Церковный календарь
Новости


2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 18 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

е) Посланія.
Архипастырское Окружное посланіе къ паствѣ Волынской.

(Противъ невѣрія и иновѣрія).

Смиренный Антоній, Божіею милостіею епископъ Волынскій и Житомірекій своей возлюбленной паствѣ, іереямъ, діаконамъ, монахамъ, монахинямъ и всему православному народу, несущему крестъ Христова долготерпѣнія и уповающему на вѣчную жизнь — радоватися.

«Блюдите, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри, искупующе время, яко дніе лукави суть» (Ефес. V, 15-16). Врагъ нашего спасенія, діаволъ, всегда ведетъ борьбу противъ спасающихся, то воздвигая на нихъ лукавыхъ людей, то возмущая ихъ души грѣховными помыслами. Такъ и въ настоящее время онъ умножилъ свою брань противъ православнаго русскаго народа чрезъ своихъ клевретовъ, какъ это было и въ древнія времена, о чемъ мы знаемъ изъ посланій св. Апостолъ: «и у васъ будутъ лжеучители, которые введутъ пагубныя ереси и, отвергаясь искупившаго ихъ Господа, навлекутъ сами на себя скорую погибель» (2 Петр. II, 1).

Въ наши дни такіе лжеучители умножились и потому нужнымъ почитаю предостеречь отъ нихъ своихъ духовныхъ чадъ и убѣждать ихъ умножить свое усердіе къ истинной вѣрѣ православной, дабы ухищренія слугъ демоновыхъ отражались вашею благочестивою жизнью, какъ необоримымъ щитомъ, и враги Божіи далече бѣжали бы отъ васъ.

Какіе же это враги Божіи, наиболѣе лукавые и опасные? Прежде всего тѣ, которые, давно утерявъ вѣру въ Него, стараются о томъ, чтобы постепенно отвратить отъ вѣры и весь народъ русскій, убить въ немъ совѣсть, чтобы онъ безъ всякаго страха совершалъ убійства, грабежи и мятежъ и не различалъ бы добра отъ зла, а считалъ бы дозволеннымъ все, къ чему влечетъ злая похоть. Такіе лжеучители называются нигилистами, или соціалистами, или соціалъ-демократами. Не сразу внушаютъ они людямъ свое невѣріе въ Бога и въ Страшный Судъ Его. Принимая видъ друзей народа, они обольщаютъ легкомысленныя души притворнымъ участіемъ, начинаютъ говорить о томъ, въ какой бѣдности и обидѣ живутъ труженики крестьяне, какъ несправедливо распредѣлено имущество между богатыми и бѣдными; замѣтивъ далѣе, что ихъ слушаютъ сочувственно, они начинаютъ уже осуждать и высшее правительство, зачѣмъ оно не раздѣляетъ имущество всѣмъ поровну, а затѣмъ, добившись того, чтобы ихъ простодушныхъ слушателей охватили гнѣвъ и злоба на людей, стараются подорвать въ нихъ и покорность Промыслу Божію и посѣять въ души сомнѣніе въ томъ, что есть на небѣ Богъ, милующій праведнаго и карающій беззаконника.

О подобныхъ лжеучителяхъ предсказали еще при своей жизни Божественные Апостолы Петръ, Павелъ и Іуда, братъ Господень. Они предостерегали отъ тѣхъ, которые «идутъ вслѣдъ скверныхъ похотей плоти, презираютъ начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословитъ высшихъ» (2 Петр. II, 10).

Помните, православные люди, что истинные друзья человѣчества, истинные посланники Божіи никогда не старались возбудить въ людяхъ недовольство жизнью и ропотъ на Бога, напротивъ, примиряли со скорбями и научали терпѣнію и покорности Божіей волѣ, какъ и сказано въ книгѣ Дѣяній, что св. Апостолы проходили города и страны, «утверждая души учениковъ, увѣщевая пребывать въ вѣрѣ и поучая, что многими скорбями надлежитъ намъ войти въ Царствіе Божіе» (Дѣян. XIV, 22).

Гонимые языческими властями, они однако писали христіанамъ: «всякая душа властемъ предержащимъ да повинуется, нѣсть бо власть, аще не отъ Бога, сущыя же власти отъ Бога учинены суть; тѣмже противляяйся власти, Божію повелѣнію противляется; противляющіися же себѣ, грѣхъ пріемлютъ» (Рим. XIII, 1-2).

