Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 19 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

в) Слова на постриженіе въ монашество и на посвященіе епископовъ.
Слово при постриженіи магистранта Московской Духовной Академіи Василія Мещерскаго (Евдокима).

Возлюбленный братъ о Господѣ! Ты слышалъ сейчасъ оглашеніе святой Церкви о свойствахъ того жизненнаго пути, который избранъ тобою; слышалъ ты, что это путь скорбей, лишеній и огорченій всякаго рода. Но ты съ непостыднымъ упованіемъ исповѣдывалъ радостную готовность принять сей крестъ на рамена твои, и въ настоящій день желаешь мысленно говорить съ Апостоломъ: для «Христа Іисуса Господа моего, для Него я отъ всего отказался, и все почитаю за соръ, чтобы пріобрѣсть Христа» (Флп. III, 8-9) Понятна твоя готовность въ день сей, ибо совѣсть твоя, просвѣтленная рѣшимостію посвятить себя Богу и очищенная таинствомъ покаянія, уже осуществляетъ въ себѣ отчасти обѣтованіе Христово: «блаженны чистые сердцемъ, ибо они Бога узрятъ» (Матѳ. V, 8). Воспользуйся же, возлюбленный братъ, этимъ просвѣтленіемъ очей сердечныхъ, чтобы устремить ихъ на дальнѣйшій путь твой, на сей путь скорбей, и заранѣе опредѣлить свое къ нимъ отношеніе.

Троякаго рода бываютъ скорби иноческой жизни: есть скорби побѣдныя, спасительныя, есть и скорби грѣховныя. Перваго рода скорби или страданія являются, какъ необходимое послѣдствіе или просто обнаруженіе того внутренняго измѣненія, въ коемъ заключается подвигъ совершенства духовнаго или благодатнаго обновленія. Тлѣетъ при семъ обновленіи нашъ ветхій человѣкъ, какъ истлѣваетъ одна форма жизни любого животнаго при переходѣ его въ другую; тлѣніе есть страданіе, да и самое страданіе то не есть-ли именно замѣна одного жизненнаго содержанія другимъ, потеря или лишеніе одного и внѣдреніе другого? Блаженно это страданіе, когда ветхое и злое замѣняется благодатнымъ, добрымъ. Переносить его такъ же легко, какъ побѣдителямъ — залѣчивать небольшія раны отъ безсильныхъ плѣненныхъ враговъ: это раны — напоминаніе о побѣдѣ, онѣ хотя и причиняютъ страданія, но самыя страданія являются постояннымъ источникомъ радости, почему и говорятъ Апостолы: «всяку радость имѣйте, братіе мои, егда во искушенія впадете различна» (Іак. I, 2): «егоже бо любитъ Господь, наказуетъ, біетъ же всякаго сына, его же пріемлетъ» (Евр. XII, 6). Дай Богъ, чтобы именно такія скорби на своемъ жизненномъ пути встрѣчалъ ты и всѣ мы, молившіеся о спасеніи твоемъ, монахи и міряне: это страданія распинаемыхъ похотей, подавляемой гордости, воспринятыхъ постовъ и добровольныхъ лишеній.

Но бываютъ и иныя скорби, и, къ сожалѣнію, чаще, чѣмъ тѣ блаженныя страданія. Разумѣю скорби грѣховныя, куда относится то неудовлетворенное, тягостное и безпокойное, или исполненное унынія наетроеніе, которое испытываютъ всѣ коснѣющіе въ похотяхъ грѣшники, но съ особенною остротой — нерадивые служители Бога, нарушители данныхъ Ему обѣтовъ добродѣтельнаго житія, пребывающіе въ лѣности или ожесточеніи и утрачивающіе вѣру во всесильную благодать Божію, чуждые упованія, не ищущіе покаянія. Отъ сихъ скорбей да сохранитъ Господь тебя и всѣхъ насъ, ибо то скорбь не побѣды, но пораженія, скорбь удаленія отъ Бога, скорбь, лишенная всякаго утѣшенія и даже не ищущая его.

Впрочемъ, есть еще третья скорбь, по остротѣ и горечи своей подобная сей второй, но уже не грѣховная; это тоже скорбь удаленія отъ Бога, но испытываемая не за себя самого, а за другія, врученныя подвижнику души. Разумѣю скорбь пастыря, тѣ муки духовнаго рожденія, коими мучился божественный Павелъ, мучился доколѣ не изобразится въ нихъ Христосъ (Гал. IV, 19). Сію пастырскую скорбь о погибели душъ освятилъ въ Себѣ Самомъ и Господь нашъ, Который объ Израилѣ говоритъ: «цѣлый день Я простиралъ руки Мои къ народу непослушному и упорному» (Рим. X, 21). Чѣмъ глубже эта скорбь, чѣмъ мучительнѣе и горче воздыханія о другихъ, тѣмъ угоднѣе Богу, чѣмъ чистительнѣе для воздыхающаго, тѣмъ спасительнѣе для тѣхъ, за кого возносятся воздыханія, ибо сказано: «смерть дѣйствуетъ въ насъ, а жизнь въ васъ» (2 Кор. IV, 12), т. е. въ пасомыхъ. Въ несеніи сей скорби да укрѣпитъ и да умудритъ тебя Господь и да утѣшаетъ радостями духовнаго многочадія по реченному: «возвеселится неплоды нераждающая, возгласи и возопій нечревоболѣвшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущія мужа» (Ис. LIV, 1).

