Церковный календарь
Новости


2018-08-21 / russportal
С. Г. Рункевичъ. Свящ. Соборъ Правосл. Россійской Церкви 1917-1918 г.г. (1998)
2018-08-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 47-е (21 ноября 1917 г.)
2018-08-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 7-я (1991)
2018-08-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 46-е (20 ноября 1917 г.)
2018-08-19 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 6-я (1991)
2018-08-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 45-е (18 ноября 1917 г.)
2018-08-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 5-я (1991)
2018-08-18 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 44-е (17 ноября 1917 г.)
2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 22 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

е) Посланія.
Посланіе къ пастырямъ Волынской Церкви.

(О борьбѣ съ латинствомъ).

Нынѣ время дѣлательное явися.

Скорбныя жалобы нѣкоторыхъ іереевъ на отпаденіе въ латинство нѣсколькихъ семействъ въ ихъ приходахъ и выраженныя ими опасенія, что таковыя отпаденія могутъ повторяться и впредь, побудили меня на съѣздѣ оо. Благочинныхъ 16 іюня сообщить имъ для передачи приходскимъ священникамъ мои мысли о главнѣйшихъ причинахъ подобныхъ гибельныхъ явленій и о способѣ ихъ прекращенія на будущее время.

Когда въ XVII-мъ и XVIII-мъ вѣкѣ на Волыни совращали народъ въ душепагубную унію съ латинскою ересью, то совращаемыхъ убѣждали въ томъ, будто вѣра у насъ съ латинянами одна и та же, а раздѣляетъ насъ разность богослужебныхъ обычаевъ, каковую нашимъ предкамъ уступали, лишь бы они присоединились къ латинской церкви. Присоединеніе это, однако, было настолько непрочно, что духовенство и народъ, освободившись отъ польскаго владычества въ концѣ XVIII вѣка, стали настойчиво просить о возвращеніи ихъ въ лоно Православной Церкви, что и исполнено было при державѣ Имп. Екатерины II-й, а для бѣлорусскихъ епархій въ 1839 году и для Холмской въ 1875-мъ. По отношенію къ той части духовенства и населенія, которая еще колебалась между латинствомъ, уніей и православіемъ, были приложены увѣщанія. Но эти увѣщанія были, къ сожалѣнію, исполнены той же неправды, какъ и совратительныя увѣщанія латинянъ: людямъ внушалось убѣжденіе, будто вѣра у насъ съ ними одна, а разны только обряды, причемъ и тѣ и другіе хороши, но первые приличны для поляковъ, а вторые — для русскихъ, такъ какъ предки послѣднихъ были искони православные.

Принимая такіе ложные взгляды, наши малороссы и бѣлоруссы, живущіе вблизи костеловъ, до послѣдняго времени, не прочь были молиться и въ церкви, и въ костелѣ, ходили на отпусты, или праздники и наши, и латинскіе, а нѣкоторые въ простотѣ души даже и исповѣдывались и причащались облатками въ костелахъ, и въ церквахъ св. Тайнами, иногда даже въ одинъ и тотъ же день, какъ, напр., въ Житомірѣ 13 іюня.

Естественно и неизбѣжно, что при разности душевныхъ склонностей и вкусовъ, были такіе міряне, которымъ болѣе нравилась обстановка латинской службы, и вотъ, при объявленіи вѣротерпимости, они предпочли переписаться къ той церкви изъ двухъ, одинаково хорошихъ по ихъ мнѣнію, которая имъ больше нравилась.

При этомъ ссылки на предковъ и на ихъ русскую народность очень мало могли удержать ихъ отъ перехода, потому что простолюдины ни геральдикой, ни этнографіей никогда не интересуются, а идутъ туда, гдѣ предполагаютъ найти обильнѣйшій источникъ благодати или въ худшемъ случаѣ житейскую выгоду и удобство семейнаго быта (при смѣшанныхъ бракахъ).

Священники, воспитавшіеся на семинарскихъ учебникахъ и очень мало ознакомленные съ прямымъ ученіемъ Церкви, выраженномъ въ книгѣ Правилъ Св. Вселенскихъ Соборовъ и въ прочихъ книгахъ, содержащихъ Священное Преданіе, тоже обыкновенно не рѣшаются со всѣмъ дерзновеніемъ указывать отпадающимъ бездну ихъ погибели и примѣнить къ нимъ всѣ прещенія св. Евангелія на уклоняющихся въ ересь, начиная словами Спасителя: «аще же Церковь преслушаетъ, буди тебѣ якоже язычникъ и мытарь».

