъ и новое имя. Церковь обручила тебя Христу и соединила тебя новымъ союзомъ со святымъ первомученикомъ Его архидіакономъ Стефаномъ. Союзъ сей долженъ заключаться и въ томъ между прочимъ, чтобы ты подражалъ добродѣтелямъ сего святого апостола. Великъ былъ святой Стефанъ въ своей вѣрѣ, которою «совершалъ великія чудеса и знаменія въ народѣ»; славенъ былъ онъ въ своей надеждѣ, которая не покидала его, окруженнаго цѣлымъ синедріономъ христо-ненавистныхъ, и открыла ему славу Божію на небѣ; еще изумительнѣе была его святая любовь, научившая его молиться за своихъ мучителей-убійцъ. Въ вѣрѣ, конечно, твердъ и ты, припадающій ко святому жертвеннику и къ святой дружинѣ сей; дай Богъ тебѣ и всѣмъ намъ еще болѣе усовершенствоваться «отъ вѣры въ вѣру» (Рим. I, 17), но въ сей день, когда ты, пріявшій всеоружіе Божіе, исходишь на подвигъ духовной брани (Ефес. VI, 12-13), подобаетъ тебѣ главное вниманіе устремить на усвоеніе святой надежды, которою прославился блаженный Стефанъ въ день своего преставленія, ибо надежда есть не иное что, какъ сосредоточеніе своей вѣры во всегдашнюю всѣмъ помощь Божію на исходахъ собственной борьбы съ грѣхомъ, міромъ и діаволомъ. Подвижничество и монашество есть по преимуществу подвигъ надежды, ибо оно не дозволяетъ человѣку остановиться на настоящемъ, но велитъ повторять слова св. Павла: «стремлюсь, не достигну-ли и я, какъ достигъ меня Іисусъ Христосъ. Братіе, я не почитаю себя достигшимъ, а только, забывая заднее и простираясь впередъ, стремлюсь къ цѣли, къ почести вышняго званія Божія во Христѣ Іисусѣ» (Флп. III, 12-14). Повидимому, для вѣрующаго въ Божественное вседержительство и промышленіе не можетъ быть никакого сомнѣнія въ томъ, что, при добромъ желаніи собственнаго сердца, и помощь Божія никогда не оставитъ его въ борьбѣ съ искушеніями и не покинетъ ни въ какихъ обстоятельствахъ, пока не возведетъ къ небесному Царству. Мы слышали сейчасъ въ чинѣ постриженія слова Божія, сказанныя чрезъ пророка: «еда забудетъ жена отроча свое, еже не помиловати исчадія чрева своего, аще же и забудетъ ихъ жена, но Азъ не забуду тебе, глаголетъ Господь» (Ис. XLIX, 15). Но какъ ни несомнѣнны слова сіи, какъ ни ясно убѣждаетъ насъ разумъ въ томъ, что Господь между ищущими Его никого не отлучаетъ отъ Своего непобѣдимаго заступленія, но все-таки людей вѣрующихъ много, а людей, полагающихся на Божіе попеченіе мало, хотя послѣднее по свидѣтельству разума и по нарочитымъ обѣтованіямъ Господнимъ не отдѣлимо отъ первой. Отсюда видимъ, что много погрѣшаютъ тѣ, которые считаютъ разумъ врагомъ благочестія: не разумъ его врагъ, но неразуміе; — видимъ и то, что не напрасно надежда почитается въ христіанскомъ ученіи особою добродѣтелью, о стяжаніи которой должно прилагать особенное усердіе, дабы сказать съ Апостоломъ: «хвалимся надеждою славы Божіей» (Рим. V, 2). Трудись-же и ты, брате, надъ стяжаніемъ сего дара, дабы никогда его не лишаться. Смотри, даже одинъ изъ лучшихъ учениковъ Христовыхъ, видѣвшій Его, идущаго по водамъ, поколебался въ надеждѣ на Его помощь и началъ тонуть; примѣчай и то, что самому пламенному Апостолу вѣры Господь явился снова и снова, чтобы поддерживать въ немъ надежду на побѣду истины. Блаженны всѣ уповающіе на Господа (Псал. II, 16), но горе тѣмъ, которые чужды сего упованія. Отступая отъ надежды на Бога, но не теряя чувства самосохраненія, душа человѣка начинаетъ полагаться на начала земныя, на богатство, на высокое положеніе въ обществѣ, на здоровье, на почетъ отъ людей. Всѣ эти приманки становятся ея упованіемъ вмѣсто Бога (Іовъ XXXI, 24-29) и, коснѣя въ этомъ грѣховномъ настроеніи, человѣкъ удаляется отъ Господа все больше и больше. — Впрочемъ, если онъ и не поддается упованіямъ земнымъ, но въ то же время не будетъ сохранять упованія на Господа, на помощь Его для своей духовной брани, то не будетъ ему пользы ни отъ подвиговъ, ни отъ лишеній, ибо если все сіе будетъ твориться увѣренностью въ собственныхъ силахъ, то не послужитъ на пользу, ибо подобный самонадѣянный подвижникъ не избѣгнетъ того, чтобы умерщвляя однѣ страсти, оживлять другую злѣйшую страсть гордыни. Если же подвижникъ избѣгнетъ и сей пропасти самопаденія, но не позаботится о храненіи истинной надежды, то будетъ малодушенъ и боязливъ, неспособенъ ни къ борьбѣ, ни къ перенесенію скорбей. Какъ-же научиться намъ немощнымъ во всѣхъ обстояніяхъ жизни сохранять сознаніе той простой истины, что если Господь всегда добру помогаетъ, то не дастъ и намъ искуситься паче, нежели можемъ? (1 Кор. X, 13).

