Церковный календарь
Новости


2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 27.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

е) Посланія.
Второе окружное посланіе къ духовенству Волынской епархіи.

(О церковно-приходскихъ школахъ).

Въ послѣднее время было нѣсколько случаевъ передачи крестьянскихъ зданій, назначенныхъ подъ церковно-приходскую школу, въ пользу школъ министерскихъ, причемъ церковная школа оказывалась выгнанной на улицу. Явленія эти были бы очень печальны и даже зловѣщи, еслибъ въ основаніи ихъ не лежалъ обманъ бѣднаго народа со стороны лицъ заинтересованныхъ вѣдомствъ, то прямыми приказаніями, какъ значится въ приговорахъ, то сокрытіями сущности дѣла, понуждавшихъ крестьянъ исполнять дѣйствіе, имѣвшее въ глазахъ послѣднихъ лишь одну цѣль: «вмѣсто малой школы устроить большую». Различіе вѣдомствъ крестьяне узнавали только тогда, когда черезъ полгода выяснилось, что дѣтей ихъ перестали учить тому, что для нихъ всего дороже, т. е. церковному пѣнію и чтенію по-славянски. Тогда только начинали раздаваться въ народѣ горькія сожалѣнія о своей довѣрчивости и опрометчивости съ прибавленіемъ малороссійскихъ эпитетовъ, но сдѣлать бывало уже нельзя ничего, и молодое поколѣніе являлось опять отодвинутымъ отъ алтаря Господня и отъ клироса.

«Моихъ прихожанъ безцеремонно обманули!» — жалуется мнѣ священникъ. Вѣрно, но не могли-бы ихъ обмануть, еслибъ ты былъ добрымъ пастыремъ, знающимъ своихъ овецъ? Смотри, чтобы ихъ не обманули бы и самой вѣрой, какъ обманывали недавно харьковцевъ ложными грамотами.

Правда, священникъ не заинтересованъ лично характеромъ школы. Даже наоборотъ: школа церковная въ приходѣ не даетъ ему никакого вознагражденія, но возлагаетъ на него отвѣтственность предъ различными представителями власти, а школа мірская, освобождая его отъ отвѣтственности, даетъ ему законоучительское жалованье отъ 60 до 120 рублей въ годъ.

Мнѣ поэтому приходилось слышать, что и самый подмѣнъ школъ происходитъ иногда по тайному соглашенію со священникомъ. Этому нельзя не печалиться, но радуюсь тому, что все-таки многіе священники остановили у себя такой подмѣнъ своимъ вліяніемъ; а теперь правительство озаботилось, чтобы это безобразное явленіе не повторялось.

Но, всечестные отцы! какъ стыдно принимать отъ гражданской власти то, что такъ легко могли бы мы имѣть сами! О, еслибъ только мы всѣ сознавали свой долгъ, то, конечно, крестьяне сами добивались-бы, чтобы всѣ ихъ школы были бы церковными. А теперь, когда на нѣкоторыхъ такихъ школахъ виситъ замокъ отъ апрѣля до декабря, мудрено-ли, что дѣятели иныхъ вѣдомствъ оправдываютъ свои притязанія на эти школы?

Мы не унижаемъ гражданской сельской школы: изъ всѣхъ видовъ мірскихъ школъ она, конечно, всетаки наиболѣе религіозная; учители ея трудятся усердно въ предѣлахъ начертанныхъ имъ обязанностей и они достойны всякаго сочувствія, какъ и ученики ихъ. Не призываю я васъ къ тому, чтобы стараться о перечисленіи министерской школы въ церковную: не будемъ мстить нашимъ недоброжелателямъ, хотя бы мы могли вчетверо воздать въ нѣдро ихъ, пользуясь вліяніемъ на народъ. Мы лучше будемъ направлять послѣднее на открытіе новыхъ училищъ, ибо ихъ все-таки страшно мало; однако, знайте, что школа церковная имѣетъ въ своей программѣ огромное преимущество надъ мірскою, что народъ нашъ желаетъ учиться прежде всего тому, какъ молиться и какъ вѣрить. И въ этомъ отношеніи не только гражданская, но и церковная школа недостаточно церковна; еще и отъ ней надо бы убавить много мірскихъ началъ, внушенныхъ нѣмецкой педагогикой. И если бы народные педагоги искренно держались либеральнаго правила — не насиловать народнаго ума, а только облегчать ему путь къ развитію въ присущемъ ему историческомъ направленіи: то, конечно, они бы не ослабляли церковнаго начала въ школѣ, не изгоняли бы славянскаго языка, псалтири и церковнаго пѣнія, — а намъ-то, учителямъ-пастырямъ, во всякомъ случаѣ надлежитъ возводить школьное преподаваніе на такую высоту духовную, чтобы оно имѣло характеръ какъ бы постояннаго богослуженія. Истинно-народная русская школа должна быть отраслью жизни церковной, должна научить крестьянскаго ребенка прежде всего тому, чтобы ясно понимать, что поютъ и читаютъ въ церкви и самому участвовать въ пѣніи и чтеніи церковномъ. А вѣдь это — цѣлое богословское и нравственное образованіе, это сознательное усвоеніе Св. Библіи, ясное усвоеніе Закона Божія, то единое на потребу, что дѣлаетъ рыбаковъ — мудрецами, сильнѣйшими языческихъ риторовъ.

