Церковный календарь
Новости


2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

в) Слова на постриженіе въ монашество и на посвященіе епископовъ.
Слово при постриженіи студента Московской Духовной Академіи Владиміра Никольскаго (Андроника)
[1].

Взирая на тебя, возлюбленный братъ, въ свѣтломъ настроеніи одушевленной вѣры представшимъ Христу съ очищенною покаяніемъ совѣстью, вспоминаемъ мы подобный же день въ нашей жизни... Благословенъ тотъ инокъ, который, подобно Божественному Павлу, можетъ сказать: «забывая заднее и простираясь впередъ, стремлюсь къ цѣли, къ почести вышняго званія Божія во Христѣ Іисусѣ» (Флп. III, 13). Для такого инока воспоминанія постриженія не исполнены укоровъ совѣсти, но полны единственно благодарности ко Господу, открывшему ему сей путь къ вышнему знанію Божію. Правда, и такой блаженный подвижникъ, какъ монахъ, всю жизнь свою проходитъ путемъ покаянія, но его покаяніе радостотворно, оно является не столько скорбнымъ плачемъ о совершенныхъ грѣхахъ, сколько исполняется сладкими слезами о недостигнутомъ еще, но постепенно достигаемомъ высшемъ совершенствѣ. Знай же, возлюбленный братъ, что, по увѣренію отцевъ, существуетъ такой путь жизни монашеской, на которомъ испытываемое тобою нынѣ высокое наслажденіе о духовномъ родствѣ съ Господомъ и объ освобожденіи отъ узъ міра оказывается лишь слабымъ прообразомъ высшихъ и святѣйшихъ наслажденій, прообразомъ иного, лучшаго единенія со Христомъ, основывающагося не на чувствѣ только, но на подвигахъ исполненія заповѣдей Его, какъ Онъ Самъ непреложно обѣтовалъ въ Своей прощальной бесѣдѣ къ Апостоламъ (Іоан. XV, 10). Сія мысль да даруетъ тебѣ бодрость въ терпѣніи скорбей, въ борьбѣ съ духомъ унынія, въ обузданіи страстныхъ порывовъ.

Но знай и то, братъ мой, что немногіе идутъ симъ путемъ; знай, что есть иной путь, — путь, не ко спасенію ведущій; и однако извѣданный нами гораздо болѣе, чѣмъ первый. Вотъ съ этого то пути, обращая взоръ свой къ новопостриженному, исполненному духовной радости брату, инокъ охватывается горячимъ, но, увы, невыполнимымъ желаніемъ стать на его мѣсто, начать снова длинный рядъ дней, мѣсяцевъ и годовъ своего иноческаго шествія. О, съ какою тщательностью, думаетъ онъ, я избѣгалъ бы тѣхъ соблазновъ, которымъ предавался съ такимъ безумнымъ легкомысліемъ, не подозрѣвая тогда, къ какому печальному нравственному безсилію они меня приведутъ; какъ дорожилъ бы, какъ боязливо охранялъ бы я себѣ даръ божественной благодати, который мнѣ столь безпечно предалъ на разграбленіе невидимымъ врагамъ; мудрости научили меня мои несчастія, но невозвратимое и неудержимое время лишаетъ меня возможности приложить во всей мѣрѣ мудрость сію къ осуществленію въ жизни моей. — Но если допущенныя по неопытности ошибки создаютъ позднюю мудрость нерадивому монаху, подобно тому, какъ адская казнь дала ее жестокосердому богачу (Лук. XVI, 27-30), то да будетъ она плодотворна, по крайней мѣрѣ, для другихъ, вступающихъ на путь совершенства, научая ихъ, «яже подобаетъ творити и ихъ же отчаяватися».

