Церковный календарь
Новости


2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ. Бесѣды св. Василія Великаго и прав. Іоанна Кронштадтскаго (1976)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Жизнь въ Церкви - жизнь въ благодати (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 10 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

в) Слова на постриженіе въ монашество и на посвященіе епископовъ.
Слово при постриженіи студентовъ Казанской Духовной Академіи, священниковъ, — Михаила Павлова (Макарія) и Павла Раевскаго (Ѳеодосія)
[1].

Возлюбленные братья священно-иноки Макарій и Ѳеодосій!

Сегодня вы приступили работать Господу, отринувъ жизнь мірскую. Не въ первый разъ въ вашей жизни посвящаете вы себя на служеніе Богу. Окончивъ семинарскую школу, вы рѣшились воспринять жребій служенія пастырскаго, предпочитая его всякому мірскому званію. Но Господу не угодно было оставить васъ на этомъ поприщѣ служенія Ему, и Онъ неожиданно для васъ вызвалъ васъ на другое.

Явленіе это не единственное въ исторіи Божественнаго домостроительства нашего спасенія: напротивъ, едва ли не съ первыхъ страницъ священной исторіи встрѣчаемся мы съ такими обнаруженіями воли Божіей, когда Господь служителей Своихъ, начиная еще съ ветхозавѣтныхъ патріарховъ, удерживалъ отъ избраннаго ими способа служить Ему, и властно, иногда даже какъ бы сурово, привлекалъ ихъ къ инымъ подвигамъ, для нихъ нежелательнымъ, даже мучительнымъ. Такъ, Авраама, Исаака, Іакова и Іосифа десница Божественная перебрасывала изъ одной страны въ другую, отъ одного народа къ другому, то возводила на высоту общественной жизни, то низвергала на дно ея, даже до темницы и изгнанничества; то умножала число присныхъ ихъ и домочадцевъ, то разлучала ихъ съ ними, а отъ одного изъ нихъ даже потребовала принесенія въ жертву единороднаго сына.

Блаженъ тотъ служитель Божій, который во всѣхъ испытаніяхъ, коимъ онъ подвергается, сохраняетъ твердую вѣру въ то, что Господь не по иному какому-либо побужденію, какъ только по любви къ нему сокрушаетъ его скорбями и лишеніями, преграждая ему путь даже къ тѣмъ намѣреніямъ жизни его, коими онъ желалъ служить тому же Небесному Владыкѣ. Блаженъ онъ, если пойметъ, что подобное препятствіе нужно было единственно для того, чтобы доброе намѣреніе его сердца очищалось отъ примѣси себялюбія и гордости, неизбѣжно привходящей во всѣ дѣянія ветхаго человѣка, — если съ покорностью перемѣнитъ онъ, согласно указанію Божію, прежній жребій жизни своей на новый, хотя бы онъ не сходился съ первоначальнымъ его желаніемъ. Такъ поступили и вы, возлюбленные братіе, когда съ покорностью, претерпѣвъ отъ Бога разрушеніе семейнаго очага своего, пошли туда, гдѣ, согласно, хотя съ недавнимъ, но мудрымъ преданіемъ Церкви, усмотрѣли вы свое новое призваніе. Вы отдали себя вновь руководству церковной школы, а нынѣ исповѣдали окончательную готовность посвятить жизнь свою исключительно Богу и Церкви. Иная участь постигаетъ тѣхъ, которые въ посылаемыхъ испытаніяхъ и несчастіяхъ не умѣютъ или не хотятъ проразумѣвать голоса того же любящаго и благоснисходительнаго Господа. Они ожесточаются, впадаютъ въ ропотъ, въ уныніе и отвергаются въ своемъ озлобленіи отъ всякаго служенія Богу. Таковы тѣ, по истинѣ, несчастные священнослужители, которые, претерпѣвъ разрушеніе семейнаго счастія, погрязаютъ въ порокахъ и, наконецъ, отвергаются самаго священнаго сана, съ которымъ ихъ связало Божественное таинство и клятвенное обѣщаніе. Малыя дѣти разумнѣе ихъ, ибо и эти послѣднія умѣютъ въ строгомъ выговорѣ любящаго родителя усматривать его ласкающій взоръ, уразумѣвать его огорченную любовь. Господь же, нашъ Небесный Отецъ, любитъ насъ больше, чѣмъ земные родители, ибо вы только что слышали слово Его: «аще и жена забудетъ исчадіе свое, Азъ же не забуду тебѣ». Извѣстно вамъ и другое Его слово: «его же любитъ Господь, наказуетъ, біетъ же всякаго сына, его же пріемлетъ».

Итакъ, Онъ, премилосердый Господь нашъ, сокрушивъ васъ скорбями лишеній, нынѣ принимаетъ васъ въ новое пріискреннѣйшее общеніе съ Собою, освобожденныхъ отъ всякихъ земныхъ узъ званіемъ монашества.

Въ чинѣ постриженія вы называетесь припадающими къ Богу и къ святѣй дружинѣ сей. Объ этихъ-то послѣднихъ словахъ и должно размыслить вамъ ради совершеннѣйшаго уразумѣнія предстоящаго вамъ духовнаго дѣланія. Принимая монашество, вы вводитесь въ великое братство, которое въ продолженіе полутора тысячъ лѣтъ представляло собою лучшій цвѣтъ нивы Христовой святой Церкви; тѣсное единеніе съ этимъ братствомъ, съ его преданіемъ, съ его бытомъ должно быть предметомъ вашихъ всегдашнихъ искреннѣйшихъ стремленій.

