Церковный календарь
Новости


2018-11-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 4-я (1922)
2018-11-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 3-я (1922)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ первый день Пасхи (1883)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (3-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Ди Пи въ Канадѣ (1975)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Никонъ. Видѣнія Св. Руси на просторахъ Канады (1975)
2018-11-19 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 5-е основаніе (1992)
2018-11-19 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 4-е основаніе (1992)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 20 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 4.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

г) Слова и рѣчи надгробныя.
Слово при погребеніи преосвященнѣйшаго епископа Михаила (22 августа 1898 года)
[1].

«Аминь, аминь, глаголю вамъ: аще зерно пшенично падъ на земли не умретъ, то едино пребываетъ: аще же умретъ, многъ плодъ сотворитъ» (Іоан. XII, 23).

Сіи слова Христовы исполнились, братіе, на умершемъ и нынѣ предлежащемъ намъ покойномъ Епископѣ Михаилѣ. Умерши, онъ не прибылъ единымъ, но собралъ около своего бездыханнаго тѣла многія люди и сотворилъ чрезъ нихъ плодъ молитвы и любви. Ибо это народное множество, которое въ продолженіе трехъ дней и трехъ ночей приближалось къ его гробу, не было водимо празднымъ любопытствомъ, но исполнялось духомъ сокрушенія, просвѣщалось размышленіемъ о собственной тлѣнности, одухотворялось благоговѣйнымъ сочувствіемъ къ отшедшему страдальцу, освящалось усердной молитвой о спасеніи души его. Тѣмъ утѣшительнѣе и удивительнѣе представляется намъ это зрѣлище скорбной молитвы, что усопшій не былъ и не могъ быть давнимъ другомъ своего народа, а скорѣе долженъ быть названъ пришельцемъ среди него, ибо за полтора года своего духовнаго правленія сею паствою онъ двѣ трети этого малаго срока провелъ на одрѣ своей болѣзни и смерти. — Чѣмъ же объяснить это народное ему состраданіе, эти колѣнопреклоненія, воздыханія и слезы христіанъ всѣхъ возрастовъ и сословій? Едва ли сами богомольцы сумѣютъ объяснить происхожденіе охватившаго ихъ чувства, но вышеприведенныя слова Евангелія объяснятъ все это для тѣхъ, кто зналъ духъ усопшаго.

То былъ духъ великій, духъ апостольскій, который распростирался далеко за предѣлы своей личной жизни, и въ стремительномъ порывѣ любви и состраданія желалъ всѣхъ людей, всю вселенную охватить собою и, очищая всѣхъ молитвеннымъ пламенемъ, вознести ко Христу. Поистинѣ, Преосвященный Михаилъ былъ однимъ изъ тѣхъ немногихъ людей, которые едва замѣчаютъ окружающую ихъ внѣшнюю дѣйствительность жизни и, обращаясь среди нея, исполняя дѣла своего званія, на самомъ дѣлѣ бываютъ заняты всегда одною мыслію, однимъ чувствомъ, — скорбью за грѣшный міръ, пламеннымъ желаніемъ общаго спасенія и блага, которые желаютъ «всѣмъ быти вся, да всяко нѣкія спасутъ». Это тѣ избранные сосуды, что вмѣстѣ съ Христомъ могли бы сказать: «огня пріидохъ воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгорѣся» (Лук. XII, 59). Это тѣ, которые, скорбя о человѣческихъ порокахъ и неправдѣ и нестроеніяхъ церковныхъ, взываютъ въ сердцѣ своемъ: «жалость дому Твоему снѣде мя» (Іоан. II, 17) и потому могутъ повторять о себѣ слова Божественнаго Павла: «свидѣтельствуюсь совѣстью моею, что я всякій день умираю» (1 Кор. XV, 31).

Такой духъ, братіе, когда онъ отдѣляется въ страданіяхъ своихъ отъ тѣла, вызываетъ, чрезъ содѣйствіе благодати Божіей, сочувственный откликъ, таинственный подъемъ въ душахъ, отзывчивыхъ на все доброе, и творитъ тотъ плодъ, который видится нами въ вашемъ усердіи къ памяти почившаго.

