Церковный календарь
Новости


2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
2018-08-08 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ графа П. М. Граббе (1939)
2018-08-08 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 77-е (5 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 17 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

е) Посланія.
Окружное посланіе къ Волынской Паствѣ.

(По поводу мятежей).

«То угодно Богу, если кто, помышляя о Богѣ, переноситъ скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда васъ бьютъ за проступки? Но если, дѣлая добро и страдая, терпите, — это угодно Богу. Ибо вы къ тому призваны» (1 Петр. II, 19-21).

Напоминаю вамъ, братіе, сіе слово Духа Божія, дабы вы знали, что надо отвѣчать всѣмъ мятежникамъ, которые теперь разосланы по вашимъ селамъ, чтобы подговаривать васъ къ забастовкамъ и грабежамъ. Въ нѣкоторыхъ селахъ благоразумные крестьяне изгнали отъ себя смутьяновъ и заявили имъ, что если они добромъ не уберутся отъ нихъ, то будутъ избиты, — но въ другихъ селахъ простодушные жители повѣрили мятежникамъ, будто они посланы отъ Царя заявить людямъ, чтобы не работали меньше, какъ по рублю въ день и другимъ не дозволяли бы работать дешевле. И вотъ неразумные люди поддались навѣтамъ этихъ враговъ Россіи и силою выгнали рабочихъ изъ помѣщичьихъ усадьбъ, а въ нѣкоторыхъ селахъ еще пригрозили по веснѣ силою отнять у владѣльца поля и сѣнокосы. Зачѣмъ вамъ терпѣть нужду, когда паны богатѣютъ? — говорили мятежники: берите чужое, пока есть возможность. И неразумные крестьяне имъ вѣрили, рубили панскій лѣсъ, пока не приходили войска, не отнимали лѣса и не арестовывали виновныхъ. — Не хотѣли люди терпѣть честной и любезной Христу Богу бѣдности, такъ пришлось имъ терпѣть сверхъ бѣдности еще и постыдное темничное заключеніе, да напрасный трудъ.

Здѣсь, братіе, нарушено было другое апостольское слово: «какъ вы участвуете въ Христовыхъ страданіяхъ, радуйтесь, да и въ явленіи славы Его возрадуетесь и восторжествуете... Только бы не пострадалъ кто изъ васъ, какъ убійца, или воръ, или злодѣй, или какъ посягающій на чужое» (1 Петр. IV, 13, 15).

И вотъ посему, когда я слышу о безчинствахъ, какія произвели крестьяне въ усадьбахъ нѣкоторыхъ помѣщиковъ, то не помѣщиковъ я жалѣю: ихъ обида, быть можетъ, искупитъ нѣкоторыя согрѣшенія ихъ предъ Богомъ. Но жалѣю я васъ, добрые крестьяне! Жаль мнѣ душъ вашихъ, которыя вы хотите губить, участвуя въ дѣлахъ разбойническихъ. Съ меня Богъ спроситъ о душахъ вашихъ. Могу ли я безпечно взирать на тотъ духъ зависти, наглости, дерзости и грабежа, которому желаютъ враги подчинить ваши сердца.

Люди! кого вы начали слушать? нанятыхъ, продажныхъ проходимцевъ, недоучившихся мальчишекъ, бѣглыхъ матросовъ, измѣнившихъ царской присягѣ, выгнанныхъ учителей, которые поступили въ услуженіе врагамъ Царя и Россіи.

Люди! вы знаете, кто пишетъ вамъ эти строки? Тотъ, кого увѣщанія вы такъ любите слушать во святой и чудотворной Лаврѣ Почаевской.

Люди! вы знаете, что я вашъ, мужицкій архіерей, не панскій, не польскій, а вашъ русскій, къ которому всегда открыты для васъ двери.

Итакъ, слушайте, что скажу вамъ. Поняли-ли вы, почему мятежники появились въ вашихъ деревняхъ не раньше, а сразу послѣ того, какъ по разнымъ городамъ крестьяне побили и пожгли огнемъ бунтовщиковъ, ругавшихся надъ царскими портретами около 20-го октября? Бунтовщики испугались простого народа и его любви къ Царю. Они увидѣли, что невозможно имъ уничтожить православную вѣру и извести Царя, пока не соблазнятъ преданныхъ вѣрѣ и Царю крестьянъ. Но поняли они и то, что возбуждать народъ открыто противъ Христа и противъ Царя невозможно, — и вотъ они рѣшили прежде какъ-нибудь испортить душу въ народѣ, помрачить въ немъ разумъ Божій и совѣсть христіанскую, сдѣлать людей безсовѣстными и злодѣями, а тогда уже не трудно будетъ повести ихъ противъ Церкви Божіей и противъ Царя Православнаго.

