Церковный календарь
Новости


2018-10-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Церковь и государство въ будущей Россіи (1992)
2018-10-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Нѣтъ ничего дороже истины (1992)
2018-10-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). Православное Міровоззрѣніе (1990)
2018-10-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). Духъ послѣднихъ временъ (1991)
2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 7-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 6-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 108-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 49-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Что дѣлать малому стаду? (1992)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Догматизація Сергіанства (1992)
2018-10-20 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Харизмат. возрожденіе" какъ знаменіе времени (1991)
2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 22 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

е) Посланія.
Напоминаніе Волынскому духовенству
[1]

Прошу отцовъ іереевъ, діаконовъ и псаломщиковъ припомнить то, что я писалъ вамъ всѣмъ еще 5 лѣтъ тому назадъ — о необходимости сблизиться, слиться съ жизнью народной для возведенія ея ко Христу. Тогда для такого подвига я приводилъ только высшія, безкорыстныя, апостольскія побужденія. Многіе смѣялись надъ этимъ и упрекали меня, печатно даже, въ томъ, будто я хочу омужичить просвѣщенное духовенство. Теперь, конечно, всѣ поняли и оцѣнили значеніе тѣхъ совѣтовъ, если и не всѣ — съ высшей точки зрѣнія, то всѣ — съ практической.

Прежнему полусознательному послушанію народа насталъ конецъ; есть еще время, возможность сохранить это послушаніе, освѣтивъ его разъясненіемъ народу заповѣди Божіей о почитаніи Его священнослужителей и о храненіи духа смиренномудрія и чувства долга. Но, конечно, вы понимаете и то, достолюбезные отцы и братіе, что подобное разъясненіе примется лишь тогда, если паства убѣдится въ вашей собственной любви къ ней и въ вашемъ собственномъ благоговѣніи предъ закономъ Божіимъ. «Господствовать надъ наслѣдіемъ Божіимъ» всегда было предосудительно, а теперь стало и невозможно. Нужно или, «подавая примѣръ стаду», обручить его «единому мужу, чтобы представить Христу чистою дѣвой» (2 Кор. XI, 2), или примириться съ тою печальною участью изгнанника, которой теперь подвергаются нѣкоторые и не совсѣмъ плохіе пастыри при разбушевавшихся подъ вліяніемъ мятежниковъ и другихъ условій народныхъ страстяхъ.

Слава Богу, у насъ было еще немного въ этомъ печальномъ году случаевъ, чтобы возмутившіеся на священника крестьяне запирали церкви и оставались глухи къ увѣщаніямъ благочиннаго. Однако зловѣщее однообразіе четырехъ — пяти подобныхъ происшествій въ разныхъ селахъ заставляетъ насъ всѣхъ надъ этимъ призадуматься.

Правда, и спасибо вамъ, что духовенство повело себя почти вездѣ очень благоразумно, т. е. скромно, сдержанно и безъ потери, однако, пастырскаго достоинства. Еще болѣе отрадно то, что, поступаясь отчасти собственнымъ своимъ положеніемъ въ селѣ, обнаруживъ большую простоту и доступность, чѣмъ прежде, священники наши, не поступились ни истинами Божественной вѣры, ни священными канонами, ни вѣрноподданническими чувствами къ Царю, и благодаря именно этому, въ большинствѣ сохранили прежнее уваженіе къ себѣ паствы, когда то на половину рабское, а теперь уже сознательное.

Держитесь же, братіе, такого упованія и впредь. Пусть паства убѣдится, что каждый изъ насъ за себя не стоитъ и готовъ все претерпѣть для спасенія людей, но за Божіи святыни, за Его заповѣди, за правила нашей вѣры мы пойдемъ на все и твердо перенесемъ злобу толпы и даже мученія и смерть, еслибъ это понадобилось. Показавъ себя такими, вы и Бога содѣлаете своимъ другомъ, и на паству пріобрѣтете непоколебимое вліяніе и духовную мощь.

Болѣе трехсотъ священниковъ избрано паствою предсѣдателями основанныхъ ею свыше, чѣмъ въ тысячи деревняхъ, Русскихъ Союзовъ. Сіе весьма отрадно, потому-что Союзы эти наши крестьяне считаютъ именно мужицкими, и если приглашаютъ батюшку въ предсѣдатели, то тѣмъ самымъ показываютъ, что они цѣлымъ своимъ сословіемъ, уже опознавшимъ свою силу въ государствѣ, не чуждаются своего пастыря и того сословія, къ которому принадлежитъ онъ. Это отдалитъ, не говоря же обо всемъ прочемъ, отдалитъ, а можетъ быть и устранить другую опасность для нашего сословія — отказъ прихожанъ давать церковныя деньги на духовную школу, что у насъ обнаружилось только въ трехъ селахъ, а въ нѣкоторыхъ поволжскихъ мѣстахъ — въ цѣлыхъ уѣздахъ.

Вы скажете: еще больше тому помогло бы надлежащее воспитаніе питомцевъ сихъ школъ, чтобы они не возмущали своимъ поведеніемъ прихожанъ. Увы, все приложено было къ этому дѣлу, но приходится припомнить слова Евангелія: «аще въ Тирѣ и Сидонѣ быша силы были бывшія въ васъ, древле убо во вретищи и пепелѣ покаялися быша». Здѣсь дѣло погубили не наши педагоги, бывшіе на высотѣ призванія, но самыя новыя условія школьной жизни, опредѣлившіяся не у насъ.

Держите же крѣпче свой народъ у своего сердца, отцы и братіе; вразумляйте дѣтей своихъ, чтобы хотя бы на селѣ не разрушали своимъ поведеніемъ дѣла Божія, дѣла вашего. Ни единымъ поступкомъ, какъ въ пастырскомъ, такъ и въ хозяйскомъ вашемъ дѣлѣ не подавайте повода къ соблазнамъ. Кое-гдѣ прихожане ропщутъ на то, что причтъ отдаетъ въ аренду свою землю лицамъ постороннимъ, оставляя прихожанъ безъ работы и безъ хлѣба. Да не будетъ такъ. Пусть словесныя овцы ваши знаютъ и видятъ, что онѣ сами дороги вамъ, а не только та шерсть, которую можно съ нихъ стричь, — хотя нельзя, конечно, отрицать и того, что клиръ нашей Церкви Волынской давно примирился съ самою нищенскою платой за требы и живетъ не доходами, а земельнымъ надѣломъ, ибо здѣшній мірянинъ по приблизительному подсчету сравнительно съ великорусскими епархіями жертвуетъ причту въ продолженіе года едва одну пятую, а то даже и одну восьмую того, что жертвуютъ великороссы.

Отцы и братіе, берите въ руки бразды народной жизни! Не отдавайте ихъ мятежникамъ, не отдавайте и мѣстнымъ коноводамъ-честолюбцамъ. Будьте отцами народа, чтобы онъ былъ для васъ не Авессаломомъ, но Соломономъ. И еще лучше, если не свое благополучіе будете при этомъ имѣть въ виду, но славу истиннаго Бога, Которому Единому да будетъ честь и поклоненіе во святой Троицѣ отъ паствы нашей и отъ всѣхъ насъ. Аминь.

          Смиренный Антоній, Божіею милостію
                         Архіепископъ Волынскій и Житомірскій.

Примѣчаніе:
[1] Напечатано въ «Волынскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ», № 6, 1907 г.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 515-517. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.