Церковный календарь
Новости


2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 16 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

г) Слова и рѣчи надгробныя.
Извлеченіе изъ церковнаго слова надъ тѣмъ же усопшимъ [доцентомъ С.-Петербургской Духовной Академіи А. А. Приселковымъ]
[1].

«Не только земныя, своекорыстныя и внѣшнія стремленія человѣческой воли оказываются суетными и скоропреходящими, но нерѣдко Господь не судитъ осуществляться въ этой жизни и инымъ, высшимъ намѣреніямъ нашего духа, намѣреніямъ не себялюбивымъ, но святымъ, влекущимся къ славѣ Господней. Такъ совершилось и съ намѣреніями того, чей безвременный гробъ соединилъ насъ сегодня такъ неожиданно въ нашемъ св. храмѣ. Да, земная жизнь почившаго прекратилась, когда онъ только началъ осуществлять свое святое намѣреніе — знакомить русское общество со столь драгоцѣнными для христіанъ древнѣйшими писаніями отцевъ новозавѣтной Церкви, прекратилась, когда онъ, окончивъ столь удручавшій его трудъ, получилъ возможность вновь возвратиться на каѳедру святоотеческой письменности, такъ что тотъ самый день, въ который былъ назначенъ его диспутъ, открывавшій ему путь къ преподаванію, былъ и послѣднимъ днемъ его труженической, уединенной жизни.

И нынѣ академія, вмѣсто того, чтобы вновь съ любовью и сочувствіемъ встрѣтить его, какъ своего усерднаго работника, принимаетъ его безжизненное тѣло, чтобы воздать ему «послѣднее цѣлованіе». Она оплакиваетъ его, какъ талантливаго преподавателя священной науки, какъ великаго знатока древнѣйшей христіанской письменности и новѣйшей ея критики; оплакиваетъ его, не только какъ ученую силу, но и какъ своего дорогого члена, поддерживавшаго внутреннее, нравственное единство академическаго союза своею горячею любовью къ академіи, столь горячею и беззавѣтною, что она, при всей застѣнчивости почившаго, ключемъ била въ его рѣчи, въ его сердечно-ласковомъ отношеніи ко всѣмъ сынамъ академіи, а въ минуты одушевленія и откровенности обнаруживалась въ самыхъ сильныхъ выраженіяхъ.

Но особенно незамѣнимо дорого было бы продолженіе дѣятельности почившаго профессора въ текущіе годы умственной жизни русскаго общества съ той стороны, съ которой онъ опредѣлялъ значеніе своей науки и въ частности перваго періода христіанской литературы, бывшаго всегда предметомъ его особеннаго вниманія. Одною изъ задачъ изученія твореній мужей апостольскихъ почившій ставилъ: «жизненное уясненіе божественнаго ученія», уразумѣть которое достодолжнымъ образомъ онъ считалъ возможнымъ лишь въ томъ случаѣ, когда мы будемъ знать, какъ оно отразилось въ сознаніи тѣхъ избранниковъ Божіихъ, которые, будучи непосредственными слушателями священныхъ писателей, не сознаніемъ только, но всею душою восприняли слова спасенія и проводили ихъ не только въ области мысли, но и всей своей жизни, приближая ее къ начертанному намъ въ ученіи Христовомъ пути совершенства.

Почившій умѣлъ раскрывать въ своихъ чтеніяхъ ту живую связь, которая существуетъ между евангельскими истинами и церковною жизнью первыхъ вѣковъ, умѣлъ представить ученіе отцевъ Церкви, какъ генезисъ единой, неповрежденной евангельской идеи.

Вотъ эта сторона его преподаванія имѣетъ громадное значеніе въ наше время для двухъ теченій духовной жизни русскаго общества и народа, для тѣхъ двухъ ея направленій, которыя желаютъ раздѣлять духъ евангельскихъ заповѣдей отъ церковнаго преданія, разумѣя подъ послѣднимъ не образное воспроизведеніе той же евангельской истины, но рядъ извѣстныхъ отвлеченныхъ, таинственныхъ формулъ и выполненіе извѣстныхъ богослужебныхъ священнодѣйствій. Ничего общаго не находятъ представители того и другого направленія между словами Христовыми и современною церковностью и поэтому одни отвергаютъ одно, другіе — другое. Тѣ, которые признаютъ церковное ученіе искаженіемъ евангельскаго и стараются объяснить послѣднее внѣ всякой связи съ первымъ, эти, якобы возстановители вѣры, пріобрѣтаютъ вліяніе на умы, не только опираясь на непроходимое невѣжество свѣтскаго общества въ богословскихъ вопросахъ, не только своею грошевою ученостью и безсодержательною притязательностью, но еще болѣе благодаря тому, что ихъ противники, забывшіе нравственный смыслъ, проникающій всю нашу церковность, дѣйствительно лишили послѣднюю въ глазахъ людей поверхностныхъ той высокой духовности, того чистаго одушевленія, которое должно быть присуще обнаруженіямъ божественной вѣры. Да, враги Церкви уже не во имя безвѣрія и безнравственности поднимаютъ свое знамя противъ невѣсты Христовой, но силятся представить ея ученіе, ея жизнь, какъ нѣчто, несравненно низшее въ нравственномъ отношеніи, чѣмъ ихъ собственныя заблужденія. Не менѣе опасны для вѣры и тѣ, которые, пренебрегая «духомъ животворящимъ», хотятъ обосноваться на одной внѣшности церковныхъ догматовъ и обрядовъ, и представляютъ Христову религію не какъ единый принципъ, единую истину «на потребу», но какъ рядъ ничѣмъ несвязанныхъ внѣшнихъ отправленій, столь же внѣшнимъ образомъ обусловливающихъ будто бы спасеніе душъ нашихъ. Съ этими-то двумя современными бѣдствіями слѣдовало бороться оружіемъ покойнаго, которое онъ сложилъ такъ безвременно».

Примѣчаніе:
[1] Въ такомъ видѣ напечатано было въ «Церковномъ Вѣстникѣ» 1887 г., № 49. Полностью не сохранилось.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 350-352. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.