Какой-нибудь очень хитрый человѣкъ внушилъ имъ такую коварную мысль, какъ ложный пророкъ Валаамъ внушилъ врагамъ народа Божія погубить его чрезъ развращеніе душъ блудомъ съ дщерями Мадіамскими, и тогда возгорѣлся на народъ гнѣвъ Божій и началъ поражать сыновъ Израилевыхъ числомъ 24 тысячи мужей (Числъ XXV гл.).

Тѣхъ соблазнили блудною страстью, а васъ, русскіе земледѣльцы, враги св. вѣры соблазняютъ завистью къ чужой землѣ и къ чужимъ деньгамъ, видя вашу нужду и бѣдность. Для сего они наняли разныхъ негодныхъ людей по одному человѣку на каждыя пять селъ, дабы эти безсовѣстные и коварные люди, представляясь какъ-бы доброжелателями вашими, которымъ жаль вашей бѣдности и нужды, внушали бы вамъ забастовку и грабежъ и притомъ показывали бы вамъ ложные манифесты, какъ бы отъ Царя изданные.

Не вѣрьте имъ, возлюбленные братіе. Кто жалѣетъ ближняго, тотъ не будетъ учить его злодѣянію, но будетъ учить терпѣнію, какъ св. Апостолъ Павелъ: онъ проходилъ города и страны, «увѣщевая пребывать въ вѣрѣ и поучая, что многими скорбями надлежитъ намъ войти въ Царствіе Божіе» (Дѣян. XIV, 22), — а эти, разрушая вѣру, издѣваются надъ вашимъ долготерпѣніемъ и распускаютъ басни о Царѣ, будто бы разрѣшающемъ забастовки и грабительство.

Не вѣрьте имъ, возлюбленные, потому что манифесты Царя читаются въ церкви, а не въ подпольныхъ прокламаціяхъ печатаются.

Не вѣрьте имъ и не слушайте ихъ, потому что такою же притворною дружбою погубилъ діаволъ родъ человѣческій, когда въ раю, войдя въ змія, началъ внушать Евѣ непослушаніе Богу и сожалѣть о томъ, что людямъ воспрещено вкушать отъ древа познанія добра и зла. Если бы она не повѣрила его состраданію къ себѣ, если бы не забыла заповѣди Божіей и послушанія, то не была бы проклята Богомъ вмѣстѣ съ Адамомъ и со всѣмъ родомъ человѣческимъ. Такъ точно и мятежники совѣтуютъ вамъ простерать руки ваши на воспрещенное, на чужое достояніе, чтобы погубить васъ и изъ честныхъ, угодныхъ Богу тружениковъ сдѣлать васъ богомерзкими грабителями, ворами, бунтовщиками.

Да, братіе, въ этомъ заключается ихъ тайный умыселъ. Пока вы — честные люди, имъ не совладать съ вами, а если, прельстившись ихъ обманомъ, пойдете на всякія забастовки и грабежи, то вы имъ, бунтовщикамъ, уже бепрекословные рабы.

Почему такъ? а потому, что воръ и грабитель, терзаемый совѣстью, самъ будетъ радъ забыть Бога и уже не откажется, какъ теперь, слушать всякіе разговоры противъ вѣры, противъ Христа. Ему легче будетъ на сердцѣ отвергнуться совсѣмъ отъ Бога, чѣмъ считать себя повиннымъ въ нарушеніи Божественной заповѣди: «не укради; не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего» (Исх. XX, 14, 17).