Не тѣхъ слушай, кто обращаетъ глаза твои на чужое добро, а тѣхъ, кто научаетъ свое добро отдавать бѣднымъ и на церкви; не къ тѣмъ склоняй свое сердце, кто указываетъ тебѣ на неправду людей богатыхъ и знатныхъ, но того считай своимъ благожелателемъ, кто съ любовью напоминаетъ тебѣ о твоихъ грѣхахъ и обидахъ, какіе нанесъ ты ближнимъ своимъ. Если такихъ будешь любить, то явишься мудрымъ въ очахъ Господнихъ, ибо Его неложныя уста сказали черезъ царя Соломона: «обличай премудра, и возлюбитъ тя» (Прич. IX, 8).

Никого не исправили и не привели къ добру тѣ, кто возмущалъ души недовольствомъ, злобой и завистью, хотя многіе слушали такихъ нечестивцевъ, какъ сказалъ св. Апостолъ Петръ: «многіе послѣдуютъ ихъ разврату, и чрезъ нихъ путь истины будетъ въ поношеніи» (2 Петр. II, 2). Достигаютъ же они своихъ гнусныхъ цѣлей черезъ обманъ. Такъ было во многихъ деревняхъ Полтавской, Харьковской, Черниговской и Орловской губерніяхъ: мятежники являлись переодѣтыми въ генеральскую одежду съ подложными грамотами, писанными какъ бы отъ самого Царя, съ приказаніемъ грабить чужое добро и жечь усадьбы. Нѣкоторые глупцы вѣрили этимъ безсовѣстнымъ людямъ и бросались жечь и грабить богатыхъ людей, а потомъ приходили войска царскія, заключали грабителей въ тюрьму, а разграбленное возвращали владѣльцамъ. Итакъ, грабители, позавидовавшіе чужому богатству, проводили рабочую пору въ тюрьмѣ и еще болѣе раззорялись, а ихъ наглые совѣтчики, во время спрятавшись, потомъ смѣялись надъ простаками, злорадствовали о томъ, что посѣяли на землѣ смуту и озлобленіе, чего именно только и желали.

А лучше-ли бы было для самихъ грабителей, еслибъ они остались безнаказанными? Нѣтъ, еще хуже. Теперь они хоть вразумятся не вѣрить всякому проходимцу и обманщику, а еслибъ сошло съ рукъ ихъ беззаконіе, то, наживъ чужое богатство, они потеряли бы то, что дороже всякаго стяжанія, т. е. совѣсть свою, «еяже ничтоже въ мірѣ нужнѣйше», какъ сказано въ Великомъ Канонѣ.

Итакъ, поминайте псаломское слово: «не надѣйтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищеніемъ; когда богатство умножается, не прилагайте къ нему сердца. Однажды сказалъ Богъ, и дважды я слышалъ это, что сила у Бога, и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по дѣламъ его» (Псал. LXI, 11-13).

Никогда не придетъ такого времени, чтобы всѣ были богаты. Господь сказалъ Своимъ ученикамъ: «всегда бо нищія имате съ собою, и егда хощете, можете имъ добро творити: Мене же не всегда имате» (Марк. XIV, 7). И еще въ Ветхомъ Завѣтѣ Господь говорилъ народу: «нищіе всегда будутъ среди земли твоей; потому я и повелѣваю тебѣ: отверзай руку твою брату твоему, бѣдному твоему и нищему твоему на землѣ твоей» (Втор. XV, 11).

Итакъ, братіе, не слушайте безумцевъ и лжецовъ, которые увѣряютъ васъ, будто возможно устроить на землѣ такіе порядки, когда не будетъ бѣдныхъ. Грѣшитъ предъ Богомъ богачъ, который затворяетъ сердце свое предъ бѣднякомъ, прогнѣвляетъ Бога владѣлецъ земель, если не помогаетъ земледѣльцамъ труженикамъ въ ихъ трудахъ, но не менѣе грѣшенъ предъ Богомъ и бѣднякъ, исполненный зависти и ненависти къ богатымъ и ропота на Бога. Развѣ у богатыхъ счастье? Развѣ они не исполнены бываютъ скорбей, и болѣзней, и страховъ, и унынія, и вражды въ семействѣ своемъ, и всякаго неудовольствія, и той-же зависти другъ къ другу? А еслибы они и были счастливы, чего на самомъ дѣлѣ нѣтъ, то и тогда не оправдался бы всякій завистникъ.

