Церковный календарь
Новости


2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

е) Посланія.
Окружное посланіе Волынской Паствѣ
[1].

(О покорности и христіанской любви).

Смиренный Антоній, Божіею милостію Архіепископъ Волынскій и Житомірскій и священно-архимандрить Почаевскія Успенскія Лавры, пастырямъ и паствѣ Волынской: «Благодать Господа нашего Іисуса Христа и любви Бога и Отца и причастіе Святого Духа буди со всѣми вами» (2 Кор. XIII, 13).

Предъ праздникомъ Пресвятой Троицы писалъ я вамъ, братіе, краткое увѣщаніе о молитвѣ и благоразуміи и обѣщалъ подробнѣе написать о томъ же вскорѣ, но нарочно промедлилъ нѣсколько седьмицъ, чтобы лучше узнать о тѣхъ дѣлахъ, которыя происходятъ среди васъ. Государственная смута, какъ будто поулеглась послѣ мощнаго Царскаго слова, распустившаго по домамъ мятежную Думу, но мятежники не унываютъ. Если имъ снова не удалось разрушить русское царство и предать его въ руки сосѣднихъ государствъ, то имъ удается другое, еще болѣе гибельное дѣло. Они повсюду развратили русскій народъ, многія тысячи спокойныхъ и смирныхъ людей сдѣлали негодяями, ворами, грабителями, убійцами; сколь многіе, слушая ихъ злочестивыя рѣчи, перестали слушаться родителей, молиться Богу, ходить въ церковь, почитать священниковъ.

Эти мятежники-развратители хуже враговъ Христовыхъ, книжниковъ и фарисеевъ, ибо тѣ, хотя сами были злы и коварны, но народъ злому не учили, почему Господь сказалъ о нихъ народу: «все, что они велятъ вамъ соблюдать, соблюдайте и дѣлайте» (Матѳ. XXIII, 3). А сіи христоненавистные бунтовщики все велятъ дѣлать противъ Христова закона. Впрочемъ, свой ядъ злобы они изливаютъ съ хитростью, представлясь друзьями народа, какъ нѣкогда діаволъ въ раю, обратившись въ змѣя, началъ соблазнять Еву къ противленію Богу лукавыми, но ласковыми словами.

Такъ обманулъ онъ первыхъ людей, а чтобы христіанъ обмануть, онъ принимаетъ иногда видъ ангела; слуги же его, ненавидящіе Христа безбожники, бунтовщики, принимаютъ для обмана вѣрующихъ видъ друзей народныхъ. Это и предсказалъ св. апостолъ Павелъ, говоря: «самъ сатана принимаетъ видъ ангела свѣта, и потому не великое дѣло, если и служители его принимаютъ видъ служителей правды: но конецъ ихъ будетъ по дѣламъ ихъ» (2 Кор. XI, 14-15).

Вотъ объ этихъ-то обманахъ слугъ демоновыхъ желаю я васъ предупредить, братіе, людей сельскихъ и довѣрчивыхъ, чтобы они не могли васъ обманывать. А обманъ ихъ вотъ куда направленъ. Если злодѣи желаютъ разорить какую-либо семью, то стараются поднять дѣтей противъ отца и матери, и если это имъ удалось сдѣлать, то семья скоро придетъ въ полное разстройство и разореніе. Также, чтобы разстроить и погубить весь русскій народъ, злодѣи-бунтовщики поняли, что имъ нужно дѣлать. Нужно разсорить народъ съ его духовными отцами, священниками Божіими, и тогда некому уже будетъ открывать людямъ глаза на ту гибельную ложь, въ которую запутываютъ его мятежники, чтобы изъ христіанскаго народа сдѣлать вертепъ разбойниковъ. Но не просто поступаютъ мятежники, возстановляя народъ противъ служителей Божіихъ. Если кто просто скажетъ людямъ: не слушай священника, ни діакона, то найдутся крестьяне, которые остановятъ такого предъ всей громадой и скажутъ: а зачѣмъ же говорилъ Господь апостоламъ и всѣмъ поставленнымъ отъ Него: «слушающій васъ, Меня слушаетъ и отвергающійся васъ, Меня отвергается, а отвергающійся Меня, отвергается Пославшаго Меня» (Лук. X, 16).