Слышишь ли? даже въ сердцѣ своемъ позавидовать чужому богатству — это уже есть нарушеніе заповѣди. Итакъ, не будетъ ли слугою діавола и антихриста тотъ, кто научаетъ тебя грабить чужое? Ему, вѣдь, только того и нужно, чтобы ты сталъ безсовѣстнымъ человѣкомъ. Онъ хорошо знаетъ, что награбленное у тебя все равно отнимутъ и тебя накажутъ, но все же будешь ты считаться воромъ и грабителемъ, и твой взоръ сдѣлается на всю жизнь сумрачнымъ и бесѣда твоя суровой. Будешь ты тогда бояться оставаться одинъ, а когда подойдетъ къ тебѣ жена или ребенокъ, то будешь ты думать, что они уже презираютъ тебя въ душѣ, и будешь ты имъ отвѣчать со злобой и отучишь ихъ заговаривать съ тобою. Ихъ жизнь около тебя сдѣлается пыткой, и пыткой душевной будетъ тебѣ твоя собственная жизнь. И тогда начнешь ты роптать на Бога отъ внутренней муки, и будешь радъ на чемъ-нибудь сорвать свою злобу, и мало-по-малу до того ожесточишь свое сердце, что не будетъ для тебя на всей землѣ любезнаго, дорогого человѣка. А этого только и нужно нашимъ врагамъ — революціонерамъ. «Теперь наше дѣло сдѣлано», скажутъ они себѣ. Тогда имъ легко будетъ повести тебя на мятежъ противъ Царя, и противъ храмовъ Божіихъ. Теперь, пока ты чистъ душою и имѣешь спокойную совѣсть, теперь тебѣ и подумать страшно, чтобы сдѣлаться отверженцемъ отъ Бога или мятежникомъ противъ Царя. Но когда ляжетъ тебѣ на душу укоръ совѣсти, какъ разбойника и грабителя, и вселится въ твою душу злоба на всѣхъ, то всякому разбою и бунту будешь ты сочувствовать, такъ что они уже не будутъ тогда бояться крестьянъ въ своихъ злодѣяніяхъ противъ Царя и Церкви, а когда крестьяне перестанутъ защищать вѣру, то уже легко будетъ уничтожить на Руси и устроить вмѣсто православнаго царства шайку безбожныхъ разбойниковъ, чего они желаютъ.

Не вѣрьте же имъ, братіе. Не вѣрьте всякимъ воззваніямъ, какія приносятъ вамъ отъ ложнаго «Крестьянскаго Союза въ Москвѣ». Такого союза нѣтъ. Посмотрите сами, развѣ крестьянскими (мужицкими) словами написаны всѣ ихъ мятежническія постановленія?

Если бы былъ тамъ настоящій Крестьянскій Союзъ, то изъ каждой волости выбирали бы туда уполномоченныхъ. А развѣ у васъ такихъ выбирали въ этотъ Союзъ? Развѣ кто туда ѣздилъ? Нѣтъ. Развѣ настоящіе крестьяне могли съѣхаться въ Москвѣ, не отслуживъ молебна, не пославъ телеграммы Государю Императору? А развѣ то исполнилъ ихъ самозванный союзъ? Нѣтъ, онъ только осыпалъ укорами Русское Правительство. Значитъ, это вовсе не Крестьянскій Союзъ, вовсе тамъ нѣтъ деревенскихъ крестьянъ, а бунтовщики, обманщики, главарей которыхъ уже арестовали.

Не вѣрьте имъ. Прошу васъ, братіе, и заклинаю. Всякое предложеніе отъ чужихъ людей, всякую смущающую васъ новость сообщайте своему священнику и спрашивайте его совѣта. Если тѣ проходимцы будутъ насмѣхаться надъ вами за это и порочить вашего священника, то отвѣчайте имъ такъ: «Навѣрно, нашъ батюшка не хуже тѣхъ священниковъ и клириковъ, которые распяли Господа Іисуса Христа, а однако Онъ повелѣлъ даже и тѣхъ священниковъ слушать, только не подражать ихъ злымъ дѣламъ. «Все: что они велятъ вамъ соблюдать, соблюдайте и дѣлайте, по дѣламъ же ихъ не поступайте» (Матѳ. XXIII, 3). А о священникахъ христіанскихъ, ученикахъ Святыхъ Апостоловъ, Онъ сказалъ такъ: «слушающій васъ, Меня слушаетъ, а отвергающій васъ, Меня отвергается» (Лук. X, 16). «А если кто не приметъ и не послушаетъ словъ вашихъ, то, выходя изъ дома или города того, отрясите прахъ отъ ногъ вашихъ. Истинно говорю вамъ: отраднѣе будетъ землѣ Содомской и Гоморрской въ день суда, нежели городу тому» (Матѳ. X, 14-15).

