Церковный календарь
Новости


2018-08-21 / russportal
С. Г. Рункевичъ. Свящ. Соборъ Правосл. Россійской Церкви 1917-1918 г.г. (1998)
2018-08-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 47-е (21 ноября 1917 г.)
2018-08-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 7-я (1991)
2018-08-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 46-е (20 ноября 1917 г.)
2018-08-19 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 6-я (1991)
2018-08-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 45-е (18 ноября 1917 г.)
2018-08-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 5-я (1991)
2018-08-18 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 44-е (17 ноября 1917 г.)
2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 22 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

в) Слова на постриженіе въ монашество и на посвященіе епископовъ.
Слово при постриженіи студента Московской Духовной Академіи Николая Безсонова (Никона)
[1].

Возлюбленный братъ Никонъ!

Нынѣ осуществлено твое желаніе: ты отрекся отъ мірской жизни; ты покинулъ ее, несмотря на то, что она тебѣ улыбалась и одарила тебя всѣми условіями для пользованія ея благами и преуспѣянія на содержащихся въ ней поприщахъ. Конечно, въ этотъ священный для тебя часъ ты далекъ отъ минутнаго даже сожалѣнія объ отринутыхъ утѣхахъ міра; воспоминаніе о нихъ не только не представляется тебѣ искусительнымъ, но, напротивъ, проникнетъ твою душу сугубымъ отвращеніемъ къ земнымъ удовольствіямъ и самою горячею готовностію терпѣть злостраданія и уничиженія, посты и лишенія жизни монашеской. Тебя манятъ не блага міра, а уготованная благая подвижникамъ вѣры и терпѣнія, таинственные дары Божественной благодати и сладость богооткровенныхъ глаголовъ и священныхъ пѣснопѣній. Но не слишкомъ полагайся, возлюбленный братъ, на такое настроеніе: добрыя дѣла трудомъ стяжеваются и скорбми одѣваются, и тотъ высокій порывъ духовнаго восторга, котораго Господь сподобляетъ пришедшихъ къ нему съ покаяніемъ и вѣрой, есть порывъ самъ по себѣ довольно кратковременный, и гóре новоначальному иноку, если онъ, положившись на свидѣтельство восторженной души своей въ день постриженія, ослабѣетъ въ бдительности надъ своими помыслами и начнетъ почитать себя далекимъ отъ грѣховныхъ паденій. Отвергнутыя, какъ казалось, навсегда мірскія утѣхи сперва минутными мимолетными помыслами, на подобіе легкихъ уколовъ быстро пролетающихъ стрѣлъ, начинаютъ тревожить душу легковѣрнаго подвижника, а исполненная любви и довѣрія преданность своему призванію и вѣра въ обѣтованія Божія, какъ бы скоро пробѣгающими тѣнями въ чистотѣ дѣлъ и мыслей сперва братій, отцевъ его духовной семьи, а затѣмъ дается мѣсто и постоянному осужденію кого-либо или всѣхъ ихъ и охлажденію новыхъ святыхъ привязанностей. Если разрастается эта духовная рана, то усиленіе болѣзни сказывается ослабленіемъ въ молитвенномъ дѣланіи; вмѣсто радости духовной молитва становится трудно исполнимымъ долгомъ, а затѣмъ и самый долгъ исполняется не столько по ревности, сколько по гордости, и такъ продолжается постепенное паденіе, постепенное удаленіе подвижника отъ Бога и братій о Господѣ. Да сохранитъ Онъ насъ отъ сего во вѣки.

Но есть и другой путь для новоначальныхъ, котораго да сподобитъ тебя Всевышній. Идущій по сему пути подвижникъ взираетъ на духовный восторгъ первыхъ дней монашества, какъ на даръ Божественной благодати, не утѣшаетъ себя тѣмъ, что рѣшился покинуть міръ съ его грѣховными прелестями и достигъ разумѣнія радостей благодатныхъ: но, напротивъ, тѣмъ болѣе уразумѣваетъ послѣднія, тѣмъ сокрушеннѣе кается о временахъ невѣдѣнія и паденій, тѣмъ горче себя укоряетъ, зачѣмъ давно, давно не вырвался изъ объятій грѣха. Продолжая свою духовную жизнь, такой монахъ съ трепетною тщательностью печется о сохраненіи духовнаго дара — общенія съ Богомъ и святыми Его, и не злое, а доброе отыскиваетъ въ братіи, дабы назидаться всякою малою даже крупицею содержащейся въ нихъ благодатной жизни. Приключающіяся печали онъ принимаетъ съ радостью, какъ лучшіе уроки для духовнаго преуспѣянія, и считая себя хуже всѣхъ, съ тѣмъ искреннѣйшимъ ликованіемъ славитъ милость Господа, не презирающаго и не оставляющаго грѣшнѣйшихъ людей. На какой путь станешь ты, братъ мой?

