Церковный календарь
Новости


2018-08-21 / russportal
С. Г. Рункевичъ. Свящ. Соборъ Правосл. Россійской Церкви 1917-1918 г.г. (1998)
2018-08-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 47-е (21 ноября 1917 г.)
2018-08-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 7-я (1991)
2018-08-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 46-е (20 ноября 1917 г.)
2018-08-19 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 6-я (1991)
2018-08-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 45-е (18 ноября 1917 г.)
2018-08-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 5-я (1991)
2018-08-18 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 44-е (17 ноября 1917 г.)
2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 22 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

г) Слова и рѣчи надгробныя.
Слово на кончину Государя Императора Александра III
[1].

«Вотъ день! вотъ пришелъ, наступила напасть» (Іез. VII, 10).

Итакъ наступилъ тотъ горестный день, когда Господь опредѣлилъ отнять у насъ нашу радость, оставить насъ сиротами. Взято нынѣ Господомъ «дыханіе жизни нашей, помазанникъ Господень... о которомъ мы говорили: подъ тѣнью его будемъ жить среди народовъ» (Плач. VI, 20). Взятъ тотъ, кого шесть лѣтъ тому назадъ чудесно возвратилъ намъ Господь изъ когтей погибели. Тогда Всевышній поднялъ надъ Русью Свой угрожающій перстъ, призывая ее къ покаянію, а нынѣ опустилъ на нее Свою карающую десницу, увидѣвъ, что первая угроза недостаточно воздѣйствовала на сердца. Впрочемъ, и та угроза была не первая: сколько разъ Господь спасалъ изъ рукъ злодѣевъ Государя Александра Николаевича, показывая этими устрашеніями, что Россія виновна предъ Нимъ, но до тѣхъ поръ мы не одумывались, пока Богъ не отвратилъ Свою защитительную десницу и потрясенная отчизна должна была омывать слезами покаянія искаженный ранами трупъ царя-страдальца. Однако и это временнное просвѣтлѣніе умовъ, выражавшееся въ самоукореніяхъ и въ исправленіи жизни многихъ, оказалось настолько непрочнымъ, что даже и тотъ великій день, когда Господь грозилъ оставить насъ не только безъ Царя, но и безъ потомства его, это незабвенное 17-е число сего мѣсяца, не могло вразумить насъ. Пусть-же теперь русскіе люди измѣнятъ дни радости на дни скорби, мученій совѣсти и стыда предъ Богомъ. Да, именно стыда предъ Богомъ, праведно отвергающимъ насъ. Ибо спросятъ насъ теперь многіе: гдѣ-же, Святая Русь, твои прославленныя молитвы? гдѣ твоя вѣра? гдѣ твоя любовь къ твоему Государю? или ты такъ оскудѣла всѣми сими дарами, или настолько прогнѣвалъ Бога народъ твой, что даже святые мужи въ тебѣ не могли умолить Его и отвратить гнѣвъ Его отъ тебя? Да, поистинѣ послѣдній укоръ справедливъ. Господь показывалъ намъ дѣлами Своего Промысла то, что говорилъ въ древности народу Своему черезъ пророка: «Я готовлю вамъ зло и замышляю противъ васъ; итакъ обратитесь каждый отъ злаго пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши. Но они говорятъ: не надѣйся; мы будемъ жить по своимъ помысламъ и будемъ поступать каждый по упорству злаго своего сердца» (Іер. XVIII, 11-12). «Ты не молись о народѣ семъ во благо ему. Если они будутъ поститься, Я не услышу вопля ихъ» (Іер. XIV, 12). «Хотя бъ предстали предъ лице Мое Моисей и Самуилъ, душа моя не приклонится къ народу сему» (Іер. XV, 1 и Іез. XIV).

Тщетны были для насъ вразумленія Божіи, хотя были они многочисленны и разнообразны, ибо въ послѣдніе годы уже не человѣческою рукою устрашалъ Онъ насъ за Царя нашего и не ею спасалъ его, а Своею простертою мышцею избавлялъ насъ, пока не истощилось долготерпѣніе Его и ниспала на насъ сегодняшняя праведная кара.

Образумимся-ли мы хотя нынѣ? Возненавидимъ-ли свои отступленія отъ духа евангельскаго и духа народнаго? — Смотрите, у насъ на лицахъ какъ бы вина какая, какъ бы смутное ощущеніе того, что не взялъ бы Господь отъ насъ утѣхи очей нашихъ, лучшаго украшенія нашей отчизны, еслибъ мы сами цѣнили дары Его благодатнаго о насъ промышленія.

Не случайныя только паденія воли нашей возстановили противъ насъ Всевышняго, но то дерзостное попраніе духа Христова, то полное нежеланіе созидать въ себѣ евангельскую жизнь, содержавшуюся предками нашими, та общая ложь, то блудное растлѣніе, которыя проникли отъ высшихъ круговъ общества уже и въ простой народъ. Охладѣли русскіе люди ко святой вѣрѣ, возлюбили иноземный обычай жизни, горделивый, сухой и холодный, и не только перестали стыдиться своего грѣховнаго ожесточенія, но начали похваляться имъ такъ, что уже не порокъ сталъ предметомъ презрѣнія и насмѣшекъ, а цѣломудріе, набожность и смиреніе, сохранившееся у немногихъ. За это Господь и обездолилъ нашу землю, за это обрушилъ на нее сей ударъ и отнялъ тотъ залогъ нашего благополучія, предъ которымъ стали склоняться съ почтеніемъ горделивѣйшія главы иноземныхъ народовъ, прежде презиравшихъ насъ, а нынѣ видящихъ въ нашемъ Государѣ опору общаго мира и справедливости.