Правда, то послушаніе, къ которому призываетесь вы, будетъ существенно разниться отъ обыкновенныхъ монастырскихъ подвиговъ, и внѣшнія условія жизни, такъ называемаго, ученаго монашества по необходимости различны отъ жизни монаховъ общежительныхъ или пустынныхъ отшельниковъ. Въ виду сего нѣкоторые неразумные люди находили бы болѣе подходящимъ, чтобы общество ученыхъ монаховъ и по названію своему, и по своимъ нравственнымъ обязанностямъ, и по обѣтамъ и даже по самому чину постриженія было бы выдѣлено изъ общаго монашескаго званія. Но вамъ да даруетъ Господь мыслить о семъ совершенно противоположнымъ образомъ и всегда держаться того убѣжденія, что нравственная сила ваша, т. е. ревность о славѣ Божіей, чистота жизни, одушевленное самоотверженіе и стойкость въ исполненіи пастырскаго долга, будетъ всецѣло зависѣть отъ того, насколько глубоко и ясно будете вы сознавать себя прежде всего и паче всего монахами, насколько будете всегда имѣть готовность отрѣшиться отъ всякихъ высокихъ іерархическихъ полномочій и возвратиться въ среду людей, пекущихся единственно о чистотѣ души своей предъ Богомъ. Знайте, что нелегкій путь служенія предстоитъ вамъ; напротивъ, постоянная борьба съ собственною косностію и грѣховными страстями, а также съ жестоковыйностію порученныхъ вашему пастырскому попеченію душъ, со лжебратіею и вообще съ грѣховными устоями жизни будетъ одолѣвать васъ. Чтобы противопоставить этой окружающей васъ борьбѣ, суетѣ и скорби нѣкое иное внутреннее богатство, должно прежде всего сознавать себя стоящимъ на твердой, вѣками укрѣпленной почвѣ, нужно мыслить себя членомъ многочисленнаго побѣдоноснаго братства, и такая почва, такое братство представляетъ собою монашество монастырское. Не смотрите на то, что оно не богато ученостію, что многіе сыны его страдаютъ отъ грѣхопаденій: оно за то богато еще глубокою, непоколебимою вѣрою и тою всецѣлою преданностію промыслительной волѣ Божіей, по пути которой вамъ еще много, много нужно усовершаться, хотя вы и вступили на путь сей такъ рѣшительно, покорившись безропотно призывающему васъ указанію Божію.

Но дальнѣйшія испытанія по своей многочисленности и неожиданности будутъ еще, можетъ быть, гораздо труднѣе, такъ что постоянно преодолѣвать житейскую злобу и ложь бываетъ въ состояніи тотъ монахъ-дѣятель, который не со страхомъ и ужасомъ, но съ любовію и упованіемъ помышляетъ о высокихъ бѣлыхъ монастырскихъ стѣнахъ, о денно-нощномъ славословіи въ нихъ Господа, о славянскихъ, «паче же кожаныхъ» книгахъ и о смиренныхъ насельникахъ святыхъ обителей, не мудрыхъ въ наученіи книжномъ и общественномъ, но премудрыхъ въ своей дѣтской вѣрѣ и мужественномъ презрѣніи къ міру.

Впрочемъ, не только въ жизненныхъ несчастіяхъ, но и при сравнительно спокойномъ теченіи вашей дѣятельности, лишь въ общеніи съ этими обитателями монастырей научитесь вы тому главнѣйшему условію терпѣливаго несенія жизненнаго креста, о коемъ мы упомянули въ началѣ слова. Условіе это заключается въ томъ, чтобы во всемъ происходящемъ съ нами считать виновникомъ не людей и не случайныя совпаденія житейскихъ обстоятельствъ, какъ обыкновенно разсуждаютъ люди мірскіе, но нашего Господа и Вседержителя, ибо безъ воли Его и волосъ не спадетъ съ головы нашей и малая птица, цѣнящаяся менѣе пенязя, не падетъ на землю. И если въ общеніи съ препростою братіею усвоите вы эту монашескую мудрость, то и ни въ какомъ жизненномъ крушеніи, ни въ оклеветаніи, ни въ лишеніи, ни въ разлученіи не приблизится къ вамъ самый страшный грѣхъ — ропотъ и отчаяніе; ни даже, чего сохрани Богъ, если попуститъ Господь вамъ повергнуться въ тяжкое паденіе грѣховное, не испытаете вы опасности отъ духа унынія и безнадежности, но съ сугубою ревностію возстанете вы къ покаянію и исправленію, ибо въ томъ оправдываются слова опытныхъ старцевъ: «монаховъ много грѣшниковъ, но немногіе изъ нихъ погибаютъ», что они преемственно другъ отъ друга въ продолженіе пятнадцати вѣковъ сохраняютъ святую увѣренность въ водительствѣ Богомъ ихъ жизнію. Воспринять въ сердцѣ своемъ эту то увѣренность съ перваго дня вашего постриженія желаетъ вамъ окружающая васъ нынѣ монашеская дружина и съ этимъ молитвеннымъ благожеланіемъ вручаетъ васъ незримому руководству святыхъ угодниковъ Макарія и Ѳеодосія, имена которыхъ вы воспріяли». Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Въ первый разъ было напечатано въ журналѣ «Церковныя Вѣдомости» 1897 г., № 13.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 325-329. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.