Поэтому, бунтовщики не рѣшаются прямо натравливать людей на священниковъ, но говорятъ такъ: «вы даете священнику благодарность за требы, какъ бы жертву Богу: лучше отдавайте ее прямо на церковь, да не дозволяйте брать изъ церквей повинности на содержаніе духовныхъ училищъ. Пусть лучше все остается на домъ Божій». Лукавыя и гибельныя слова! Они-ли, богохульники и кощунники, заботятся о святыхъ храмахъ? Конечно, не то имъ нужно! И начали они эти лукавыя смущенія распускать сперва въ той самой Саратовской губерніи, гдѣ они въ одной церкви опрокинули св. престолъ и бросили на него зарѣзаннаго теленка въ насмѣшку надъ нашими святыми и пребожественными тайнами.

Однако, увы, лукавство ихъ не осталось безплоднымъ. Гдѣ были по деревнямъ злые люди, тамъ стали повторять ихъ лукавыя слова и отнимали у прихожанъ жертву, принесенную служителю Божію, и стали ее присчитывать къ деньгамъ церковнымъ, а церковныя деньги стали удерживать, чтобы ничего не давать на духовныя училища. — Посудите сами, нужны-ли Богу грабленныя деньги, отнятыя отъ Его служителя? Можно-ли принять въ церковь золото, которое похитили разбойники и принесли для смягченія своего грѣха? Апостольскія правила гласятъ: не вноси въ домъ Божій цѣну блудницы и разбоя. Тотъ, кто поступаетъ такъ, является опять хуже враговъ и распинателей Христовыхъ, потому что они не рѣшились возвратить въ церковную казну серебренниковъ, которые бросилъ имъ Іуда, но сказали: «недостойно есть вложити ихъ въ корвану, понеже цѣна крове есть» (Матѳ. XXVII, 6). Итакъ, можно-ли класть въ Христову церковь то, что разбойнически отняли отъ священника, которому Богъ велѣлъ питаться отъ молитвенныхъ трудовъ своихъ при алтарѣ Христовомъ, какъ пишетъ апостолъ Павелъ: «развѣ вы не знаете, что священнодѣйствующіе питаются отъ святилища? что служащіе жертвеннику берутъ долю отъ жертвенника? такъ и Господь повелѣлъ проповѣдующимъ Евангеліе жить отъ благовѣствованія» (1 Кор. IX, 13). Слышите, какъ сказано: «Господь повелѣлъ». Будете-ли слушать тѣхъ, которые совѣтуютъ вамъ противиться повелѣнію Божію? Да не будетъ! Ибо одинаково погрѣшаетъ тотъ, который ночью воруетъ деньги изъ церкви, какъ и тотъ, который самозванно отнимаетъ у причта и бросаетъ въ денежный ящикъ такую «цѣну крове». Богу не деньги нужны, а послушаніе, ибо такъ сказалъ чрезъ пророка Своего Самуила: «неужели всесожженіе и жертвы столько же пріятны Господу, какъ послущаніе гласу Господа? И послушаніе лучше жертвы, и повиновеніе лучше тука овновъ. Ибо непокорность есть такой же грѣхъ, что волшебство, и противленіе то же, чтó идолопоклонство» (1 Цар. XV, 22-23).

