Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 19 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

е) Посланія.
Окружное посланіе духовенству Волынской епархіи
[1].

Смиренный Антоній, Божіею милостію Архіепископъ Волынскій и Житомірскій, своимъ во Христѣ собратьямъ и сопастырямъ о Господѣ радоватися.

На привѣтъ Вашихъ представителей, принесенный мнѣ 28-го августа, въ день праздника преподобнаго Іова, на привѣтъ любви и довѣрія, долгомъ сердца почитаю отвѣтить Вамъ симъ посланіемъ.

Потребно намъ, отцы и братіе, пребывать во взаимной любви и взаимномъ послушаніи. Всегда это потребно, потому что того требуетъ отъ насъ Пастыреначальникъ Господь, и безъ этого условія невозможно исполнять намъ дѣло служенія нашего и вести общую борьбу противъ демоновъ, воюющихъ на Церковь, и противъ міра, лежащаго во злѣ и всегда враждующаго на Христа.

Впрочемъ, эта вражда значительно ослабѣваетъ среди народа, единодушно преданнаго Церкви и построившаго свой бытъ согласно ея священнымъ уставамъ. Такъ ослабленъ былъ враждебный духъ міра сего въ царствѣ Московскомъ, когда Номоканонъ былъ для всѣхъ его сыновъ непререкаемымъ авторитетомъ по дѣламъ общественнаго благоустройства, а заповѣди Божіи были единственнымъ руководствомъ нравовъ: тогда поистинѣ русская страна была царствомъ Божіимъ.

Что было потомъ, во времена Государя Петра І-го и послѣ, вы сами знаете, но это печальное и лицемѣрное раздвоеніе жизни между Христомъ и міромъ, между евангеліемъ и римско-германскимъ язычествомъ мало коснулось простого народа нашего и сельской приходской жизни. До послѣдняго времени деревенское общество, будучи единицей государственно-правовою и экономическою, все-таки прежде всего было единицей религіозною, малою помѣстною Церковью, братіей святого храма своего, а священникъ высшимъ авторитетомъ и главнымъ руководителемъ жизни общественной и личной, если только самъ онъ не уклонялся по нерадѣнію отъ своего высокаго призванія.

Революція измѣнила условія пастырской жизни и дѣятельности. Вотъ теперь особенно ясно видно, что цѣль этого революціоннаго движенія, его одушевляющая идея вовсе не исчерпывается перемѣной одного государственнаго порядка на другой; правда, интересы евреевъ и другихъ бунтующихъ инородцевъ направлены преимущественно на такой способъ ослабленія русской народности: но сами русскіе бунтовщики — это не просто политическіе республиканцы, но прежде всего враги христіанства и всякой вообще религіи. Имъ ненавистенъ самый видъ молящихся людей и тѣмъ болѣе самый видъ священника. Свое ученіе они стараются распространить не иначе, какъ пробуждая въ человѣкѣ всѣ грѣховныя страсти, съ которыми онъ прежде боролся, какъ христіанинъ; пробуждаютъ въ немъ озлобленіе, зависть, непокорность родителямъ, изощряютъ его умъ въ искусствѣ постоянно лгать, прикрывать преступныя дѣянія благовидными названіями, обманывать не только другихъ, но и себя самого, затѣмъ совершенно забывать о томъ, что есть едино на потребу, становиться глухимъ и слѣпымъ въ отношеніи своей совѣсти и Христовыхъ заповѣдей.

Невозможно, чтобы такая гибельная работа была безуспѣшна тамъ, гдѣ она не возбраняется внѣшнею силой: одною силой вліянія нравственнаго невозможно спасти всѣхъ отъ растлѣнія, производимаго открыто и безнаказанно. Можно силою убѣжденія и ума разрушить теоретическое лжеученіе, но торжествующее безстыдство, обнаженная наглость, дѣлающая слабаго человѣка звѣремъ, она, конечно, всегда будетъ имѣть своихъ послѣдователей. Гнусенъ свальный развратъ, но если-бы онъ производился на улицахъ открыто и безпрепятственно, то не заражалъ-ли бы онъ собою большаго числа юношей, дѣвицъ и даже стариковъ? То самое должно сказать и о революціонномъ духѣ, распространяемомъ чрезъ газеты, прокламаціи и чрезъ личный примѣръ: этотъ духъ изувѣрнаго оплеванія всего святого, этотъ демонскій нигилизмъ для насъ, пастырей, является какъ уже торжествующій походъ возрожденнаго язычества противъ Христа и Церкви. Иногда онъ, правда, прикрывается названіемъ соціализма христіанскаго, общества христіанской борьбы, свободнаго христіанства и пр.: но вѣдь и ребенокъ умный пойметъ, что эти вывѣски суть не иное что, какъ только лукавый обманъ благочестивой страны нашей, и притомъ обманъ, давно предсказанный Спасителемъ и Апостолами, предупреждавшими христіанъ объ Антихристѣ, т. е. о врагахъ Христовыхъ, разрушителяхъ Его дѣла, которые, однако, будутъ выдавать себя за Его посланниковъ или даже за Самого Него. Итакъ у насъ, пастырей, нѣтъ друзей среди современныхъ направленій: всѣ они проникнуты напряженною ненавистью къ христіанству, и если, повидимому, они больше враждуютъ противъ порядка государственнаго, то именно потому, что послѣднимъ охраняется внѣшняя неприкосновенность Церкви: они надѣются скоро покончить съ нею, лишь только «будетъ взятъ отъ среды удерживающій теперь» (2 Ѳес. II, 7).