Повидимому, весьма разнородны эти три рода скорбей и конечно легко было бы опознаться въ нихъ, еслибы онѣ входили въ душу подвижника раздѣльно. Но такое правильное, чуждое смутности развитіе духа, если и было возможно, то развѣ въ условіяхъ первоначальной жизни христіанскаго монашества, когда новопостриженный надолго освобождался отъ всякаго попеченія о чемъ бы то ни было, кромѣ своей души, да и она-то вручалась опытному старцу, возводившему ее на путь правый, всегда наблюдавшему за всѣми ея уклоненіями и раскрывавшему юному подвижнику его духовное содержаніе. При тогдашнемъ обиліи отцовъ духовныхъ, пасеніе другихъ вручалось имъ не прежде, чѣмъ въ собственной душѣ инока водворялась ясность и чистота помысловъ и постоянное зрѣніе иного міра. — Не то будетъ съ тобою: тебѣ предстоитъ попеченіе о наученіи другихъ почти съ первыхъ дней иноческой жизни. Здѣсь-то вотъ и предлежитъ постоянная гибельная опасность — злое принять за доброе, и чрезъ то утрачивать драгоцѣнный даръ разсужденія. А между тѣмъ, какъ часто случается, что не утвердившійся въ управленіи собственною душою своею пастырь или дѣятель принимаетъ движеніе грѣховныхъ помысловъ унынія или гнѣва за ту священную пастырскую скорбь, внушеніямъ которой онъ хочетъ повиноваться! Будучи въ уединеніи, онъ ищетъ общественной дѣятельности, какъ бы изъ-за братолюбія, но на самомъ дѣлѣ поддаваясь искушеніямъ разсѣянія или даже властолюбія; а, наскучившись трудностію пасенія душъ, убѣждаетъ себя въ необходимости отшельничества, на самомъ дѣлѣ служа духу нетерпѣнія и утрачивая любовь къ наслѣдію Христову. И въ такое самообольщенное и смятенное состояніе духа легко впадаетъ инокъ-пастырь, часто лишенный возможности углубляться въ состояніе собственнаго духа. Посему, проси Самого Господа, чтобы Онъ купно съ тобою творилъ или за тебя благопоспѣшно исполнялъ сіе важное дѣло: «искуси мя, Боже, и увѣждь сердце мое; истяжи мя и разумѣй стези моя; и виждь, аще путь беззаконія во мнѣ, и настави мя на путь вѣченъ» (Псал. CXXXVIII, 23-24). Сію молитву повторяй при всякомъ начинаніи твоемъ, не полагаясь на собственный разумъ, ибо смотри, при какихъ высокихъ подвигахъ служенія проповѣдническаго служитель Божій можетъ подвергаться и грѣховнымъ скорбямъ. «Благовѣстихъ правду Твою въ церкви велицѣй, говоритъ псалмопѣвецъ, не скрыхъ милость Твою и истину Твою отъ сонма многа, и однако прибавляетъ: яко одержаша мя злая, имъ же нѣсть числа: постигоша мя беззаконія моя, и не возмогохъ зрѣти» (Псал. XXXIX, 10, 11, 13). Помни и о томъ, что великій угодникъ Божій, святитель Тихонъ, сей ближайшій и наилучшій образецъ для ученаго монашества, учитель всего народа русскаго, подвергался однако опасности такого пагубнаго смѣшенія, и лишь благость Божія чрезъ напоминаніе одного простеца удержала его отъ ошибки принять помыслъ высоко-умствованія за помыслъ братолюбія.

Какъ же научиться сему мудрому различенію намъ-то, немощнымъ и малоопытнымъ, особенно въ тѣ, для всякаго инока-пастыря неизбѣжные дни глубокихъ, мучительныхъ и сложныхъ печалей, когда тройственная скорбь не только исполняетъ горечью сердце и утробу, но и покушается совершенно затмить умственный взоръ, такъ что и небо какъ бы скрывается, и земля уходитъ изъ подъ ногъ унывающаго подвижника. Грѣховная печаль его нѣсколько отдалила отъ Бога, молитва его оскудѣваетъ и ноющее сердце говоритъ ему, что онъ забытъ и оставленъ.

