Церковный календарь
Новости


2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ. Бесѣды св. Василія Великаго и прав. Іоанна Кронштадтскаго (1976)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Жизнь въ Церкви - жизнь въ благодати (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 10 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

г) Слова и рѣчи надгробныя.
Слово на панихидѣ по Великой Княгинѣ Александрѣ Петровнѣ, во инокинѣхъ Анастасіи, сказанное въ Казанскомъ Каѳедральномъ Соборѣ.

«Благовѣрная Государыня, Великая Княгиня, монахиня Анастасія». Какое необычное для нашего уха сочетаніе словъ и понятій! Скоро исполнится двѣсти лѣтъ съ тѣхъ поръ, какъ такое сочетаніе перестало повторяться, хотя во времена прежнія оно бывало вполнѣ обычнымъ явленіемъ на нашей святой Руси. Тѣ времена миновали; вѣроятно, многіе уже начали думать, что помянутымъ явленіямъ пришелъ конецъ, но, благодаря Бога, такъ думающіе ошиблись. Видно, что не оскудѣлъ еще и въ наше грѣшное время на Руси духъ Христовъ; видно, что сила земли — нашей христіанской земли — продолжаетъ прорываться вверхъ и проникать собою самый высшій слой общественной жизни, даже тѣ части или элементы послѣдней, которые произросли на иной почвѣ и присоединились къ русской жизни уже въ зрѣломъ своемъ возрастѣ.

Великая Княгиня-монахиня была нѣкогда лютеранкой и родной языкъ ея былъ нѣмецкій. Однако, сдѣлавшись православной при своемъ вступленіи въ бракъ, она своею любящею, проникнутою библейскимъ ученіемъ, душою горячо привязалась къ русской жизни и православной Церкви. Сквозь сложный бытъ придворныхъ сферъ, сквозь богатую и чиновную жизнь столицы она съумѣла прозрѣть въ этой правящей Россіи нашу Русь святую, которая, сохраняясь почти неповрежденной въ жизни сельскихъ крестьянъ, даетъ себя все-таки чувствовать такъ или иначе и въ личномъ характерѣ, и въ бытовомъ устройствѣ всѣхъ круговъ общества.

Усопшая Княгиня увидѣла, что Того Христа, Котораго она знала по урокамъ своего евангелическаго воспитанія, святая Русь со своимъ православнымъ бытомъ поняла чище и глубже, чѣмъ инославный Западъ, — Святая Русь, которая изъ Христова ученія взялась прежде всего за добродѣтель смиренія и личнаго самоотреченія, которая отвергла понятіе католической заслуги и протестантскаго самодовольства, которая наполнила свой духъ богослужебной поэзіей, какъ высшею радостію на землѣ, и взамѣнъ исканія правъ поставила каждому высшую задачу въ томъ, чтобы отказываться отъ всякихъ правъ и преимуществъ жизни и въ простотѣ и чистотѣ сердца служить любви Христовой въ средѣ своихъ ближнихъ.

Эту глубину и высоту нравственнаго содержанія нашей жизни новообращенная Княгиня оцѣнила такъ горячо, какъ ни одна среди ей подобныхъ. Еще въ самые древніе вѣка нашей исторіи обращаемыя изъ инославія и магометанства царственныя лица, начиная со святой Анны, жены Ярославовой, обращенной изъ папизма, и св. Петра, царевича Ордынскаго, и кончая добродѣтельной Государыней Маріей Александровной, проводившей дни въ молитвѣ и духовномъ чтеніи — эти прозелиты русскаго православія, подобно древней Руѳи-Моавитянкѣ, предваряли въ царствѣ небесномъ русскихъ людей, рождаемыхъ въ православныхъ семействахъ. Правда, между древнимъ временемъ и новымъ хранится то различіе, что тогда это духовное сокровище нашей родной жизни все же высоко цѣнилось всѣми русскими людьми, тогда какъ многіе изъ нашихъ современниковъ его не понимаютъ и понимать не хотятъ; но и понынѣ свѣтъ духа Христова сіяетъ въ странѣ нашей еще настолько ярко и привлекательно, что онъ привлекъ чистое сердце теперь уже русской православной Княгини къ безраздѣльному слѣдованію за собою до забвенія семьи и оставленія Высочайшей Родни своей и прекрасной сѣверной столицы.