Чтобы утвердить въ васъ это благое дарованіе, скажемъ нѣсколько словъ объ его подвигахъ и упованіяхъ, и тогда узнаете вы, что преставившійся Архипастырь вашъ, поистинѣ, достоинъ любви отъ своей церкви.

Онъ былъ избранный сосудъ, сказали мы: и это вѣрно, потому что сосудъ сей соединялъ и мудрость, и чистоту, и великую силу вѣры, и полное самоотверженіе.

Такъ, самая вѣра его и рѣшимость служить Богу не были плодомъ невѣдѣнія, или привычки, или подражанія. Напротивъ, исполняя слово апостола: «вся испытующе, добрая держите» (1 Ѳес. V, 21), онъ зналъ, подобно Моисею, всю премудрость міра, и, можно сказать, не было такого лжеучителя, котораго бы онъ не изучилъ и не опровергъ, не было въ Европѣ такой книги, съ силой направленной противъ Христова ученія, которая бы оставалась ему неизвѣстной. Его вѣра была сознательная, сильная противъ невѣрія. Его отреченіе отъ міра — основаннымъ на глубокомъ пониманіи жизни міра, жизни русской и иностранной.

Обладая блестящими дарованіями и силой слова, и вліяніемъ на окружающихъ, онъ могъ бы преуспѣвать въ жизни мірской, но всѣ свои преимущества онъ вмѣстѣ съ Апостоломъ почелъ за соръ и, подобно купцу евангельскому, не промѣнялъ на сокровище царства Божія или лучше — подобно Іустѣ Варсавѣ — все достояніе своего духа сложилъ къ подножію Христа и Церкви, посвятивъ себя на служеніе имъ въ скромномъ образѣ монаха.

Такое рѣшеніе христіанина, всегда угодное Богу, было особенно цѣнно для Св. Церкви въ то время, когда его предпринялъ почившій въ качествѣ лучшаго студента старшаго курса въ Петербургской академіи, въ которой уже 17 лѣтъ никто не принималъ на себя такого подвига, и юношество, призванное на служеніе Церкви, въ большинствѣ своемъ стремилось служить міру, легкомысленно утверждая, будто подобное мірское настроеніе болѣе полезно людямъ. Рѣшеніе уважаемаго всѣми, лучшаго и, безспорно, разумнѣйшаго товарища поколебало многосотенную толпу студентовъ академіи и академій. Оно восхитило и укрѣпило ближайшихъ друзей его, стремившихся къ тому жо подвигу, расположило къ нему и другихъ юношей, прежде не думавшихъ о немъ, да и тѣ товарищи покойнаго, которые имѣли намѣреніе служить Церкви въ качествѣ пастырей семейныхъ или даже не имѣли и такого намѣренія, крѣпко задумались и снова много разъ задумывались надъ жизнью, когда лучшій изъ нихъ избралъ жизнь самоотреченія и отрицанія міра.

Они, а также и слѣдующія поколѣнія питомцевъ академіи, возвращались къ, мысли о превосходствѣ небеснаго жребія надъ земнымъ, когда взирали на дальнѣйшую жизнь и дѣятельность о. Михаила въ качествѣ наставника и инспектора академіи. Они съ удивленіемъ замѣчали, что, заключившись въ монашескую келію, ихъ молодой наставникъ не утратилъ широты и безпристрастія мысли, не сталъ человѣкомъ партіи, что попрежнему онъ шелъ туда, куда влекла его познаваемая истина, такъ что во время одного, не отъ него зависѣвшаго, смущенія, онъ было совсѣмъ рѣшился оставить свои почетныя полномочія профессора и удалиться навсегда въ монастырское уединеніе, пока настойчивый призывъ блаженнаго епископа Ѳеофана и знаменитаго іеросхимонаха Амвросія не призвали его назадъ къ ученой и просвѣтительной дѣятельности. Возвратившись къ учебному дѣлу, съ сугубымъ дерзновеніемъ началъ онъ вѣщать слова истины — и какъ было отрадно видѣть, что слово его собирало къ нему огромное число одушевленныхъ слушателей, изъ которыхъ многіе незадолго до начала его учебнаго курса только смѣялись и надъ монашествомъ, и надъ самымъ богословіемъ!..

