Церковный календарь
Новости


2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

г) Слова и рѣчи надгробныя.
Рѣчь у гроба въ Бозѣ почившаго высокопреосвященнаго Леонтія, митрополита Московскаго и Коломенскаго
[1].

Погребальныя молитвословія убѣждаютъ насъ въ непрестающей никогда силѣ той духовной любви, которая связываетъ между собою сыновъ царствія Божія, а между архипастыремъ и его паствой бываетъ крѣпка настолько, что, по справедливости, уподобляется взаимной любви жениха и невѣсты. Посему, казалось бы, всѣ мы, сыны Церкви Московской, должны были взирать на кончину земной жизни усопшаго владыки безъ того тяжелаго чувства ужасной таинственности разлуки, которая тѣмъ не менѣе испытывается нами во всей силѣ. Томительное чувство это, прежде всего показываетъ намъ, что усопшій не былъ намъ чуждъ по духу. Но вѣдь если наше единеніе и общеніе съ нимъ дѣйствительно существуетъ, то это было общеніе не въ дѣлахъ мірскихъ, не въ брашнѣ и питіи или временныхъ предпріятіяхъ внѣшней жизни, но прежде всего общеніе въ молитвѣ, въ слушаніи отъ него слова Божія и въ исполненіи предначертаній изъ жизни церковной. Откуда же тяжелая, тупая боль разлуки, если вѣчное насъ соединяетъ? Источникъ нашей скорби довольно понятенъ. Мы томимся при видѣ гроба нашего святителя мыслью о чемъ-то невыясненномъ, о чемъ-то имъ недоговоренномъ; думается, что большинство скорбящихъ о разлукѣ съ нимъ сходятся въ желаніи услышать его исповѣдь, хотя бы на одинъ часъ проникнуть во внутреннее содержаніе его духа и затѣмъ уже спокойно отпустить его въ вѣчность. Не о томъ наша томительная тоска, возлюбленный архипастырь, что ты не успѣлъ ознаменовать свое краткое пребываніе съ нами множествомъ внѣшнихъ мѣропріятій и новыхъ учрежденій. Что значить могли бы они для того дѣла духовнаго возрожденія паствы, которое совершается прежде всего въ самой душѣ, во внутренней жизни архипастыря, въ отличіе отъ жизни учрежденій мірскихъ и временныхъ, гдѣ исчисленіе внѣшнихъ заслугъ дѣятеля, можетъ быть, и имѣетъ какое либо значеніе. Напротивъ, въ томъ таинственномъ единеніи совѣстей человѣческихъ, къ которому сводится содержаніе жизни церковной, безконечно большую нравственную пользу могутъ получить люди, когда предъ ними откроется внутреннее святилище души пастыря, скорбящаго и плачущаго о нашихъ несовершенствахъ, неустанно въ горячей мольбѣ повергающагося предъ Господомъ и словомъ евангельскаго назиданія умоляющаго насъ покаяться, возлюбить Господа и другъ друга и хранить въ чистотѣ свое христіанское званіе. Такъ, раскрытый предъ вѣками и народами всеобъемлющій духъ божественнаго Павла или одна покаянная скорбь Маріи Египетской, приближая ихъ вмѣстѣ съ прочимъ сонмомъ святыхъ угодниковъ къ нашей жизни, является для христіанина источникомъ нравственныхъ силъ, преимущественно предъ воспоминаніями о внѣшнихъ заслугахъ не только недавнихъ дѣятелей общественныхъ, но даже родныхъ или товарищей каждаго. Духъ владыки Леонтія не успѣлъ раскрыться во всей полнотѣ предъ паствой Московскою и въ этомъ причины нашей теперешней тяжелой скорби. Но если мало позналъ нашъ духъ усопшаго, братіе, то не его мы можемъ винить въ этомъ. Господу угодно было, чтобы не во всей полнотѣ владыка Леонтій могъ преподать вамъ нѣкое дарованіе духовное къ утвержденію вашему, какъ стремился это сдѣлать Апостолъ, собираясь видѣть римскую церковь. И при всемъ томъ не вполнѣ обездоленными оставилъ насъ Господь, ибо знавшіе усопшаго близко, внимательно слѣдившіе за обнаруженіями внутренней жизни владыки, теперь при его гробѣ могутъ несомнительно указать братьямъ главнѣйшія и лучшія упованія жизни, которыя днесь онъ завѣщаетъ намъ воздѣлывать и которымъ онъ былъ настолько постоянно и твердо преданъ, что даже и по кончинѣ его живы предъ нами, знавшими его, эти стремленія его сильнаго духа. По истинѣ онъ могъ бы сказать съ апостоломъ Петромъ: буду стараться, чтобъ и послѣ моего отшествія всегда приводили это на память.

