Церковный календарь
Новости


2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 19 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

г) Слова и рѣчи надгробныя.
Слово при открытіи памятника Оресту Ѳеодоровичу Миллеру, 1-го іюня 1890 года
[1].

«Блаженны мертвые, умирающіе о Господѣ; ей, говоритъ Духъ, они успокоются отъ трудовъ своихъ» (Апок. XIV, 13).

Какъ понятны и близки сердцу эти слова для всякаго, разумѣющаго исторію внутренней жизни усопшаго учителя! Какъ понятны были они и для него, всю жизнь проведшаго среди страданій, всю жизнь несшаго крестъ безъ воздаянія! Жизнь любого праведника и поборника истины! Кто изъ твоихъ причастниковъ не радъ бы отдать тебя назадъ Богу и найти отъ Него упокоеніе? Блаженны мертвые, умирающіе о Господѣ! Да, ясна правда этихъ священныхъ словъ для людей, уже причастившихся жизни крестной; но какъ темна она для тѣхъ, которые знаютъ эту жизнь лишь по симпатіи къ ней, которые ее только воображаютъ, только одобряютъ въ своей мысли. Какимъ холодомъ и смущеніемъ отражаются эти слова особенно на душахъ юношества, которое свое будущее служеніе правдѣ представляетъ себѣ, какъ побѣдоносный путь къ славѣ, какъ путь духовнаго наслажденія. Конечно, оно мало понимаетъ наше ублаженіе смерти покойнаго Ореста Ѳеодоровича и, вѣроятно, говоритъ въ душѣ своей: неужели только для неба и для рая существуютъ тѣ высокія качества. отлетѣвшаго отъ насъ духа, которыя насъ къ нему привязали? неужели на землѣ среди насъ не нашлось бы приложенія его любви къ ближнему, не знавшей никакихъ предѣловъ, — его самоотверженной преданности истинѣ, его свѣтлымъ познаніямъ?

Да, всѣ эти качества были присущи усопшему; они нужны для его учениковъ; но именно эти-то качества, несмѣшанныя съ грязью земли и чуждыя уступокъ духу міра, именно они-то и дѣлаютъ жизнь своего носителя тою сплошною мукой, тѣмъ тяжкимъ крестнымъ путемъ, что заставляетъ его просить себѣ у Бога покоя и ублажить умершихъ. Вспомните его жизнь и посмотрите, чѣмъ она ему отплатила! Не о томъ хочу я говорить, на что, можетъ быть, вы ожидаете намека. Нѣтъ, не о преслѣдованіяхъ со стороны сильныхъ міра сего я думаю; далекъ я отъ того, чтобы щекотать опасныя и безплодныя, хотя и любимыя студентами, ощущенія, возникающія отъ такихъ намековъ. Нѣтъ! такіе люди, какъ Орестъ Ѳеодоровичъ, считаютъ свои служебныя неудачи за послѣдніе изъ жезненныхъ крестовъ. Не за тѣмъ они гнались, не того искали; не воздѣйствій на земные порядки, не вмѣшательства въ законодательную область. Они далеки забавныхъ надеждъ, будто внѣшній порядокъ можетъ обезпечить или уничтожить правду и добродѣтель, которыя однѣ только для нихъ и дороги. Не въ порядкахъ и не въ законахъ, но въ сердцахъ человѣческихъ ищутъ они этой правды; къ нимъ направляется ихъ слово и ихъ перо. Здѣсь ихъ крестъ, тягчайшій изъ всѣхъ крестовъ — въ нравственной косности ихъ учениковъ, въ неблагодарности и жестокости ихъ слушателей, въ безсиліи нравственно возродить общество, въ его удобо-преклонности на всякую ложь, въ его увлеченіи глупыми и праздными политическими фантазіями и пренебреженіемъ къ нравственной правдѣ. Да, этотъ крестъ, эти муки духовнаго рожденія, столь близкія и знакомыя всякому любителю Христовой правды, всею тяжестью своею давили и терзали всю жизнь почившаго. Такимъ ли желалъ и стремился онъ видѣть дорогой ему университетъ, того-ли ожидалъ отъ своихъ слушателей и слушательницъ, отъ Славянскаго Общества и отъ всей Россіи, того-ли, что ему приходилось встрѣчать? Чуждый всякихъ косвенныхъ и лживыхъ средствъ для распространенія своихъ взглядовъ, желавшій воздѣйствовать на юношество одною только правдой своихъ убѣжденій и силою искренняго одушевленія, гнушаясь надутостей ученаго авторитета, много-ли добраго встрѣчалъ онъ отъ большинства, кромѣ насмѣшекъ, снисходительнаго о себѣ резонерства или развѣ минутнаго одобренія? Не могъ-ли онъ восклицать съ Апостоломъ: «дѣти мои, для которыхъ я снова въ мукахъ рожденія, доколѣ не изобразится въ васъ Христосъ! (Гал. IV, 19). Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, не смотря на то, что, чрезвычайно любя васъ, я менѣе любимъ вами (2 Кор. XII, 15). Ибо чего мнѣ не достаетъ предъ прочими церквами, развѣ только того, что самъ я не былъ вамъ въ тягость. Простите мнѣ такую вину (2 Кор. XII, 13). Ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумныхъ. Вы терпите, когда кто васъ порабощаетъ, когда кто объѣдаетъ, когда кто обираетъ, когда кто превозносится, когда кто бьетъ васъ въ лицо. Къ стыду говорю, что на это у насъ недоставало силъ (2 Кор. XI, 19-21). Кто изнемогаетъ, съ кѣмъ бы я не изнемогалъ, кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор. XI, 29). Вотъ эти муки духовнаго рожденія, присущія всякому, отвращающемуся отъ лжи и духовнаго порабощенія: онѣ-то научаютъ человѣка вѣрить и ожидать правды только за гробомъ, служа ей въ земной жизни.

