Церковный календарь
Новости


2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
2018-08-08 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ графа П. М. Граббе (1939)
2018-08-08 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 77-е (5 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 17 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

е) Посланія.
Посланіе къ Уфимскому духовенству.

Въ своихъ бесѣдахъ съ духовенствомъ инородческихъ приходовъ я замѣтилъ, что большинство его представителей понимаютъ свое назначеніе слишкомъ просто. Они думаютъ, что достаточно завести на инородческомъ языкѣ службу, да преподавать въ школѣ на инородческомъ языкѣ законъ Божій, и тогда, по прошествіи нѣсколькихъ лѣтъ, крещеные инородцы утвердятся въ вѣрѣ, а язычники примутъ крещеніе. Между тѣмъ, при такомъ внѣшнемъ отношеніи къ дѣлу, не только не бываетъ ни обращенія невѣрныхъ, ни просвѣщенія вѣрныхъ, но повторяются отпаденія отъ христіанства и продолжается охлажденіе христіанъ, продолжается также охлажденіе къ церкви и отпаденіе въ расколъ жителей селъ близъ Стерлитамака, а равно и въ Белебеевскомъ уѣздѣ. Причина такихъ явленій заключается въ бытовомъ отчужденіи священниковъ отъ прихожанъ. Священники и клирики такихъ колеблющихся въ вѣрѣ поселеній живутъ своими родственными и хозяйственными интересами, а прихожанъ своихъ считаютъ для себя въ такой-же степени чужими людьми, какъ и прочіе сельскіе чиновники: лѣсничіе, инспекторы разныхъ вѣдомствъ, начальники станцій и т. д. Особенно печально замѣчать, что такое-же отношеніе къ крестьянамъ часто усвоиваютъ клирики, происшедшіе изъ среды самихъ крестьянъ и бывшіе раньше народными учителями. Они, конечно, не всѣ, слава Богу, дорожатъ не тѣмъ, что священный санъ открываетъ имъ доступъ къ сердцу прихожанъ отъ малыхъ до великихъ, а тѣмъ, что теперь они могутъ войти въ общество деревенской аристократіи, купечества, чиновниковъ и даже помѣщиковъ, о чемъ и стараются всѣми силами какъ священники, такъ и псаломщики.

Явленіе это, конечно, свойственно не одному духовенству, но и всѣмъ грѣшнымъ людямъ, начиная отъ самыхъ высшихъ круговъ общества, до низшихъ, но эта черта человѣческой души, будучи и смѣшной и жалкой во всякомъ сословіи, особенно предосудительна въ пастыряхъ народа, и она-то служитъ главной причиной безуспѣшности ихъ дѣланія. Обращать къ спасенію грѣховную душу человѣка есть дѣло величайшей трудности и оно является возможнымъ только для такого наставника, который, будучи самъ исполненъ духовной ревности, живетъ одною жизнью со своими учениками. Только тотъ учитель можетъ наполнять души учениковъ своими мыслями и чувствами, кто всякаго изъ нихъ принимаетъ, какъ своего родного сына, знаетъ, жалѣетъ и любитъ всякаго ученика. Безъ этихъ условій не можетъ быть существеннаго вліянія учителя на учениковъ. Тѣмъ болѣе въ дѣлѣ священника.

Смѣшно даже надѣяться на то, что измѣнится въ своихъ взглядахъ и въ своемъ бытѣ народъ, склонный къ магометанству, язычеству или расколу, если его пастырь не сближается съ каждымъ домомъ своей паствы, если онъ тяготится и гнушается постояннымъ общеніемъ съ сѣрыми мужиками, если считаетъ свой долгъ исполненнымъ, отслуживъ кое-какъ воскресную службу и являясь на требы по приглашенію. Христіанство не есть сборникъ церковныхъ проповѣдей или учебникъ по закону Божію, а молитвенная, любвеобильная, цѣломудренная, смиренная и благодатная жизнь. Гдѣ эта жизнь засвѣтится около храма Божія, тамъ всѣ, прикасающіеся къ ней, исключая отъявленныхъ злодѣевъ, стремятся эту жизнь усвоить и охотно повинуются гласу ея проповѣдника, какъ разъяснилъ намъ Господь въ притчѣ о Добромъ Пастырѣ. Мірянинъ, не твердый въ вѣрѣ, только тогда повлечется къ ней своей душой, когда пойметъ, почувствуетъ, что представитель вѣры его жалѣетъ, безкорыстно любитъ и печется о его душѣ. А убѣдить въ этомъ людей, особенно людей простыхъ, не трудно тому, кому свойственны подобныя священныя чувства. Немного для этого значитъ богословская ученость или начитанность въ полемикѣ. Лучше всякой учености раскроетъ людямъ силу Христовой благодати тотъ, кто принимаетъ безкорыстное участіе въ душевномъ горѣ, а также и въ житейскихъ нуждахъ ближняго.