Насъ Богъ не для счастья послалъ на землю, а для спасенія; въ томъ заключается сущность христіанской вѣры, чтобы не счастья домогаться на землѣ, а добродѣтели, не богатства искать, а наученія святости, не деньгами утѣшаться, а молитвой. Никогда не будутъ всѣ богаты, но возможно пришествіе такого времени, когда въ православномъ народѣ, по слову Господню, «будутъ всѣ научены Богомъ» (Іоан. VI, 45). Вотъ, братіе, чего мы должны желать, а тѣхъ, кто даже не вѣруетъ въ Бога, не слушайте и гоните отъ своихъ жилищъ, чтобы они не развратили вашихъ ближнихъ и дѣтей вашихъ. «Не пріемлите его въ домъ, и радоватися ему не глаголите. Глаголяй бо ему радоватися сообщается дѣламъ его злымъ» (2 Іоан. I, 10-11). Такъ научаетъ насъ Св. Апостолъ Іоаннъ обходиться съ тѣми, которые разносятъ по землѣ ложное ученіе.

А что они разносятъ въ своихъ прокламаціяхъ кромѣ лжи? Богъ велѣлъ почитать царя (1 Петр. II, 17), а они возмущаютъ народъ противъ царя; Богъ велѣлъ повиноваться духовнымъ наставникамъ (Евр. XIII, 17), а они поносятъ и осмѣиваютъ священный санъ; Богъ въ десятой заповѣди не велѣлъ пожелать себѣ дома ближняго, ни села его, ни вола его, ни всего, елика суть ближняго, — а они научаютъ жечь и грабить чужое достояніе. Предостерегайте другъ друга отъ этихъ лихихъ людей, не подпускайте ихъ къ дѣтямъ вашимъ. Всякую печатную бумажку или книжку, которую получите отъ незнакомаго человѣка, сомнительнаго духа, покажите прежде священнику и спросите, доброе или гибельное въ ней написано. Даже, если встрѣчается въ ней имя Господа Іисуса Христа, не довѣряйте ей безъ одобренія священника, потому что теперь умножаются кромѣ учителей мятежа еще и учители ересямъ, лжепророки, о которыхъ предсказали намъ Святые Апостолы.

Объ этихъ вредныхъ людяхъ должно сказать вамъ особо. Ихъ называютъ штундистами, и баптистами, и пашковцами. Они не отвергаютъ Господа Іисуса Христа, но не почитаютъ Пресвятую Богородицу, не молятся ни Ей, ни Угодникамъ Божіимъ; они не велятъ молиться за усопшихъ, поносятъ святые храмы и священниковъ. Тѣ — мятежники соціалисты — бунтуютъ людей противъ Царя, а эти бунтуютъ ихъ противъ православной вѣры и противъ Церкви Божіей. Но подобно первымъ, они не сразу объявляютъ себя, а подольщаются къ людямъ, «прелазяще инудѣ»; отсюда мы знаемъ, по слову Христову, что это люди не добрые, погибельные, потому что сказано во св. Евангеліи: «а прелазяй инудѣ, той тать есть и разбойникъ» (Іоан. X, 1). Зная, что добрые и смиренные сердцемъ русскіе люди любятъ слушать о Богѣ и о святомъ Евангеліи, они, приходя въ крестьянскую хату, какъ странники, вынимаютъ Новый Завѣтъ и читаютъ хозяевамъ Слово Божіе о спасеніи, а затѣмъ допрашиваютъ, учатъ-ли ихъ тому въ церкви и понимаютъ-ли они, что поется въ церкви. А когда имъ отвѣтятъ, что мало понимаютъ крестьяне св. службу, то пришельцы принимаются осуждать священниковъ за лѣность и корыстолюбіе и такъ мало по малу соблазняютъ души недовѣріемъ къ священнику, къ службѣ церковной, но сами не объявляютъ, что они не православные, и если ихъ спросить: можетъ быть, вы штундисты, то они забезпокоятся и начнутъ увѣрять, что они вовсе не штунисты, не сектанты, а истинные христіане.

Чтобы узнать такихъ людей, попросите ихъ перекреститься, поцѣловать св. икону и прочитать «Достойно есть», или просто сказать съ благоговѣніемъ: «Пресвятая Богородице, спаси насъ!» Не сдѣлаютъ они ничего этого, и тогда спѣшите показать имъ двери и читайте имъ въ слѣдъ молитву: «Господи, оружіе на діавола крестъ Твой далъ еси намъ, трепещетъ бо и трясется, не терпя взирати на силу его».

