Церковный календарь
Новости


2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 14 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

в) Слова на постриженіе въ монашество и на посвященіе епископовъ.
Рѣчь при врученіи жезла Преосвященному Арсенію, епископу Владиміро-Волынскому.

Любезный во Христѣ собратъ, епископъ Арсеній!

День твоего посвященія въ святительскій санъ ознаменовывается церковнымъ праздникомъ въ честь великихъ отцевъ шести вселенскихъ соборовъ и соотвѣтственнымъ возглашеніемъ словъ Христовыхъ на литургійномъ чтеніи Евангелія, такихъ словъ, въ которыхъ указана главная цѣль твоего служенія: «да будутъ совершени во едино... яко же Ты, Отче, во Мнѣ и Азъ въ Тебѣ, да и тіи въ Насъ едино будутъ». Это дерзновенное желаніе Всемогущаго Основателя Церкви было выражено Имъ въ молитвѣ къ Небесному Отцу въ тотъ самый часъ, когда совершалось самое ужасное въ мірѣ злодѣяніе, коему подобнаго не было отъ созаднія міра и не будетъ до второго пришествія Господня. И вотъ въ этотъ день торжества величайшаго зла мірового мы слышимъ изъ устъ Свидѣтеля Истиннаго и Вѣрнаго самую сильную, самую смѣлую увѣренность въ торжествѣ добра, въ томъ, что вѣрующее человѣчество будетъ уподобляться по силѣ любви и единенія святѣйшему Существу Живоначальной Троицы.

Посему, первый выводъ изъ сихъ словъ для строителя Церкви долженъ заключаться въ томъ, чтобы никогда не сомнѣваться въ плодотворности своего дѣланія при видѣ усиливающагося въ мірѣ зла. Какъ бы ни было оно побѣдоносно и сильно, но оно не превзойдетъ злодѣянія богоубійцъ, и если послѣднее не могло воспрепятствовать ни слову Божію, ни дѣлу Божію, то вѣруй безъ всякаго сомнѣнія въ то, что и понынѣ и до вѣка будутъ оправдываться другія слова Христовы о неодолимости основанной Имъ Церкви. Не сомнѣвайся въ ея неоскудѣвающей благодатной силѣ, не думай, что въ настоящій маловѣрный и легкомысленный вѣкъ благодатный источникъ возрожденія людей умалился сравнительно съ вѣкомъ Іоанна и Павла, Георгія Побѣдоносца или Великаго Василія. Измѣняется, правда, жизнь высшихъ слоевъ общества и, конечно, измѣняется къ худшему; различно бываетъ отношеніе къ Церкви мірскихъ властей, колеблется нерѣдко и ревность самихъ предстоятелей церковныхъ; но сама Церковь, но сила божественнаго глагола, но дѣйственность священныхъ таинствъ и молитвословій церковныхъ, а также и увлекательность примѣра людей благочестивыхъ и преподобныхъ остаются всегда одинаково мощны...

Правда, далеко не всѣ даже доброжелательные наблюдатели церковной жизни замѣчаютъ это и, не замѣчая, многіе изъ нихъ начинаютъ сомнѣваться въ божественныхъ обѣтованіяхъ и теряютъ ревность къ церковному дѣланію. Такъ случается нерѣдко и съ тѣми, которые принялись за это дѣло съ великимъ воодушевленіемъ и усердіемъ. Какъ избѣжать подобнаго разочарованія при видѣ торжествующаго зла? Отвѣтъ на такой вопросъ будетъ для тебя, возлюбленный собратъ, въ то же время и предначертаніемъ твоей архипастырской дѣятельности. Дѣятельность эта бываетъ двоякая: съ одной стороны, она заключается въ усовершенствованіи вѣрныхъ, въ руководствованіи желающими спасаться, а съ другой стороны въ пробужденіи такого желанія у равнодушныхъ и невѣрующихъ. Къ сожалѣнію, вниманіе болѣе ревностныхъ пастырей исчерпывается этою второю и, скажу прямо, второстепенною задачею ихъ, и вотъ въ чемъ заключается причина, почему они не созерцаютъ церковной мощи, почему они колеблются въ своемъ довѣріи къ обѣтованію Христову о Церкви. Но ты, возлюбленный братъ, поминай слова Господни: «не добро есть отъяти хлѣба чадомъ, и поврещи псомъ», и другія: «нѣсмь посланъ токмо къ овцамъ погибшимъ дома Израилева». Правда, и тотъ и другой глаголъ Христовъ, а также приказаніе къ апостоламъ: «на путь языкъ не исходите и во градъ самарянскій не внидите», были смягчены Его уступкой смиренной мольбѣ язычниковъ, но нужно помнить, что для невѣрующихъ должны оставаться только избытки отъ укрухъ чадъ Божіихъ и что этихъ послѣднихъ возвращать въ мужа совершенна — вотъ въ чемъ заключается первый долгъ строителя Церкви.

