Церковный календарь
Новости


2018-11-19 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 5-е основаніе (1992)
2018-11-19 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 4-е основаніе (1992)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 19 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

е) Посланія.
Окружное Архипастырское посланіе къ Волынскому духовенству.

(Противъ современныхъ развращеній).

Смиренный Антоній, Божіею милостію Архіепископъ Волынскій и Житомірскій; возлюбленнымъ сопастырямъ и во Христѣ братіямъ іереямъ, священноинокамъ и всему освященному причту Церкви Волынской, Владимірволынской и Кременецкой о Господѣ, радоватися.

Удаленный отъ дорогихъ святынь нашихъ и отъ вашей любви многоверстнымъ пространствомъ и на столь многіе мѣсяцы, умножаю печаль своей разлуки мыслью о томъ, что прошли уже весенніе и іюньскіе праздники, когда мы ежегодно объединялись въ молитвѣ у святынь Почаевскихъ и Житомірскихъ съ благоговѣйными богомольцами всей земли Волынской, и вкупѣ съ вами радовались объ умноженіи вѣры и разумѣнія нашей паствы; тогда мы бесѣдовали усты ко устомъ, а нынѣ могу умѣрить чувство своего одиночества письменною бесѣдою съ вами о дѣлахъ церковныхъ.

По молитвамъ Владычицы нашей, надъ Почаевомъ явшейся, и преподобнаго Іова, и преподобномученицы Анастасіи, и донынѣ народъ нашъ мужественно и твердо отражаетъ нападенія еретиковъ и безбожниковъ на храмъ души своей и охраняетъ при вашемъ пастырскомъ попеченіи сокровище непорочной вѣры. И въ зтомъ помогъ ему и вамъ Господь и святые Его потому, что сами вы, пастыри Христовы, не поддались лукавому духу времени, но подобно древнимъ Отцамъ дерзновенно учили паству, что всякій отступающій отъ истинной Церкви является, по глаголу Господню, «якоже язычникъ и мытарь», что кромѣ православныхъ христіанъ бываютъ только иновѣрцы, да еретики-отступники, лишенные Божественной благодати и спасенія. Этимъ рѣшительнымъ исповѣданіемъ истины, а также пастырскою любовію къ народу русскому, вы сохранили его въ годину искушеній.

Теперь простираю къ вамъ свое Слово: не давайте сна очамъ своимъ и вѣждамъ своимъ дреманія, ибо упорство въ сѣяніи еретической лжи не потребится у враговъ Церкви отъ первой неудачи. Назирайте съ ревнивымъ вниманіемъ и отеческою любовію бытъ вашей паствы и, видя волка грядуща, выступайте противъ него со словомъ ученія и съ молитвой вѣры, да не спящимъ человѣкомъ пріидетъ врагъ и всѣетъ плевелы посреди шпеницы. Отраженный въ первыхъ натискахъ своихъ послѣ 17 апрѣля прошедшаго года, онъ, по слову Евангелія, ходилъ по мѣстамъ безводнымъ, ища покоя, а теперь взялъ съ собою семь другихъ духовъ, злѣйшихъ себя, и хочетъ, обольстивъ паству нашу, сдѣлать для нея послѣднее хуже перваго (Лук. XI, 24-26).

Сію восьмерицу бѣсовъ лютѣйшихъ и представляетъ собою современная проповѣдь мятежа и безвѣрія или, точнѣе сказать, полнаго искаженія христіанской вѣры, въ которое враги наши стараются вовлечь самихъ священниковъ Божіихъ, лукаво приводя слова св. Библіи въ извращенномъ смыслѣ. Будемъ-ли сему дивиться? конечно, нѣтъ, ибо и сатана подобнымъ же способомъ искушалъ Сына Божія. Нынѣ-же слуги его стараются склонить христіанъ и священниковъ христіанскихъ на подмѣну Христовыхъ заповѣдей своими развращенными обычаями, укрывая ихъ библейскими словами: любовь, свобода, всепрощеніе, истина и пр., на самомъ-же дѣлѣ проповѣдуя злобу, рабство, разбой и всяческую ложь.