Остановимся же теперь послѣ этихъ обшихъ мыслей на жизни новопреставленной подвижницы. Удалившись лѣтъ десять тому назадъ въ новосозданную ею монастырскую обитель древняго Кіева, инокиня Анастасія пожелала совмѣстить въ своей жизни по возможности все, чѣмъ опредѣлялась жизнь русскихъ православныхъ подвижниковъ. Она не удовлетворилась тѣмъ, чтобы принять только внѣшній обликъ новой жизни, окруживъ себя покоемъ и довольствомъ. Напротивъ, по примѣру нашихъ предковъ, она и въ монашескомъ званіи старалась все больше и больше умалять себя. Помѣстившись въ небольшой кельѣ среди монастырской больницы, она разнообразила свой день лишь между молитвой, духовнымъ чтеніемъ и служеніемъ больнымъ, подавая всѣмъ примѣръ смиренномудрія и простоты — чрезъ участіе даже въ черныхъ трудахъ послушницъ до подметанія пыли съ половъ больницы. Такое совмѣщеніе подвига внутренняго съ подвигами человѣколюбія было высшимъ осуществленіемъ правилъ православнаго монашества, по слову преподобнаго Нила Синайскаго, который сказалъ: «монахъ есть тотъ, который, удалившись отъ всѣхъ, пребываетъ во внутреннемъ общеніи со всѣми и въ каждомъ человѣкѣ видитъ самого себя».

Есть подвиги и въ другихъ исповѣданіяхъ, подвиги величественные и суровые, но нѣтъ въ этихъ подвигахъ той простоты, той «тихости», того желанія не замѣчать ихъ, того несознаванія ихъ, которыми красится наше превославное подвижничество, по примѣру Господа, по смыслу словъ евангельскихъ: «се Отрокъ Мой, Егоже изволихъ; Возлюбленный Мой, Нань же благоволи душа Моя; положу духъ Мой на Немъ, и судъ языкомъ возвѣститъ. Не преречетъ, ни возопіетъ, ниже услышитъ кто на распутіихъ гласа Его. Трости сокрушенны не преломитъ, и льна внемшася не угаситъ, дондеже изведетъ въ побѣду судъ» (Матѳ. XII, 18-20).

Сила такого непосредственнаго и безраздѣльнаго усвоенія духа Христова, доставляя тихую радость и полную удовлетворенность душѣ самого подвижника, невольно усваивается и окружающими, какъ теплота лѣтняго солнца. «Научитеся отъ Мене, говоритъ Господь, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ» (Матѳ. XI, 29).

А есть чему научиться отъ такихъ послѣдователей Христовыхъ намъ — сынамъ суетной современности. Правда, современные люди не чужды добрыхъ порывовъ и благородныхъ замысловъ, но никому изъ нихъ не свойственна та готовность находить довольство внутреннее среди лишеній и подвиговъ, которымъ такъ богата была добровольно обнищавшая и опростившаяся подвижница Анастасія.

Напротивъ, современный человѣкъ всегда убѣжденъ въ томъ, что судьба не съумѣла оцѣнить его достоинствъ, что онъ заслуживалъ бы лучшей участи въ этой жизни, и что, только достигнувъ ее, онъ получитъ полную возможность осуществлять высшія стремленія своего духа. Отсюда его неразумная жажда къ безконечнымъ повышеніямъ по службѣ, къ увеличенію своего достоянія, къ распространенію своей славы, къ умноженію всякихъ наслажденій. На это онъ охотно тратитъ свои силы, а для подвиговъ человѣколюбія и иныхъ добродѣтелей оставляетъ одни трескучія слова...

О, какъ поэтому назидателенъ, какъ строго обличителенъ для насъ примѣръ этой царственной жены, которая расположила жизнь свою совершенно противоположнымъ образомъ. Довольная своею жизнію на землѣ, она счастлива и въ своей смерти, потому что ей нечего было здѣсь терять, она сама отъ всего земного отказалась еще задолго до смерти. Радостно молиться объ упокоеніи такой души; при воспоминаніи такой жизни вѣрится намъ въ осуществленіе и другой молитвы, которую прошу васъ, братіе, присоединить къ первой. — Сія иная молитва да будетъ о томъ, чтобы и въ насъ, живущихъ по плоти, но мертвыхъ по духу, Господь возгрѣвалъ жажду спасенія, плачъ о грѣхахъ, нищету духовную, чистоту еердца, кротость, милость и прочіе дары, какими благодать Его обогатила смиренную душу новопреставленной инокини Анастасіи.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 396-399. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.