Церковный календарь
Новости


2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

е) Посланія.
Окружное Посланіе къ Волынской паствѣ.

(О вѣрности Православной Церкви).

Заканчивая дни своего лѣтняго пребыванія въ святой и чудотворной Лаврѣ Почаевской и уготовляясь къ переселенію на зиму во градъ Житоміръ, мысленно прощаюсь съ тобою, боголюбивый народъ Волынскій. Многотысячными толпами ты приходилъ во Святую Лавру на всѣ праздники молиться, пріобщаться святыхъ Таинъ и слушать поученія въ законѣ Божіемъ. Отъ года въ годъ умножаются у насъ въ Лаврѣ смиренные богомольцы и умножается ихъ умиленіе и разумѣніе словесъ Божіихъ. Да воздастъ вамъ Господь за вашу вѣру, за терпѣніе трудностей пути, за умиленіе сердецъ и слезы очей. Вмѣстѣ мы здѣсь молились съ вами, вмѣстѣ утѣшались дарами Божественной благодати и бесѣдами о Богѣ. Жалко было расходиться послѣ торжественныхъ служеній святого праздника; жалко уѣзжать изъ святой Лавры къ дѣланію евоему! Не нашими силами вы привлекались сюда, но невидимая благодатная сила Христова собирала васъ со всѣхъ предѣловъ земли Волынской и окрестныхъ странъ. И что скажемъ? «Ему, возлюбившему насъ и омывшему насъ отъ грѣховъ нашихъ Кровію Своею, и содѣлавшему насъ царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во вѣки вѣковъ. Аминь» (Апок. I, 5-6).

Народъ Божій! помни, какъ ты молился и каялся здѣсь. Народъ! помни, чему тебя здѣсь учили. О, люди Божіи! Не забывайте, чѣмъ вы здѣсь обѣщались Матери Божіей и Преподобному Іову въ своемъ сердцѣ.

Другому будутъ учить тебя лихіе люди, которые, какъ голодные волки, рыскаютъ по городамъ и деревнямъ, смущаютъ православный народъ лукавыми рѣчами, желая отвратить его отъ православной вѣры и отъ вѣрности православному Царю. Они не рѣшаются прямо проповѣдывать безбожіе или ложную, неправославную вѣру, ибо знаютъ, что ихъ безуміе обличится свѣтомъ Божественныхъ Писаній; но они прелазятъ инудѣ, какъ сказалъ Господь о духовныхъ татяхъ. «Аминь, аминь глаголю вамъ: не входяй дверьми во дворъ овчій, но прелазяй инудѣ, той тать есть и разбойникъ» (Іоан. X, 1). «Что должно разумѣть о дверяхъ?» — вопрошаетъ на сіи слова Евангелія Святый Іоаннъ Златоустъ, и отвѣчаетъ: «Священное Писаніе, по которому можно различить истинное ученіе отъ лжи». По Писанію знаемъ, что Духъ Святый исходитъ отъ Отца; по Писанію мы знаемъ, что Онъ нисходилъ на Сына Божія при крещеніи, а посему разумѣемъ, что ложна та вѣра, которая учитъ, будто Святый Духъ исходитъ отъ Отца и Сына. И далѣе, въ Писаніи сказано: «аще не снѣсте Плоти Сына Человѣческаго, ни піете Крови Его, живота не имате въ себѣ» (Іоан. VI, 53). Отсюда видимъ, сколько погрѣшаетъ та вѣра, которая преподаетъ причастіе подъ однимъ видомъ опрѣсноковъ.

Вотъ почему ея лжеучители, когда стараются прельстить православныхъ христіанъ, не о Богѣ говорятъ и не по Священному Писанію учатъ, но измышляютъ всякія небылицы: будто ихъ послѣдователи сдѣлаются дворянами, а православныхъ снова обратятъ въ крѣпостное право. Какой безумецъ можетъ повѣрить такимъ баснямъ? И говорятъ они сіе не явно, дабы ихъ не осмѣяли люди опытные, но отыскиваютъ простаковъ и наединѣ нашептываютъ имъ свои лживыя рѣчи. «Прелазяй инудѣ, той тать есть и разбойникъ» (Іоан. X, 1).

«Замѣть признаки разбойника», продолжаетъ Златоустый Іоаннъ: «во-первыхъ, онъ входитъ не явнымъ образомъ; во-вторыхъ, не по Писаніямъ, что значитъ «не дверьми...». Кто не пользуется Писаніемъ, но прелазитъ «инудѣ», т. е. не идетъ установленнымъ путемъ, но пролагаетъ себѣ иной путь, тотъ есть тать» (Толков. на Евангеліе отъ Іоанна). Храните же, братіе, себя отъ татей и охраняйте другъ друга. Кто хочетъ говорить вамъ о вѣрѣ, пусть говоритъ изъ Писаній, пусть говоритъ не тайно, а явно, ибо Господь Іисусъ Христосъ такъ научилъ насъ: «Азъ не обинуяся глаголахъ міру; Азъ по вся дни учахъ въ сонмищахъ и въ церкви, идѣже іудее всегда снемлются; и тай не глаголахъ ничесоже» (Іоан. XVIII, 20).