Знайте, что люди эти выдумали свою баптистскую, или штундовую вѣру 50 лѣтъ тому назадъ, а смѣютъ называть себя истинными христіанами. Выходитъ такъ, что христіанъ не было отъ времени Христа до нихъ 1800 лѣтъ и что святые Апостолы, мученики, святители и преподобные не были христіане, ибо у нихъ была другая вѣра: они чтили Богородицу, знаменовались крестомъ, цѣловали св. иконы, собирались въ церковь и почитали священниковъ, а штундисты все это дѣлать воспрещаютъ. Они не хотятъ признавать св. Отцевъ и ихъ правилъ о постахъ, о говѣніи, о церковныхъ службахъ, и говорятъ, что признаютъ только собраніе священныхъ книгъ Новаго Завѣта. Но спросите ихъ: почему они довѣряютъ нашимъ евангеліямъ и посланіямъ апостольскимъ? Кто соединилъ вмѣстѣ эти священныя книги? Кто призналъ ихъ Словомъ Божіимъ, спасительнымъ для людей? Все это сдѣлалъ Первый Вселенскій соборъ Святыхъ 318 Отецъ въ 325 году въ городѣ Никеѣ. Но они этихъ Отцевъ не признаютъ истинными христіанами и выдумали иную вѣру, чѣмъ исповѣдали св. Отцы. Почему же они берутъ то самое собраніе священныхъ книгъ, которое составили Отцы? Почему они эти книги называютъ Словомъ Божіимъ, а другія, тоже Апостолами писанныя, напр. Ап. Варнавой, Климентомъ и 85 правилъ св. Апостолъ, — отвергаютъ? Ничего на это они не могутъ отвѣтить, и такъ становится для всѣхъ яснымъ ихъ безуміе.

Но кромѣ того, въ самое послѣднее время открывается для православныхъ новая опасность отъ латинянъ и уніатовъ. Они желаютъ впустить къ намъ снова свою духовную заразу, которой насильно подвергли отцевъ вашихъ двѣсти лѣтъ тому назадъ, когда пытками, и изгнаніями, и раззореніемъ св. церквей понуждали они народъ отрекаться отъ православія и принимать унію, т. е. единеніе съ ересью. Сто лѣтъ тому назадъ, освободившись отъ польской державы и возвратившись къ отечественной русской власти, отцы ваши сейчасъ же тогда сбросили съ себя обольщеніе уніи и возвратились къ православной вѣрѣ. А нынѣ, когда силою не препятствуютъ людямъ переходить изъ одной вѣры въ другую, лжеучители начали распространять тайно всякія басни о томъ, будто бы снова настанетъ такое время, когда всѣхъ насильно будутъ переводить въ унію, и убѣждаютъ православныхъ людей лучше заранѣе добровольно соединиться съ латинскимъ нечестіемъ. Они стараются убѣждать простолюдиновъ въ томъ, будто вѣра латинская та же, что и православная, уговариваютъ людей, женившихся на католичкахъ, дозволять дѣтей крестить въ католическую или уніатскую вѣру, приглашаютъ ихъ участвовать въ католическихъ отпустахъ, и другими многими способами стараются уловлять души людей на свой погибельный путь хитростью, какъ прежде принуждали къ тому насиліемъ. Бойтесь, братіе, этихъ лукавыхъ людей! Помните, что отрекшійся отъ Церкви, не повинующійся ей, въ глазахъ Божіихъ все равно, что язычникъ и мытарь, какъ сказалъ Христосъ (Матѳ. XVIII, 17). Избѣгайте вступать въ браки съ католичками и знайте, что эти браки, допущенные недавно по слабости человѣческой, грѣховны въ очахъ Божіихъ, по 72 правилу Шестого Вселенскаго Собора. Откройте книгу Великій Требникъ и читайте въ немъ правило 58 по Номоканону: «Нелѣпо есть православному мужу съ еретическою совокупитися женою, ниже со еретическимъ мужемъ женѣ православнѣй; аще же и будетъ, нетвердый да вмѣнится бракъ и беззаконное да разрѣшится (расторгнется) сожитіе... Подобнѣ и съ латины, аще православная жена совокупися, съ разрѣшеніемъ (расторженіемъ) брака и прощеніемъ подлагати епитиміи. Аще же кто преступитъ повелѣнное, да отлучится».