Для отвѣта на сей вопросъ должно изслѣдовать, что именно становится преградой между вѣрой и надеждой; между нашимъ вѣрующимъ разумомъ и чувствомъ, постоянно теряющимъ надежду? Чѣмъ затемняется въ сердцѣ нашемъ свѣтъ вѣры, лишь только приходится намъ примѣнить ее къ помощи Божіей въ нашей духовной брани? Затемняется онъ житейскимъ разсѣяніемъ и страстями, по причинѣ которыхъ душа наша наполняется такимъ мракомъ, что при всей вѣрѣ въ милосердіе Божіе человѣкъ начинаетъ сомнѣваться въ своей къ нему доступности.

Но это сомнѣніе, выразившееся въ недобромъ присловіи: до Бога высоко, — не есть голосъ истины, ни здраваго разума; оно исходитъ изъ смятенной грѣхами и разсѣянной души, какъ выраженіе ея общаго одебелѣнія и лѣности. Такія состоянія должно и можно препобѣждать, во-первыхъ, сосредоточеннымъ размышленіемъ, а во-вторыхъ, непрестаннымъ призываніемъ имени Божія: размышленіе напомнитъ унывающему, что Господь и лютѣйшихъ грѣшниковъ призывалъ къ покаянію, а непрестанное призываніе имени Божія наполнитъ смятенную душу свѣтлыми образами Спасителя нашего и изгонитъ плѣняющіе ее помыслы.

И еслибъ подвижникъ жилъ такъ, чтобы всегда хранить ясность созерцанія и не отступать умомъ своимъ отъ существа Божія, то не удалялся бы отъ надежды, а еслибъ не удалялся отъ надежды, то не останавливался бы ни предъ какимъ подвигомъ и самопожертвованіемъ. Жизнь монашеская такъ именно и для того именно и устроена ея подвигоположниками, чтобы содѣйствовать слабому человѣку въ этомъ духовномъ трезвеніи, — молитвѣ и изученіи закона Божія. Посему и ты, возлюбленный братъ, когда приступишь къ исполненію правилъ монашескихъ съ обычнымъ тебѣ усердіемъ, отыскивай въ нихъ тотъ духъ, которымъ всѣ они проникнуты, и ты увидишь, что духъ монашеской жизни, есть духъ христіанской надежды, поддерживаемый постояннымъ очищеніемъ сердца и заключающійся въ томъ, чтобы хранить увѣренность въ неотступной помощи Божіей духовнымъ борцамъ, на всякій часъ отдающимъ исходъ дѣлъ своихъ на волю Божію и не пекущихся «для души вашей, что вамъ ѣсть и что пить, и для тѣла вашего, во что одѣться» (Матѳ. VI, 25).

Въ томъ и цѣль монашескихъ лишеній и терпѣнія, чтобы хранить и утверждать надежду по слову Апостола: «скорбь терпѣніе содѣловаетъ, терпѣніе же искусство, искусство же упованіе; упованіе же не посрамитъ» (Рим. V, 4-5).

Такое блаженное упованіе будетъ тебя содержать въ постоянной близости къ Господу, а при сей близости любовь Божія изольется въ твое сердце Духомъ Святымъ (ст. 6), дабы ты, подобно своему новому покровителю, усовершаясь отъ силы въ силу, могъ свѣтить міру сочетаніемъ всѣхъ трехъ высшихъ добродѣтелей и простиралъ бы свою любовь до такой высоты, чтобы съ любовію молиться за своихъ враговъ подобно св. Стефану. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ церкви Московской Духовной Академіи въ январѣ 1892 года.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 306-309. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.