Конечно, жизненная опытность и привычное священникамъ умѣніе распознавать людей оградитъ васъ, быть можетъ, за исключеніемъ самыхъ юныхъ между вами, отъ обмана лжеучителей, но должно не только самимъ различать истину отъ лжи, а и паствѣ открывать глаза на тотъ безсовѣстный обманъ, въ который стараются вовлечь ее мятежники, представляясь друзьями народа, а на самомъ дѣлѣ, имѣя одно только намѣреніе — уничтожить Россію и уничтожить въ Россіи христіанство. Не всѣ они рѣшаются открыто хулить святое Евангеліе и Святыхъ Угодниковъ, но свое дѣло стараются исполнить чрезъ пробужденіе въ народѣ, да и въ прочихъ сословіяхъ, самыхъ скверныхъ желаній и порочныхъ стремленій. Такъ, въ учащихся дѣтяхъ и юношахъ они уничтожили всякую научную любознательность, всякое понятіе о нравственномъ долгѣ, всякое послушаніе учителямъ и родителямъ; они развратили ихъ, сдѣлали ихъ пьяницами и игроками отъ постоянной праздности и, быть можетъ, на долгое время, уже уничтожили въ Россіи и просвѣщеніе школьное, и школьное воспитаніе.

Здѣсь они могутъ похвалиться полнымъ успѣхомъ: благодаря имъ, русское общество будетъ имѣть нѣсколько въ конецъ развращенныхъ поколѣній.

Лучше меня знаете вы, какъ настойчиво нанятые ими проходимцы ходятъ по деревнямъ, возмущая народъ православный противъ всего, что имѣло въ глазахъ его значеніе авторитета и власти: противъ Бога, противъ Царя, противъ священниковъ, противъ властей, противъ войска царскаго. Не стѣсняясь никакою ложью, они представляютъ себя радѣтелями земельнаго надѣла, а правительство — помѣхой ему, хотя послѣднее прилагаетъ всѣ старанія къ благополучному разрѣшенію сего мудреннаго и назрѣвшаго вопроса.

Отцы и братіе! берегите народъ отъ сѣтей ихъ! Не съумѣли мы съ вами уберечь родныхъ дѣтей вашихъ отъ растлѣнія, сберегите хотя бы духовныхъ чадъ вашихъ, что неизмѣримо легче въ сельской тишинѣ и близости къ ней Бога. За это Богъ милосердый возвратитъ вамъ въ свое время и родныхъ вашихъ сыновъ, «оболченныхъ и смыслящихъ» (Марк. V, 15), Самъ приложивъ средства къ исцѣленію ихъ, чего не могли сдѣлать люди.

Какъ же исполнять намъ это дѣло? — спросятъ нѣкоторые. Отвѣтъ на это и составляетъ главную цѣль моего обращенія къ вамъ. Начните, конечно, съ увѣщаній отъ слова Божія и постояннаго напоминанія десятой заповѣди съ поясненіями ея изъ событій Ветхаго Завѣта, гдѣ въ Пятокнижіи, въ книгѣ Судей, въ книгахъ Царствъ и въ книгѣ пророка Іереміи приведено много событій народнаго своеволія, наказаннаго страшными карами Божіими; напоминайте, далѣе, о томъ, какъ часто ослѣпленное лжеучителями народное множество, гоняясь за призракомъ свободы, поднимало камни на нашего Спасителя и оказалось безсердечнѣе черстваго язычника Пилата, потребовавъ распятія Единороднаго Сына Божія. Убѣждайте народъ свой, что истина не въ толпѣ, не въ той партіи, которою пріобрѣтено временное преобладаніе, и что на судѣ Божіемъ никто не оправдается въ своихъ грѣхахъ ссылкой на громаду, ибо въ такомъ случаѣ вмѣстѣ съ нею будетъ вверженъ въ геенну огненную. Припоминайте людямъ и то, сколь многіе изъ Угодниковъ Божіихъ, начиная отъ Апостола Павла, подвергались ненависти народной за правду Божію; таковы были св. Григорій Богословъ и Іоаннъ Златоустый, и преп. Максимъ Исповѣдникъ, и на Руси — св. Леонтій Ростовскій, Іоаннъ Новгородскій, Нилъ Столбенскій и иные множайшіе. Повѣствуйте и о томъ, сколь велики явились въ очахъ Божіихъ тѣ, кто противосталъ общественной неправдѣ: праведный Іосифъ и Моисей, и Самуилъ, и Три Отроки въ пещи огненной, и Даніилъ пророкъ, и Іоаннъ Креститель, и преп. Ѳеодоръ Студитъ, и Филиппъ Московскій. Такъ должно постоянными увѣщаніями уничтожать противное духу Христову чувство безсознательной и безсовѣстной стадности, на которое болѣе всего разсчитываютъ враги вѣры и отечества. Съ другой стороны, должно укрѣплять въ народѣ тѣ сознательныя и святыя начала христіанскаго быта, которыхъ лишить хотятъ его лжеучители. Малороссы, и особенно бывшіе подданные Польши, въ этомъ особенно крѣпко нуждаются. Великороссы сами убѣждены въ превосходствѣ своего дѣдовскаго, деревенскаго разума предъ барскими выдумками и господскою спѣсью; они добродушно презираютъ все, воспринятое на Руси отъ иноземцевъ, презираютъ роскошь и нѣгу и стараются сами себя закалить въ борьбѣ съ суровою природой Сѣвера и со своею бѣдностью.