Но вотъ усилился недугъ его ранней юности, обнаружилась та гибельная чахотка, которая нынѣ заключила его во гробъ, и молодой архимандритъ Михаилъ принужденъ оставить академію послѣ четырехъ быстрыхъ лѣтъ своего служенія въ ней и затѣмъ цѣлыхъ пять лѣтъ проводить въ покоѣ на югѣ въ званіи посольскаго настоятеля въ далекихъ Аѳинахъ. Однако, «ни широта, ни долгота не могли отлучить отъ любви Христовой», и отъ любви къ нему его друзей, его товарищей и учениковъ, искавшихъ въ немъ нравственной опоры и утѣшенія. Многочисленныя письма съ духовною исповѣдью потекли со всѣхъ концевъ широкой Руси въ далекія Аѳины, а нѣкоторые друзья самолично поѣхали туда, чтобы находить укрѣпленіе у слабаго тѣломъ, но сильнаго духомъ руководителя, учителя, брата и друга, какъ нѣкогда древніе христіане у Максима Исповѣдника или Ѳеодора Студита.

Тотъ же подвигъ руководства товарищами и учениками несъ усопшій въ Полтавѣ и въ Тавридѣ, даже до послѣднихъ дней своей жизни. Нынѣ оборвалась нить этой жизни, и разбиты скорбью сердца многихъ его послѣдователей, — нынѣ церковныхъ учителей, пастырей и архипастырей, отъ которыхъ слышали о добродѣтели почившаго ученики ихъ и ученики учениковъ ихъ. Эти сердца незримо здѣсь, въ этомъ храмѣ, бьются съ болью, но и съ упованіемъ около его гроба.

Знай же, Таврическая паства, какое сокровище заключено въ земныя нѣдра подъ твоимъ соборнымъ храмомъ! Эта могила вводитъ тебя въ духовное общеніе съ предстоятелями многихъ церквей Россійскихъ и Восточныхъ, которые бы за счастье почли помолиться и поплакать у этого гроба. И мы знаемъ, что многіе нарочно пріѣдутъ сюда помолиться за усопшаго, которыхъ путь не лежалъ бы на сію окраину отечества, которые бы никогда и не взглянули на Крымъ и Симферополь, если бы тамъ не былъ погребенъ Преосвященный Михаилъ.

Онъ не могъ назидать въ предсмертные годы свою новую паству постоянною проповѣдью, и взамѣнъ того даровалъ ей для постояннаго назиданія свою могилу и память о своей праведной кончинѣ.

Онъ умиралъ, какъ святой подвижникъ, которому «смерть — пріобрѣтеніе», ибо давно былъ «желаніе имый разрѣшитися и со Христомъ быти». Онъ улыбался среди мучительныхъ страданій; онъ пріобщался съ радостію Св. Тайнъ, ежедневно обновляя духъ свой этимъ блаженнымъ общеніемъ со Христомъ. Задыхаясь, за нѣсколько минутъ до смерти, онъ шепталъ друзьямъ своимъ свой послѣдній завѣтъ о самоотверженномъ служеніи Апостольской Церкви. Не смерть его сразила, но онъ побѣдилъ ее, и мы, ея ближайшіе свидѣтели, можемъ восклицать при воспоминаніи о ней: «никто же да убоится смерти, свободи бо насъ Спасова смерть».

Служители Божіи! Взирайте на кончину сего праведнаго жительства и подражайте вѣрѣ Святителя! Паства! не поддавайся малодушному страху смерти маловѣрующей современности. Духъ Божій, укрѣпившій умершаго при смерти его и въ жизни его! не покидай и насъ, взирающихъ на удаленіе его въ лучшій міръ, если не сугубо, какъ во Елисея послѣ Иліи, хотя по мѣрности нашей. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Сказано на литургіи, во время причастнаго, въ Симферопольскомъ Каѳедральномъ Соборѣ. Въ первый разъ было напечатано въ «Таврическихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ» 1898 г. № 18.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 379-383. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.