Церковный календарь
Новости


2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 18 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

г) Слова и рѣчи надгробныя.
Слово въ годовщину со дня кончины профессора А. Е. Свѣтилина
[1].

«О томъ, что мы видѣли и слышали, возвѣщаемъ вамъ, чтобы и вы имѣли общеніе съ нами».

Этими словами апостолъ даетъ руководящее начало для духовнаго родства поколѣній, состоящаго въ томъ, чтобы каждое изъ нихъ, каждое общество жило не своими только, ему присущими идеями и идеалами, но дѣлилось бы ими со своими младшими братіями. Такъ и мы, бывшіе ученики нынѣ поминаемаго учителя, призвавъ васъ, братіе, къ общей молитвѣ за него, считаемъ поэтому своимъ долгомъ подѣлиться тою идеей, которую мы извлекли изъ его многоученыхъ и высокополезныхъ чтеній, подѣлиться съ вами и тѣми чувствами, которыми наполнены теперь наши души, чтобы и васъ духовно породнить съ усопшимъ, котораго вы сами не слыхали, а лишь видѣли бездыханнымъ во гробѣ, младшіе же изъ васъ и не видѣли вовсе.

Онъ преподавалъ двѣ великія науки, изъ которыхъ одна занимается самыми законами познанія и называется наукой наукъ, а другая преслѣдуетъ важнѣйшую задачу познанія, изслѣдуетъ духовный составъ самого познающаго. Но важность этихъ наукъ для нашей церковно-просвѣтительной цѣли жизни станетъ еще яснѣе, когда мы вникнемъ въ условія развитія богословскихъ знаній. Въ средніе вѣка задачу богословія поставляли въ томъ, чтобы прилагать къ богооткровеннымъ истинамъ отвлекающую способность разсудка и составить изъ нихъ систему отвлеченныхъ формулъ. Эту-то систему считали высшимъ выраженіемъ христіанства и ее-то прививали людямъ въ проповѣди и въ учебникахъ. Не будемъ говорить о печальныхъ плодахъ этого схоластическаго богословія на западѣ, гдѣ оно соединилось съ римскимъ деспотизмомъ, но вспомнимъ, насколько оно у насъ въ Россіи отдалило общество отъ интересовъ уже не одной науки богословской, но и самой вѣры, самой жизни христіанской, — за выраженіе которой оно себя выдавало. Мертвая формальная логика считалась чуть не прямымъ откровеніемъ божественнаго разума и великія истины евангельской любви замуровывались въ каменныя стѣны схоластики.

Но всякому незаконному притязанію бываетъ свой конецъ: на томъ же западѣ критика обратилась и на самую логику и люди стали убѣждаться путемъ самоизслѣдованія, что законы логики не съ неба сваливаются въ наше сознаніе, но развиваются изъ болѣе основныхъ душевныхъ силъ человѣка. Это былъ великій шагъ мысли въ отношеніи истины, въ высшей степени благопріятный для интересовъ вѣры. Этотъ шагъ вмѣстѣ съ другими сдѣлалъ и покойный профессоръ, какъ точный послѣдователь опытной, а не формальной, логики, выводившій ея законы изъ психологіи. Но этимъ не ограничивалась его ученая мысль: она указывала и то положительное начало духовной жизни, изъ котораго возникаютъ законы и пріемы нашего мышленія и познанія: это начало указано въ волѣ. Въ ней-то, стало быть, должно искать основного, высшаго начала жизни и познанія, ее-то развивать и регулировать долженъ искатель истины, въ ея направленіяхъ опредѣлить заповѣди откровенія. Да, братіе, эта истина извлекается изъ свѣтской, повидимому, науки, только эта истина, отрѣшающая мысль отъ формальной безсодержательной схоластики, можетъ дать намъ жизненное начало въ богословскихъ изслѣдованіяхъ, сохранить въ немъ высоту христіанскихъ обѣтованій, не высушать ихъ, не мертвить, но перелагать ихъ на языкъ науки во всей ихъ животворной силѣ, и идти съ ними въ самый центръ общественной жизни, привлекать къ нимъ всѣхъ, ищущихъ свѣта. Перейдемъ ли мы съ этой истиной къ современнымъ потребностямъ религіозной жизни, мы поймемъ, что тѣ два сильныхъ, но зловѣщихъ ея теченія, которыми съ двухъ противоположныхъ сторонъ обуревается церковь, не въ доводахъ и опроверженіяхъ логики нуждаются, а въ иномъ психологическомъ знаніи. Одно изъ этихъ теченій обрушивается на церковь съ требованіями непосредственной нравственной жизненности, упрекая насъ въ забвеніи Христовыхъ заповѣдей ради внѣшнихъ якобы установленій; другое, напротивъ, противопоставляетъ церкви инославную систему внѣшняго іерархическаго устройства и упрекаетъ насъ въ расплывчатой чувствительности и забвеніи богодарованнои іерархамъ власти. Тщетно богословская наука отвѣчаетъ на эти нападки документальнымъ указаніемъ историческихъ погрѣшностей въ самыхъ нападкахъ: эти бурныя теченія обрываютъ отъ твердыни церковной часть за частью и уносятъ ихъ въ своихъ мутныхъ волнахъ. У нихъ сильна не логика, за нихъ не документы исторіи, а умѣніе удовлетворить тому, что по ученію покойнаго идетъ раньше и выше логики, что ее создаетъ, удовлетворить потребностямъ душъ, которыя рвутся къ живому ученію, которыя требуютъ отъ религіозныхъ дѣятелей «явленія силы и духа», требуютъ не формулъ, а прямого питанія для жизни, осмысленія своей ежедневной дѣятельности, требуютъ осязательнаго проявленія царства Божія на землѣ, требуютъ не доводовъ, а прямого показанія высоты христіанства: «покажи мнѣ вѣру отъ дѣлъ твоихъ». Да, воля идетъ впереди мысли, волю слѣдуетъ побуждать волею, жизнь надо исправлять жизнью, бурнымъ стремленіямъ современныхъ зловѣщихъ теченій религіозной жизни надо противопоставить съ соотвѣтствующей силой напряженіе истиннаго церковнаго одушевленія, его-то вносить въ дѣятельность нашу и симъ дѣйствовать.