Премудрый говоритъ: «если подуешь на искру, она разгорится, а если плюнешь на нее, угаснетъ: то и другое выходитъ изъ устъ твоихъ» (Сир. XXVIII, 14). Такъ и стать на путь правый и удержаться на немъ, или же, напротивъ, удалиться на путь погибельный — въ твоей власти нынѣ. Памятуй это, возлюбленный братъ, памятуй, что не будетъ уже для тебя другого, столь блаженнаго дня, когда бы вновь открылся тебѣ совершенно свободный выборъ между истинною дорогою и заблужденіемъ. А наипаче поминай послѣдняя твоя; представь себѣ день отчета и суда, и помысли о томъ, какимъ взоромъ оглядываются на день постриженія судимые въ жизни загробной иноки. Какъ благословляютъ его тѣ, которымъ опредѣляется вѣчное блаженство въ Богѣ со святыми! Но, конечно, и они жалѣютъ въ день суда, что еще больше не приложили ревности къ духовному бодрствованію надъ собою, не освободились отъ своихъ, хотя и маловажныхъ, грѣховъ и паденій. Жалѣютъ о семъ и осужденные, но жалѣютъ въ безплодномъ плачѣ и скрежетѣ зубовъ, со стономъ проклиная день своего легкомысленно-пренебрежительнаго отношенія къ дару Божію, къ тому сѣмени жизни духовной, которое влагается искренно отрекшемуся отъ міра и прилѣпившемуся ко Господу.

Начертывая постоянно въ умѣ своемъ эти образы жизни загробной, научись, братъ мой, цѣнить величіе и важность дня сего и не пренебрегай даже малѣйшимъ впечатлѣніемъ внутренней жизни, дабы не уклониться съ праваго пути, но о всякомъ состояніи души твоей спрашивай нелицемѣрно свою совѣсть и старцевъ, чисто-ли оно отъ грѣха, и если нѣтъ, спѣши очищать его покаяніемъ и подвигами. Тогда мирно и спокойно потечетъ твоя жизнь ко взысканію грядущаго (Евр. XIII, 14), и если твоя душа не всегда будетъ исполнена снѣдающей любви и радостнаго восторга, то все же ты обрящешь для нея тотъ всегдашній внутренній покой, который Господь обѣщаетъ труждающимся во имя Его (Матѳ. XI, 29). Правда, придетъ время, когда судитъ Богъ и на такомъ пути испытать скорби жгучія, быть можетъ, обливаться кровавымъ потомъ, какъ бы учавствуя въ страданіяхъ и бореніи Божественнаго Подвижника въ саду Геѳсиманскомъ (Флп. III, 10): но сіе настанетъ только тогда, когда ты поистинѣ сдѣлаешься «Богу споспѣшникъ» (1 Кор. III, 9), когда будешь носить въ сердцѣ своемъ души многихъ, соединившись съ ними узами благодати священства, ставъ духовнымъ отцемъ многихъ. Но тогда, чѣмъ тяжелѣе будетъ скорбь о косности и грѣховномъ легкомысліи, тѣмъ лучшимъ доказательствомъ твоей духовной зрѣлости она послужитъ. Тогда ты будешь уже духовный старецъ, и хотя труднѣйшимъ представится подвигъ жизни твоей, но и силъ дастся тебѣ больше, и ясность духовнаго вѣдѣнія умножится. Господь благоволилъ устроить такъ, что лишь «многими скорбями надлежитъ намъ войти въ Царствіе Божіе» (Дѣян. XIV, 22), не потому, чтобы Онъ мало любилъ насъ, но потому, что мы-то, по самой природѣ своей зараженные гордыней, лишь скорбями и постояннымъ познаніемъ въ нихъ своей немощи освобождаемся отъ грѣховнаго самовосхваленія.

Итакъ, возлюбленный братъ, въ скорбяхъ благодари, за миръ и внутренній покой славословь, за помыслами души твоей слѣди, какъ за татемъ, и въ согрѣшеніяхъ не медли каяться. Симъ тѣснымъ путемъ войдешь въ жизнь вѣчную, которой да сподобитъ Господь всѣхъ насъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Въ первый разъ было напечатано въ журналѣ «Церковныя Вѣдомости», 1892 г., № 50.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 311-314. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.