Церковный календарь
Новости


2018-10-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). Православное Міровоззрѣніе (1990)
2018-10-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). Духъ послѣднихъ временъ (1991)
2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 7-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 6-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 108-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 49-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Что дѣлать малому стаду? (1992)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Догматизація Сергіанства (1992)
2018-10-20 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Харизмат. возрожденіе" какъ знаменіе времени (1991)
2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 22 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

г) Слова и рѣчи надгробныя.
Слово при погребеніи Антона Семеновича Будиловича, 15-го декабря 1903 года
[1].

(Изложено сокращенно).

«Никто же себѣ живетъ и никто же себѣ умираетъ. Аще бо живемъ, Господеви живемъ; аще ли умираемъ, Господеви умираемъ; тѣмъ же, аще ли живемъ, аще ли умираемъ, Господни есьмы».

Эти слова писалъ своимъ ученикамъ св. апостолъ Павелъ въ то время, когда христіане дѣйствительно жили не для себя, а для Бога. Нося на себѣ смертный приговоръ земныхъ властей за одно то, что они принадлежали къ запрещенному законами обществу проповѣдниковъ Распятаго, они самымъ пребываніемъ своимъ въ христіанствѣ доказывали, что живутъ не для себя.

Настали теперь другія времена, особенно въ эти три-четыре послѣдніе года русской жизни, — какъ нынѣ трудно стало найти человѣка, который жилъ бы не для себя, не для цѣлей себялюбивыхъ, честолюбивыхъ или корыстолюбивыхъ, а для цѣлей вѣчныхъ и святыхъ, для Бога и для исполненія Его святой воли. Гдѣ теперь они, такіе люди, которые славы Божіей искали бы, — либо въ подвигахъ воздержанія и милосердія, либо въ наукѣ, либо въ дѣятельности общественной, — славы Божіей, а не своей корысти? Еще недавно было ихъ у насъ не мало, а теперь найти такого человѣка, найти человѣка вполнѣ достойнаго такого названія очень трудно: теперь снова, какъ древнему философу, приходится среди дня съ фонаремъ искать, не найдется ли гдѣ «человѣкъ», а не двуногій европейскій звѣрь, ничего не понимающій, кромѣ своей личной выгоды.

Вотъ однимъ изъ тѣхъ, остававшихся еще человѣкомъ среди нравственнаго разложившагося русскаго общества, былъ усопшій профессоръ и писатель Антонъ Семеновичъ Будиловичъ, котораго бездыханное тѣло, сраженное чрезмѣрными трудами, предлежитъ намъ здѣсь во святомъ храмѣ.

Не для себя онъ жилъ. Онъ жилъ во славу Божію для русскаго народа; жилъ онъ и трудился для этого народа не около «ликующихъ, праздноболтающихъ, омывающихъ руки въ крови», трудился не въ безполезной и лицемѣрной говорильнѣ, гдѣ люди, прикрываясь попеченіемъ о народѣ, созидаютъ только личное свое благополучіе. Нѣтъ, онъ видѣлъ, онъ зналъ, онъ глубоко чувствовалъ дѣйствительныя, вѣковѣчныя нужды нашего народа, нужды самыя высшія, нравственныя, вѣроисповѣдныя. Онъ понималъ, что народъ нашъ это не сто милліоновъ желудковъ, но огромная, сознательная семья, что это не раса даже, а прежде всего общество вѣроисповѣдное, живущее не объ единомъ хлѣбѣ, но о всякомъ глаголѣ, исходящемъ изъ устъ Божіихъ. Подъ русскимъ народомъ онъ справедливо разумѣлъ не только тѣхъ сыновъ его, которые пребываютъ внутри границъ нашего государства, но и тѣхъ, которые попущеніемъ Божіимъ остались подъ игомъ иновѣрныхъ иноземцевъ, которыхъ въ большинствѣ ихъ обманомъ и насиліемъ вовлекли въ еретическую унію. Ихъ-то болѣе всѣхъ жалѣлъ и любилъ усопшій русскій дѣятель, — ихъ, нашихъ единокровныхъ и по душѣ единовѣрныхъ братій, которые въ продолженіе нѣсколькихъ столѣтій тщетно простираютъ свои руки къ великой Россійской державѣ, Россійской церкви, прося принять ихъ обездоленныхъ и обманутыхъ въ ея материнскія нѣдра, пока чуждая еретическая, вѣрнѣе — языческая, западная жизнь, западная культура не успѣла вытравить изъ нихъ тѣ возвышенныя стремленія духа къ небу, къ подвигу, къ совершенству, или свойства духа и быта, которыя хранятся только у послѣдователей, какъ принято говорить, православнаго или «восточнаго обряда», вмѣщающаго въ себя всю полноту евангельскаго ученія, возводящаго богомольцевъ въ Божій рай или низводящаго небесный рай въ смиренный сельскій храмъ, въ будущую жизнь его прихожанъ.

Почти одинокъ былъ нашъ ученый подвижникъ и учитель въ дѣлѣ ознакомленія Россіи съ Буковиной и Галиціей, въ дѣлѣ нравственной, умственной и матеріальной поддержки жителей этихъ оторванныхъ предѣловъ нашихъ. Увы, наше общество, пошедшее на поводу жидовъ и нигилистовъ въ революціонное болото, готово отречься и отъ самой своей Россіи, а объ этихъ забытыхъ братьяхъ нашихъ оно и раньше почти не знало, а теперь и знать не хочетъ; оно гораздо болѣе знаетъ и интересуется Англіей и Франціей, Парижемъ и Ниццей, и Монте-Карло, и Баденъ-Баденомъ, чѣмъ тѣми древнѣйшими удѣлами Равноапостольнаго Владиміра и Даніила Романовича, откуда несутся вопли нравственно и матеріально утопающихъ нашихъ братій.

