Церковный календарь
Новости


2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
2018-08-08 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ графа П. М. Граббе (1939)
2018-08-08 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 77-е (5 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 17 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

д) Слова юношескія [1].
Слово въ годовщину послѣ сибирской язвы
[2].

Православные христіане! Въ эти дни прошлымъ лѣтомъ Господь посѣтилъ насъ сибирскою язвою. Лошади и коровы пропадали у богатыхъ и бѣдныхъ; мужчины и не знали, какъ они справятся съ уборкой сѣна и хлѣба, а женщинамъ нечѣмъ было поить и кормить дѣтей. Въ такой бѣдѣ мы прибѣгали съ молитвой къ Господу Богу, служили молебны и каялись во грѣхахъ. Всѣмъ приходилось тяжко, а хуже всего — матерямъ младенцевъ: ихъ дѣти чахли безъ молока и, конечно, не одного и не двухъ прибралъ Господь въ царствіе небесное. За что-же наказалъ насъ милосердный Господь? Охъ, братіе христіане, не намъ спрашивать объ этомъ: столько грѣховъ за каждымъ человѣкомъ, что всѣ мы достойны казни Божіей. Но за что-же страдали ни въ чемъ неповинные младенцы? За наши грѣхи, братіе христіане, а наипаче за тотъ общій всѣмъ намъ грѣхъ, что у насъ не похристіански обходятся съ младенцами. Когда Господь нашъ Іисусъ Христосъ былъ на землѣ во образѣ человѣческомъ, то не разъ ласкалъ и благословлялъ младенцевъ и велѣлъ намъ быть такими-же безвинными и чистыми душею, какъ они. Тѣмъ-же людямъ, которые научаютъ младенцевъ худому, Спаситель сказалъ грозное, страшное слово: «Кто соблазнитъ одного изъ малыхъ сихъ, вѣрующихъ въ Меня, тому лучше бы было, если-бы повѣсили ему мельничный жерновъ на шею его и потопили во глубинѣ морской» (Матѳ. XVIII, 6). Вотъ какой казни заслуживаютъ соблазнители дѣтей! Какъ ни тяжко, а надо признаться, что многіе изъ насъ виноваты въ такомъ грѣхѣ. Многіе отцы и матери ожесточаютъ невинное сердце младенца и своею напрасною гнѣвливостью отнимаютъ отъ него высочайшую добродѣтель — кротость. Многіе отцы и матери не останавливаютъ дѣтей на нехорошемъ дѣлѣ и не позаботятся научить ихъ гнушаться всякаго зла и творить добро. Иные не стыдятся говорить при дѣтяхъ зазорныя рѣчи, браниться срамными словами, хвастаться своимъ распутствомъ, какъ будто чѣмъ-то хорошимъ. Многіе отцы при дѣтяхъ приходятъ домой пьяные, колотятъ безъ вины своихъ женъ и самихъ дѣтей. Иногда, впрочемъ, большіе и скажутъ дѣтямъ, что то хорошо, а то худо, да тутъ же и сами дѣлаютъ худое. А чаще случается, что никто не хочетъ научить ихъ добру, никто не объяснитъ даже, какъ надо и въ Бога-то вѣрить, зато многіе научатъ, какъ пить водку, какъ браниться непристойными словами, научатъ и такому, о чемъ и говорить-то грѣшно. Бѣдныя дѣти! За что это имъ такъ дѣлаютъ? кому они, безвинныя, досадили? Кто за нихъ заступится, кромѣ Господа и Его Пречистой Матери? Если-бы не Самъ Господь наставлялъ ихъ на доброе, то какими-бы злодѣями они выросли, видя столько худого въ младенчествѣ! Какъ оправдаются предъ Богомъ и тѣ, которые худымъ примѣромъ своимъ развращаютъ души дѣтей? Вотъ какой страшный грѣхъ лежитъ на насъ, христіане, такой грѣхъ, за который мало въ морѣ утопить, какъ говорилъ Іисусъ Христосъ. Отцы и матери! Вамъ тяжело было, когда дѣти ваши плакали, мучась безъ молока и каши; ужели вамъ не тяжко видѣть, какъ мало-по-малу портятся ихъ невинныя души отъ вашего жестокосердія? Вамъ тяжко было, что не могли утолить ихъ голода. Ужели вамъ легко своимъ худымъ примѣромъ отнять отъ нихъ и чистоту души, и можетъ быть даже ихъ вѣчное спасеніе? Вы знаете, великимъ грѣхомъ считается въ Св. Писаніи убить человѣка, но еще грѣшнѣе убить въ человѣкѣ непорочность его души, еще грѣшнѣе лишить его не этой краткой и тяжкой жизни, а лишить вѣчнаго наслажденія въ царствіи небесномъ. Еще ли намъ спрашивать, за что Господь караетъ насъ моромъ, за что отнимаетъ у насъ дѣтей! Если мы прошлымъ лѣтомъ такъ усердно молились Богу объ избавленіи отъ сибирской язвы, то не подобаетъ-ли намъ молиться Ему всегда и вездѣ объ избавленіи отъ страшной язвы грѣха, отъ которой погибаютъ не кони и коровы, а души наши и души дѣтей, соблазняющихся нашимъ примѣромъ? Будемъ же непрестанно молиться Богу днемъ и ночью, въ полѣ и дома, чтобы Онъ «омылъ насъ отъ безаконій нашихъ, и очистилъ насъ отъ грѣховъ нашихъ» (Пс. L). Будемъ заботиться о томъ, чтобы учить дѣтей своихъ добру и вѣрѣ въ Бога, а также отучать ихъ отъ всего худого. Будемъ обходиться съ ними ласково, какъ съ друзьями Христовыми, чтобы не прогнѣвать ихъ великаго Заступника, Господа Іисуса. А наипаче должно стараться не возмущать чистыхъ душъ младенческихъ жестокостью и бранью, чтобы не озлобить незлобивыхъ. Если воспитаете дѣтей вашихъ и сдѣлаете ихъ праведными и добрыми людьми, то и они будутъ покоить васъ въ старости, ходить за вами въ болѣзняхъ и замолятъ ваши грѣхи, когда вы умрете. Тогда люди будутъ благочестивѣе, и Господь не будетъ карать общими бѣдами и всѣ будутъ зкить покойно и счастливо «во всякомъ благочестіи и чистотѣ» (1 Тим. II, 2). Вотъ насколько важно научать дѣтей добру, ибо не даромъ сказалъ Іисусъ Христосъ: «кто пріиметъ одно такое дитя во имя Мое, тотъ Меня принимаетъ». Видите, какую милость заслуживаютъ предъ Богомъ всѣ благодѣтели дѣтей: они въ дѣтяхъ своихъ принимаютъ Самого Христа Спасителя, Который да спасетъ, да сохранитъ, да помилуетъ своихъ младенцевъ отъ всякаго зла и да поможетъ вамъ воспитать ихъ во славу Своего имени. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Три слова, помѣщаемыя въ этомъ отдѣлѣ, произнесены авторомъ въ бытность его студентомъ С.-Петербургской Духовной Академіи.
[2] Произнесено лѣтомъ 1883 года въ сельской церкви на родинѣ автора.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 427-429. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.