Вотъ кто, братіе, ваши учители, посланные отъ Бога, а не отъ шайки безбожныхъ мятежниковъ и враговъ Русскаго Царя и народа. Знайте, братіе, и то, что гнѣвъ Божій открывается и на грабителей еще въ сей жизни, прежде чѣмъ постигнетъ ихъ вѣчное осужденіе въ жизни будущей. Поясню вамъ это притчею. Одинъ лѣсникъ, семейный человѣкъ, любилъ грабить проѣзжавшихъ чрезъ лѣсъ: заслышавъ колокольчикъ ночью, онъ выходилъ на дорогу съ большимъ желѣзнымъ ломомъ, оглушалъ ихъ ударомъ и, ограбивъ имущество, оставлялъ чуть живыми на дорогѣ. Однажды онъ, услышавъ бубенцы, хотѣлъ взять ломъ, но не нашелъ его, звалъ дѣтей-подростковъ, чтобы разыскали, но и дѣти куда-то убрались. Тогда пошелъ онъ бродить по дому и дошелъ до клѣти, куда складывалъ награбленное добро. Что-же онъ видитъ? Отъ клѣти отбитъ замокъ его ломомъ и все добро изъ клѣти унесено. «Вотъ и меня наказалъ воръ моимъ-же ломомъ», подумалъ онъ и крѣпко заскучалъ, но это было только начало его горести. На утро къ нему привели его обоихъ сыновей-подростковъ, избитыхъ и пьяныхъ, но одѣтыхъ въ богатые наряды. Оказалось, что они ограбили отца и завели въ ближайшемъ мѣстечкѣ драку; будучи пьяными, въ непотребномъ домѣ. Когда стражники ушли, оставивъ ему дѣтей на поруки, онъ началъ ихъ жестоко бранить и укорять за пьянство, за столь ранній развратъ и дерзкое воровство, но они только смѣялись ему, называя его самого воромъ и грабителемъ. Тогда онъ вышелъ изъ себя и схватилъ младшаго сына за волосы, а старшій, взявъ ломъ, подкрался къ нему сзади и изо всей силы ударилъ его по головѣ, такъ что онъ упалъ, обливаясь кровью, а потомъ недолго и прожилъ, оплакивая свои преступленія и свое одиночество, потому что дѣти его разбѣжались, забравъ себѣ остальныя его вещи, но онъ еще при жизни узналъ, что оба они сидятъ въ тюрьмѣ.

Вотъ и вы, братіе, спросите тѣхъ, которые побуждаютъ васъ къ забастовкамъ и грабежамъ, такъ: «Вы смѣетесь надъ нами, что мы терпимъ бѣдность, и радѣете о томъ, чтобы, награбивъ чужое или вмѣшиваясь въ чужое хозяйство; мы были бы богаты и счастливы. Но возможно-ли благополучіе и миръ въ домѣ грабителя и бунтовщика? Будутъ-ли его уважать и слушать дѣти? будетъ-ли его любить и вѣрить ему жена? Будутъ-ли жить между собою въ мирѣ сосѣди, когда каждый считаетъ другого воромъ и боится, чтобы онъ и въ его добро не запустилъ свою завистливую руку?» Да, это будетъ не жизнь мирная, а кромѣшный адъ, и тогда эти люди, разстроенные, боящіеся другъ друга и взаимно подозрѣвающіе, пожалѣютъ, — о, какъ они пожалѣютъ прежнихъ дней своей честной бѣдности, когда у каждаго немного было, да свое, честно и безъ насилія нажитое, когда дѣти уважали и чтили отца и мать, стыдясь предъ ними не только худого дѣла, но и худого слова, когда всѣ весело шли въ Божію Церковь и отъ бѣдности своей жертвовали хоть малую лепту, но столь угодную Спасителю нашему, какъ тѣ двѣ лепты вдовицы на храмъ Іерусалимскій, которыя Онъ назвалъ болѣе цѣнными въ очахъ Божіихъ, нежели дорогія жертвы богачей, дававшихъ отъ избытка своего, тогда какъ вдовица бѣдная отдала на храмъ все свое скудное достояніе. Такъ, братіе, и я, грѣшный служитель Божій, со слезами умиленія взираю на васъ изъ своего окна, когда вы со своими смиренными приношеніями поднимаетесь огромными толпами на святую гору Почаевскую на праздники Пречистой, забывъ усталость отъ лѣтнихъ работъ, или весной, когда заботитесь не о томъ, чтобы повеселиться въ зеленый май мѣсяцъ и собрать силы для страдной поры, но спѣшите на духовную, божественную трапезу къ Матери Божіей и преподобному Іову.

