Церковный календарь
Новости


2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ. Бесѣды св. Василія Великаго и прав. Іоанна Кронштадтскаго (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 10 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

в) Слова на постриженіе въ монашество и на посвященіе епископовъ.
Рѣчь при врученіи жезла новопоставленному Епископу Кременецкому Димитрію.

Вручая тебѣ, достолюбезный собрать, сей святительскій жезлъ, считаю полезнымъ взамѣнъ прямыхъ руководственныхъ увѣщаній, изложить тѣ чувства, которыя охватываютъ меня при видѣ тебя, облеченнаго въ архіерейскія одежды, среди собратьевъ святителей, между которыми вижу и другихъ питомцевъ своихъ, товарищей твоей юности.

Давно разлучились мы другъ съ другомъ послѣ общей дружной работы учебной, богослужебной и проповѣднической въ различныхъ высшихъ училищахъ богословской науки. Меня окружали тамъ группы студентовъ, ревнителей Христовой вѣры, а затѣмъ, оканчивая свое учебное поприще, расходились они по концамъ всей Руси, всей вселенной, и замѣнялись новымъ поколѣніемъ учениковъ. Но впослѣдствіи, время отъ времени, приходилось намъ снова встрѣчаться, иногда сразу по десяти человѣкъ и больше, и видѣть другъ въ другѣ духовное возмужаніе, слышать о трудахъ другъ друга, утѣшаться взаимною вѣрой, и такимъ образомъ созерцать воочію возрастаніе Царствія Божія. Въ такіе радостные дни испытываешь то же чувство, какое бываетъ свойственно членамъ многочисленной семьи, возвратившимся къ родителямъ своимъ послѣ долголѣтней разлуки. Они находятъ въ семьѣ своей младенцевъ уже отроками, отроковъ — юношами, пожилыхъ родителей — старцами и, сверхъ того, встрѣчаютъ вновь родившихся и уже осмысленно взирающихъ на нихъ братьевъ, сестеръ, племянниковъ. Подобно сему, встрѣчаясь со своими когда-то юными питомцами, когда-то наивными студентами, уже въ ихъ зрѣломъ возрастѣ, уже украшенными пастырскою мудростью, облеченными саномъ священника, священноинока или даже епископа, и все же сохранившими дары юности своей — нелицемѣрную ревность о церковной славѣ и студенческую правдивость, встрѣчаясь съ этою возростающею духовною семьей, испытываешь такую полноту жизни, какая невѣдома сынамъ вѣка сего. Посему, когда видя чувственными глазами нѣкоторую часть своего учебнаго братства, я переношусь мысленнымъ взоромъ ко всему множеству тѣхъ работниковъ на нивѣ Христовой, духовному воспитанію которыхъ пришлось мнѣ послужить сперва подъ водительствомъ первосвятителя Церкви русской, а потомъ самостоятельно, — когда вспомнишь, сколько молитвъ, сколько духовныхъ трудовъ, сколько словъ духовнаго учительства ежедневно приносится ими къ подножію небеснаго Престола: тогда съ благодарнымъ чувствомъ примѣняешь къ нашей жизни слова, произнесенныя Божественными устами: «аминь, аминь, глаголю вамъ, яко суть нѣцыи отъ здѣ стоящихъ, иже не имутъ вкусити смерти, дондеже узрятъ Царствіе Божіе, пришедшее въ силѣ» (Марк. IX, 1). Внимай сему, достолюбезный собратъ, въ день сей, когда Господь облекъ тебя полнотою благодати не для иного чего, какъ для насажденія Царствія Божія. Знай, что и въ наше, повидимому, столь безблагодатное время ревность пастырская не остается безплодной.

Но для того, чтобы болѣе ясно уразумѣть и радостныя и печальныя условія пастырской дѣятельности, дополнимъ помянутую картину семейной встрѣчи указаніемъ еще одного закона жизни. Время не ограничивается тѣмъ, что увеличиваетъ семью и возвращаетъ сыновъ ея. Однихъ оно укрѣпляетъ и украшаетъ, другихъ старитъ и надѣляетъ болѣзнями, а третьихъ и вовсе похищаетъ. Такъ и наше духовное братство, встрѣчаясь другъ съ другомъ чрезъ нѣсколько лѣтъ, уже не досчитываетъ нѣкоторыхъ изъ среды своей, а нѣкоторыхъ, хотя и считаетъ еще въ средѣ живыхъ, но уже не здравствующими, а умирающими.

Что же отсюда слѣдуетъ? А то, что Царствіе Божіе возрастаетъ, но возрастаетъ не для временной жизни, а для вѣчной. Благочестивая ревность изобилуетъ плодами, но еслибы кто-нибудь пожелалъ во всей полнотѣ утѣшиться ими въ этой временной жизни, тотъ обманулся бы въ своемъ расчетѣ. Не напрасно сказалъ Господь устами Павла: «если мы въ этой только жизни надѣемся на Христа, то мы несчастнѣе всѣхъ человѣковъ» (1 Кор. XV, 19). Вспоминай и другой глаголъ Господень: «жнущій получаетъ награду и собираеть плодъ въ жизнь вѣчную» (Іоан. IV, 36).

