Церковный календарь
Новости


2018-10-23 / russportal
Акаѳистъ всѣмъ святымъ, въ землѣ Россійской просіявшимъ (1995)
2018-10-23 / russportal
Н. П. Саблина, О. В. Губарева. "Отъ всѣхъ предѣлъ земли нашея" (1995)
2018-10-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ о работѣ Переселенческаго Комитета (1992)
2018-10-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О возник. въ современной церк. практикѣ вопросахъ (1992)
2018-10-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Церковь и государство въ будущей Россіи (1992)
2018-10-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Нѣтъ ничего дороже истины (1992)
2018-10-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). Православное Міровоззрѣніе (1990)
2018-10-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). Духъ послѣднихъ временъ (1991)
2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 7-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 6-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 108-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 49-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Что дѣлать малому стаду? (1992)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Догматизація Сергіанства (1992)
2018-10-20 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Харизмат. возрожденіе" какъ знаменіе времени (1991)
2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 23 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

в) Слова на постриженіе въ монашество и на посвященіе епископовъ.
Рѣчь при врученіи жезла хиротонисанному во епископа Уфимскаго архимандриту Клименту.

Исполняя послушаніе, данное мнѣ нашимъ первосвятителемъ, скажу тебѣ, возлюбленный собратъ, не о внѣшнихъ условіяхъ пастырскаго дѣланія въ Уфимскомъ краѣ, но объ условіяхъ внутреннихъ.

Дѣло пастырское, въ противоположность мірскому начальствованію, заключается не въ распредѣленіи содержанія общественной жизни, а въ творчествѣ. Пастырь Церкви, а въ особенности архипастырь, вызываетъ къ жизни добрую волю, общественную и личную, тамъ, гдѣ ея не было раньше, а ту, которая была раньше его, — укрѣпляетъ, сохраняетъ и защищаетъ противъ сильныхъ; но эти труды его не суть труды человѣческіе, какъ вѣщаетъ намъ божественный Павелъ. — «Не я», говоритъ онъ, «но благодать, которая во мнѣ!». Итакъ, тотъ пастырь можетъ исполнять свое назначеніе, который привлекъ къ себѣ благодать Духа, а благодать дается подвизающимся въ божественныхъ заповѣдяхъ и приближающимся къ духовному совершенству; и въ этомъ то подвигѣ, слѣдовательно, и заключается главный долгъ святителя.

Но возможно ли проходить сей путь духовнаго подвижничества современному епископу, окруженному обычной суетою жизни и несущему множество обязанностей полумірского, или даже чисто мірского характера?

Если подобный вопросъ смущаетъ твой духъ, то скажу тебѣ объ одномъ и притомъ не трудномъ подвигѣ, который вводитъ христіанина, а тѣмъ болѣе пастыря въ благодатную жизнь и затѣмъ помогаетъ ему усвоять и прочіе подвиги при самыхъ даже неблагопріятныхъ условіяхъ.

Вотъ, что говоритъ учитель совершенства святый Симеонъ, Новый Богословъ, объ этомъ подвигѣ. «Многіе, — такъ приблизительно говоритъ онъ, — многіе спаслись, не стяжавъ полноты совершенствъ на землѣ: не показавъ воздержанія, не сохранивъ цѣломудрія, не прославившись мученичествомъ, но никто не спасся, не пріявши душою своею умиленіе. Благоразумный разбойникъ принесъ на нелицепріятный судъ Владыки только множество душегубствъ и грабежей, но въ предсмертный часъ свой умилился духомъ при видѣ Божественнаго Страдальца и умилившись, раскаялся и оказался первенцемъ небеснаго рая. Такъ же и земная Церковь Христова обогатилась впервые тысячами того народа, о которомъ сказано: «тогда они умилились сердцемъ и спрашивали; что намъ дѣлать?»

Итакъ, умиленіе — вотъ тотъ нетрудный подвигъ, который вводитъ въ рай душу человѣка послѣ его смерти и привлекаетъ благодать при его жизни.

Посему, стяжи умиленіе.

Стяжи умиленіе, размышляя о божественномъ милосердіи и о спасеніи ввѣряемыхъ тебѣ душъ.

Когда будешь видѣть народъ, спѣшащій въ твой соборный храмъ, чтобы слушать твою святительскую молитву и твое поученіе, когда будешь приносить жертву о своихъ грѣсѣхъ и о людскихъ невѣжествіихъ, то пусть очи твои наполняются слезами и духъ твой — умиленіемъ.

Когда ты самъ будешь объѣзжать селенія твоей обширной и разноплеменной паствы, и народъ русскій, — народъ великій и христолюбивый, — будетъ встрѣчать тебя колѣнопреклоненный у пороговъ своихъ убогихъ жилищъ, и краями одежды твоей отирать свои лица, освященныя изнурительнымъ трудомъ и любезною Спасителю нашему нищетою, тогда исполняйся смиреннымъ самоукорительнымъ чувствомъ и плачемъ о своемъ недостоинствѣ, и говори Богу о себѣ, что ты хуже послѣдняго изъ этихъ согбенныхъ и сокрушенныхъ меньшихъ братій Божественнаго Эммануила, которые въ своемъ терпѣніи, въ своей благоговѣйной любви къ Нему угодны Ему паче мудрыхъ и сильныхъ міра сего.