Видите, какъ Господь отвергаетъ даже законную жертву, когда при ней нѣтъ послушанія, но самоуправство: сколь же противно Ему приношеніе, отнятое отъ Его избраннаго священнослужителя? Не менѣе того прогнѣвляютъ Бога и тѣ, которымъ бунтовщики внушаютъ кричать: церковь наша и церковная казна наша; не будемъ ничего отдавать на духовныя училища, а будемъ все держать у себя. Нѣтъ, церковь не прихожанамъ принадлежитъ, а Богу. Когда освящаютъ храмъ, то читаютъ нѣсколько молитвъ, въ которыхъ говорится, что строители жертвуютъ этотъ домъ въ жилище Божіе. Не прихожане, а приставники Божіи, т. е. причтъ, суть его завѣдующіе, да и то не по своей волѣ, а по установленію святыхъ апостолъ и отецъ, научившихъ насъ, когда и какъ надо пѣть святую службу, когда и какъ освящать церковь; кадить, звонить на колокольнѣ и прочее.

А кто распорядитель церковныхъ денегъ? Объ этомъ нечего спорить, потому что на то есть прямой отвѣтъ въ 41-мъ правилѣ святыхъ двунадесяти апостолъ: «повелѣваемъ епископу имѣть власть надъ церковнымъ имѣніемъ. Аще бо драгоцѣнныя человѣческія души ему ввѣрены быть должны, то кольми паче о деньгахъ заповѣдать должно, чтобы онъ всѣмъ распоряжалъ по евоей власти и требующимъ чрезъ пресвитеровъ и діаконовъ подавалъ со страхомъ Божіимъ». Всѣ епархіальные сборы у насъ дѣлаются не тайкомъ, а самъ архіерей ни одной копѣйки отъ нихъ себѣ не беретъ, но каждый годъ избранные священники, 25 со всей епархіи, пріѣзжаютъ къ архіерею на совѣщаніе о томъ, сколько необходимо собрать денегъ на содержаніе духовныхъ училищъ, на выписку Епархіальныхъ Вѣдомостей и Почаевскихъ Листковъ, на помощь миссіонерамъ, которые въ Сибири крестятъ язычниковъ, на гробъ Господень въ Іерусалимѣ и прочее.

Въ каждой церкви, затѣмъ, причту и старостѣ, покажутъ списокъ всѣхъ этихъ нуждъ, которыя столько же необходимы, какъ въ государствѣ подати. Конечно, еще проще было бы собирать ихъ прямо отъ христіанскаго народа, какъ это бываетъ у православныхъ христіанъ на Востокѣ, въ Святой Землѣ и въ Цареградѣ: но, жалѣя бѣдность народную, Святѣйшій Синодъ разрѣшилъ брать ихъ прямо изъ церкви, а на людей уже не возлагать церковной подати.

Итакъ, кто самочинничаетъ и противится такому апостольскому порядку, тотъ противится святымъ апостоламъ, а затѣмъ и Самому Богу. Богу угодна только законная жертва, а золота и денегъ Онъ Самъ можетъ создать цѣлыя горы изъ простыхъ камней; но хочетъ Господь, чтобы народъ отъ трудовъ своихъ жертвовалъ церкви, а архіерей съ іереями распредѣлялъ бы часть на нужды епархіи и часть на украшеніе св. храмовъ по усмотрѣнію священника, который, если пожелаетъ, посовѣтуется о семъ съ прихожанами.

Такъ учатъ правила св. апостолъ, и кто желаетъ ихъ читать, можетъ всегда купить въ Почаевской Лаврѣ «Книгу правилъ святыхъ апостолъ и святыхъ Соборовъ вселенскихъ и помѣстныхъ и св. отецъ». Она стоитъ не дорого, а въ ней изложены всѣ законы Церкви.

Но, можетъ быть, кто-нибудь скажетъ такъ: конечно, мы никогда не рѣшимся возстать противъ церковныхъ законовъ, преподанныхъ намъ отъ Господа чрезъ святыхъ апостолъ, но просимъ, чтобы начальство не облагало церкви податью на семинаріи, гдѣ учатся франты и бунтовщики, какъ намъ объяснилъ одинъ молодой монахъ въ Почаевской Лаврѣ.