Но кому теперь нужны въ нашемъ обществѣ радѣтели родины, вѣры, народности? Кому нужны теперь безкорыстные идеальные ученые труженики, кому нужна теперь наука и высокая поэзія? Выгоды, страсти плотскія, продажный развратъ всѣхъ видовъ и ложь, ложь безъ конца — на трибунахъ, въ печати, на профессорской каѳедрѣ, — вотъ чѣмъ питается наша гніющая жизнь. Исполнилось апостольское слово, что люди «отъ истины отвратятъ слухъ свой и обратятся къ баснямъ». Въ этомъ смыслѣ усопшій дѣятель науки и общества и всѣ подобные ему дѣятели стали «лишними людьми», потому что общество наше стало недостойно ихъ, сдѣлавшись окончательно чуждымъ своей церкви и своему народу. — Вотъ почему, обрекая себя заранѣе на непонятость окружающему обществу, нашъ усопшій, исполняя внѣшнія обязанности свои по своему общественному положенію, и обращаясь среди людей, имѣлъ взоръ, устремленный мимо собесѣдника куда-то вдаль, либо напротивъ, — имѣлъ видъ человѣка, сосредоточеннаго въ себѣ, живущаго своимъ внутреннимъ міромъ и не отдающагося предмету своей бесѣды. Да, его душа была не здѣсь, не въ петербургскомъ чиновничьемъ мірѣ, который такъ и не сумѣлъ воспользоваться его огромными познаніями и высокими качествами духа, — но тамъ, въ дорогой Галиціи и Буковинѣ, или тамъ, въ исторіи нашего славнаго прошлаго, когда русскіе были русскими, а не нѣмцами, говорящими на русскомъ языкѣ, когда любили, и трудились, и молились, и умирали за истину, а не лгали и лицемѣрили.

Не только русскій западъ, но и востокъ русскій, русѣющіе инородцы были предметомъ исполненнаго любви изученія усопшаго, который съ великимъ тщаніемъ взялъ на себя порученіе начальства посѣтить сельскія школы нашихъ заволжскихъ инородцевъ и сказать свое вѣское слово объ ихъ духовныхъ нуждахъ. Да, онъ быстро осваивался съ интересами дѣйствительно народными, не выдуманными, но вопіющими; онъ прислушивался къ дыханію родной земли нашей и понималъ ее, понималъ то, о чемъ и слушать не хотятъ наши передовые дѣятели, онъ зналъ, что русскую жизнь надо возрождать и улучшать на началахъ святого православія, что за этими началами и нашъ, и заграничный русскій народъ пойдетъ дружно и чрезъ нихъ обрящетъ и святую добродѣтель, и даже внѣшнія условія своего быта облагородитъ, обезопаситъ, обогатитъ, какъ это мы и видимъ въ народныхъ большихъ монастыряхъ, которые, со времени принятія христіанства нашими предками, сдѣлались для нашего народа училищами общественности во всѣхъ отношеніяхъ.

Не оцѣнила такого мыслителя и дѣятеля наша пошлая современность: онъ умеръ въ скромномъ званіи редактора Московскихъ Вѣдомостей, не успѣвъ еще сдѣлать ихъ органомъ стараго православнаго панславизма. Но его оцѣнитъ наука, его оцѣнитъ наша будущность, если Россіи суждено возродиться къ разумной самостоятельной жизни, а не сгибнуть окончательно въ рукахъ еврейскихъ и еврействующихъ нигилистовъ. Тогда вспомнятъ такихъ именно безкорыстно убѣжденныхъ дѣятелей и будутъ учиться изъ ихъ сочиненій. Да вѣдаютъ же это всѣ его единомышленники, собравшіеся сюда въ полномъ, хотя и очень малочисленномъ своемъ составѣ на заупокойную молитву. Не бойся же, малое стадо, ибо тебѣ, тебѣ и никому болѣе, завѣщано для возрожденія православное русское царство, если только оно не присуждено за грѣхи свои къ конечной погибели. Нѣтъ другихъ словъ, нѣтъ другихъ началъ для воззванія къ жизни нашего развращеннаго общества и нашего закордоннаго порабощеннаго народа, какъ тѣ слова, тѣ вѣрованія, тѣ научныя убѣжденія, которыя соединяютъ насъ воедино около памятниковъ нашихъ великихъ русскихъ людей — Хомякова, Аксакова, Самариныхъ, Кирѣевскихъ, Гильфердинга, Достоевскаго и около гроба новопреставленнаго Антонія Будиловича.

Не прославили его современники, не получилъ онъ на землѣ полнаго успѣха своему дѣлу и самому себѣ, но уповаемъ, что получитъ его тамъ, гдѣ производится непогрѣшимая оцѣнка всѣхъ успѣховъ. Мы знаемъ, что не скажетъ о немъ Судья нелицепріятный: «Онъ воспріялъ уже мзду свою», но мы молимся, чтобы сказалъ ему Господь, и уповаемъ, что дѣйствительно скажетъ: «Онъ подвизался предъ Отцомъ Небеснымъ въ безвѣстности и въ тайнѣ, да будетъ же благое воздаяніе ему явно. Добрый рабе, благій и вѣрный, о малѣ былъ ми еси вѣренъ, надъ многими тя поставлю: вниди въ радость Господа твоего». Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Напечатано въ «Московскихъ Вѣдомостяхъ», № 293, 1908 года.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 421-424. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.