Никогда не будетъ обманутъ въ своихъ надеждахъ тотъ церковный дѣятель, который послѣдуетъ такому завѣту: по истинѣ онъ «не имать вкусити смерти, дондеже узритъ Царствіе Божіе, пришедшее въ силѣ». Въ особенности же и тебѣ, назначенному въ глухой городъ вдали отъ людей богатыхъ и знатныхъ, тебѣ, предназначенному трудиться въ безвѣстной и сельской простотѣ, должно наблюдать это правило духовной жизни. Утверждай въ твоемъ градѣ столпъ Христовой Церкви, сохраняй священныя ея преданія, проповѣдуй нелѣностно ея ученіе и воспѣвай со своимъ клиромъ ея священныя и вдохновенныя молитвы неизмѣнно. Пекись вообще о томъ, чтобы въ своей собственной жизни и въ обиходѣ твоего храма отражалась бы, сколько возможно, единая, святая, соборная и апостольская Церковь. Пусть немноголюдно и незнатно будетъ окружающее тебя въ семъ дѣлѣ братство монаховъ, клириковъ и мірянъ: здѣсь важно не внѣшнее величіе или значительность церковнаго общества, а внутренняя его чистота по жизни и его вѣрность церковнымъ завѣтамъ въ порядкѣ своего служенія Богу. Если только съумѣешь, при помощи Божіей, водворить хотя бы малый очагъ истинно православнаго, истинно евангельскаго быта и правленія церковнаго, то ты этимъ самымъ сдѣлаешь великое дѣло. Людей, ненавидящихъ добро и истину, ясно засвидѣтельствованную, бываетъ немного. Если люди только почувствуютъ, что у кормила церковнаго правленія свѣтитъ евангельская любовь, умножается ревность о чистотѣ, воздержаніи, братолюбіи, если сподобятся слышать одушевленно исполняемую божественную службу, свободную отъ тѣхъ искаженій, которымъ она подвергается у нерадивыхъ іереевъ и невѣжественныхъ пѣвцовъ, совершенно обезличившихъ неисчерпаемое богатство ея содержанія и красоту ея созвучій, — если, говорю, люди узнáютъ, что слова символа вѣры, излагающія ученіе о Церкви, хранятся не только въ твоихъ устахъ, но и въ твоемъ сердцѣ и не отдаются въ жертву условностямъ вѣка сего, но составляютъ твое твердое, непоколебимое и жизненное убѣжденіе: то они съ радостью и довѣріемъ устремлятся къ тебѣ, и съ полнымъ довѣріемъи смиреніемъ подчинятся твоему руководству. Тогда повторишь ты пророческій глаголъ, который мы услышимъ сегодня вечеромъ на паримійномъ чтеніи: «свѣтися, свѣтися Іерусалиме, пріиде бо твой свѣтъ и слава Господня на тебѣ возсія. Се тма покрыетъ землю, и мракъ на языки, на тебѣ же явится Господь, и слава Его на тебѣ узрится. И пойдутъ царіе свѣтомъ твоимъ, и языцы свѣтлостью твоею. Возведи окрестъ очи твои, и виждь собраная чада твоя: се пріидоша вси сынове твои издалеча, и дщери твои на рамѣхъ возмутся. Тогда узриши, и возрадуешися, и убоишися, и ужаснешися сердцемъ, яко преложится къ тебѣ богатство морское, и языковъ и людей» (Ис. LX, 1-5).

Возстановляя формы и содержаніе истинной церковной жизни, ты собственными глазами увидишь, что и то и другое въ себѣ самомъ имѣетъ зиждущую силу привлекать людей къ подвигу добродѣтели, какъ пасомыхъ, такъ и пастырей, которые, увидѣвъ красоту и жизненность истинно церковнаго быта въ тебѣ и въ твоемъ храмѣ, воодушевятся сами безкорыстною ревностью къ подражанію тебѣ и незамѣтно для самихъ себя, даже въ лицѣ менѣе усердныхъ изъ нихъ, начнутъ предпочитать служеніе евангелію всякимъ земнымъ стяжаніямъ. Такъ не напрасно сказалъ Господь, что Царствіе небесное подобно сѣмени горчичному, которое сначала бываетъ меньше всѣхъ сѣмянъ, а потомъ вырастаетъ въ великое древо, покрывающее своею сѣнью и птицъ небесныхъ, и звѣрей земныхъ.