Итакъ, совершая архипастырское дѣланіе, не увлекайся внѣшними цѣлями, не требуй отъ жизни, чтобы она показала тебѣ внѣшнее осуществленіе всѣхъ твоихъ предпріятій. Старайся о томъ, чтобы сердце свое соблюдать въ послушаніи божественной волѣ, чтобы оно непрестанно распалялось божественною ревностью, чтобы жалость дома Божія снѣдала его, по слову Писанія, а если не все задуманное исполняется, о томъ не унывай, а вспоминай слова Павловы: «я насадилъ, Аполлосъ поливалъ, а возрастилъ Богъ» (1 Кор. III, 6). Внѣшнее исполненіе нашихъ желаній зависитъ отъ Бога: а намъ предписано молиться и трудиться, полагаясь на Его премудрый и всемогущій промыслъ.

Тогда и Господь бываетъ щедръ и на внѣшнія удостовѣренія, и всякій внимательный наблюдатель жизни знаетъ это по собственному опыту, въ твоей-же жизни даетъ тому подтверженіе сегодняшній день Срѣтенія Господня.

Ты всегда любилъ благолѣпіе дому Господня, а въ послѣдніе два года ты перенесъ множество трудовъ, тревогъ и скорбей для возстановленія погорѣвшаго Срѣтенскаго храма въ семинарскомъ монастырѣ преподобнаго Антонія Римлянина; дѣло сіе ты исполнялъ единственно по любви къ Богу, не ожидая за него награды отъ людей, ибо оно не было дѣломъ служебнымъ. Но Господь далъ тебѣ за то высшую награду. Онъ облекъ тебя епископскимъ саномъ въ тотъ самый праздникъ, которому посвященъ возстановленный тобою храмъ. То же дѣйствіе Божіе узришь ты и въ дальнѣйшіе дни твоего служенія. Господь будетъ иногда испытывать твое терпѣніе и смиреніе неудачами, но, испытавъ, вознаградитъ тебя явными доказательствами Своей милости, иногда даже раньше, чѣмъ ты осмѣлишься просить Его о томъ, какъ сказано черезъ пророка: «Я открылся не вопрошавшимъ о Мнѣ, Меня нашли не искавшіе Меня, вотъ Я! вотъ Я!» (Ис. LXV, 1).

Итакъ, сохраняя въ своемъ сердцѣ эту истину, служи Церкви Божіей, какъ предписалъ апостолъ, тѣмъ даромъ, который получилъ ты отъ Бога (Рим. XII, 6). Два дарованія преимуществуетъ въ тебѣ: попеченіе о благолѣпіи храма Божія и близость къ простому народу. Мѣстная Церковь имѣетъ большую нужду въ сихъ дарованіяхъ ея предстоятелей. Храмы Божіи здѣсь убоги, тѣсны, грязны, нищетны; они не отопляются зимою и почти не освѣщаются даже за вечернею службою, и сіе не по бѣдности прихожанъ, а болѣе по неопытности пастырей, не умѣющихъ руководить народъ въ украшеніи святыхъ храмовъ. Научай сему дѣлу священниковъ и мірянъ. Возлюби и ихъ самихъ, возлюби и народъ волынскій, какъ любилъ ты родныхъ новгородцевъ. Народъ нашъ боголюбивый, смиренный и долготерпѣливый, но замкнутый и недовѣрчивый, ибо прежде онъ былъ ненавидимъ, разоряемъ и избиваемъ, потомъ заклейменъ презрѣніемъ, а теперь заброшенъ и предоставленъ самому себѣ, или, лучше сказать, хитрымъ и вреднымъ проходимцамъ, которые рады въ немъ сѣять либо смуту, либо треклятую ересь штундизма. Ты возстановлялъ разрушенный храмъ Божій, возстановляй теперь единство мѣстной Церкви Божіей; утверждай единеніе народа и пастырей: научай послѣднихъ любить народъ, научай народъ уважать пастырей и довѣрять имъ; научай всѣхъ забывать земное и тлѣнное и помнить смерть и страшный судъ Божій. Пусть другіе народы кланяются золотому тельцу вмѣсто Господа Іисуса, пусть другіе предаются жалкимъ надеждамъ на доставленіе всѣмъ счастья чрезъ деньги, но ты увѣщавай народъ русскій, чтобы всѣ уповали не на богатство невѣрное, но на Бога живого, дающаго намъ все обильно, «собирая себѣ сокровища, добрыя основанія для будущаго, чтобы достигнуть вѣчной жизни» (1 Тим. VI, 17-19). Аминь.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 343-346. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.