Отъ этого монаха, о. Иліодора, я получилъ недавно оправданіе въ томъ, что онъ не воспрещалъ жертвовать отъ церквей на семинаріи, а только совѣтовалъ просить, чтобы въ семинаріяхъ учились благочестію будущіе священники, а не франты-адвокаты. Записка его хранится у меня и желающіе могутъ ее читать. Если же онъ, по молодости лѣтъ, сказалъ что-либо лишнее отъ своей ревности, то да проститъ ему Богъ, а вамъ подобаетъ исполнять законъ апостольскій. На вопросъ же вамъ скажу вотъ что: правда, есть въ Россіи нѣсколько семинарій, гдѣ бунтовщики развратили учащихся юношей; смутили было они и нашихъ семинаристовъ, но ненадолго. Послѣ Пасхи всѣ соблазненные ими семинаристы написали заявленіе о томъ, что они горько раскаиваются въ своей лѣности и будутъ выдерживать экзамены со всякимъ усердіемъ.

Но при всемъ томъ я до тѣхъ поръ не рѣшился написать своей паствѣ этого увѣщанія, пока они не окончили всѣхъ экзаменовъ и спокойно разъѣхались по домамъ. Теперь уже ясно, что ученики семинаріи будутъ учиться со всякимъ смиреніемъ, а лѣтомъ пѣть и читать на клиросѣ въ своихъ сельскихъ храмахъ, приготовляясь къ принятію священнаго сана.

Во дни праздника св. Анастасіи Рымляныни въ Житомірѣ 12-го и 13-го іюня въ зданіяхъ семинаріи была устроена страннопріимная для сельскихъ богомольцевъ, и 700 человѣкъ христіанъ имѣли тамъ даровую трапезу и ночлегъ. Желаю, братіе, чтобы и на будущее время семинарія была другомъ христіанскаго народа и чтобы народъ любилъ ее, какъ разсадникъ своихъ духовныхъ отцовъ и пастырей. Нужно непремѣнно помогать ей учить юношей благочестію христіанскому, чтобы они могли назидать народъ и опровергать еретиковъ, штундистовъ, католиковъ, лютеранъ, евреевъ и безбожниковъ-революціонеровъ. А, если бы, сохрани Богъ, случилось такъ, что семинарія сама лишится благочестія, то я самъ прекращу на нее сборы отъ святыхъ храмовъ. Только, надѣюсь, этого не будетъ, тѣмъ болѣе, что собравшіеся на сихъ дняхъ въ Житомірѣ священники-депутаты со всей епархіи составили и разослали умилительное, но и грозное увѣщаніе духовнымъ юношамъ подвизаться въ ученіи, благочестіи и въ смиренномъ послушаніи. Вотъ это вполнѣ прилично и похвально. Не дѣтямъ подобаетъ учить отцовъ, но отцамъ дѣтей. Такъ и вамъ, братіе, надлежитъ учить собственныхъ дѣтей уму-разуму, а не за іереями Божіими смотрѣть, ибо сказано въ Писаніи: «надъ высокимъ наблюдаетъ высшій, а надъ ими еще высшій; превосходство же страны есть царь, заботящійся о странѣ» (Еккл. V, 7-8).

Помните, братіе, какъ страшно покаралъ Господь Корея, Даѳана и Авирона за то, что они возстали противъ законнаго священства? По слову Моисея: «разсѣласъ земля подъ ними и разверзла земля уста свои и поглотила ихъ и домы ихъ и всѣхъ людей Кореевыхъ и все имущество. И сошли они со всѣмъ, что принадлежало имъ, живые въ преисподнюю, и покрыла ихъ земля, и погибли они изъ среды общества» (Числ. XIX, 31-33).