Вотъ о семъ-то и рѣшилъ я повѣдать вамъ, достолюбезные Отцы и братіе, что давно слѣдуетъ намъ отложить человѣкоугодіе и преступное умолчаніе истины. Католичество есть ересь, лютѣйшая прежнихъ, ибо если еретиками называются всѣ, возводящіе заблужденіе въ догматъ, то какъ избѣгнутъ такого наименованія латиняне, измыслившіе недавно пагубный и унизительный для вселенскаго христіанства догматъ о непогрѣшимости папъ, а раньше о непорочномъ зачатіи Пресвятой Дѣвы Ея родителями Іоакимомъ и Анною, и уже давно отвергнутые Церковью за ложный догматъ объ исхожденіи Св. Духа отъ Отца и Сына. Восточные Соборы Отцевъ, видя упорство латинянъ въ ихъ искаженномъ ученіи о Пресвятой Троицѣ, а равно и то, что съ каждымъ столѣтіемъ они умножаютъ число своихъ еретическихъ мудрованій, постановили обращающихся отъ латинства принимать чрезъ троекратное погруженіе, какъ бы некрещенныхъ, и того же обычая держалась Церковь Россійская до времени присоединенія Малороссіи, когда, можетъ быть, ради уніатовъ, обращающихся въ православіе, постановила снизойти имъ чрезъ принятіе вторымъ или даже третьимъ чиномъ, при чемъ обращающійся торжественно проклиналъ латинскую ересь, всѣхъ папъ послѣ ихъ отпаденія бывшихъ, искаженное ученіе о Троицѣ, опрѣсноки, латинскіе посты въ субботу, ихъ праздники и пр.

Итакъ, взамѣнъ того двоедушнаго замалчиванія сущности латинства, какъ ложнаго вѣроученія, которое теперь губитъ души многихъ, отпадающихъ отъ православія, должно безъ стѣсненія проповѣдывать мірянамъ истину, должно прямо именовать латинство злою и душепагубною ересью и глубже и шире вырывать ровъ между бытомъ православныхъ христіанъ и латинскихъ еретиковъ, примѣняя къ послѣднимъ все, что Св. Духъ открылъ намъ чрезъ Вселенскіе и неизмѣнные каноны касательно обращенія съ еретиками. Больше же всего слѣдуетъ предостерегать вѣрныхъ отъ двухъ ловушекъ, коими души ихъ вовлекаются въ вѣчную погибель, т. е. отъ общенія съ латинянами въ молитвѣ и въ бракахъ, ибо, своими театруподобными шествіями и музыкой въ костелахъ, прельщаютъ они простодушныхъ, а чрезъ смѣшанные браки заканчиваютъ свои ухищренія. Итакъ, не должно болѣе скрывать отъ вѣрныхъ, какому осужденію подвергаются. тѣ изъ нихъ, которые молятся въ костелахъ или посѣщаютъ латинскіе праздники, называемые здѣсь отпустами. Для того же, чтобы вразумительно было осужденіе таковыхъ, изреченное Божественнымъ Духомъ чрезъ Правила Святыхъ богопросвѣщенныхъ Апостоловъ и Вселенскіе Соборы, должно пріобрѣсти книгу, содержащую сіи правила и предлагать грамотному изъ крестьянъ вычитывать сіи правила вслухъ всего народа.

Предварительно сему должно объяснить народу, что законъ истиннаго христіанства порученъ Богомъ Вселенскимъ Соборамъ святыхъ Отцевъ; такихъ Соборовъ было семь, включая отвергаемый латинянами Пято-шестый Соборъ. Отвергаясь его, латиняне себя самихъ отвергли отъ Церкви и вѣчнаго спасенія, ибо какъ сей Соборъ, такъ и утвержденныя имъ 85 правилъ святыхъ Апостолъ и 9 помѣстныхъ Соборовъ, а равно и каноническія посланія нѣкоторыхъ Отцевъ, снова утверждены Седьмымъ Вселенскимъ Соборомъ въ правилѣ первомъ, гдѣ все сіе признано постановленнымъ отъ Святого Духа съ такимъ заключеніемъ: «и кого они предаютъ анаѳемѣ, тѣхъ и мы анаѳематствуемъ». Симъ уже изреченіемъ отлучены отъ спасенія латиняне, отвергающіе помѣстные Соборы и правила Отцевъ.