Тѣ-же слова Божіи прилагайте, братіе, и къ безбожникамъ и къ штундистамъ, желающимъ смутить и развратить васъ. Не слушайте и не говорите съ ними, «и не ходите вослѣдъ ихъ» (Лук. XXI, 8), но въ наши лютыя времена, когда возникли эти лжепророки и прельщаютъ многихъ, какъ предсказалъ намъ Господь Іисусъ Христосъ (Матѳ. XXIV, 11), въ нашъ маловѣрный вѣкъ «стойте въ вѣрѣ, мужайтеся, утверждайтеся» (1 Кор. XVI, 13).

Теперь вы проснулись къ разумѣнію вѣры. Но само ученіе Божіе не войдетъ въ сердца ваши, если къ тому не приложите труда. Посему усердствуйте нелѣностно посѣщать службу въ сельскомъ своемъ храмѣ, не твердите своихъ молитвъ во время службы, а внимайте тому, что читаютъ и поютъ служащіе. «Не подобаетъ въ храмѣ шепты творити», — такъ поучаютъ насъ Святые Отцы въ книгѣ Типиконъ и Тріодь Постная. Если не все вамъ понятно, что поютъ и читаютъ, спрашивайте другъ друга, и священника и псаломщика, сами прочитывайте богослужебныя книги, себѣ пріобрѣтайте святую псалтирь, и часословъ, и святое Евангеліе. Учитесь вѣрѣ Христовой всю жизнь, до самой преклонной старости, ибо и жизнь кончится, а познаніе Бога будетъ усовершаться и послѣ тѣлесной смерти.

Зимою въ Житомірѣ я рѣдко буду видѣть васъ, благочестивые сельскіе богомольцы, но уповаю, что многіе изъ васъ пожелаютъ почтить память св. Анастасіи Римляныни, которой св. мощи (глава) почиваютъ въ Житомірскомъ Каѳедральномъ Соборѣ. 29-го октября совершаемъ мы тамъ въ честь св. Мученицы торжественный праздникъ: обносимъ вокругъ храма ея священную раку.

Въ далекой странѣ и въ давнее время подвизалась за Христа Святая Дѣвственница и мученица Анастасія, но, по неисповѣдимымъ судьбамъ Божіимъ, слава ея теперь возсіяла въ нашей Волынской странѣ, ибо покойный нашъ Владыка, Архіепископъ Модестъ, имѣвшій великую любовь ко святымъ Божіимъ, пріобрѣлъ еще давно отъ Патріарха Антіохійскаго ея нетлѣнную и чудотворную главу и съ этимъ сокровищемъ не разставался въ продолженіе сорока лѣтъ до самой смерти своей, а тогда завѣщалъ ее странѣ Волынской. Теперь она почиваетъ въ серебряной, ракѣ и уже ознаменовала свою силу нѣсколькими исцѣленіями, о чемъ было оповѣщено въ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ. Цѣни, народъ Волынскій, эту духовную жемчужину, которую, какъ лучшій даръ, подарилъ тебѣ усопшій старецъ-святитель.

Мы-же, вознося о своей паствѣ непрестанныя молитвы предъ гробомъ Святой, просимъ мч. Анастасію, чтобы она удѣлила всѣмъ православнымъ жителямъ страны нашей хотя бы нѣкую долю той ревности о вѣрѣ православной, какую сама она показала въ своей жизни и въ своей мученической кончинѣ. Свою молодость и красоту свою она пожертвовала Богу въ постническомъ житіи монастырскомъ, а жизнь земную отдала чрезъ руки мучителей за исповѣданіе Христовой вѣры. Она претерпѣла біеніе и жженіе огнемъ, и исторженіе волосъ, и ногтей, и сокрушеніе зубовъ, и отсѣченіе рукъ и ногъ, пока не отторгнута была ея глава, а душа соединилась со Христомъ.

Храните, братіе, любовь къ святымъ и вѣру въ ихъ помощь. До тѣхъ поръ не будете отступать отъ благочестія, пока будете поминать Угодниковъ Божіихъ и чрезъ то усердствовать въ подражаніи ихъ вѣрѣ, какъ научаетъ насъ Апостолъ Павелъ (Евр. XIII, 7). Ихъ небесному покрову ввѣряю я тебя, Волынскій сельскій народъ, удаляясь отъ тебя въ городъ до наступленія весны. Матерь Божія, преподобный Іовъ и преподобномученица Анастасія да хранятъ тебя отъ духовныхъ волковъ и татей, отъ нападенія безбожниковъ, мятежниковъ и ересеучителей. Святые Божіи да просвѣщаютъ ваши души любовію къ Богу, жалостію къ ближнимъ, прощеніемъ враговъ, вѣрностію Царю, страхомъ суда Божія и желаніемъ небеснаго царствія, котораго и да сподобитъ всѣхъ Господь по молитвамъ Святыхъ и по Своему милосердію. Тому слава, честь и держава Отцу, и Сыну, и Святому Духу нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 485-488. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.