Не такъ наши западные малороссы, въ продолженіе нѣсколькихъ вѣковъ привыкшіе въ кличкѣ быдла и согбенные подъ крѣпостническимъ прежде, а нынѣ подъ экономическимъ игомъ помѣщиковъ-иновѣрцевъ и евреевъ, равно враждебныхъ всему, что народъ почитаетъ за святыню. Все свое, все православное, все русское имъ представляли какъ мужицкое, холопское, невѣжественное, хотя, благодаря Бога, все-таки до сихъ поръ не оторвали народнаго сердца отъ истиннаго христіанства: но чтобы и впредь народъ нашъ попрежнему оставался въ немъ непоколебимъ, нужно, чтобы вы, святые отцы, исполнились духомъ великаго Моисея, который «лучше захотѣлъ страдать съ народомъ Божіимъ, нежели имѣть временное, грѣховное наслажденіе, и поношеніе Христово почелъ большимъ для себя богатствомъ, нежели Египетскія сокровища, ибо онъ взиралъ на воздаяніе» (Евр. XI, 25-26).

Разумѣю здѣсь не только внѣшнее сближеніе съ народомъ въ бесѣдѣ, въ домѣ своемъ и въ домахъ ихъ, но и собственное внутреннее отрѣшеніе отъ потерявшаго вѣру общества, съ коимъ наше духовенство сближалось не въ качествѣ представителей вѣры Христовой, но при полномъ умолчаніи о ней, — въ качествѣ участниковъ ихъ развлеченій, духовному званію несоотвѣтственныхъ, и подобныхъ же бесѣдъ и сужденій. Не то хочу сказать, чтобы прекратить знакомство съ ними, но то, чтобы внутренно мыслить себя прежде всего членомъ и главой братіи святого храма своего и говорить о себѣ съ Христомъ Спасителемъ: «матерь Моя и братья Мои суть слушающіе слово Божіе и исполняющіе его» (Лук. VIII, 21).

Не легко, конечно, такъ измѣнить сокровище своего сердца, но кто умѣетъ молиться Богу и просить отъ Него дарованій духовныхъ, какъ научилъ насъ братъ Божій Іаковъ (Іак. I, 5-11), тому Господь поможетъ уразумѣть нравственную высоту души народной и предпочесть смиренномудренную правдивость той пышной лжи и разврату, которыми исполнены души вашихъ мірскихъ знакомцевъ.

Въ этомъ внутреннемъ сближеніи вашемъ съ духомъ народнымъ и народнымъ бытомъ заключается первое условіе къ тому, чтобы ваша малороссійская паства устояла противъ вліянія нигилистовъ, которые осмѣиваютъ ея долготерпѣніе и призываютъ къ языческой борьбѣ за внѣшнее благополучіе съ забвеніемъ Бога и совѣсти.