Небезполезна школа мірская, но для усовершенія христіанина въ церкви она даетъ весьма мало. У ребенка, воспитаннаго въ мірской школѣ, остается раздвоеніе между Закономъ Божіимъ школьнымъ, господскимъ и Закономъ Божіимъ церковнымъ, храмовымъ. Тамъ по-русски, по-кацапски, нѣчто то слащавое, то сухо-законническое, а здѣсь славянское, святое, какъ бы съ неба сходящее, нечеловѣческое. Языкъ школьника отучается отъ церковно-славянской рѣчи, отъ речитативнаго чтенія; онъ разучивается правильно — по-мужицки — креститься, забываетъ о постахъ, ничего не слышитъ о подвигахъ святыхѣ Угодниковъ, что разсказываетъ ему бабушка, ни о Кіевскихъ пещерахъ, ни о Почаевской Лаврѣ. Когда старшіе говорятъ обо всемъ этомъ, онъ старается припомнить свои уроки, берется за учебникъ съ картинками, но тамъ находитъ только портреты Пушкина, Памятникъ тысячелѣтія, да иллюстраціи къ баснямъ Крылова.

«А це нашъ хлопецъ польскимъ панычемъ зробывся», — укоризненно замѣчаетъ крестная мать, видя, какъ онъ, по примѣру учительницы становится на одно колѣно, мотаетъ зря рукой по груди взамѣнъ истоваго креста, — а проходящій старый дьякъ прибавляетъ изъ Златоуста: «тому неистовому маханію бѣси радуются».

Конечно, о. законоучитель могъ бы это отчасти поправить и, конечно, никто бы ему въ этомъ не сталъ препятствовать, но въ своей-то церковной школѣ сколько великаго и преславнаго можетъ онъ сдѣлать!

Когда я проѣзжаю по малороссійской деревнѣ и вижу бѣлыя головки невинныхъ созданій Божіихъ, неизбалованныхъ свѣтскими матерями, не наученныхъ лгать и притворяться, но во всей чистотѣ еще сохранившихъ благолѣпный образъ Божій, какъ я стремлюсь тогда къ нимъ! Какъ радъ бываю выйти хоть не надолго изъ своей неуклюжей кареты, изъ той тяжелой атмосферы, которая неизбѣжно давитъ всякое высокопоставленное лицо среди его окружающихъ, и подойти къ этимъ Христовымъ любимцамъ. «Дитя! скажи мнѣ молитву, покажи какъ изображаешь ты рукой спасительную страсть Христа Бога!»

Для дитяти нѣтъ различія между сословіями и положеніями людей. Оно не робѣетъ, если только ласково заговорить съ нимъ и будетъ говорить тебѣ священныя слова такъ-же просто, какъ говоритъ ихъ наединѣ со своимъ Небеснымъ Отцемъ. А тутъ насъ окружили взрослые крестьяне. Глаголы молитвъ, внушенные св. отцамъ Огненнымъ Духомъ Божіимъ, произноеимые изъ устъ младенецъ и ссущихъ просвѣтляютъ и лица большихъ; послѣднія преображаются то умиленной улыбкой, то умиленною слезой. Два, три мгновенія такого общаго вниманія дѣтской молитвѣ и всѣ мы, ученые и простые, становимся лучше, ближе къ Богу, дальше отъ грѣха. Здѣсь исполняется слово Единороднаго: «иже аще едино таковыхъ отрочатъ пріиметъ во имя Мое, Мене пріемлетъ; и иже Мене пріемлетъ, не Мене пріемлетъ, но Пославшаго Мя» (Марк. IX, 37).

Смотри, іерей Божій, какъ легко тебѣ принять Христа и Бога! Одно только дитя приласкай во имя Его! Одно дитя, — вокругъ тебя ихъ сотни, тысячи. Смотри, какія сокровища тебѣ посылаетъ Богъ! Можно-ли не любить ихъ? Вспомни слово западника Некрасова:

«Кто часто ихъ видѣлъ,
Тотъ, вѣрю я, любитъ
Крестьянскихъ дѣтей».