Итакъ, пояснивъ мірянамъ, что и четыре святыхъ Евангелія и посланія Божественныхъ Апостолъ мы принимаемъ потому, что они утверждены Первымъ и Вторымъ Вселенскими Соборами, слѣдуетъ прочитывать имъ прещенія Божественнаго Духа на молящихся съ еретиками.

Святыхъ Апостолъ правило 65-е: «Аще кто изъ клира или мірянинъ въ синагогу іудейскую или еретическую войдетъ помолиться: да будетъ и отъ чина священническаго изверженъ и отлученъ отъ общенія церковнаго». Подобное и въ 45-мъ правилѣ и въ 70-мъ.

Лаодикійскаго Собора правило 9-е: «На кладбища всякихъ еретиковъ и въ такъ называемыя у нихъ мученическія мѣста да не будетъ дозволено церковнымъ ходити для молитвы или для врачеванія. А ходящимъ, аще суть вѣрные, быти лишенными церковнаго общенія на нѣкое время». Правило 33-е и 34-е: «Не подобаетъ молитися со еретикомъ или отщепенцемъ. Всякому христіанину не подобаетъ оставляти мучениковъ Христовыхъ и отходити ко лжемученикамъ, которые, то есть, у еретиковъ находятся, или сами еретиками были (напр. Антоній Падуанскій, Іоаннъ Непомукъ, Іосафатъ Концевичъ). Ибо сіи удалены отъ Бога: того ради прибѣгающіе къ нимъ да будутъ подъ клятвой». Правило 32-е: «Не подобаетъ отъ еретиковъ принимать благословенія, которыя суть суесловія паче, нежели благословенія».

Прочитавъ сіи правила, полезно указывать на то, что и латинскіе ксендзы ни за что не войдутъ въ церковь для молитвы, ибо, будучи еретиками, чуждыми Церкви, естественно почитаютъ таковыми правосл. христіанъ.

Касательно браковъ съ православными они до послѣдняго времени чинили имъ всякія препятствія по той же причинѣ, а нынѣ, послѣ объявленія вѣротерпимости, начали поощрять таковые браки въ надеждѣ совращенія. Если же православное правительство и допускало такіе браки, то только въ надеждѣ обращенія еретическаго лица, послабляя немощи человѣческой, но Св. Церковь учитъ иначе и ей должно слѣдовать. Бракъ съ еретиками воспрещается Лаодикійскаго Собора правилами 10-мъ и 31-мъ, также 14-мъ правиломъ Четвертаго Вселенскаго Собора и 72-мъ правиломъ Шестого Вселенскаго Собора, которое читается такъ: «Недостоитъ мужу православному съ женою еретическою бракомъ совокуплятися, ни православной женѣ съ мужемъ еретикомъ сочетаватися. Аще же усмотрѣно будетъ нѣчто таковое, содѣланное кѣмъ-либо: бракъ почитати нетвердымъ и беззаконное сожитіе расторгати. Ибо не подобаетъ смѣшивати несмѣшаемое, ниже совокупляти со овцею волка и съ частью Христовою жребій грѣшниковъ. Аще кто постановленное нами преступитъ, да будетъ отлученъ». А въ Номоканонѣ при Большомъ Требникѣ это же правило приведено въ статьѣ 58-й и прибавлено: «такожде и съ латины, аще кто совокупился бракомъ».

Для того же, чтобы прихожане ясно уразумѣли, что латиняне суть поистинѣ еретики, подпавшіе уже изреченному Соборами проклятію, должно указать, что ихъ нечестивое ученіе о томъ, будто Духъ Святый исходитъ отъ Сына, опровергаемое евангельскимъ сказаніемъ о томъ, какъ Сей Духъ сходилъ на Сына Божія при крещеніи, измышлено ими чрезъ 800 лѣтъ послѣ Вознесенія Господня, а раньше и они читали Символъ Вѣры такъ, какъ и мы. На измѣняющихъ же Символъ Вѣры изречено Третьимъ Вселенскимъ Соборомъ слѣдующее осужденіе. «По прочтеніи сего (Символа), святый Соборъ опредѣлилъ (правило 7-е): да не позволено будетъ никому произносити или писати, или слагати иную вѣру кромѣ опредѣленныя отъ святыхъ Отецъ, въ Никеи градѣ со Святымъ Духомъ собравшихся. А которые дерзнутъ слагати иную вѣру, или представляти, или предлагати хотящимъ обратитися къ познанію истины... таковые, аще суть епископы или принадлежатъ къ клиру, да будутъ чужды епископы епископства, а клирики клира; аще же міряне, да будутъ преданы анаѳемѣ».

