Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 18 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

е) Посланія.
Окружное посланіе къ Волынской Паствѣ
[1].

(О непреклонномъ сохраненіи своей Св. Православной вѣры).

Смиренный Антоній, Божіею милостію Архіепископъ Волынскій и Житомірскій, возлюбленнымъ во Христѣ сопастырямъ — іереямъ, и всему клиру, и иноческому чину, и всѣмъ православнымъ христіанамъ паствы своей о Господѣ радоватися.

Господь сподобилъ насъ и въ это лукавое лихолѣтіе дожить до дней Его свѣтлаго воскресенія и приблизиться ко днямъ святыя Пятидесятницы, когда приходящіе въ храмъ на великую вечерню сподобляются особенной благодати Божественнаго Духа, которую испрашиваетъ Христова Церковь въ колѣнопреклонныхъ молитвахъ. Молитесь же, братіе, усердно, чтобы Господь послалъ и вамъ всѣмъ Духа-Утѣшителя, Духа премудрости, Духа разума, чтобы сохранить въ наши лукавые дни здравый умъ и не поддаться безумному и безстыдному крамольническому растлѣнію, которое, какъ зараза, расходится теперь по русской землѣ. Объ этомъ я и рѣшилъ написать вамъ: не своимъ словомъ хочу удержать васъ въ истинѣ Божіей, но увѣщевать васъ, чтобы всѣ вы, мужчины и женщины, усердно со слезами просили Бога въ праздникъ святой Троицы: «не отвержи мене отъ лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми отъ мене».

Однимъ человѣческимъ разумомъ теперь невозможно устоять въ истинѣ, или лучше скажу: безъ благодатной помощи Божіей невозможно въ наши дни сохранить свой здравый разумъ. Если враги Божіи сумѣютъ пробудить въ вашемъ сердцѣ духъ зависти, духъ непокорства, ропота или злобы, то наша лукавая душа сейчасъ-же подберетъ такія хитрыя слова, которыми ты будешь оправдывать и всякое безумное желаніе, и всякое безстыдное дѣло. И кто впадаетъ въ такую ложь и самого себя начнетъ обманывать, тому безполезны слова вразумленія: на краткія увѣщанія онъ отвѣчаетъ злобными насмѣшками, а болѣе пространныхъ доказательствъ онъ и слушать не станетъ, какъ не хотѣли слушать Христа ожесточившіеся іудеи, бывшіе прежде Его учениками, но говорили: «жестоко слово сіе, и кто можетъ его послушати?.. Отъ сего мнози отъ ученикъ Его идоша вспять и ктому не хождаху съ Нимъ» (Іоан. VI, 60, 66).

Разсудите, братіе, могъ-ли нашъ милосердый Спаситель говорить жестокія слова? Но они были не по сердцу лукавымъ и корыстолюбивымъ евреямъ, и вотъ люди выдумываютъ какъ-бы законную причину, чтобы не слушать Его: Онъ говоритъ слова жестокія, а мы желаемъ слушать только добрыя, благостныя рѣчи. Смотрите, какъ можетъ злой человѣкъ извратить свой умъ, какъ можетъ лгать самому себѣ.

Такую именно ложь и теперь сѣютъ между вами газетчики и всякіе агитаторы, враги Христовы и друзья бѣсовскіе. Они стараются поднять въ душахъ человѣческихъ всѣ зародыши злыхъ страстей и ими затуманить умъ нашъ и нашу совѣсть. Работаетъ бѣдный поденщикъ у богатаго помѣщика, а ему нашептываютъ: что тебѣ за нужда работать на другихъ? Бери себѣ силой, что попадется, и самъ будешь богатъ: справедливѣе будетъ, чтобы всѣ имѣли равное состояніе. — Бѣднякъ, можетъ быть, и прежде поглядывалъ съ завистью на чужое добро, но вспоминалъ, что зависть есть погибель души, что «зависти ради предаша Его архіерее», — нашего Спасителя (Марк. XV, 10); вспоминалъ это бѣднякъ и отгонялъ отъ себя бѣсовское искушеніе, примирялся со своею бѣдностью, которая любезна нашему Господу и жилъ спокойнѣе и радостнѣе, чѣмъ богачъ, исполненный грѣховныхъ заботъ и забывающій то, что едино есть на потребу, т. е. спасеніе души. Но вотъ пришли лихіе люди, опять разбередили въ его душѣ зависть, а затѣмъ начали говорить, что и худого ничего нѣтъ въ томъ, чтобы воровать или грабить чужое, потому-что справедливѣе всѣмъ быть одинаково достаточными, а не различаться богатымъ и бѣднымъ, знатнымъ и простымъ. Въ другое время крестьянинъ бы сообразилъ, что грабежъ и воровство есть большее зло для человѣка, чѣмъ бѣдность, что нельзя называть справедливостью отнимать у человѣка то, что нажилъ онъ или его отецъ и дѣды; но теперь, когда душу его растравили завистью, онъ уже не хочетъ спрашивать своего разума и совѣсти, а жадно слушаетъ и повторяетъ обманныя слова, какія слышалъ, и выдаетъ ихъ за слова разумныя, даже ученыя.