Бойтесь же, братіе, противиться власти духовной, не возвышайте голоса своего съ грубостью, когда бесѣдуете со священникомъ, когда говорите въ церкви Божіей или на церковномъ погостѣ. Со страхомъ и вниманіемъ обдумывайте здѣсь свои слова, предстоя предъ лицемъ Божіимъ, какъ бы на страшномъ Его судищѣ. Если кажется вамъ, что васъ обижаютъ, говорите съ кротостью, или приносите жалобу о. благочинному и затѣмъ архіерею. Св. апостолъ Іуда, братъ Божій, говоритъ въ своемъ посланіи, что, какъ Содомъ и Гоморра сожжены были Богомъ: «такъ точно будетъ и съ сими мечтателями, которые оскверняютъ плоть, отвергаютъ начальства и злословятъ высокія власти» (ст. 8). Вотъ почему и святые отцы постановили въ 121-мъ правилѣ Номоканона: «яко не достоитъ просту (т. е. мірянину) укорити священника, или бити, или поношати, или клеветати, или обличати въ лице, аще убо и истина суть. Аще же постигнетъ сіе сотворити, да проклянется мірскій, да отмещется отъ церкви, разлученъ бо есть отъ Святыя Троицы и посланъ будетъ во Іудино мѣсто».

Видите-ли, какая участь ожидаетъ бунтовщиковъ на пастырей духовныхъ? И всякій, кто научаетъ тебя на это, есть Іуда, предатель Христовъ. Берегитесь же ихъ, братіе. Они знаютъ, что пока народъ будетъ уважать и слушать священниковъ, до тѣхъ поръ будетъ вѣренъ и Царю православному, и обычаевъ христіанскихъ не оставитъ. А если его со священниками разлучить, какъ овецъ отъ пастуха, то онъ скоро сдѣлается добычею волковъ, грядущихъ на русскую землю.

Учите же дѣтей своихъ уважать и любить служителей Христовыхъ. Мы одна семья Божія, одно тѣло Христово всѣ. Вмѣстѣ живемъ, вмѣстѣ молимся и вмѣстѣ умираемъ, и вмѣстѣ всѣ да сподобимся встрѣтиться въ животѣ грядущемъ, въ царствіи сладости, среди пѣнія ангельскихъ ликовъ, среди славословія пророковъ, и апостоловъ, и мучениковъ, и преподобныхъ предъ престоломъ Небеснаго Владыки. Тамъ жребій смиренныхъ и послушныхъ чадъ Церкви, тамъ не будетъ мѣста смутьянамъ и бунтовщикамъ. Да не будетъ имъ мѣста и среди тебя, христолюбивый, православный народъ Волынскій, наслѣдіе Матери Божіей, преподобнаго Іова и другихъ святыхъ. Да хранятъ они тебя отъ соблазновъ, да исполнятъ они сердце твое умиленія и вѣры, да ниспошлютъ они тебѣ ревность къ святымъ подвигамъ, да даруютъ миръ твоей душѣ въ жизни и въ смерти. Да помогутъ тебѣ и въ своемъ предѣлѣ удержать непорочное православіе и для всей Руси святой быть примѣромъ вѣрности, твердости, покорности и смиренномудрія, — чтобы возродился весь народъ русскій отъ нечестиваго революціоннаго безумія, чтобы исцѣлѣлъ у ногъ Христовыхъ, какъ исцѣлился глаголомъ Его бѣсноватый, — чтобы исцѣлившись, подобно ему же, проповѣдывалъ истиннаго Христа народамъ бусурманскимъ, чтобы сказалъ вмѣстѣ съ Давидомъ: «научу беззаконния путемъ Твоимъ и нечестивіи къ Тебѣ обратятся». Ему же, Спасителю нашему, да будетъ слава, держава, честь и поклоненіе со Отцемъ и Духомъ нынѣ, и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Напечатано въ «Почаевскомъ Листкѣ», № 27, 1907 г.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 523-529. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.