Далѣе, св. Апостолы установили поститься въ среду въ память преданія Господа и пятокъ въ память Его распятія и смерти и разрѣшать постъ въ субботу и недѣлю, а латиняне, какъ бы посмѣваясь Апостольскому преданію, разрѣшили постъ въ среду и установили въ субботу и не оставили своего безумія, хотя и приняли укоризну отъ святыхъ Отецъ. Апостольское правило 69-е гласитъ: «аще кто епископъ, или пресвитеръ, или діаконъ, или иподіаконъ, или чтецъ, или пѣвецъ не постится во св. Четыредесятницу предъ Пасхой, или въ среду, или въ пятокъ кромѣ препятствія отъ немощи тѣлесныя, да будетъ изверженъ. Аще же мірянинъ, да будетъ отлученъ». То же подтверждается въ 15-мъ правилѣ св. Тимоѳея Александрійскаго. — Касательно поста въ субботу Апостольское правило 64-е говоритъ намъ: «аще кто изъ клира усмотрѣнъ будетъ постящимся въ день Господень или въ субботу кромѣ единыя токмо (Ведикой Субботы): да будетъ изверженъ. Аще же мірянинъ, да будетъ отлученъ». Св. Соборы усмотрѣли нарушеніе сего правила латинянами и 65-мъ канономъ Шестого Вселенскаго Собора постановили: «поелику мы увѣдали, яко обитающіи во градѣ Римѣ во св. Четыредесятницу въ субботы ея постятся вопреки преданному церковному послѣдованію: то святому Собору угодно, да и въ римской Церкви ненарушимо соблюдается правило» (64-ое св. Апостолъ). Подъ постомъ въ субботу разумѣлось невкушеніе пищи до вечерни; сіе возбранялось, но предписывалось вкушать пищу только растительную въ субботы великаго и иныхъ постовъ, а римляне и армяне въ посты вкушаютъ молоко и яйца; таковой постъ тоже осуждается Соборами; именно, слѣдующее (66-ое) правило того же собора гласитъ: «увѣдали мы также, яко въ арменской странѣ и въ иныхъ мѣстахъ, въ субботы и въ воскресные дни святыя Четыредесятницы ядятъ нѣкоторые сыръ и яйца. Того ради за благо признано и сіе, да Церковь Божія по всей вселенной, слѣдуя единому чину, совершаетъ постъ и воздерживается, якоже отъ всякаго закалаемаго, такожде отъ яицъ и сыра, которыя суть плодъ и произведеніе того, отъ чего воздерживается. Аще же сего не будутъ соблюдати, то клирики да будутъ извержены, а міряне да будутъ отлучены».

Итакъ, сему отлученію подлежатъ всѣ католики, начиная отъ римскаго папы, коему и преподаны были Соборомъ послѣднія два повелѣнія. Онъ не покорился имъ со своею паствою, но по симъ правиламъ видимъ, что римскій папа былъ подчиненъ св. Соборамъ и потому не можетъ почитаться ни начальникомъ всей Церкви, если отъ нея получалъ повелѣнія, ни тѣмъ менѣе — непогрѣшимымъ намѣстникомъ Христовымъ, если явился со всѣми преемниками своими ея преступникомъ, каковый да будетъ намъ, по глаголу Господню, якоже язычникъ и мытарь (Матѳ. XVIII, 17).

Есть не мало и другихъ правилъ Божественнаго Духа, чрезъ Святые Соборы изреченныхъ, изъ коихъ мы видимъ, что не только мнимая непогрѣшимость папъ, но и самое ихъ главенство есть позднѣйшее измышленіе лжи, отвергаемое Соборами, которые признавали римскихъ папъ, пока они не отпали въ ересь, только первыми между равными пятью патріархами, а не начальниками ихъ, и самое почетное ихъ мѣсто объясняли вовсе не ихъ мнимымъ преемствомъ Ап. Петру, ни измышленнымъ еретиками намѣстничествомъ Христа, а только столичнымъ значеніемъ города Рима, каковое затѣмъ пріобрѣлъ и Царьградъ, а съ симъ и Патріархъ Царьграда. «Опредѣляемъ и постановляемъ о преимуществахъ святѣйшія Церкви Константинополя — новаго Рима. Ибо престолу Великаго Рима Отцы прилично дали преимущества: поелику то былъ царствующій градъ. Слѣдуя тому же побужденію, и 150 боголюбезнѣйшіе епископы (Второго Собора прав. 3-е) предоставили равныя преимущества святѣйшему престолу новаго Рима, праведно разсудивъ, да градъ, получившій честь быти градомъ царя и синклита, и имѣющій равныя преимущества съ ветхимъ царственнымъ Римомъ, и въ церковныхъ дѣлахъ возвеличенъ будетъ подобно тому, и будетъ вторый по немъ». Такъ значится въ 28-мъ правилѣ Четвертаго Собора и въ 36-мъ правилѣ Шестого Вселенскаго Собора, опредѣлившемъ: «да имѣетъ престолъ Константинопольскій равныя преимущества съ престоломъ древняго Рима».