И оттого Господь съ любовію принимаетъ вашу жертву, оттого радостными и здоровыми возвращаетъ васъ въ ваши домы, что руки ваши чисты отъ крови и воровства и совѣсть ваша чиста отъ лукавства и зависти. Но знайте, братіе, что не всякую жертву пріемлетъ Господь. По правиламъ Вселенскихъ Соборовъ цѣну блуда и добычу грабителя не должно вносить въ домъ Господень, а «дерзнувщіе учинить нападеніе на чужіе домы» лишаются причащенія св. таинъ и даже не допускаются для молитвы въ церковь (Григорія Неок. прав. 9). И. если придетъ такой человѣкъ съ награбленнымъ достояніемъ, то жертва его будетъ отвергнута Богомъ, какъ жертва Каина, а молитва его будетъ во грѣхъ (Псал. CVIII, 7).

Вотъ какому осужденію Божію желаютъ подвергнуть васъ доброжелатели, подбивающіе васъ къ забастовкамъ и грабительству. Видите ли теперь, что они злѣйшіе враги ваши, вашего спасенія, т. е., слуги діавола, который желаетъ погубить ваши души.

Итакъ, братіе, смѣло противостаньте всѣмъ, кто будетъ внимать имъ. Души ваши да будутъ проникнуты послушаніемъ Богу, а сердца ваши — преданностью нашему Православному Царю, на котораго вооружить васъ стараются злые мятежники.

Не будемъ завидовать богатымъ и желать ихъ достоянія. Будемъ подражать людямъ трудолюбивымъ и добродѣтельнымъ и желать ихъ духовныхъ дарованій. Помните, что не богатые и мудрые шли за Спасителемъ нашимъ, но бѣдные и малосвѣдущіе, а богатые и ученые ругались этому и говорили другъ другу: «еда кто отъ князь вѣрова въ Онь или отъ фарисей, но народъ сей, иже не вѣсть закона, прокляти сутъ» (Іоан. VII, 48-49). Такъ проклинали враги Христовы преданный ему народъ; такъ и теперь проклинаютъ васъ враги Его и враги Россіи за преданность вѣрѣ и Царю. Но за то благословляетъ васъ съ неба Господь, благословляетъ васъ Матерь Божія отъ горы Почаевской, благословляютъ святые Угодники Божіи Печерскіе и Почаевскій, которые складывали русскую землю и отражали отъ нея ереси и невѣріе.

Имъ, братіе, повинуйтесь, ихъ завѣтовъ слушайтесь, — чтобы въ терпѣніи своемъ стяжать свои души (Лук. XXI, 19) по слову Христову, чтобы пріобрѣтать себѣ неветшающее сокровище на небѣ и бояться не бѣдности, но грѣха, стыдиться не убожества, но воровства и преступленія, — чтобы хранить свою русскую христіанскую душу и благочестивый обычай предковъ вашихъ передавать неповрежденнымъ вашимъ дѣтямъ изъ рода въ родъ.

Тогда сохранится русское царство непоколебимымъ отъ безбожниковъ и бунтовщиковъ; тогда сохранится неврежденною наша святая вѣра. О томъ буду возносить свои молитвы къ престолу Божію, потому что за ваши души долженъ я дать отвѣтъ на Страшномъ Судѣ Его, и да сподобитъ Онъ всѣхъ насъ непостыдно предстать Его страшному Престолу со всѣми, кого мы любили здѣсь на землѣ, и представить Ему наши души чистыми отъ тяжкихъ преступленій, увѣнчанными терпѣніемъ и святою бѣдностію, очищенными покаяніемъ съ молитвою и благодатію Божественныхъ таинствъ. «Отче нашъ, Иже еси на небесѣхъ! Не введи насъ во искушеніе, но избави насъ отъ лукаваго». Аминь.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 488-495. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.