Когда я вхожу въ сельскую школу, когда вижу тѣхъ, кому подобныхъ обнималъ нашъ Спаситель, то не сразу могу говорить отъ приступающихъ къ горлу слезъ. Поистинѣ здѣсь домъ Божій.

Сядемъ же у нихъ и разскажемъ изъ Христова ученія то, что наиболѣе доступно ихъ сердцамъ: о томъ, какъ Даніилъ являлся пастыремъ львовъ; какъ преп. Сергій кормилъ одного медвѣдя; какъ пахалъ на другомъ преп. Савва; какъ цѣломудренный Іосифъ простилъ своихъ братьевъ; какъ обрѣлъ потерянныхъ дѣтей своихъ великомученикъ Евстаѳій. Если хочешь прослѣдить степень вниманія твоихъ слушателей, то начни ходить взадъ и впередъ по хатѣ, и увидишь, что всѣ 40 или 50 личиковъ правильно, какъ бы на веревкѣ, поворачиваются за тобою въ одну и другую сторону, ловя твои слова. Говори имъ все это просто, съ тою картинностью, съ тою выразительностью рѣчи, которая отличаетъ бесѣду малоросса и особенно малороссійскаго священника. Ты пользовался этими свойствами, чтобы восхищать своихъ товарищей на дружеской бесѣдѣ или на пирушкѣ, возбуждалъ веселый смѣхъ и рукоплесканіе! Отдай лучше Богу этотъ даръ и учащай такіе духовные пиры вѣры съ тѣми, кто всѣхъ насъ предваряетъ въ царствіи Божіемъ по неложному слову Евангелія. Или вотъ въ старшемъ отдѣленіи школы въ Великороссіи тебѣ прочитали молитву за Царя. Кто же это сопротивные? спрашиваешь. Мальчикъ подумалъ: «а вотъ китайцы, турки». Зачѣмъ мы съ ними воевали? — «Значитъ, заступались за христіанъ», — одобрительно говоритъ ребенокъ. О китайцахъ тоже всѣ знаютъ и знаютъ, что ихъ особенность заключается въ томъ, что они носятъ косы. Сообщая объ этомъ, дѣти премило конфузятся. Покойныхъ Царей Александра III и Александра II тоже всѣ знаютъ и знаютъ, что Царь-Мученикъ далъ крестьянамъ свободу. Знаютъ и то, что св. градъ Іерусалимъ находится въ рукахъ невѣрныхъ. Какъ все это у нихъ искренно, какъ задушевно, какъ прекрасно!

Священники Божіи! любите дѣтей, умиляйтесь ихъ невинностью, дорожите ихъ вниманіемъ божественному закону и, видя все это, сокрушайте сердце свое покаянной молитвой! Вы часто жалуетесь на испорченность прихожанъ. Но вотъ неиспорченные изъ нихъ, погруженные вами въ купель пакибытія и теперь приведенные къ вамъ родителями для наученія тайнамъ вѣры. Вѣдь это святыня Божія! это драгоцѣннѣйшій перлъ нашей святой земли православной! Отъ васъ зависитъ сдѣлать ихъ навсегда поборниками Церкви или, наоборотъ, — оттолкнуть отъ нея! Пусть святой храмъ всегда оглашается ихъ дѣтскимъ пѣніемъ и чтеніемъ, пусть родители ихъ плачутъ не отъ скорби о ихъ порокахъ впослѣдствіи, но пусть плачутъ теперь отъ умиленія, слыша ихъ голосъ во св. храмѣ, куда они входятъ съ благоговѣйнымъ страхомъ. «О чемъ ты плачешь сегодня всю вечерню, добрая женщина?» — «А то мій Опанасъ читае кахвизьму».

Старайся объ этомъ десять, пятнадцать лѣтъ, усердный іерей, и у тебя запоетъ вся церковь, и чтеніе будетъ вестись по очереди всѣми прихожанами, какъ монахами въ хорошей обители. Это все въ твоихъ рукахъ, только обрати твое сердце къ народу Божьему, къ дѣтямъ народа твоего...