Итакъ, выслушай, каковъ бываетъ обычный пріемъ искусителя, желающаго похитить у инока сѣмя духовной жизни. Зная его, на первыхъ дняхъ вооруженнаго божественною ревностью, онъ оставляетъ его покойнымъ, какъ Авессаломъ отца своего Давида. Но чуть только станетъ ослабѣвать онъ въ молитвѣ или бдѣніи надъ собою, врагъ показываетъ ему монаховъ съ виду нерадивыхъ, ведущихъ какъ бы предосудительную жизнь. Если новоначальный, и не произнеся слова осужденія, презрительнымъ, уличающамъ чувствомъ отзовется на нихъ въ душѣ своей, то уже и этимъ отворяетъ въ ней дверь врагу, ибо отселѣ не далеко и до тайныхъ словъ, исполненныхъ грѣховной горечи: «нѣсмь якоже прочіи человѣцы» (Лук. XVIII, 11). Пусть подъ прочими онъ разумѣетъ пока только явныхъ злодѣевъ, но превозношеніе сіе уже лишило его той сострадательной любви къ нимъ, которая нѣкогда оправдала грѣшницу въ домѣ Симона (Лук. VII, 47); повторяясь-же неоднократно, сіе превозношеніе скоро и уcта его откроетъ на осужденіе другихъ, а вмѣстѣ съ тѣмъ и на оправданіе себя. Ибо скоро послѣ сего откроется ослабленіе прежняго усердія въ молитвѣ и добрыхъ дѣлахъ, а гибельный ядъ осужденія, обильно изливавшійся изъ устъ человѣка, уже лишилъ его способности искать въ себѣ самомъ причинъ для укоренія себя-же, такъ-что мало-по-малу и явно совершенный грѣхъ, вмѣсто того, чтобы пробудить его спящую совѣсть, подобно алектору Петрову, наоборотъ — увы — усыпляетъ ее, научая гибкую мысль нашу ухищряться въ пріисканіи хотя и нелѣпыхъ, но все-же усладительныхъ для горделиваго грѣшника оправданій. Потемненная совѣсть, такимъ образомъ, все болѣе и болѣе снисходитъ къ паденіямъ, а вкравшійся змѣй гордыни возрастаетъ до такой наглости, что уже не паденія только, но и самую страсть, которой началъ служить его плѣнникъ, старается оправдать, какъ нѣчто простительное, и при всемъ томъ еще со злѣйшимъ ожесточеніемъ бичуетъ прочіе пороки и подверженныхъ имъ братій, дабы преградить къ ослѣпленному грѣшнику путь исполненнаго покаянныхъ слезъ смиренія. Кончается-ли этимъ недугомъ его властительное мучительство? Увы, нѣтъ! Все расширяя область прикасающихся сраженному подвижнику пороковъ, — ибо чѣмъ онъ теперь будетъ противостоять имъ? — врагъ и здѣсь не только не даетъ ему возможности открыть глаза на свое опасное положеніе, но стремится довести его до такого безумія, чтобы питать и удовлетворять свое горделивое превозношеніе мыслью объ обладаніи какою-либо хотя одною добродѣтелью, а всѣхъ ближнихъ осуждать за неимѣніе послѣдней или за не-вполнѣ совершенное обладаніе ею, нисколько въ то-же время не стыдясь ихъ превосходства предъ собою въ прочихъ добродѣтеляхъ, но понуждая почитать послѣднія или обманомъ, или суетою. До такого языческаго или, лучше скажу, звѣрскаго безумія доходитъ нерадящій о душѣ своей человѣкъ; но какого страха долженъ исполниться и ты, избранникъ Божій, при мысли о томъ, что къ подобному-же ужасному концу приводитъ діаволъ и неразумнаго монаха, въ самой духовной ревности послѣдняго почерпая силу для своихъ первыхъ нападеній. Только то оружіе, коимъ низложилъ врага предивный во святыхъ Макарій, т. е. спасительное смиреніе и постоянное осужденіе себя, а не другихъ, можетъ избавить и тебя, возлюбленный братъ, отъ дѣлъ зависти Евинаго обольстителя. Имѣя потупленныя очи, бія себя въ перси при воспоминаніи о содѣянныхъ грѣхахъ, противостань злому искусителю. Почитай себя стоящимъ надъ пропастью, или висящимъ надъ нею на протянутомъ сверху вервіи и громко взывающимъ о помощи къ Совершителю нашего спасенія. Дни духовныхъ восторговъ и часы сладостныхъ созерцаній пусть не отдаляютъ отъ тебя мысли о предстоящей опасности; пусть не ввергаютъ тебя въ послѣдующіе часы и дни въ самоувѣренную безпечность, но, напротивъ, да снабжаютъ они тебя силою къ новымъ подвигамъ, какъ Давида дни промедленія возставшаго на него сына. Пусть и эти первые дни, какъ нѣкогда мудрый Хусій, ослабятъ врага совершенно, укрѣпивъ тебя дарами божественной благодати и наипаче благодати смиренія, дабы эти священные дары, раздаваемые затѣмъ Богомъ чрезъ труды твои многимъ и многимъ, никогда не надмевали тебя, но лишь преисполняли сердце твое любовью къ людямъ и прославленіемъ Искупителя, дабы не по названію только, но и на дѣлѣ являлся ты носителемъ образа ангеловъ, всегда сослужащихъ спасенію людей и воспѣвающихъ во вѣки Творца. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Въ первый разъ было напечатано въ журналѣ «Церковныя Вѣдомости» 1893 г., № 34.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 314-317. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.