Церковный календарь
Новости


2018-10-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Церковь и государство въ будущей Россіи (1992)
2018-10-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Нѣтъ ничего дороже истины (1992)
2018-10-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). Православное Міровоззрѣніе (1990)
2018-10-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). Духъ послѣднихъ временъ (1991)
2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 7-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 6-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 108-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 49-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Что дѣлать малому стаду? (1992)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Догматизація Сергіанства (1992)
2018-10-20 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Харизмат. возрожденіе" какъ знаменіе времени (1991)
2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 22 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

в) Слова на постриженіе въ монашество и на посвященіе епископовъ.
Слово при постриженіи вольнослушателей Московской Духовной Академіи М. Ѳ. Алексѣева и В. М. Машкина
[1].

Возлюбленные братіе, новоначальные иноки! Въ особенныхъ, совершенно исключительныхъ условіяхъ совершилось ваше постриженіе. Обыкновенно высшая степень монашескаго званія дается для болѣе уединеннаго и много молитвеннаго подвига, а для васъ она соединяется съ оставленіемъ обителей и водвореніемъ среди общества, по преимуществу мірского. Въ свое время вы добровольно оставили общество и міръ, водворившись въ строгихъ и уединенныхъ обителяхъ для поста и молитвы; но вотъ самый подвигъ монашескаго послушанія старцамъ вызываетъ васъ изъ пустыни въ міръ, а монашеское постриженіе опредѣляетъ къ такому образу жизни, который не дастъ вамъ возможности исполнить и половину молитвеннаго правила и подвиговъ поста, принятыхъ вами въ званіи монастырскихъ послушниковъ. При всей необычности вашего положенія, вы должны его принять съ полнымъ спокойствіемъ и твердымъ упованіемъ, ибо не своя воля привела васъ сюда, но промышленіе Божіе, о которомъ сказано: «въ книгѣ Твоей записаны всѣ дни, для меня назначенные, когда ни одного изъ нихъ еще не было» (Псал. CXXXVIII, 16). Тѣмъ не менѣе соблазны и грѣхъ ожидаютъ человѣка на всякомъ пути, и поэтому всякій путь жизни долженъ проходиться «опасно» (Ефес. V, 15), дабы идущій по немъ пріобщился «дѣломъ неплоднымъ тьмы».

Отъ какихъ же соблазновъ предостерегать васъ, братіе, на семъ необычномъ и для васъ самихъ неожиданномъ послушаніи, понуждающемъ васъ, принявъ монашество, учиться среди мірянъ и впослѣдствіи учить ихъ? Говорить ли объ искусительномъ вліяніи, можетъ быть, предстоящаго вамъ начальствованія? Предостерегать-ли отъ омірщенія, отъ забвенія святыхъ обителей, отъ роскоши и разсѣянія, отъ честолюбія и славолюбія, отъ постепенно совершающагося иногда полнаго сліянія съ окружающею васъ школьною, а потомъ, быть можетъ, начальственною обстановкой, отъ монашества только по имени и по одеждѣ? Конечно, да оградитъ васъ Господь отъ подобнаго рода соблазновъ и паденій, но думается, что не такіе соблазны болѣе всего грозятъ вамъ. Вы знали міръ и раньше; вы добровольно покинули его и сказали съ Псалмопѣвцомъ: «изволихъ приметатися въ дому Бога моего паче, неже жити ми въ селеніяхъ грѣшничихъ» (Псал. LXXXIII, 11). Теперь вновь міръ около васъ по плоти, но конечно духъ вашъ, привитавшій въ обителяхъ, знаменитыхъ святою жизнью своихъ насельниковъ, не только не забудетъ жизни монастырской, но по вторичномъ сравненіи того безмятежнаго мирнаго житія у Бога и святыхъ старцевъ съ грѣховною, лживою и себялюбивою жизнью міра, сугубо возлюбитъ уединеніе монастырское, а душа ваша, какъ олень на источники водные, будетъ стремиться туда, вдаль, въ уединеніе, въ тѣсныя и низкія келліи, окруженныя толстыми стѣнами, но освобождающія духъ отъ узъ безцѣльныхъ заботъ и грѣшныхъ скорбей міра.

Да, не столько опасаюсь для васъ любви къ міру, сколько слишкомъ неумолимаго его осужденія, ибо если ссудитъ вамъ Богъ извѣдать скорби служенія пастырскаго, если, иначе говоря, повелитъ вамъ пить отъ той чаши, которую Онъ пилъ, то сколько разъ, изнемогая подъ крестомъ Его, вы позавидуете, хотя и въ высокомъ положеніи, послѣднему послушнику, подметающему дворы монастырскіе. Какъ вожделѣнна вамъ покажется знакомая уже по опыту жизнь въ обители, жизнь простая, смиренная и чуждая лукавства, исполненная благословеннаго и радостетворнаго, спокойнаго труда, увеселяемая молитвою и пѣніями богодуховныхъ пѣсней, возносящая умъ горѣ чрезъ чтеніе слова Божія и твореній отеческихъ, ободряющая душу надеждою на «уготованная отъ Господа благая», столь ясно представляющіяся сознанію при видѣ святыхъ старцевъ, живущихъ тѣломъ только на землѣ, а духомъ на небѣ.

Иначе въ мірѣ, хотя бы и на служеніи Церкви: въ мірѣ, въ этомъ сплетеніи грѣховъ, жестокости, лжи и плотоугодія, не разъ придется вамъ желать смерти, но не столько въ качествѣ радостнаго стремленія отъ хорошаго къ лучшему, сколько въ качествѣ упокоенія отъ тѣснящихъ сердце мукъ, неизбѣжно предстоящихъ борцу за Церковь и духовному отцу. Придется видѣть побѣждающее зло, придется терпѣть колебаніе въ принятомъ послушаніи; явится опасность возненавидѣть людей и себя самого. Вотъ отъ сихъ-то искушеній ограждайте себя, братіе, мыслью о томъ, что чѣмъ тяжелѣе послушаніе, тѣмъ по существу и спасительнѣе, тѣмъ рѣшительнѣе оно очищаетъ духъ. Тогда мало по малу вы возлюбите самыя свои скорби, проникнетесь благоснисходительною любовью къ ближнимъ, удалите отъ себя горделивый помыслъ о своемъ нравственномъ превосходствѣ и, обогатившись такими духовными дарами, возвратите въ свою душу, среди волнъ житейскаго моря, тотъ блаженный покой, ради котораго такъ дорога обитель. Тогда этотъ же покой будетъ разливаться вокругъ васъ на окружающихъ, какъ мягкій свѣтъ лампады, и согрѣвать сердца людей вѣрою, надеждою и любовію. Напротивъ, если не по послушанію, а въ порывѣ собственнаго нетерпѣливаго увлеченія снова оставите предстоящее вамъ служеніе и устремитесь въ обитель, то внесете туда съ собою мірскія страсти и не найдете покоя душѣ. Если же за послушаніе Христово постараетесь въ міръ вносить обитель мира, то въ свое время исполнятся на васъ слова Господни: «обрящете покой душамъ вашимъ» (Матѳ. XI, 29). Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Въ первый разъ было напечатано въ журналѣ «Церковныя Вѣдомости» 1892 г., № 43. Новопостриженные наречены: Михей и Серапіонъ.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 309-311. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.