Второе условіе, какъ я разъяснялъ въ прошломъ году съѣзду отцевъ благочинныхъ, заключается въ томъ, чтобы, научая всѣхъ личному смиренномудрію, открывать народу глаза на тѣ сокровища добра и разума, которыя опредѣляютъ его патріархальный бытъ, безъ всякаго сравненія превосходящій ту клоаку пороковъ и лжи, въ которой безпомощно плещутся его самозванные просвѣтители. Говоря прямо, должно разъяснить народу, что его бытъ вовсе не есть тьма невѣжества и бѣдствій, но что таковъ напротивъ строй общественный, отрѣшившійся отъ основъ вѣры Христовой и состоящій въ служеніи грубымъ страстямъ корысти, блудодѣянія, объяденія, пьянства, лѣности и тщеславія. Хорошее дѣло просвѣщеніе, но оно только на устахъ у современнаго человѣка, а на самомъ дѣлѣ не было эпохи болѣе чуждой наукѣ и любознательности, чѣмъ эпоха современная. Даже тѣ, для которыхъ наука является житейскимъ ремесломъ, ихъ питающимъ, и они давно перестали трудиться надъ изслѣдованіемъ истины, а ограничиваются тѣмъ, что переписываютъ на русскій языкъ нѣмецкія лекціи, и такъ поддерживаютъ посредствомъ обмана свое положеніе. Что сказать о бѣдныхъ ученикахъ такихъ руководителей? Что сказать о тѣхъ недоучкахъ, которые составляютъ сельскую интеллигенцію, если они не могли быть терпимы даже въ современной школѣ, которая разсовываетъ свои аттестаты кому попало, не требуя отъ людей не только успѣховъ, но даже и малаго трудолюбія?

Иное дѣло народъ земледѣльческій: здѣсь кто не трудится, тотъ и не ѣстъ (2 Сол. III, 10), и уже за это одно должны крестьяне высоко уважать свой земледѣльческій бытъ. Поднимайте въ нихъ все выше это уваженіе, чтобы они не согбеннымъ станомъ держались предъ всякимъ проходимцемъ-лжеучителемъ за то только, что онъ одѣтъ въ нѣмецкое платье, но чтили бы больше свой простой мужицкій строй, мужицкую рѣчь, мужицкую одежду и особенно — мужицкую вѣру — вѣру православную, истинную, Христову. Разъясняйте имъ, что истинное просвѣщеніе заключается, во-первыхъ, въ томъ, чтобы знать Господа Іисуса Христа и чтить Его святыя слова; во-вторыхъ, въ томъ, чтобы различать добро и зло, въ-третьихъ, въ томъ, чтобы не теряться, не падать духомъ въ несчастіи, и, наконецъ, въ томъ, чтобы не бояться смерти. Тотъ, кто эти четыре условія просвѣщенія имѣетъ, тотъ есть истинно мудрецъ, ибо мы считаемъ Сократа умнѣйшимъ изъ людей за два условія только, а имѣющій всѣ четыре вдвое мудрѣе его. И таковъ народъ нашъ, хотя и не знающій грамоты, но различающій доброе отъ злого совершенно такъ, какъ училъ Господь нашъ, народъ нашъ, любящій Господа и Его почитающій высшимъ Учителемъ жизни.

Не такъ тѣ, которые воспитались на книжкахъ. Хотя они любятъ говорить, что признаютъ ученіе Евангелія и чтутъ Іисуса Христа, но, говоря это, лгутъ: у нихъ даже языкъ не поворотится, чтобы назвать Его полнымъ именемъ, но, подобно Пилату, называютъ Его либо Іисусомъ, либо Христомъ, такъ и рука ихъ не можетъ подняться, чтобы положить на себя полный крестъ, но либо не могутъ они донести ее до лба, либо опускаютъ, не донеся до лѣваго плеча. — Не Господа Іисуса Христа они считаютъ судьею своихъ дѣйствій и мыслей, а сами высокомѣрно обсуждаютъ Его слова, нѣкоторыя одобряютъ, а нѣкоторыя отвергаютъ и тѣмъ снова восхищаютъ своимъ душамъ Пилатово мѣсто.