Такъ они затуманиваютъ разумъ христіанина противъ десятой заповѣди Божіей, воспрещающей желать чужое и завидовать. Подобнымъ же способомъ они исторгаютъ изъ совѣсти довѣрчивыхъ людей и пятую заповѣдь, научающую почитать родителей, и шестую и восьмую, воспрещающую убивать и воровать, и седьмую, воспрещающую прелюбодѣйствовать, и четвертую, повелѣвающую чтить святые праздники молитвой и оставленіемъ всякихъ житейскихъ работъ и заботъ. Слушающій ихъ мало-по-малу перестаетъ быть христіаниномъ, становится хуже еврея и татарина; онъ почти уже не человѣкъ, а звѣрь, потому что чрезъ разныя хитрыя словесныя прибаутки для его души не осталось никакого закона, никакой заповѣди; онъ уже самъ теперь научился кощунствовать и хулить Бога; ему вмѣсто Бога теперь чрево, да гордость бѣсовская; онъ самъ теперь отбросилъ и первыя три заповѣди отъ своего сердца. Злобный и насмѣшливый, онъ не станетъ слушать словъ увѣщанія. Самый видъ праведнаго человѣка, или священника — служителя Божія, его возмущаетъ, какъ возмущались и бились бѣсноватые, когда приближался къ нимъ Іисусъ Христосъ.

Чтобы не дать своему разуму опомниться и ужаснуться своего паденія, они опьяняютъ его, во-первыхъ, водкой, купленною на деньги, которыя получаютъ за агитацію, а во-вторыхъ, скверными книжонками, изданными безбожниками. Читая эти книжонки, онъ старается увѣрить себя и другихъ, что его совратители не безумцы, не бѣшеные выродки, а умные, ученые люди. Но если будешь ему предлагать другія книжки, обличающія ложь мятежниковъ-агитаторовъ, то онъ отворачивается со злобною бранью и рветъ на куски то, что даешь ему. Если начнешь словами вразумлять его, то онъ оглушаетъ тебя ругательствами и насмѣшками и никогда не согласится выслушать до конца вразумленія, ни даже одного разумнаго слова. Вотъ, братіе, въ какое духовное бѣшенство впадаютъ многіе изъ васъ, открывшіе уши свои къ слышанію неподобныхъ глаголовъ отъ нынѣшнихъ мятежниковъ и закрывшіе уши отъ слышанія глаголовъ Христовыхъ.

Мудрено вразумить ихъ словами, ибо они поступаютъ подобно іудеямъ, о которыхъ сказалъ сперва пророкъ Исаія, а потомъ Самъ Спаситель и Его Апостолы: «огрубѣло сердце народа сего, и ушами съ трудомъ слытатъ и очи свои сомкнули, да не узрятъ очами, и не услытатъ ушами, и не уразумѣютъ сердцемъ и не обратятся, чтобы Я исцѣлилъ ихъ» (Ис. VI, 10). Молитесь же, братіе, молитесь, чтобы Господь Самъ отверзъ умъ и сердце заблудшихъ сыновъ народа нашего, а наши сердца охранилъ отъ такого помраченія.

Отчего наши предки имѣли умъ здравый и сердце чистое? Отчего они могли противостоять чрезъ цѣлые вѣка противъ искушеній латинской ереси и охранять истинное православіе и любовь къ родной Руси? Потому-что просвѣщали свой умъ молитвой, потому-что постоянно взывали къ Богу и къ Святымъ Его, чтобы охраняли ихъ сердце отъ заблужденій. И нынѣ призываю васъ, братіе, спѣшите во святые храмы въ эти великіе и святые дни Пресвятой Троицы и Сошествія Святаго Духа. Да просвѣтитъ Онъ васъ, какъ нѣкогда просвѣтилъ Апостоловъ, въ истинной вѣрѣ православной, въ твердости и неустрашимости предъ врагами ея — агитаторами и всякими пропагандистами.

До дня Сошествія Святаго Духа Апостолы и ученики Христовы робко прятались отъ іудеевъ и нѣкоторые изъ нихъ сначала вѣрить не хотѣли Его воскресенію, видя силу Его враговъ и слушая ихъ клеветы на своего Учителя. Но когда благодать Божественнаго Духа озарила ихъ сердца, они уже со дерзновеніемъ возвѣщали имя Его и, обличая Его враговъ, радостно шли въ темницу, а потомъ, изведенные оттуда Ангеломъ, вознесли благодарственную Богу пѣснь, радуясь не тому, что Ангелъ Божій избавилъ ихъ отъ казни, а тому, что Богъ сподобилъ ихъ принять униженіе и страданіе за Его святое имя, и просили Бога не о томъ, чтобы избавилъ ихъ отъ новыхъ казней іудейскихъ, а говорили такъ: «дай рабамъ Твоимъ со всею смѣлостью говорить слово Твое» (Дѣян. IV, 29). Такова да будетъ и наша колѣнопреклонная молитва въ день Св. Троицы. Приходите, братіе, молиться вмѣстѣ съ нами сюда, во св. Лавру, а къ средѣ послѣ Троицы, кому возможно, собирайтесь на молитву въ Житоміръ, ибо въ сей день, 13-го іюня, совершаемъ мы тамъ праздникъ св. Анастасіи Римлянины, и священная рака съ ея мощами обносится торжественно вокругъ соборнаго храма.

Нынѣ жители Житоміра устроили изъ себя Анастасіевское братство, которое приняло на себя заботу доставить сельскимъ богомольцамъ ночлегъ на эти дни, чтобы не было вамъ нужды ночевать на постоялыхъ дворахъ у иновѣрцевъ.

Почитайте, братіе, святую Анастасію и у нея также просите помощи стоять мужественно за истинную вѣру и за правду русскую, — какъ она твердо стояла за Христа и Пресвятую Троицу, мужественно претерпѣвая удары и терзаніе огнемъ и желѣзомъ. Святый Духъ да укрѣпитъ насъ всѣхъ въ подражаніи Святымъ, и благодать Его да пребываетъ со всѣми вами. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Напечатано въ «Почаевскомъ Листкѣ» № 20, 1907 г.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 519-523. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.