Давно пришлось мнѣ слышать одно жестокое слово, котораго я никогда не забуду: «то вы, монахи, можете плакать надъ чужими дѣтьми, а намъ свои дѣти — дѣти, а чужія дѣти — поросята». Дѣти человѣка того скоро сдѣлались хуже поросятъ, но и ты знай, что Господь отмщаетъ на ослушникахъ Своей воли «до третьяго и четвертаго рода». Никогда не извиняй своего нерадѣнія къ дѣтямъ твоихъ прихожанъ заботою о собственныхъ дѣтяхъ. Самъ знаешь, сколько теперь священническихъ дѣтей сидятъ по тюрьмамъ, сколько умираетъ пьяными подъ заборомъ, сколько отравленныхъ позорными болѣзнями, постигающими развратниковъ. Всегда, а тѣмъ болѣе въ наше печальное время, никакія заботы родителей не обезпечиваютъ правильнаго воспитанія ихъ дѣтей. Иногда почти святые юноши развращаются въ высшей или даже въ средней школѣ до неузнаваемости въ какіе-нибудь полгода, теряя совѣсть, отечество, вѣру. Если любишь своихъ собственныхъ дѣтей, если трепещешь за здоровье младенцевъ, за нравственность отроковъ и юношей, то заработай себѣ защиту для нихъ у Бога: иначе «всуе бдѣ стрегій». Бойся прогнѣвить Его пренебреженіемъ къ дѣтямъ чужимъ, — не чужимъ: они тоже твои, тѣхъ ты родилъ по плоти, а этихъ по духу благодати; отвѣтъ же долженъ дать и за тѣхъ и за этихъ. Пророки говорили о Навуходоносорѣ: какъ ты не миловалъ дѣтей Израиля, такъ Богъ не помилуетъ дѣтей твоихъ. То же говорю и тебѣ. Не бываетъ мира и любви въ семьѣ себялюбцевъ. Нѣтъ чести и родителямъ, любящимъ только своихъ дѣтей, ибо и волки и тигры дѣлаютъ то-же. Семья, замкнутая въ себѣ и безучастная къ окружающимъ, лишена взаимной теплой ласки; это не домашняя церковь, а торговый акціонерный союзъ, гдѣ всѣ хлопочутъ о пользѣ своей компаніи. Напротивъ, Божій Ангелъ не отходитъ отъ семьи, гдѣ родители еще раньше полученія своихъ дѣтей умѣли любить чужихъ, и на нихъ сбывается слово псалмопѣвца: «я былъ молодъ и состарѣлся, и не видалъ праведника оставленнымъ и дѣтей его просящими хлѣба» (Псал. XXXVI, 25).

Любите дѣтей, іереи Божіи, не препятствуйте имъ приходить ко Христу. Бойтесь потопленія съ жерновомъ осельскимъ, къ которому приговорены соблазнители Вѣчнымъ Судіей. Не будьте безучастны къ училищамъ благочестія; разъясняйте прихожанамъ высокое преимущество церковной школы и ограждайте ихъ отъ обмановъ. Но и въ школѣ мірской, какъ законоучители, не оставляйте дѣтей безъ теплаго сердечнаго участія. Разберите дѣтскія народныя книжки по Закону Божію, соберите все, что есть наилучшаго и назидательнаго для дѣтей и читайте имъ и сами, и чрезъ учителя и псаломщика, а еще лучше, если разговорною простою рѣчью или даже во взаимной бесѣдѣ съ дѣтьми будете раскрывать имъ то, что содержатъ сіи книги. Больше всего раскрывайте имъ о такихъ событіяхъ, въ которыхъ Богъ вывелъ на свѣтъ правду, въ которыхъ положившіеся на Бога оказывались побѣдителями надъ хитрецами, дабы дѣти научились вѣрить въ правду жизни и противостоять искушеніямъ силы, искушеніямъ лжи. Разсказывайте имъ еще больше о томъ, какъ люди прощали другъ друга, какъ обиженные не мстили врагамъ, какъ сильные и знатные преклонялись предъ добродѣтельными простецами, какъ святые добровольно отказывались отъ богатства, власти, красивыхъ женъ и уходили въ пустыню, смирялись предъ всѣми и служили нищимъ. Увидите, сколь многіе изъ учениковъ вашихъ сдѣлаются подвижниками добродѣтели у себя-ли въ деревнѣ или въ монастырской обители. Поступая такъ, принадлежа школѣ и дѣтямъ, вы и весь народъ приведете въ послушаніе вѣры, какъ нѣкогда Святитель Леонтій Ростовскій, изгнанный взрослыми, но возлюбленный дѣтьми, которыя потомъ и взрослыхъ къ нему обратили. Я видѣлъ самъ, какъ старый крестьянинъ цѣлуетъ руку учителю-мальчику, уважая въ немъ носителя свѣта Божія. А учителю-священнику народъ цѣлуетъ ноги и края его одежды. О, Господи! научи насъ творити волю Твою. Научи насъ оправданіемъ Твоимъ. Да не обуяетъ соль! Да просвѣтится свѣтъ учениковъ Твоихъ предъ человѣки!

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 463-469. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.