Любятъ они говорить, что, отвергая догматы, они чтутъ нравственное ученіе Христово, но снова лгутъ. Господь первою заповѣдью Своею провозгласилъ покаяніе и смиренномудріе и нищимъ духомъ обѣщалъ царство небесное, а ученики Европы весь строй жизни государственной, общественной, школьной основали на самолюбіи, тщеславіи и гордости; они выдумали какую-то честь вмѣсто Христова поношенія; они назвали гордость не бѣсовскою, а благородною, и издѣваются надъ всякимъ, кто «не имѣетъ самолюбія», а вѣдь таковъ и Христосъ Спаситель, и Апостолъ Іоаннъ, и Ефремъ Сиринъ, и Марія Египетская, да и всѣ вообще Святые человѣки, и Ангелы Божіи.

Далѣе, Господь велѣлъ взирать на жизнь, какъ на крестъ, и полагать сокровище своего сердца въ жизни будущей, а наше общество даже дѣтей воспитываетъ въ чисто эпикурейскомъ отношеніи къ жизни, какъ къ чашѣ наслажденій, и именно на этомъ взглядѣ устанавливается и вожделѣнный сынами его «Правовой порядокъ» и вся борьба сословій и политическихъ направленій и особенно ученіе соціалъ-демократовъ.

Такова основная рознь между руководящими понятіями европейскаго общества и христіанскою вѣрой, совершенно правильно понимаемой народомъ. Скажите теперь, кто темный язычникъ: народъ-ли — смиренный и убѣжденный крестоносецъ, или тѣ, которые смѣются надъ его невѣжествомъ и стараются вырвать изъ его сердца это сокровище христіанскаго свѣта и замѣнить своимъ языческимъ суемудріемъ. Это рознь въ убѣжденіяхъ или, какъ теперь говорятъ, въ принципахъ, но кромѣ открыто исповѣдуемыхъ убѣжденій, каждое общество имѣетъ еще не гласныя, но общепринятыя правила въ жизни и эти правила бываютъ для сыновъ его нерѣдко еще болѣе обязательными, чѣмъ всѣ прочія. Совпадаютъ-ли они съ ученіемъ Спасителя?

Господь сказалъ: «не прелюбы сотвориши», а у насъ считаютъ глупцомъ того, кто удаляется блудодѣянія; Господь велѣлъ молиться день и нощь, уподобляясь вдовицѣ, умолявшей неправеднаго судію, а у насъ надъ людьми богомольными смѣются. Господь велѣлъ прощать обиды и не принимать къ сердцу оскорбленія, а у насъ такого человѣка исключаютъ изъ общества, какъ презрѣннаго труса. Господь велѣлъ раздавать имѣнія, а у насъ жизнь понимается, какъ скопленіе имущества. Итакъ, еще разъ: кто понимаетъ христіанскую вѣру и кто по убѣжденіямъ язычникъ? народъ или общество? Отвѣтъ ясенъ самъ собою. Внушайте же народу, чтобы онъ сознавалъ высокое преимущество своего быта и своихъ убѣжденій и не уступалъ бы своего духовнаго сокровища за чечевичную похлебку. Лучшіе умы Россіи, славянофилы и Достоевскій, понимали это; понимаютъ это и болѣе разумные враги православной вѣры, напр., Левъ Толстой, умѣющій при всѣхъ своихъ заблужденіяхъ различать внутреннюю цѣнность народныхъ убѣжденій отъ внѣшнихъ блестокъ культурнаго быта, лишеннаго всякихъ возвышенныхъ понятій и стремленій.

И себѣ на сердца положите это, духовные отцы, что разные автомобили, электрическіе фонари, моды, спектакли, изящные комплименты и трескучія газетныя передовицы — это въ Петербургѣ, а подвиги добродѣтели, духъ любви, покаянія, всепрощенія, живой вѣры и несомнѣннаго упованія на Бога — это у васъ въ деревнѣ.