И если всѣ пастыри Церкви шли бы этимъ путемъ взамѣнъ того, чтобы ухищряться расширять свою дѣятельность количественно и стараться объ искусственномъ усиленіи своего авторитета среди тѣхъ, которые не желаютъ ему подчиниться, пеклись бы о томъ, чтобы усовершенствовать положительное содержаніе своей церковной жизни подвигами чистоты, благотворенія и молитвы: тогда бы они увидѣли, что и маловѣрующіе, и ложновѣрующіе, по крайней мѣрѣ, въ лицѣ лучшихъ своихъ представителей, сперва бы заинтересовались этимъ новымъ явленіемъ жизни, а потомъ бы присоединились къ чадамъ Божіимъ. А безъ этого условія тщетно будетъ священникъ зазывать въ ограду Церкви иновѣрныхъ или добровольно отдѣлившихся отъ нея. Развѣ не правъ былъ язычникъ Владиміръ, такъ отвѣчавшій евреямъ, которые предлагали ему свою вѣру: «Если вы не имѣете собственнаго храма и города, а живете по чужимъ землямъ, то какъ рѣшаетесь привлекать къ себѣ другихъ? кто же пожелаетъ раздѣлять вашу участь и подвергать себя гнѣву Божію, постигшему ваше племя?»

А хочешь ли имѣть наглядное доказательство справедливости всего сказаннаго о положительномъ созиданіи Церкви? Оно предъ тобою, возлюбленный братъ, ты видишь теперь здѣсь среди святителей — твоихъ товарищей юности, а за тобою стоитъ многочисленное братство ихъ учениковъ и молодыхъ священно-иноковъ, изъ котораго у каждаго есть уже свои ученики, готовящіеся быть пастырями Церкви и повинующіеся своимъ наставникамъ съ такою же любовію и довѣріемъ, съ какими ты повиновался своимъ духовнымъ руководителямъ. А помнишь ли, какъ въ годъ твоего поступленія въ академію сіе монашеское братство было малочисленно и незамѣтно? Можно ли было тогда думать, что черезъ какія нибудь 15-17 лѣтъ оно разрастется едва ли не по всѣмъ епархіямъ отечественной Церкви, а старшій въ немъ, тогда не желавшій по своему смиренію именоваться отцемъ братіи, а только однимъ изъ собратьевъ, такъ скоро сдѣлается отцомъ архіереевъ и первосвятителемъ россійскихъ церквей?

Такое обильное возрастаніе нашего духовнаго братства было послѣдствіемъ того, что съ самаго начала оно не заботилось о внѣшнихъ успѣхахъ жизни, не скорбѣло о неблагопріятномъ и недружелюбномъ отношеніи тогдашней школы къ монашеству, но пеклось о томъ, чтобы самому утверждаться и усовершаться въ православной жизни, чтобы самому проникаться истинно-церковнымъ благодатнымъ духомъ, чтобы изучать божественное писаніе, уразумѣвать и усваивать священныя церковныя службы, знакомиться съ церковными святынями земли родной, Земли Святой, православнаго Востока, а также и съ «живущими и оставшимися» подвижниками благочестія, И вотъ, проводя дни свои въ такой внутренней негромкой и незамѣтной работѣ, наше братство разрослось теперь воистину въ великое древо, и отцы его могутъ примѣнять къ себѣ слова пророка: «возвеселися, неплоды нераждающая, возгласи и возопій, нечревоболѣвшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущія мужа» (Ис. LIV, 1).

Итакъ, не смушайся тѣмъ, что начало твоей святительской дѣятельности открывается въ обстановкѣ, повидимому, мало благопріятной и убогой. Не взирай на нее очами мірского наблюдателя, но пастыря духовнаго, въ очахъ котораго, какъ и въ очахъ Божіихъ, люди раздѣляются не по знатности земного происхожденія, не по богатству и суетному ложному образованію, а по степени ихъ ревности о добрѣ и правдѣ. Такими людьми убогая глушь богаче, чѣмъ шумные города съ ихъ извращеннымъ полуязыческимъ бытомъ и непримиримою съ Христовымъ ученіемъ спѣсью. Старайся о томъ, чтобы соединить около себя, точнѣе — около подножья святыхъ престоловъ, лучшихъ людей въ единеніи любви и вѣры и тогда даже тѣ, которые воспитаны въ современной ложной культурѣ, подобно прежде гордымъ воинамъ и корыстолюбивымъ мытарямъ временъ Предтечи, будутъ съ готовностью спрашивать тебя: «что намъ дѣлать, чтобы присоединиться всѣмъ сердцемъ нашимъ къ единой, святой, соборной и апостольской Церкви?»

Да исполнится на тебѣ, достолюбезный владыко, молитва Христова, слышанная нами сегодня: «Азъ въ нихъ и Ты во Мнѣ: да будутъ совершени во едино, и да разумѣетъ міръ, яко Ты Мя послалъ еси и возлюбилъ еси ихъ, якоже Мене возлюбилъ еси» (Іоан. XVII, 23). Аминь.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 332-336. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.