Широко и многоплодно приложеніе психологической идеи покойнаго къ пастырству, но еще ближе ея отношеніе къ богословской наукѣ. Если логика есть только отвлеченіе отъ нашего душевнаго содержанія, а не предваряющее его начало, то ясно, что и богословіе, или ученое опредѣленіе христіанскихъ истинъ, должно быть не предвареніемъ религіознаго настроенія души, но лишь возведеніемъ ея въ область понятій. Тогда станетъ ясно, что для разсужденія объ откровеніи, о возрожденіи, о благодати, о вѣчной жизни, нужно прежде всего имѣть въ своей душѣ соотвѣтственные этимъ словамъ факты, нужно въ самой дѣйствительности, въ самой жизни возрождаться отъ грѣха, испытывать чрезъ борьбу съ ними и молитву — дѣйствіе благодати, нужно имѣть въ своемъ сердцѣ Христа, чтобы о Немъ говорить въ наукѣ, нужно не отрѣшать свою мысль отъ имѣющагося религіознаго содержанія духа, но изъ него-то и почерпать ученый матеріалъ при систематизаціи и экзегетикѣ, какъ это дѣлали тѣ русскіе христіанскіе мыслители, которые, не будучи спеціалистами въ богословіи, достигли, однако, не только несравненно большей распространенности своихъ сочиненій даже въ свѣтскомъ обществѣ, но и создали цѣлыя направленія въ мысли, цѣлыя школы въ жизни. Итакъ, не только въ дѣятельномъ служеніи Богу, но и въ научномъ познаніи Его закона оправдывается ученіе нашего покойнаго наставника о томъ, что психологія идетъ впереди логики, содержаніе впереди формы.

Передавая нынѣ вамъ, братіе, эту извлеченную изъ его чтеній идею, это оставленное академіи его завѣщаніе, призывая васъ именемъ этой плодотворной научной истины присоединиться къ нашей молитвѣ за усопшаго, понятно къ чему еще другому мы будемъ призывать васъ. Къ тому, чтобы, приготовляя себя къ служенію христіанскаго пастырства и христіанской науки, мы позаботились о пріобрѣтеніи главнѣйшаго условія того и другого рода дѣятельности. Это условіе — есть христіанственность души, освобожденіе ея отъ предубѣжденій житейскаго себялюбія, чтобы въ душахъ нашихъ по апостолу разсвѣталъ день и утренняя звѣзда восходила въ сердцахъ нашихъ, ибо только ходящій днемъ, по слову Спасителя, не спотыкается, ибо видитъ свѣтъ міра сего. Имѣя этотъ свѣтъ, мы, проповѣдуя христіанскія истины въ жизни и наукѣ, будемъ имѣть дѣло не съ пустыми словами, но съ жизненною дѣйствительностью, ни лицемѣрами въ жизни, ни схоластами въ наукѣ явимся мы предъ людьми, но въ томъ и другомъ случаѣ достойными послѣдователями того реальнаго направленія, котораго держался покойный профессоръ; тогда наша молитва о дарованіи ему нетлѣннаго вѣнца будетъ выражаема у насъ не словами только и чувствами, но и христіанскимъ дѣланіемъ.

Примѣчаніе:
[1] Въ первый разъ было напечатано въ журналѣ «Церковный Вѣстникъ» 1888 г., № 41.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 361-364. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.