Церковный календарь
Новости


2018-08-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 7-я (1991)
2018-08-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 46-е (20 ноября 1917 г.)
2018-08-19 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 6-я (1991)
2018-08-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 45-е (18 ноября 1917 г.)
2018-08-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 5-я (1991)
2018-08-18 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 44-е (17 ноября 1917 г.)
2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 21 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

е) Посланія.
Отвѣтъ на поднесенный адресъ кандидатовъ Казанской Духовной Академіи выпуска 1903 года.

Любезные друзья!

Не стыжусь признаться, что горячо обрадовали вы меня своимъ любвеобильнымъ письмомъ и альбомомъ. Прежніе курсы были бы неправы предо мною, еслибъ не позаботились о томъ, чтобы изображенія ихъ лицъ были у меня, такъ много ихъ любившаго. Не имѣю я свободнаго времени, чтобы почасту пересматривать 16 студенческихъ альбомовъ съ дорогими мнѣ лицами, но когда приходится случайно развернуть тотъ или другой, то не сразу могу оторвать отъ него своихъ взоровъ. и мыслей: «воспоминанія безмолвно предо мной свой длинный развиваютъ свитокъ». И радостное чувство духовнаго общенія и тихая грусть разлуки сливаются тогда въ моемъ сердцѣ. Живые во многомъ измѣнились и по внѣшности и по внутреннему настроенію, а многіе уже и не числятся въ живыхъ. Вотъ нѣсколько изображеній молодыхъ покойниковъ, которыхъ я съ товарищами ихъ проводилъ въ грядущій животъ со студенческой скамьи. Вотъ другіе, обросшіе бородами или возложившіе на себя духовныя одежды, но въ ихъ взорахъ та же еще неиспорченная юность и правдивость. Не имѣть у себя этихъ книгъ со многими живыми лицами и съ нѣсколькими, успокоившимися до общаго суда, было бы для меня лишеніемъ. Вотъ почему я такъ горячо обрадовался Вашему альбому. Однако на него не считалъ я за собою нравственнаго права, потому-что Вы, мои молодые друзья, жили и учились со мною въ тотъ послѣдній годъ моей академической службы, когда я, за отбытіемъ въ Св. Синодъ Владыки Архіепископа, долженъ былъ представительствовать его въ большой русской Казани, и сравнительно мало удѣлялъ времени и силъ студенческой жизни, тѣмъ болѣе, что и изъ силъ я тогда значительно выбился и часто недомогалъ.

Но видно не напрасно говорится: «сердце сердцу вѣсть подаетъ». Вы чуяли и оцѣнилн мою настроенность по отношенію къ вамъ, мою заботу о томъ, чтобы вы не уклонялись отъ пути истиннаго, а напротивъ обогащались всякою добродѣтелью, какъ сказалъ блаженный Іаковъ: «до ревности любитъ духъ, живущій въ насъ» (Іак. IV, 5).

И вотъ, когда душа моя расширяется полнотою всего пережитаго съ вами и съ прежними моими учениками духовнаго общенія; то ей открываются новыя великія созерцанія, которыми и заключу мое послѣднее спасибо за вашу память и любовь. Созерцанія эти состояли въ томъ, что не на землѣ должно быть высшее сокровище нашего сердца, ибо здѣсь даже самое великое и священное чувство духовной любви и взаимнаго сотрудничества на святомъ дѣлѣ христіанскаго просвѣщенія не даетъ полнаго удовлетворенія душамъ нашимъ. Ибо и здѣсь горечь разлуки и сопряженнаго съ нею внутренняго измѣненія многихъ друзей научаетъ насъ ожидать иной жизни, гдѣ уже не будетъ ни разлуки, ни измѣненій, гдѣ священнѣйшія мгновенія и часы познанія истинъ Божіихъ и святыхъ рѣшеній вами бываютъ уже не мгновеніями и часами, а нескончаемою вѣчностью.

