Церковный календарь
Новости


2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 18 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

г) Слова и рѣчи надгробныя.
Посланіе на кончину настоятеля Аѳонскаго Пантелеимонова монастыря Архимандрита Андрея 8 ноября 1903 года.

Преподобнѣйшіе и достолюбезные о Господѣ, отцы, Аѳонскаго Руссика, Христоподражательные старцы и братіе!

Дошло до нашей худости извѣстіе о томъ, что свѣтильникъ Божій, настоятель Андрей, отошелъ ко Господу, къ Которому стремился въ продолженіе всей своей богоугодной жизни. Онъ разрѣшился, чтобы пребывать со Христомъ, но отшествіемъ своимъ осиротилъ міръ. Его душа радуется съ Ангелами, но міръ лишился лучшаго украшенія, какъ Содомъ пребыванія въ немъ праведнаго Лота. Правда, не лишена Церковь и понынѣ его молитвъ, ибо «любы николиже отпадаетъ» (1 Кор. XVIII, 8). Посему Апостолъ воспрещаетъ намъ скорбѣть о мертвыхъ, «яко не имущи упованія»; но все же души наши удручены печалію, ибо не объ усопшемъ наша скорбь, но о насъ оставленныхъ такимъ молитвенникомъ. И если такое чувство лишенія испытываете теперь Вы, отцы преподобные, то оно не чуждо и намъ влающимся мірскими соблазнами, потому что въ борьбѣ нашей нерѣдко укрѣпляла насъ мысль о томъ, что и въ нашъ растлѣнный вѣкъ еще живутъ собесѣдники Ангеловъ, Христовы воины, побѣдившіе демоновъ, не знавшіе утомленія въ молитвѣ, вовсе чуждые гнѣва, плакавшіе не о земныхъ потеряхъ, а только о людскихъ невѣжествіихъ, имѣвшіе сердце, открытое любовію къ цѣлой вселенной, и въ то же время смирявшіе себя въ своихъ помыслахъ, какъ бы преступившихъ всѣ заповѣди. Таковъ былъ и поистинѣ Божественный Андрей, поставленный верху горы, градъ всяческихъ добродѣтелей, и верховный пастырь вселенной, если не по сану своему, то по уваженію, которое внушалось св. Аѳономъ всѣмъ чадамъ Церкви, а на Аѳонѣ онъ былъ лучшимъ игуменомъ, лучшаго монастыря. Не всѣ церковные чада разумѣютъ, что Господь отозвалъ главнаго вождя своего передового воинства, поднявшаго брань на князя міра сего, что не только обитель Великомученика, но и вся вѣрующая вселенная теперь сиротствуетъ: но, кто разумѣетъ это, тѣ прилагаютъ слезы къ молитвамъ и молитвы къ слезамъ, тѣ молятся объ упокоеніи праведной души Игумена Андрея и уже дерзаютъ его призывать въ помощь къ своей молитвѣ о прощеніи нашихъ грѣховъ.

Въ церкви Божіей великъ не тотъ, кто преимуществуетъ своимъ саномъ, хотя и таковому должны мы воздавать честь и оказывать послушаніе; но тотъ по истинѣ есть Церковный Князь, какъ поучаетъ насъ великій Исаакъ Сиріанинъ, кто превосходитъ всѣхъ добродѣтелью и руководитъ ближнихъ не въ суетномъ стяжаніи или благоукрашеніи внѣшнемъ, но въ исканіи спасенія, что едино есть на потребу. Андрей дѣтоводилъ Аѳонцевъ, а Аѳонъ — вселенную. О, блаженный жребій усопшаго! О, достохвальный Крестъ, подъятый имъ на свои рамена!

Примите же, достолюбезные отцы, и меня, грѣшнѣйшаго изъ всѣхъ, въ участники вашей радостотворной печали, вызванной упованіемъ на молитвы усопшаго. Да наставитъ и умудритъ Господь вашу святость избрать ему достойнаго преемника, какъ Ѳеодора послѣ Палхмія, какъ Аѳанасія послѣ Александра.

Молитвами Пресвятой Богородицы и святыхъ Аѳонской горы да не оскудѣетъ священная ваша ревность о спасеніи своемъ и о просвѣщеніи вселенной, а обо мнѣ грѣшномъ вознесите ваши Богоугодныя молитвы.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 424-426. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.