Но людямъ всегда хочется того, чего нѣтъ у нихъ, а то, что предъ ними, они мало цѣнятъ; они ищутъ въ какихъ осязательныхъ проявленіяхъ можно показать достоинство ихъ убѣжденій? они измѣряютъ ихъ цѣну чрезъ житейское благополучіе, чрезъ успѣшное достиженіе поставленныхъ цѣлей жизни. Повидимому, всего труднѣе оцѣнить съ этой стороны христіанство, ибо оно отреклось отъ земного счастья и лобызаетъ страданія. — Однако, при всемъ томъ христіанинъ бываетъ радостнѣе, чѣмъ эпикуреецъ, и нашъ обездоленный крестьянинъ чаще бываетъ въ жизнерадостномъ настроеніи, чѣмъ его непрошенные радѣтели, и это потому, что скорби жизни тяжелы бываютъ не сами по себѣ, а въ зависимости отъ того, какъ принимаетъ ихъ человѣкъ. Невозможно прожить никому безъ скорбей, но мудрецомъ назови того, кто умѣетъ не падать подъ ихъ тяжестью, а таковъ именно нашъ народъ.

Онъ не считаетъ себя погибшимъ, если обѣднѣетъ, не ропщетъ, если сдѣлается калѣкой, не озлобляется, если напрасно его ввергнутъ въ темницу. Онъ знаетъ, что «егоже любитъ Господь, наказуетъ, біетъ же всякаго сына, егоже пріемлетъ». Онъ знаетъ, что Богу угодны страдальцы и что безъ скорбей невозможно спастись. — Не то у людей образованныхъ: тамъ цѣнность жизни измѣряется деньгами и чинами, тамъ заботятся обо всемъ, кромѣ вѣчнаго спасенія, а лишеніе должности или имущества, или любви плотской побуждаетъ безумцевъ лишать себя и жизни — временной и вѣчной.

Одинъ мудрецъ сказалъ: «не тотъ философъ, кто умѣетъ жить, а тотъ, кто умѣетъ умирать». Въ этомъ смыслѣ русскій народъ есть философъ по преимуществу; были народы, которые умѣли лучше его жить, но не было народа, который умѣлъ лучше его умирать. А вѣдь умирать приходится всѣмъ — и вѣрующимъ, и невѣрующимъ. Послѣдніе стараются не говорить и не думать о смерти, прячутся отъ мысли о ней, какъ страусы прячутъ голову свою отъ преслѣдованія, конечно, не имѣя никакой возможности вполнѣ отъ него скрыться. Но эти неразумныя птицы все-таки успокаиваютъ себя на нѣсколько минутъ, которыя имъ остается прожить, а людямъ это не удается, и вотъ они, какъ Каинъ, который, стеня и трясыйся, странствовалъ по землѣ, всегда преслѣдуемые ужасомъ смерти, окончательно разрушаютъ свое надломленное отъ грѣховъ молодости здоровье и на нихъ осуществляется Господне пророчество: «люди будутъ издыхать отъ страха и ожиданія бѣдствій» (Лук. XXI, 26). Поистинѣ ужасно положеніе человѣка, отвергнувшагося отъ христіанскаго упованія и ожидающаго дней приближающейся кончины и отчета въ своей праздной и исполненной лжи жизни.

Не такъ наши простолюдины: они помнятъ апостольское слово: «не скорбите, якоже прочіи, не имущіи упованія». Они не жалѣютъ о жизни, готовясь къ исходу; имѣя сами жалость къ людямъ, они уповаютъ и на милосердіе къ себѣ Предвѣчнаго Судіи и встрѣчаютъ день смерти, какъ перехода въ другое, лучшее жилище — спокойно, покорно и умиленно. — Мыслители разныхъ направленій съ изумленіемъ и даже со священнымъ ужасомъ взираютъ на подобныя явленія величія народнаго духа — Тургеневъ, Толстой, славянофилы, даже, наконецъ, Рѣшетниковъ, — всѣ оттѣняютъ полную неспособность другихъ народовъ и другихъ культуръ представить что-либо подобное. Поистинѣ: «блажени мертвые, умирающіе во Господѣ; ей, говоритъ Духъ, они успокоятся отъ трудовъ своихъ, и дѣла ихъ идутъ вслѣдъ за ними» (Апок. XIV, 13).