Это безотрадное настроеніе, возлюбленный братъ, весьма напоминаетъ то, что испытывали жены мѵроносицы предъ событіемъ, о которомъ мы слышали въ Евангеліи, прочитанномъ на нынѣшнемъ священнослуженіи. Подобно добрымъ инокамъ, онѣ все оставили для Христа, забыли дома свои и родню, и нѣкоторыя изъ нихъ — высокое положеніе, а другія — веселую, исполненную грѣховныхъ наслажденій жизнь. Конечно, всѣ эти лишенія давали себя чувствовать и во время земной жизни Господа; къ нимъ присоединялись постоянно новыя скорби и недоумѣнія при видѣ враждебной холодности іудеевъ къ проповѣди ихъ Учителя и Его униженной отчужденности вмѣсто ожидаемой славы и воцаренія надъ Израилемъ. Однако, какъ ни многократно повторялись эти огорченія, но пока Господь былъ съ ними и слухъ ихъ оглашался Его очистительными сладчайшими глаголами, онѣ имѣли постоянный источникъ исцѣленія своимъ печалямъ. Когда-же настали ужасные дни преданія, осужденія, страстей, распятія и смерти, вотъ здѣсь скорбь ихъ превысила всякую мѣру, поколебалась ихъ вѣра, отлетѣла надежда. Совершенно убитыя приходятъ онѣ ко гробу воздать почившему послѣдній долгъ, яко человѣку. Все теряютъ онѣ, чѣмъ жили раньше, во что вѣровали, чего надѣялись; не потеряли только любви и самоотверженія, и эта любовь въ очахъ Христовыхъ сдѣлала ихъ достойными принять благую вѣсть о воскресеніи. Души ихъ были погружены во тьму скорбей, но внезапный свѣтъ осіяваетъ ихъ, ангелъ, сѣдящій на гробѣ, возвѣщаетъ имъ вѣщую радость, и вотъ Самъ воскресшій Господь привѣтствуетъ ихъ глаголомъ устъ Своихъ и дозволяетъ имъ прикоснуться къ пречистымъ стопамъ Своимъ.

Такая же радость, возлюбленный, не отъ человѣка и не отъ человѣческихъ усилій, но единственно, какъ даръ благодати божественной, дается ослабѣвающему духовному воину, если онъ не устранитъ изъ своего сердца исканія Христа, если не потеряетъ самоотверженнаго желанія любить Его. Говорю, конечно, не о живомъ чувствѣ любви, которое невозможно искусственно возбудить въ себѣ въ эти тяжкіе дни испытанія и унынія, но о томъ, чтобы, во-первыхъ, удалять отъ сердца своего враждебный ропотъ, удалять самооправданіе и требовательность, и говорить самому себѣ такъ: хотя и тяжко мнѣ, но вѣдь не для радостей пошелъ я по пути сему; я отрекся отъ всякаго земного счастья и исповѣдалъ готовность искать только Христа. Если чувствую теперь Его удаленіе, значитъ, я самъ виновенъ предъ Нимъ, хотя и не могу понять, въ чемъ именно. Мнѣ представляется, что скорби несу я ради Него, но если онѣ такъ мятежны, то много и моей собственной вины въ претерпѣваемыхъ внутреннихъ напастяхъ, ибо неложно сказалъ Апостолъ: «вѣренъ Богъ, Иже не оставитъ васъ искуситися паче, еже можете» (1 Кор. X, 13).

Сказавъ себѣ сіи слова, вспоминай и о нынѣшнемъ блаженномъ днѣ, когда сердце твое совершенно отрѣшалось отъ всего мірского и устремлялось единственно къ любви Христовой. — Тогда вдругъ разсѣется окружавшій тебя духовный мракъ. Господь, принявъ жертву твоей покорности и самоосужденія, возсіяетъ въ сердцѣ твоемъ свѣтъ Своего благодатнаго присутствія, какъ иногда мѵроносицамъ при гробѣ. Внезапно освѣтитъ тебя лучъ разумѣнія, и смятенный внутренній міръ твой предстанетъ тебѣ во всей ясности. Увидишь ты сразу, въ чемъ ты самъ погрѣшилъ и что терпѣлъ Христа ради, какой несъ крестъ и какими собственными отступленіями усугублялъ его тяжесть. Какъ-бы на двѣ половины расколется твое внутреннее настроеніе, и слезы покаянія, обильно исторгаемыя изъ очей твоихъ, омоютъ и вынесутъ вонъ изъ твоей духовной храмины всѣ тѣ помыслы ожесточенія, или гордости, или чувственностя, которые прежде незримо въ ней гнѣздились. Быстро удалится тогда давившее тебя раньше уныніе и не съ ропотомъ, а съ благодарностію поднимешь ты снова крестъ твоего служенія и будешь лобызать тѣ черныя одежды, которыя тебя съ нимъ соединили. Твое сердце, освободившись отъ печали міра сего, сохранитъ только печаль, яже по Бозѣ. Тихій, непоколебимый миръ внутренній снизойдетъ въ твою душу, и ты такъ проникнешься сознаніемъ присутствія Христова, что не осмѣлишься очей твоихъ поднять отъ земли, какъ бы страшась увидѣть Его предстоящаго. Тогда благословишь ты скорби свои и лишенія, тогда поймешь, сколь неотступно Его любвеобильное попеченіе о душѣ твоей, и мысленно будешь творить то, что сказано о святыхъ женахъ: «онѣ же ястѣся за нозѣ Его, и поклонистѣся Ему» (Матѳ. XXVIII, 9). Аминь.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 317-322. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.