Мы отмѣчаемъ содержаніе нашей протекшей жизни не по распредѣленію ея внѣшнихъ условій, а по тѣмъ свѣтлымъ точкамъ высшихъ настроеній, когда мы чрезъ искреннюю духовную бесѣду и чрезъ молитву или чрезъ участіе въ дѣлахъ безкорыстной любви какъ бы соприкасаемся съ вѣчностью, съ обнаженною истиною бытія съ жизнью Божіей, которую осязали руками своими святые Апостолы (1 Іоан. I). И вотъ, вспоминая такія минуты и часы, и людей имъ причастныхъ и даже самую ихъ обстановку, мы ни за что не соглашаемся приравнять ихъ ко всѣмъ прочимъ обстоятельствамъ нашей жизни, канувшимъ въ вѣчность, но всѣмъ сердцемъ привязываемся и къ тѣмъ людямъ и къ той обстановкѣ, какъ бы запечатлѣвъ, закристаллизировавъ въ нихъ свои высшія взаимныя пережитыя настроенія, и сохраняя неясную, но твердую увѣренность въ томъ, что пережитое не должно, не можетъ исчезнуть, а должно гдѣ-то снова повториться, и притомъ не на минуту, а навсегда, потому что въ томъ была истина, а истина престать не можетъ.

Подобное соприкосновеніе съ вѣчностью особенно отчетливо переживается нами при смертяхъ и погребеніяхъ дорогихъ друзей. И вотъ почему я люблю смотрѣть на изображеніе умершихъ и думать о нихъ. Для меня они живы и даже болѣе живы, чѣмъ многіе живые, но осуетившіеся въ своихъ помышленіяхъ. При подобныхъ же чувствахъ для меня постепенно уничтожается скорбное ощущеніе разлуки съ моими дорогими учениками, и мое общеніе съ ними не представляется дѣломъ прошедшимъ, но продолжающимся.

Итакъ, говоря о разлукѣ, напоминая о смерти вамъ, молодымъ и здоровымъ, весело вступающимъ въ жизнь, не хочу васъ печалить, но обрадовать удостовѣреніемъ, что для нашей духовной дружбы смерти нѣтъ, и мертвыхъ нѣтъ, и разлуки нѣтъ. Хочу увѣрить васъ въ томъ, что, вѣруя во Христа, любя людей и пребывая въ Церкви, мы обладаемъ тайной вѣчности, мы обладаемъ тайной глубокаго взаимообщенія душъ, чего не знаютъ люди невѣрующіе, которые томятся своимъ нравственнымъ одиночествомъ, тщетно протягиваютъ другъ другу руки общенія, но никогда не могутъ установить его между собою. Недавно вышли двѣ книжки, описывающія бытъ студентовъ обоихъ столичныхъ университетовъ. Тоска нравственнаго одиночества является у нихъ всеобщимъ всеподавляющимъ настроеніемъ, съ коимъ они тщетно борятся общеніемъ въ кутежахъ и въ безсмысленныхъ и имъ самимъ непонятныхъ демонстраціяхъ. Напротивъ мы, если только сохранимъ Бога въ сердцахъ своихъ, можемъ не тѣсно вмѣщать въ нихъ и ближнихъ нашихъ и такимъ образомъ, испытывая высшую и достойнѣйшую человѣка радость бытія, смѣло смотрѣть въ глаза нашему земному исходу. Эта истина и вамъ знакома, друзья мои, судя по вашему письму. Храните же ее, какъ высшій залогъ разумной дѣятельности, и въ этомъ примите мое прощальное увѣщаніе. Я же навсегда сохраню благодарную память о своихъ друзьяхъ-студентахъ и въ частности о васъ, менѣе другихъ пользовавшихся моимъ обществомъ, но не менѣе другихъ возлюбившихъ мои правила и упованія.

«Нынѣ предаю васъ, братіе, Богови и слову благодати Его, могущему наздати и дати вамъ наслѣдіе во освященныхъ всѣхъ» (Дѣян. XX, 32).

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 506-509. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.