Церковный календарь
Новости


2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 13 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

в) Слова на постриженіе въ монашество и на посвященіе епископовъ.
Слово при постриженіи въ монашество
[1].

Привѣтствую васъ, возлюбленные братіе, съ принятіемъ ангельскаго образа. Сегодня вы не только предъ лицемъ насъ — грѣшныхъ, но предъ лицемъ Самого Господа и святыхъ Его дали торжественный обѣтъ — быть вѣрными иноческому званію и неуклонно идти тѣмъ путемъ, какимъ шли и достигли Царствія небеснаго воспоминавшіеся нынѣ святые угодники — святые Антоній и Ѳеодосій Печерскіе, преподобный Сергій Радонежскій и подобные имъ иноки-подвижники. Великій и трудный подвигъ предстоитъ вамъ отнынѣ: какъ вы сами слышали сегодня, Господь будетъ судить васъ и воздастъ вамъ не по тому, что вы обѣщали, но по тому, какъ вы исполнили обѣщанное.

Правда, въ настоящія минуты вы съ радостнымъ упованіемъ и съ легкимъ сердцемъ взираете на путь сей. Облеченные во вся оружія Божія, вы вмѣняете въ соръ всѣ прелести міра; всѣ приманки его кажутся вамъ нынѣ жалкими, ничтожными. Отрѣшеніе отъ всего земного и успокоеніе сердца своего въ Богѣ — вотъ, что является вожделѣнной цѣлью жизни вашей въ день сей. Но, други мои, ненадолго оставлено вамъ будетъ такое благодушное настроеніе. Недолго вы будете нести только подвигъ иноческаго послушанія и вести борьбу со своими только личными искушеніями для спасенія душъ своихъ. Скоро по выходѣ изъ стѣнъ сихъ на васъ возложатъ иной подвигъ, — поручатъ вамъ духовное руководительство надъ другими и попеченіе о спасеніи душъ многихъ; будете вы трудиться, какъ пастыри, какъ учители и пастыри пастырей. Это — путь, которымъ шли наши великіе святители — святый Димитрій Ростовскій, святый Митрофанъ, Иннокентій, Тихонъ, новопрославленный святитель Черниговскій Ѳеодосій; подвигъ великій и святой, но чрезвычайно трудный для тѣхъ, которые хотятъ непритворно понести его. Скорбямъ и искушеніямъ тутъ больше мѣста, чѣмъ въ подвигѣ иноковъ, живущихъ въ удаленіи отъ міра и заботящихся о своемъ только спасеніи.

Еще не освоитесь вы съ духовною бранью въ себѣ самихъ, — а васъ уже заставятъ помогать другимъ въ этой борьбѣ. Не спрашивая о томъ, расположены ли вы къ этому въ тотъ или иной часъ, прямо будутъ требовать отъ васъ духовной помощи. Быть можетъ, въ собственной душѣ твоей будетъ происходитъ цѣлая буря искушеній и помысловъ, — а къ тебѣ придетъ сокрушенный духомъ грѣшникъ, чтобы разрѣшить, чтобы успокоить мятущійся духъ свой. Или когда сердце твое ноетъ и стонетъ подъ тяжестью какой-нибудь скорби или унынія, позовутъ тебя въ большой храмъ проповѣдывать народу слово Божіе. Или вотъ помыслы чувственные, либо тщеславные начнутъ усиленно толкаться въ душу твою, — а тебя требуютъ совершать Божественную службу, исповѣдывать грѣшниковъ, назидать учениковъ. Часто будешь ты исповѣдывать Господу въ сокрушенномъ сердцѣ недоумѣніе о путяхъ Его Промысла и говорить: «печаль пріятъ мя отъ грѣшникъ, оставляющихъ законъ Твой» (Псал. CXVIII, 53), — будешь ужасаться, «яко путь нечестивыхъ спѣется» (Іер. XII, 1), — а въ то же время будешь обязанъ утѣшать христіанскую душу ученика при подобномъ же сомнѣніи. Вотъ когда, возлюбленные, предстоитъ вамъ самое опасное искушеніе — измѣнить своимъ священнымъ обѣтамъ преданности волѣ Божіей, цѣломудрія, послушанія и смиренія. Когда столкнется въ одно и то же время борьба внутренняя съ внѣшней заботой или скорбью, тогда діаволъ нашептываетъ изнемогающей душѣ монаха: «поступись своими обѣтами только на этотъ разъ, чтобы не изнемочь въ борьбѣ до полнаго безсилія; только одинъ разъ сдѣлай уступку страстному помыслу, или честолюбивымъ мечтамъ и стремленіямъ, или гнѣву и раздраженію на подчиненныхъ; отступись отъ борьбы на мгновеніе, отдохни — и снова примешься за духовное дѣланіе». Не вѣрьте ему никогда! Не думайте, возлюбленные братіе, что такая уступка грѣху можетъ успокоить и обезопасить васъ; напротивъ, ею-то и воспользуется врагъ, чтобы поставить васъ въ мучительное состояніе духовной раздвоенности, не дающей душѣ покоя ни при добромъ, ни при грѣховномъ ея состояніи. Такъ человѣкъ, подвергшійся простудной лихорадкѣ, потерявшей естественную теплоту въ тѣлѣ своемъ, ни въ холодѣ, ни въ теплѣ не знаетъ покоя плоти своей: его бросаетъ то въ жаръ, то въ ознобъ. Подобное бываетъ и съ падшимъ борцомъ духовнымъ. Укореняющаяся страсть съ сугубой силой мучитъ его въ подвигѣ, душа ослабляется безнадежностью; а при новомъ возвращеніи ко грѣху его терзаетъ оскорбленная совѣсть.