Но, съ другой стороны, только эта вѣра въ ту лучшую жизнь, только увѣренность въ существованіи премірной вѣчной Правды, примиряющая человѣка со скорбями за правду, можетъ сдѣлать его дѣйствительнымъ служителямъ ея, а не поборникомъ самолюбивыхъ фантазій подъ знаменемъ какого-нибудь условнаго и временного начала. Только такой человѣкъ можетъ ясно разумѣть — тотъ законъ жизни, который прежде приводилъ въ отчаяніе мудрецовъ, а со времени Христовой жертвы изобильно утѣшаетъ ея проповѣдниковъ, тотъ законъ жизни, по которому человѣкъ лишь настолько можетъ внести истиннаго блага въ жизнь, насколько вложитъ въ нее самоотверженныхъ, добровольныхъ и неувѣнчанныхъ страданій, униженій и самоограниченій. Это есть путь, которымъ шли всѣ истинные благодѣтели человѣчества, которому научилъ насъ Тотъ, Кто самъ былъ «путь, и истина, и жизнь» (Іоан. XIV, 6), котораго такъ далеки современные дѣятели, современные говоруны и мечтатели, возстающіе противъ существующихъ порядковъ, чтобы замѣнить ихъ, можетъ быть, еще худшими, не заботящіеся объ исправленіи своего сердца, не понимающіе, что въ немъ источникъ жизни, въ собственномъ всегдашнемъ самоограниченіи, въ возстаніи на самого себя. Усопшій понималъ это; онъ не отчаявался при видѣ окружающей косности и нравственной грубости; онъ вѣрилъ, что Самъ Богъ созидаетъ жизнь вокругъ того, кто отдаетъ ее Богу и ближнимъ... и невидимо эта жизнь созидалась и продолжаетъ созидаться. Она созидается, усопшій страдалецъ, въ сердцахъ твоихъ слушателей, а не въ учрежденіяхъ внѣшнихъ, — она собрала сюда къ твоему памятнику представителей всѣхъ сословій, направленій и даже многихъ народовъ [2], и всѣмъ имъ, хотя разъединеннымъ по земному положенію, всѣмъ имъ съ воспоминаніемъ о тебѣ вложила и нравственную силу для борьбы съ неправдою въ себѣ самомъ и въ жизни. Да, о тебѣ, какъ одномъ изъ очень немногихъ общественныхъ дѣятелей, можно сказать, что твое вліяніе сказывается въ юношествѣ не въ гремучихъ фразахъ, не на площадяхъ и эстрадахъ, а въ глубинѣ души, въ жизненной борьбѣ, въ жизненной дѣйствительности. Ты много училъ словами, но еще больше дѣлами, жизнью и смертью; а потому, насколько безсильно вліяніе на жизнь отъ людей слова и пера, настолько вѣско вліяніе твоего нравственнаго облика, который одного удержитъ отъ обмана, другого — отъ паденія, третьяго — отъ нечестности, четвертаго — отъ презрѣнія къ нуждѣ ближнихъ. Такое вліяніе могутъ оказать только тѣ слова, которыя были всегда соединены со страданіями, съ униженіемъ и лишеніемъ, когда, лишаясь временнаго, человѣкъ получаетъ вѣчное, лишаясь видимаго, получаетъ дѣйствительное. Вотъ — почему ты, обиженный всѣми, становишься дóрогъ для людей всѣхъ партій; вотъ — почему твои убѣжденія, легкомысленно встрѣчаемыя сегодня, становятся дорогимъ достояніемъ многихъ завтра; вотъ — почему тебѣ, одинокому и покинутому при жизни, можно воскликнуть теперь, схороненному здѣсь подъ землею: «возвеселись, неплодная, нерождающая! воскликни и возгласи, немучившаяся родами! потому что у оставленной гораздо болѣе дѣтей, нежели у имѣющей мужа, говоритъ Господь» (Ис. LIV, 1).

Теперь уразумѣли ли вы, юные почитатели усопшаго, уразумѣли ли смыслъ словъ: блаженны мертвые, умирающіе о Господѣ? Узнали ли вы теперь главнѣйшій законъ истиннаго усовершенствованія жизни? Поняли ли вы, что ключъ къ разуму и правдѣ не столько въ придумываніи внѣшнихъ ея обезпеченій, сколько въ отданіи себя въ жертву въ каждый мигъ своего существованія? что побѣда добра не въ законодательномъ его подтвержденіи, а въ рѣшимости терпѣть за него лишенія? будете ли сознавать, что не здѣсь, на землѣ, а тамъ, на небѣ, ожидаетъ насъ конечное оправданіе и созерцаніе побѣды своего дѣла? что не къ земному, а къ небесному должны быть устремлены ваши сердца? Уразумѣйте это здѣсь, у памятника Ореста Ѳеодоровича Миллера, и полюбите жизнь не тѣлесную, но жизнь духа, которая мирится со смертью тѣла, ибо не нарушается ею. «Блаженны мертвые, умирающіе о Господѣ... Ей! говоритъ Духъ: и дѣла ихъ идутъ вслѣдъ за ними». Аминь.

Примѣчанія:
[1] Въ первый разъ было напечатано въ журналѣ «Славянскія Извѣстія», 1890 г., № 23.
[2] Собралось не мало иноземцевъ — славянъ.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 357-361. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.