Итакъ, кто, по невѣдѣнію своему, уже вступилъ въ бракъ съ католикомъ, того терпитъ св. Церковь по снисхожденію къ нынѣшнему общему растлѣнію и въ надеждѣ на обращеніе неправославнаго супруга къ истинной вѣрѣ, ибо въ томъ же правилѣ упомянуто: «аще же обѣщается каятися еретическое лице, да пребудетъ бракъ дондеже обѣщаніе утвердится».

Теперь, узнавъ Божественный законъ, удаляйтесь отъ устроенія брака съ католиками и опасайтесь сихъ сѣтей, ибо прежде отъ сего удерживали сами ихъ ксендзы, а теперь, напротивъ, будутъ содѣйствовать смѣшаннымъ бракамъ, дабы воспитывать дѣтей въ латинской вѣрѣ.

Удаляясь безбожниковъ, мятежниковъ и еретиковъ, утверждайтесь, братіе, въ любви къ Богу, ко св. Церкви. Тѣмъ и великъ русскій народъ, что, живя на землѣ, думаетъ о небѣ, трудясь въ потѣ лица своего надъ землею для исполненія заповѣди, онъ не прилѣпляется душою своею къ богатству, а ищетъ небеснаго Царствія и утѣшенія на небѣ. Посему и для дѣтей своихъ желайте не земныхъ благъ, а мудрости духовной. Поддерживайте и устраивайте въ своихъ селахъ школы церковно-приходскія, въ которыхъ ваши дѣти выучатся тому, что знаютъ св. Ангелы, т. е. воспѣванію Божественной славы на церковныхъ службахъ, научатся читать по славянски священныя книги и тѣмъ превзойдутъ даже господъ, которые считаютъ себя образованными, а ни одного псалма не могутъ прочитать безъ ошибки. Наша славянская грамота составлена святыми Равноапостольными Кирилломъ и Меѳодіемъ для того, чтобы мы на своей родной рѣчи прославляли Пресвятую Троицу, и забывать эту грамоту и учиться только по мірскому читать, какъ въ свѣтскихъ училищахъ, это значитъ отрекаться отъ христіанскаго просвѣщенія, заключающагося прежде всего въ томъ, чтобы разумно участвовать въ церковномъ славословіи Христа, а не въ томъ, чтобы читать всякія побасенки. Усердствуйте же, братіе, о церковной школѣ, пріобрѣтайте себѣ книжки духовныя — евангелія, молитвенники, псалтири, житія святыхъ и наставленія проповѣдниковъ. Не смотрите на то, что эти книги совершенно неизвѣстны благороднымъ людямъ и что они, можетъ быть, будутъ смѣяться надъ вами за то, что читаете духовное. Напротивъ, они сами достойны осмѣянія за то, что пренебрегли «единымъ на потребу» и потеряли путь спасенія, «но осуетишася помышленіи своими, и омрачися неразумное ихъ сердце: глаголющеся быти мудри, объюродѣша... Тѣмже и предаде ихъ Богъ въ похотехъ сердецъ ихъ въ нечистоту» (Рим. I, 21-24). Знайте, впрочемъ, и то, что наиболѣе просвѣщенные люди и изъ благородныхъ чтутъ Бога и изучаютъ Его святой законъ. Таковы были у насъ, на Волыни, въ древности князья Константинъ Острожскій и Андрей Курбскій, всю жизнь изучавшіе святую Библію и богословіе святыхъ Отецъ, защищавшіе православную вѣру и ограждавшіе хрнстіанъ отъ ереси кальвинской и папежской.

Есть и теперь такіе просвѣщенные и боголюбивые и вельможи, и профессора, и помѣщики, и чиновники, и военные и, конечно, всегда будутъ; но если вы такихъ и не встрѣчали, а знали больше недовѣрковъ и кощунниковъ, то не смущайтесь ради нихъ и не ослабѣвайте въ преданности Богу. Помни, что на Страшномъ Судѣ не оправдаешься въ своемъ маловѣріи и лѣности чрезъ указаніе на такихъ людей, ибо вмѣстѣ съ ними-же тебѣ тогда будетъ присуждена геенна. Господь скажетъ: ты подражалъ имъ при жизни, наслѣдуй же и то вѣчное осужденіе, которому они подвергаются за невѣріе и безпутную жизнь.