И пусть никто здѣсь не оправдывается собственною бѣдностью. Если священникъ или псаломщикъ жалѣетъ потерпѣвшаго крестьянина въ его нуждѣ, то всегда можетъ утолить эту нужду при помощи добрыхъ людей, если подастъ тому примѣръ, хотя малой лептой, и пригласитъ къ тому-же другихъ. Да и помимо прямыхъ благодѣяній одно только сердечное вниманіе къ жизни прихожанъ, одно только участіе въ каждомъ изъ нихъ, вотъ что открываетъ двери сердецъ человѣческихъ служителю Слова.

Но скажутъ: вы хотите, чтобы мы омужичились, чтобы слились съ этой грубой средой? зачѣмъ-же мы учились и для того-ли старались выйти изъ этой среды, чтобы снова въ нее погрузиться? Неправда, друзья мои, если вы будете изучать жизнь, то узнаете, что тупѣютъ и теряютъ свою просвѣщенность не тѣ, которые, подобно боговидцу Моисею, возвращаются служить народу своему отъ мудрости египетской и отъ созерцанія Божественной купины, но тѣ, которые стараются упрочить благополучіе собственной жизни и лѣпятся къ высшимъ кругамъ жизни; ведя постоянную борьбу за земное счастье, они подвергаются той-же участи, какъ насѣкомыя, дѣлающіяся паразитами на другихъ высшихъ животныхъ. Объ этихъ послѣднихъ естествоиспытатели говорятъ намъ, что они, переставъ работать и подвергаться опасности, лишаются большей части своихъ благороднѣйшихъ членовъ (глазъ, крыльевъ, ногъ) и всѣ отправленія жизни своей ограничиваютъ питаніемъ.

Напротивъ, люди, добровольно обращающіе свое сердце и свое вниманіе къ низшимъ, уподобляются Ангеламъ, пекущимся о насъ грѣшныхъ съ высотъ небеснаго Царства; уподобляются Царю Ангеловъ, «Иже не восхищеніемъ непщева быти равенъ Богу, но Себе умалилъ, зракъ рабій пріемъ». И эти люди бываютъ наблюдательны, остроумны, краснорѣчивы, сообразительны и любознательны. Говорить съ ними бываетъ полезнѣе, чѣмъ читать умную книгу, потому что они знаютъ то, что всего выше и цѣннѣе подъ солнцемъ, т. е. законы человѣческаго сердца.

Это есть та философія жизни, которую содержитъ и Святая Библія и которая намъ разъясняетъ самую Библію, когда мы читаемъ ее. Эту философію жизни можетъ изучать всякій, даже малограмотный причетникъ, если только посвятитъ себя своему народу. Такимъ-же причетникомъ былъ и великій Стефанъ Пермскій, но, возлюбивъ человѣка, посвятивъ себя человѣчеству, онъ цѣлый огромный народъ пріобрѣлъ Христу.

Въ нашей епархіи было очень мало духовенства, такъ что личное сближеніе пастыря съ прихожанами, особенно съ инородцами, не ясно понимающими русскую рѣчь, было затруднительно. Кругомъ на одного священника приходилось по 2.500 мірянъ. Теперь число священниковъ увеличено, а въ многолюдные инородческіе приходы поставлены на діаконскомъ штатѣ вторые священники — инородцы изъ учителей. Свободные отъ административныхъ дѣлъ, имѣя больше досуга, чѣмъ настоятели прихода, эти сравнительно молодые дѣятели и должны прежде всего заботиться о личномъ сближеніи съ паствой, о томъ, чтобы по возможности ни одна крестьянская семья не жила въ бытовомъ отчужденіи отъ пастыря. Начните это сближеніе въ простыхъ бесѣдахъ съ тѣми семействами, которыя сами расположены къ тому, а затѣмъ мало-по-малу будутъ о васъ узнавать и прочіе дома прихожанъ и сперва изъ любопытства, а потомъ ради духовной пользы обращаться къ вамъ. Конечно, надо постараться заранѣе о томъ, чтобы всякій разговоръ вашъ съ прихожаниномъ былъ бы для него назидателенъ. Это было легко прежнимъ дореформеннымъ іереямъ и псаломщикамъ и даже ихъ женамъ, потому что всѣ они были начитаны въ Четьи-Минеяхъ и могли на каждое обстоятельство человѣческой жизни принести повѣствованіе изъ жизни святыхъ, — а вѣдь таковъ наилучшій способъ наставленія вѣрующей и даже маловѣрующей души простолюдина. Современное молодое духовенство не можетъ похвалиться подобною начитанностью, а читаетъ «Родину» да «Ниву». Но и теперь при добромъ желаніи не трудно наставлять и утѣшать народъ Божій посредствомъ издаваемыхъ брошюръ духовнаго содержанія, могущихъ, если не вполнѣ, то хотя отчасти на первое время замѣнить устное изложеніе истинъ, почерпаемыхъ изъ сокровищницъ жизни угодниковъ. Для руководства къ назиданію простолюдиновъ-христіанъ и даже нехристіанъ также полезно читать Прологъ, Лавсаикъ и Лугъ Духовный, — теперь имѣются новыя недорогія ихъ изданія.