Изъ этой мучительной раздвоенности возможны только два исхода. Одинъ, — отъ котораго да защититъ Господь всѣхъ насъ, здѣсь стоящихъ — и монаховъ и мірянъ, — состоитъ въ томъ, чтобы совершенно заглушить въ себѣ совѣсть, всецѣло отдавшись порочнымъ страстямъ; другой исходъ — въ томъ, чтобы возгорѣться ненавистью къ страсти своей, призывая на помощь всесильную благодать Божію, — вооружиться на врага до полнаго его истребленія, сказать съ псалмопѣвцомъ: «пожену враги моя, и постигну я, и не возвращуся, дондеже скончаются» (Псал. XVII, 38).

Если же вы будете изнемогать въ этой борьбѣ, когда вамъ будетъ особенно тяжело, — тогда вспоминайте настоящій, великій и блаженный для васъ день, когда вы съ очищенными душами, съ пламенною ревностью по Богѣ и съ твердою рѣшимостью вести жизнь богоугодную припали къ святому жертвеннику и дружинѣ сей; вспоминайте, какіе великіе и страшные обѣты дали вы въ этотъ день, и какую радость духовную переживали вы, принявъ образъ ангельскій.

Однако, не всегда и это средство будетъ достаточно. Придутъ дни тяжкіе, будутъ «отвнѣ нападенія, и изнутри страхи» (2 Кор. VII, 5). Тогда познаетъ всякій подвижникъ ничтожество силъ человѣческихъ, шаткость нашей естественной добродѣтели, — познаетъ, что спасаемся мы единою благодатію Божіей и въ жизни духовной бываемъ подобны Петру, тонущему посреди моря и спасаемому единою десницею Христовой. Тогда возопійте къ Нему изъ глубины сердца, исповѣдая Ему свою немощь, — и вдругъ начнутъ спадать съ васъ оковы страстей и скорбей, или войдетъ въ души ваши неустрашимая бодрость въ борьбѣ съ ними. Вотъ почему подвигъ спасенія, подвигъ монашества есть собственно подвигъ смиренія и покаянія.

Истину сію уразумѣваетъ всякій инокъ, искусившійся въ борьбѣ духовной. Но блаженъ тотъ инокъ, который вступаетъ на путь своего дѣланія съ губокимъ, яснымъ сознаніемъ сей истины. Это убѣжденіе въ своей немощи и въ силѣ благодати есть лучшее средство къ облегченію иноческаго подвига. Имъ были крѣпки и велики названные иноки — пастыри, умѣвшіе въ такомъ чудномъ единствѣ сочетать оба эти подвига. Были въ ихъ власти сокровища земныя, но они считали себя лишь приставниками къ распредѣленію ихъ нуждающимся; были у нихъ пространныя хоромы, но онѣ служили имъ не упокоеніемъ, а безмолвнымъ увѣщаніемъ къ сугубому вниманію о душѣ своей; было у нихъ много подвластныхъ и возможность безнаказанно величаться надъ ними, но они почитали себя слугами всѣхъ, такъ что умножающаяся власть была для нихъ умножающимся рабствомъ предъ многими. Души ихъ горѣли ревностію о спасеніи всѣхъ, а изнемогающая въ болѣзняхъ плоть удручала ихъ страданіями, — но смотрите, какой мирный, радостный взоръ обращали они на міръ сей, какъ любили людей, какъ сочувственно откликались на ихъ запросы. «Если Ты низвергнешь меня во адъ», — говорилъ одинъ изъ нихъ къ Богу, — «то я и тамъ не престану воспѣвать Твою славу». Такова сила смиренія, сила вѣры въ благодать Божію. Этою силою да облекутъ васъ, братіе, новыя одежды ваши и общая наша съ вами молитва. Да даруетъ Господь, чтобы вы пребыли вѣрными до смерти иноческому званію, добрѣ скончали теченіе подвига земного, — чтобы послѣ того вы удостоились припасть уже не къ церковному жертвеннику, а къ небесному престолу Царя славы, и приступить не къ этой дружинѣ подобныхъ вамъ кающихся братій, а къ небесному воинству святыхъ ангеловъ, радующихся о единомъ грѣшникѣ кающемся. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Слово это сказано при постриженіи въ монашество студентовъ Казанской духовной академіи 4-го курса священника Никодима Троицкаго и 2-го курса Валентина Лебедева 16 ноября на всенощномъ бдѣніи. Новопостриженнымъ дали имена первому Наѳанаилъ, второму — Варсонофій. Въ первый разъ напечатано было въ журналѣ «Церковныя Вѣдомости» 1896 г., № 49.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 322-325. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.