Когда же римскіе папы поступали своеправно или ошибочно, то получали отъ Соборовъ предписаніе, напр., папа Анастасій отъ Собора Карѳагенскаго (прав. 79), папа Иннокентій, ссорившійся съ Александрійскимъ Патріархомъ (прав. 114), а судъ папы надъ епископами африканскими, подчиненными граду Карѳагену, признанъ незаконнымъ и обращавшіеся къ такому суду епископы лишались церковнаго общенія (прав. 37-139), и когда папа римскій Келестинъ пытался заявлять о своемъ правѣ судить епископовъ, то Карѳагенскій Соборъ обличилъ его каноническимъ посланіемъ, гдѣ говорилось: «развѣ есть кто-либо, который бы повѣрилъ, что Богъ нашъ можетъ единому токмо нѣкоему вдохнути правоту суда, а безчисленнымъ іереямъ, сошедшимся на Соборъ, откажетъ въ ономъ... О томъ, чтобы нѣкіе, аки бы отъ ребра твоея святыни, были посылаемы (для суда надъ епископами), мы не обрѣли опредѣленія и единаго Собора Отцевъ... Итакъ не соизволяйте по просьбѣ нѣкоторыхъ посылати сюда вашихъ клириковъ изслѣдователями и не попускайте сего, да не явимся мы вносящими дымное надменіе міра въ Церковь Христову, которая желающимъ зрѣти Бога приноситъ свѣтъ простоты и день смиренномудрія».

Однако римскіе папы ненадолго были послушны сему боговдохновенному постановленію Отцевъ и, отпадши въ ересь, возмнили себя судьями Соборовъ, хотя прежде два римскихъ папы были отлучены за ересь: Ливерій за аріанство, а Онорій за моноѳелитство, о чемъ записано и въ акты Вселенскихъ Соборовъ. Какъ же можетъ быть непогрѣшимо въ вѣрѣ званіе папы, если оно не ограждало ихъ отъ возможности впасть въ ересь и быть отлученными отъ Церкви?

Сіи явныя отступленія латинства отъ Вселенскихъ Соборовъ сообщилъ я вамъ, братіе, а прочія ихъ уклоненія изложены въ учебномъ руководствѣ по Сравнительному Богословію и, можетъ быть, будутъ воспроизведены здѣсь впослѣдствіи. Изъ нихъ наиболѣе понятнымъ для простолюдиновъ бываетъ искаженіе таинства св. Причащенія, которое они преподаютъ мірянамъ подъ однимъ видомъ, вопреки многимъ изреченіямъ Спасителя и Апост. Павла.

Опытные миссіонеры начинаютъ свою бесѣду съ папистами всегда съ разсужденій о семъ св. таинствѣ и, когда тѣ повторяютъ глупую отговорку, внушенную имъ ксендзами, о томъ, что гдѣ тѣло, тамъ и кровь, то миссіонеры отвѣчаютъ имъ вопросомъ: если такъ, то зачѣмъ же Господь не догадался о томъ и научилъ причащаться подъ обоими видами и почему подъ обоими же видами считаютъ нужнымъ пріобщаться ихъ священники и епископы.

О дальнѣйшихъ мѣропріятіяхъ для огражденія паствы отъ латинской ереси напишу вамъ впоелѣдствіи, а пока прибавлю, что, завѣщая людямъ отдаленіе отъ костела и отъ его прихожанъ, внушайте имъ не оскорблять латинянъ, а обходиться съ ними кротко и прочитывайте при семъ пр. 77-е Карѳаг. Собора «О кроткомъ обращеніи еретиковъ»: «можетъ быть тогда, какъ мы съ кротостью собираемъ разномыслящихъ, по слову Апостола, дастъ имъ Богъ покаяніе въ разумъ истины и возникнутъ отъ діавольскія сѣти» (2 Тим. II, 24-26).

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 478-485. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.