Отцы и братіе, взирайте съ благоговѣніемъ на сокровище народной вѣры, на его терпѣніе, на воздержаніе, на равнодушіе къ міру. Учите и народъ благоговѣйно хранить и цѣнить это сокровище, бережно передавать его отъ поколѣнія къ поколѣнію и всѣ явленія жизни и всѣхъ приходящихъ къ нимъ цѣнить по этимъ именно убѣжденіямъ, а не взирать на лица, ни тѣмъ менѣе на одежду (Іак. II, 2-7) приходящихъ. Напоминайте имъ, что Спаситель принялъ зракъ раба-простолюдина и подобные же простолюдины возлюбили Его, уразумѣли Его истину и шли за Нимъ, а богатые и ученые не познали Его и отвергли съ презрѣніемъ.

Не должно, конечно, внушать народу враждебно презрительнаго отношенія къ обществу, но должно учить его больше уважать деревню, простоту, бѣдность и чуждаться современнаго соревнованія и тщеславной борьбы за житейское благополучіе.

Если воспитаете свою паству въ такихъ понятіяхъ, то не страшны будутъ ей и Церкви непрошенные просвѣтители, старающіеся вырвать изъ сердца народнаго и вѣру, и совѣсть, и благодушіе, а вселить въ него завистливую злобу и грубую чувственность. Лишь бы сохранить намъ хотя бы въ лучшихъ сынахъ народа неповрежденную вѣру православную, а она сама уже постоитъ за себя; она дастъ и силу, и мужество, и мудрость своимъ послѣдователямъ даже при самыхъ лютыхъ бѣдахъ, — если ихъ начнутъ снова мучить за вѣру, какъ двѣсти лѣтъ тому назадъ, если будутъ осквернять св. храмы и обращать ихъ въ театры и блудилища. Тогда намъ бояться нечего будетъ, ибо вѣрующіе «пріемлютъ яко наслажденія муки» и въ нихъ-то умножается и крѣпнетъ вѣра, расцвѣтаетъ надежда и возгорается любовь. Насадите въ умахъ людей христіанское разумѣніе жизии, презрѣніе къ богатству и наслажденіямъ, и любовь къ подвигу и тогда можете заранѣе торжествовать побѣду надъ ухищреніями слугъ демоновыхъ, ополчившихся на св. вѣру, на св. Русь.

«Въ оные дни послѣ казни Спасителя,
Въ дни, какъ Апостолы шли вдохновенные,
Шли проповѣдывать слово Учителя,
Книжники такъ говорили надменные:
Распятъ Мятежникъ, — чтó проку въ осмѣянномъ,
Всѣмъ ненавистномъ, безумномъ ученьи?
Имъ-ли, убогимъ, идти галилеянамъ
                                              Противъ теченья?
Други, гребите; напрасно хулители
Мнятъ оскорбить насъ своего гордыней:
На берегъ скоро мы, волнъ побѣдители,
Выйдемъ торжественно съ нашей святыней.
Верхъ надъ конечнымъ возьметъ Безконечное
Вѣрою въ наше святое значенье,
Мы же поднимемъ теченіе встрѣчное
                                              Противъ теченья».

Будемъ, отцы и братіе, жить нашею, внутреннею, церковною жизнью въ единеній съ паствою нашей и тогда волны общественной бури будутъ разбиваться о церковный корабль безъ вреда для него; грохотъ Вавилонскаго столпотворенія останется чуждъ нашей паствѣ, какъ предкамъ Авраама; грядущія страшныя казни Божіи не охватятъ земли Гессемъ, въ которой будетъ обитать Божіе стадо, и безпроглядная «осязаемая тьма», уже начинающая сковывать современный общественный Египетъ, не дойдетъ до жилищъ народа Божія, надъ которымъ попрежнему будетъ сіять Солнце Правды, и мы, вмѣстѣ съ народомъ Божіимъ, будемъ «Тебе вѣдѣти съ высоты Востока», о, Спаситель нашъ и Господь, и возсылать Тебѣ славу, честь и поклоненіе со Отцемъ и Святымъ Духомъ во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 497-506. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.