Вѣдь и при земной жизни Спасителя было такъ, что больше простой народъ и бѣдняки шли за Нимъ и принимали Его заповѣди, а съ ними и начатки вѣчнаго блаженства. А ученые законники старались вооружить противъ Него людей и говорили слугамъ своимъ, когда они увѣровали во Христа: «еда и вы прельщени бысте? еда кто отъ князь вѣрова въ Онь, или отъ фарисей? Но народъ сей, иже не вѣсть закона, прокляти суть» (Іоан. VII, 47-49). «Обаче убо», — говорится въ другой главѣ Евангелія: «и отъ князь мнози вѣроваша въ Него, но фарисей ради не исповѣдаху, да не изъ сонмищъ изгнани будутъ: возлюбиша бо паче славу человѣческую, неже славу Божію» (Іоан, XII, 42-43). Жалкая это вѣра! Какъ презираемъ мы человѣка, который стыдится предъ господами отца и матери за то, что они бѣдны и незнатны. Но насколько постыднѣе стыдиться Христа, насъ ради не постыдившагося бичеванія и глумленія воиновъ, заплеванія лица, вѣнца терноваго, наконецъ, распятія и смерти? Убоимся, братіе, страшнаго слова Его: «иже постыдится Мене и Моихъ словесъ въ родѣ семъ прелюбодѣйнѣмъ и грѣшнѣмъ и Сынъ человѣческій постыдится его, егда пріидетъ во славѣ Отца Своего со Ангелы святыми» (Марк. VIII, 38). Возлюбимъ пришествіе Его, возлюбимъ славу не человѣческую, а славу Божію. При всѣхъ соблазнахъ нашего времени и при множествѣ враговъ Православной Вѣры, поревнуемъ, братіе, жизни первыхъ христіанъ, учениковъ апостольскихъ, которые не боялись ни осмѣянія, ни изгнанія, ни темницы, ни мукъ, ни смерти, лишь бы не отступить отъ праваго исповѣданія. Они были лучшіе изъ всѣхъ христіанъ всѣхъ временъ, а были люди простые и бѣдные, какъ и написано въ посланіи апостола Павла къ Коринѳянамъ: «посмотрите, братія, кто вы призванные: не много изъ васъ мудрыхъ по плоти, не много сильныхъ, не много благородныхъ; но Богъ избралъ немудрое міра, чтобы посрамить мудрыхъ, и немощное міра избралъ Богъ, чтобы посрамить сильное; и незнатное міра и уничиженное и ничего не значущее избралъ Богъ, чтобы упразднить значущее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась предъ Богомъ. Отъ Него и вы во Христѣ Іисусѣ, Который сдѣлался для насъ премудростію отъ Бога, праведностью и освященіемъ, и искупленіемъ; чтобъ было, какъ написано: хвалящійся хвались Господомъ» (1 Кор. I, 26-31).

Будемъ и мы, братіе, хвалиться Христомъ, а духомъ вѣка сего пренебрегать. Будемъ надѣяться, что наша твердость въ вѣрѣ, наша преданность Христу мало-по-малу воспитаетъ Россіи новыя поколѣнія людей, болѣе смѣлыхъ, которые, подобно древнимъ христіанамъ, опять вознесутъ на высоту православный обычай житія, исполненный молитвъ, воздержанія и смиренія, такъ что теперешній растлѣнный духъ, въ которомъ пребываютъ жители городовъ, предастся забвенію, и наша Русь, возродившись отъ простого народа, снова отъ верху до низу станетъ не по имени только, но и по истинѣ Русью Святою, какою она была 200 лѣтъ тому назадъ и ранѣе.

У насъ на Волыни два нетлѣнныхъ во плоти свидѣтеля святости первыхъ христіанъ и древнихъ русскихъ нашихъ предковъ: преподобномученица Анастасія, замученная язычниками 1700 лѣтъ тому назадъ, которой нетлѣнная глава почиваетъ въ Житомірѣ, въ православномъ соборѣ, — и преподобный Іовъ, почивающій нетлѣнно въ Почаевской Лаврѣ 250 лѣтъ. Воздавайте имъ честь, свидѣтельствуйте имъ свою любовь, вдохновляйтесь ихъ вѣрою.

Я буду ждать васъ, братіе, на духовное утѣшеніе наше славою сихъ святыхъ — на память св. Анастасіи въ Житомірѣ къ 13 іюня и на память преп. Іова въ Почаевѣ къ 28 августа, а нынѣ предаю Васъ ихъ заступленію и покрову Матери Божіей и благодати Пресвятой Троицы: Отца и Сына и Св. Духа — единаго истиннаго Бога, Ему же слава и держава, честь и поклоненіе во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 469-478. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.