Въ частности по отношенію къ принадлежащимъ св. Церкви, или отпадающимъ отъ нея, полезно говорить о тѣхъ нравственныхъ истинахъ жизни, которыя неоспоримы и дороги для всѣхъ людей безъ различія. Не нужно на первыхъ же порахъ касаться тѣхъ предметовъ вѣры и жизни, которые составляютъ предметъ спора или сомнѣній. Если вы будете имѣть возможность читать старовѣрамъ священныя книги и если будете сами представлять собою примѣръ благочестія и твердо содержать чинъ православной службы и православный строй жизни, то будьте увѣрены, что обычное ожесточеніе раскольниковъ противъ истинной Церкви уже на половину смягчилось и вотъ скоро, очень скоро, они сами начнутъ васъ спрашивать о своихъ сомнѣніяхъ въ вѣрѣ, уже безъ предубѣжденія, безъ прежней злобы.

Точно также и по отношенію къ магометанамъ и язычникамъ. Постарайтесь научить ихъ прежде тому, чтобы они добро и зло понимали согласно христіанскому ученію. Не говоря имъ о ложности магометанства и кереметей, доказывайте имъ, что прощеніе лучше мщенія, что самопожертвованіе лучше выгоды, правда лучше обмана. Если возможно будетъ эти истины подтверждать примѣрами изъ Святого Евангелія, Дѣяній и житій; если такія рѣчи охотно станутъ слушать некрещеные или отпавшіе братья наши, то будьте увѣрены, что не зная еще Христа, какъ Спасителя, они уже на половину христіане. Возжигайте въ нихъ любовь къ христіанской добродѣтели и тогда, можетъ быть, безъ вашихъ дальнѣйшихъ разъясненій, они сами возлюбятъ Христа и обратятся къ Нему. Не думайте, что эти мои мысли выдуманы изъ головы или вычитаны изъ книгъ. Я не посторонній человѣкъ въ увѣщаніи невѣрныхъ. Пятнадцать лѣтъ боролся я со злѣйшимъ духомъ невѣрія, чѣмъ магометанство, съ духомъ невѣрія гордаго, самоувѣреннаго и страстнаго (1 Кор. XV, 32), который обуреваетъ учащееся юношество, особенно студентовъ, жадно читающихъ творенія еретиковъ и атеистовъ и весьма мало знающихъ то, что пишется въ обличеніе ихъ. Не мнѣ, конечно, сообщать объ успѣхахъ своего дѣланія, но могу васъ завѣрить, любезные сотрудники, что никто, поступающій указаннымъ образомъ, не останется безъ обильнаго плода, и если безъ гордости и раздраженія, а смиренно съ молитвой, съ безкорыстною ревностью, «не искій, яже своя, но яже Господа Іисуса», обратитъ сердце свое къ тому, чтобы жить для народа, то не будетъ посрамленъ Богомъ въ своемъ трудѣ. Вѣдь надо откровенно сказать, что за послѣднія 200 лѣтъ народъ нашъ былъ заброшенъ и предоставленъ самъ себѣ. Просвѣщенные слои общества жили интересами Европы и своего сословія, хотя и говорили много о бѣдномъ мужичкѣ, котораго на самомъ дѣлѣ не знали и не любили. Вамъ, собратіямъ клира Господня, не нужно искать доступа къ сердцу народному; къ вамъ оно само стремится всѣми силами, только не отвергайте его. Нельзя придумать такихъ предписаній или распоряженій, посредствомъ которыхъ можно было бы васъ къ этому принудить; здѣсь требуется участіе вашей души, вашей любви, которая не подчиняется внѣшнимъ распоряженіямъ. Потому было бы безуспѣшно вамъ приказывать то, о чемъ теперь братски прошу васъ, какъ духовныхъ отцовъ народа Божія. Да даруетъ же Господь нашему напоминанію хотя часть той силы, «чтобы возвратить сердца отцевъ дѣтямъ, — дабы представить Господу народъ подготовленный».

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 443-447. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.