Стяжи умиленіе! Ибо, когда воспримешь его въ свою душу, то ни для кого изъ паствы твоей не будешь чужимъ. Правда, въ Церкви Россійской паства каждаго святителя столь многочисленна, что уже нѣтъ возможности для каждаго мірянина имѣть личное общеніе съ архипастыремъ, но если послѣдній богатъ умиленіемъ и внутреннимъ духовнымъ состраданіемъ паствѣ, то одно приближеніе его, а тѣмъ болѣе его поучительное слово и его молитва заставляютъ вострепетать всякую душу и низводятъ въ нее огненную благодать Божественнаго Параклита.

Стяжи умиленіе! Ибо, обогатившись имъ, ты сдѣлаешься въ высшей степени чуткимъ къ духовнымъ нуждамъ каждой души и пріобрѣтешь пастырскую мудрость и предусмотрительность въ большей степени, чѣмъ это возможно посредствомъ обычнаго ознакомленія съ жизнью.

Твоя паства разноплеменна и, кромѣ русскихъ людей, въ нее входятъ крещеные, но далеко не всегда утвержденные въ вѣрѣ инородцы; этимъ Господь тоже далъ благодать умиленія: умиляйся и ты, взирая на нихъ, когда услышишь изъ устъ ихъ знакомыя и дорогія намъ созвучія священныхъ пѣснопѣній, на языкѣ непонятномъ и дикомъ, и увидишь, какъ при этомъ ихъ лица преображаются какъ бы нѣкіимъ благодатнымъ свѣтомъ. Тогда познавай исполненіе пророчества о томъ, что, по воплощеніи Божественнаго Слова, «отверзутся очеса слѣпыхъ, и ушеса глухихъ услышатъ и ясенъ будетъ языкъ гугнивыхъ».

Стяжи умиленіе! Ибо тогда эти дѣти природы, подобныя по духовной жизни малымъ младенцамъ, исполнятся сугубою ревностью къ усвоенію полноты нашей святой вѣры, а коренящіяся среди нихъ языческія суевѣрія отъ нихъ удалятся.

Впрочемъ, и не одни христіане исполняются благодатными чувствами, приближаясь къ служителю Христову, богатому симъ святымъ умиленіемъ. Оно передается не только вѣрующимъ, но и маловѣрующимъ, и ложно вѣрующимъ, и вовсе невѣрующимъ.

Посему, когда увидишь язычника-черемисина, въ простотѣ души своей произносящаго вслухъ свою немудрую молитву предъ чудотворнымъ образомъ святителя Николая и взирающаго на него съ такою силою вѣры, которая доступна не всякому даже христіанину, то пусть душа твоя исполняется огненною ревностью о томъ, чтобы и этотъ честный и добросердечный народъ черемисскій вошелъ въ спасительную ограду Церкви.

Когда увидишь благоговѣйныхъ и сосредоточенныхъ магометанъ, убѣжденно и смиренно молящихся маловѣдомому имъ Богу, и познаешь, какъ глубока ихъ вѣра въ Божественное вседержительство и правосудіе, такъ тверда ихъ примиренность съ Его мудрымъ Промысломъ, тогда пусть душа твоя исполняется сострадательною скорбью о томъ, что Христосъ еще не познанъ этимъ, повидимому столь враждебнымъ христіанству, а на самомъ дѣлѣ столь недалекимъ отъ него по силѣ вѣры и самоотреченія, татарскимъ и башкирскимъ племенемъ.

Стяжи умиленіе! Наполняй очи твои умиленными слезами и сердце твое молитвенными воздыханіями, храни тотъ духъ, съ которымъ ты вступалъ въ священную дружину иноковъ и съ которымъ вступаешь нынѣ въ святительскій сонмъ. Памятью этихъ двухъ великихъ дней твоей жизни возгрѣвай въ себѣ благодать умиленія. Ею будешь ты приводить къ единенію во Христѣ твое разноплеменное духовное стадо и тѣхъ иныхъ овецъ, которыхъ подобаетъ тебѣ привести ко Христу.

Передавай имъ то духовное сочувствіе и сорадованіе, съ которымъ нашъ первосвятитель съ своими духовными собратьями нѣкогда вводилъ тебя въ чинъ монашескій, а нынѣ низводилъ на тебя благодать архіерейскую.

Да будетъ сей жезлъ, вручаемый тебѣ нынѣ, напоминаніемъ о томъ, что ты пойдешь, опираясь на него, впереди своей паствы, въ подвигѣ умиленія и любви, а духовныя овцы довѣрчиво и радостно будутъ свободно слѣдовать за тобою къ пажитямъ спасенія вѣчнаго. Аминь.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 329-332. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.