Какія же это упованія? Владыка, прежде всего, никогда не удовлетворялся наблюденіемъ за исполненіемъ внѣшняго закона; онъ разумѣль, что одна служебная исправность не можетъ обезпечить плодотворной жизни Церкви. Онъ искалъ въ людяхъ собственной, безкорыстной преданности какимъ-либо высокимъ цѣлямъ, и съ какою радостью онъ встрѣчалъ ее и пользовался ею для нуждъ Церкви! Съ готовностію шелъ онъ на встрѣчу ученымъ, духовно-просвѣтительнымъ, благотворительнымъ предпріятіямъ и съ великою любовью и даже благодарностью спѣшилъ со своею властною помощью, гдѣ чуялъ своимъ вѣщимъ сердцемъ біеніе жизни и безкорыстнаго одушевленія и нелицемѣрнаго труда. Хорошо сознавая, что новозавѣтная Церковь, не послабляя, а, напротивъ, еще возвышая строгость постановленій ветхозавѣтныхъ, все-таки сильна не столько запрещеніями, сколько благословеніями на все доброе въ людяхъ, освящая и усовершая сіе благодатію; владыка не былъ только начальникомъ духовнаго вѣдомства, начальникомъ надъ духовенствомъ, но старался всегда быть духовнымъ вождемъ и свѣточемъ всей своей паствѣ, съ любовью поддерживающимъ всякій ростокъ добра даже въ тѣхъ отрасляхъ разныхъ жизней семейныхъ и общественныхъ, къ которымъ не имѣлъ обязательныхъ отношеній. Много есть обществъ, семействъ и людей, для которыхъ его кончина скорбная, по немощи нашей плотского неразумія, не будетъ, однако, кончиной ихъ духовнаго общенія съ нимъ. Но особенно любвеобильно былъ открытъ его духъ одобряющій и подвизающій въ такой средѣ, гдѣ онъ надѣялся встрѣтить столь же отзывчивую воспріимчивость, которою самъ отличался. Такой средой съ давнихъ лѣтъ для него было учащееся юношество, а въ Церкви Московской — братство его обители Сергіевой. Приходилось намъ встрѣчать уже давно состарѣвшихся, согбенныхъ скорбями и нуждой сельскихъ пастырей, въ жизни которыхъ чуть не единственною свѣтлою и путеводною звѣздой было какое-либо слово или дѣло отеческаго участія владыки Леонтія; семинаристы, студенты, послушники лавры, питомицы женскихъ училищъ, — вотъ та очень скромная, но очень благодарная духовная нива, на которой вырастаетъ сторицей плодъ его духовнаго дѣла. Въ ихъ обществѣ усопшій проводилъ лучшіе и полезнѣйшіе часы своей жизни и не столько самое содержаніе его рѣчей, сколько чутко усвоенное дѣтьми разумѣніе сей безкорыстной любви и свѣтлой надежды архипастыря пробуждало могучій откликъ вѣры и святыхъ пастырскихъ стремленій въ юныхъ душахъ, которыя и явились дорогимъ, хотя и очень позднимъ плодомъ его духовнаго дѣланія, плодомъ, который онъ и самъ могъ рѣдко видѣть, согласно Христову предупрежденію: инъ есть сѣяй и инъ есть жняй. Не внѣшніе порядки жизни стремился преобразовывать и упорядочивать усопшій, но любовью и дѣловою помощью вызывать и поддерживать въ людяхъ все лучшее, на что они способны. Этотъ завѣтъ онъ передаетъ намъ и по кончинѣ, оставляя за собою въ жизни Церкви Московской немного особыхъ учрежденій, но много пробужденныхъ къ духовной жизни молодыхъ сердецъ. Онъ научаетъ насъ не пренебрегать ни въ другихъ, ни въ себѣ самихъ тѣми, хотя бы немногими, дарами Божіими, которые удѣлены каждому, но, воздѣлывая ихъ, совершать свое спасеніе. Исполняя сей завѣтъ, мы возлюбимъ гораздо сильнѣе христіанскую добродѣтель, чѣмъ взирая на нее, какъ только на рядъ ограниченій нашей воли. Многогрѣшный Закхей потщился послушать добраго голоса своего сердца, чтобъ узрѣть чуднаго Учителя любви, и что же? сей малый подвигъ приводитъ его къ полному покаянію и обновленію.

И вотъ, если мы, по завѣту почившаго каждый будемъ поступать по сему примѣру, то, спася собственныя души, сложимъ для святителя вѣнецъ правды не менѣе цѣнный для души его, чѣмъ наши за нее молитвы, и тогда оправдаются другія слова Христовы: «Ищущій получаетъ награду и собираетъ плодъ въ жизнь вѣчную; такъ что и сѣющій и жнущій вмѣстѣ радоваться будутъ».

Примѣчаніе:
[1] Произнесена въ Успенскомъ соборѣ Свято-Троицкія Сергіевы лавры, въ день погребенія владыки, на литургіи, послѣ причастнаго стиха. Въ первый разъ была напечатана въ журналѣ «Церковныя Вѣдомости» 1893 г., № 33.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 368-371. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.