Неоцѣнима наша потеря, сердце наше подавляется глухою болью, мы чувствуемъ, что сами виновники нашей утраты и горько плачемъ, видя, что не могли во время возвратиться, ибо грѣхи наши стали между нами и небомъ мѣдною стѣною, объ которую разбиваясь, возвращались въ нѣдро наше всѣ возносимыя молитвы.

Оттого и наша печаль такъ глубока, горе такъ разъѣдающе, не смотря на то, что кончина Государя христіанская, непостыдная и мирная. Училъ онъ насъ, какъ жить и служить ближнему, училъ и тому, какъ умират. Дай Богъ всѣмъ намъ такой завидной кончины! Царямъ земнымъ многіе завидуютъ при ихъ жизни, но очень немногимъ государямъ возможно завидовать или соревновать въ смерти; во главѣ этихъ немногихъ стоитъ нашъ благочестивѣйшій Монархъ, спокойно смотрѣвшій въ глаза приближавшейся кончины и давно нерадѣвшій объ исполненіи врачебныхъ совѣтовъ, но искавшій отрады въ бесѣдѣ съ праведными пастырями, въ совмѣстныхъ съ ними молитвахъ, а наипаче въ троекратномъ пріобщеніи св. таинъ. Его рука, пораженная предсмертнымъ недугомъ, находила силу, чтобы начертывать слова сочувствія и благодарности на сыновнія заявленія подданныхъ воиновъ и родителей дѣтей, учащихся подъ Государевымъ покровительствомъ, а его сердце, ослабѣвшее уже для правильной поддержки тѣлесной жизни, продолжало согрѣвать ласкою окружающихъ, побѣждая присущее сей тяжкой болѣзни мрачное настроеніе. Сія блаженная кончина была вѣнцомъ праведнаго царствованія въ теченіе почти четырнадцати лѣтъ. Это царское правленіе было поистинѣ царскимъ служеніемъ, этотъ вѣнецъ — крестнымъ бременемъ. Ибо едва-ли многихъ монарховъ знаетъ исторія, которые были бы столь чужды исканія личной славы и угодничества предъ толпой и предъ сосѣдними державами, какъ нашъ усопшій Монархъ. Не искалъ онъ въ дѣяніяхъ своихъ ни блеска, ни похвалъ, но только общей пользы, самой сущей правды, а наипаче милости къ бѣднымъ, труждающимся, обремененнымъ, къ малымъ по возрасту и наконецъ къ служителямъ вѣры, которую усопшій справедливо считалъ высшею истиною и главнымъ оплотомъ государственнаго процвѣтанія. Осторожно и сдержанно началъ онъ свои предпріятія, а затѣмъ, освоившись съ дѣлами правленія, сталъ поступать все тверже и смѣлѣе; его нравственный образъ выяснялся все отчетливѣе предъ лицемъ восхищеннаго народа и нѣжная, пламенная любовь милліоновъ окружала его тронъ. Онъ расцвѣлъ въ пышный прекрасвый цвѣтъ, на который любовался весь міръ; даже недоброжелатели отечества и трона противъ воли полюбили его и ради него начали любить Россію. Судя по человѣчески теперь то бы намъ и жить, да радоваться на Царя нашего, да учиться у него исполненію долга своего и заповѣдей Божіихъ, — подражая его жизни и дѣламъ. О, еслибы дѣйствительно ему достойно подражало русское общество, столь щедрое на благородныя слова и обыкновенно безсильное для благородныхъ дѣяній! Но мы не шли по стопамъ его, мы оказались недостойными его сынами. Духовное разложеніе и развратъ укоренялись въ обществѣ и въ народѣ все глубже, за свѣтильникомъ мы не слѣдовали и вотъ свѣтильникъ отъятъ отъ насъ, подвинутъ со своего мѣста.

Строго наказалъ насъ Господъ, но не для отмщенія, а для вразумленія. Онъ требуетъ отъ насъ, чтобы мы отвратили осуетившіеся взоры наши отъ своекорыстныхъ цѣлей и житейекаго разсѣянія, а взглянули въ себя самихъ, чтобы увидали, какъ далеко ушли мы отъ христіанскихъ завѣтовъ святыхъ строителей нашего отечества и создателей народнаго духа, — чтобы ужаснулись своего ожесточеннаго нечувствія и въ слезахъ покаянія, искренняго и всеобщаго, умолили Бога о народномъ и общественномъ возрожденіи. Сего требуетъ Господь, насъ посѣтившій Своею праведною карой, Онъ требуетъ также и благодарности къ отшедшему благодѣтелю Россіи, незримо простирающему къ намъ свои царственныя руки и просящему теперь нашей молитвенной помощи для неукорнаго восхожденія духа его въ райскія обители. Хотя праведенъ былъ духъ сей, но и онъ нуждается въ теплыхъ молитвахъ Церкви. Пусть же онѣ возносятся, какъ ѳиміамъ къ Богу, и ограждаютъ душу возлюбленнаго Государя отъ всякой напасти. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено 21 октября 1894 г. за литургіей въ храмѣ Московской Духовной Академіи. Въ первый разъ было напечатано въ журналѣ «Богословскій Вѣстникъ» 1894 г.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 375-378. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.