Правда, и прежде дѣло Церкви немного имѣло друзей внѣ простого народа, но ей не противились и даже во многомъ помогали ради поддержки добрыхъ нравовъ, — а теперь на нее враждуютъ уже открыто.

Итакъ, отцы и братіе, мы одиноки! Даже многія изъ дѣтей вашихъ, согласно Христову пророчеству, возстали на дѣло ваше и на васъ (Лук. XII, 53). Правда, паства ваша, въ большинствѣ, не отступила отъ Господа, но она такъ мало приспособлена къ житейской борьбѣ, такъ довѣрчива и робка, что, смотрите, пять-шесть опытныхъ негодяевъ могутъ взбаламутить весь приходъ и отравить жизнь пастыря. Паства ваша, пока она была внѣ развращающаго вліянія среды, была добрымъ стадомъ Христовымъ; блаженъ тотъ пастырь, который въ ней найдетъ себѣ нравственную опору въ борьбѣ съ врагами вѣры. Но это удается не многимъ. Большинство іереевъ Божіихъ, какъ написано въ Вашемъ привѣтствіи, чувствуютъ себя предоставленными самимъ себѣ среди враждебнаго бушующаго міра.

Вотъ на это-то слово я и отвѣчаю вамъ, братіе, своимъ посланіемъ. Слава Богу, если это такъ! Слава Богу, если вы терпите вражду отъ міра! Ибо къ вамъ тогда относится оный сладчайшій глаголъ: «сія заповѣдаю вамъ, да любите другъ друга; аще міръ васъ ненавидитъ, вѣдите, яко Мене прежде васъ возненавидѣ. Аще отъ міра бысте были, міръ убо свое любилъ бы, якоже отъ міра нѣсте, но Азъ избрахъ вы отъ міра, сего ради ненавидитъ васъ міръ. Поминайте слово, еже Азъ рѣхъ вамъ: нѣсть рабъ болій Господа Своего. Аще Мене изгнаша, и васъ изженутъ, аще слово Мое соблюдоша и ваше соблюдутъ» (Іоан. XV, 17-20).

Итакъ, ненависть міра насъ не унижаетъ, но возвышаетъ: она возводитъ насъ къ чести св. Апостоловъ; она удостовѣряетъ насъ въ томъ, что слово наше, подтвержденное гоненіемъ отъ міра, уже не останется тщетнымъ, но будетъ сооблюдаться избранными среди нашихъ скорбей. Однако, все это Господь обусловливаетъ нашею взаимною любовью другъ къ другу и къ Нему: «о семъ разумѣютъ вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Іоан. XIII, 35). Не только учениками, но и друзьями Своими именуетъ Господь тѣхъ, кто раздѣляетъ съ Нимъ гоненіе отъ міра. «Вы друзи Мои есте, аще творите, елика Азъ заповѣдаю вамъ. Не къ тому васъ глаголю рабы, яко рабъ не вѣсть, что творитъ Господь его: васъ же рекохъ други, яко вся, яже слышахъ отъ Отца Моего, сказахъ вамъ» (Іоан. XV, 14-15). Будучи вмѣстѣ друзьями Христовыми и общимъ предметомъ ненависти отъ міра, мы должны другъ друга любить, другъ другу повиноваться, другъ за друга держаться, ибо иначе и любовь Христову оскорбимъ, и дѣло Его на Св. Руси погубимъ, и сами погибнемъ.

Прежде я много увѣщевалъ васъ, братіе, любить простой народъ нашъ, вашу паству. Теперь вы видите, какъ укрѣпились и поднялись тѣ пастыри, которые поступали такъ. Они стали во главѣ народныхъ дружинъ мирной борьбы противъ современнаго революціоннаго растлѣнія; по ихъ слову воздвигаются въ приходахъ новые благолѣпные храмы, устраиваются церковно-приходскія школы, выписываются и читаются крестьянами патріотическія изданія. Напротивъ, гдѣ не было крѣпкаго духовнаго общенія и любви между пастыремъ и паствой, тамъ нашли себѣ мѣсто явленія возмутительныя и въ прежнее время невѣроятныя. Крестьяне приговорами постановляли не платить за требы, либо отбирать священническій доходъ на церковь, не выдавать церковныхъ сборовъ на училищныя нужды епархіи, угрожали не впускать священниковъ въ церковь и вѣшали на двери церковныя свой замокъ. Правда, по милости Божіей, этимъ безчинствамъ приходитъ уже конецъ, но допущенное разъ возмущеніе не изглаждается изъ мѣстныхъ нравовъ безслѣдно.

Я писалъ вамъ о любви къ паствѣ. Теперь хочу напомнить вамъ о ближайшихъ сотрудникахъ каждаго изъ васъ — о псаломщикѣ и учителѣ. Не извергайте ихъ изъ своей любви. Они тоже служители Церкви. Они могутъ много и пользы, и вреда принести дѣлу вашему, дѣлу Христову. Забудьте, что они не получили семинарскаго образованія. Насъ объединяютъ въ Христово братство не семинарскіе дипломы, не воспоминанія о годахъ юношескихъ, не единство сословнаго происхожденія. Все это пусть тоже имѣетъ мѣсто въ вашихъ сердцахъ, но иное высшее призваніе друзей Христовыхъ должно тамъ первенствовать: ваше общее — пасеніе Христова стада, ваша общая борьба съ міромъ. А въ этомъ дѣлѣ вамъ помогаютъ или напротивъ мѣшаютъ ваши сотрудники — псаломщики, діаконы, учителя. Не гнушайтесь ими, не пренебрегайте ими. Они ближе васъ стоятъ къ народу, къ нимъ смѣлѣе подходитъ крестьянинъ и его семья. По большей части они — молодые люди, которые при вашемъ стараніи готовы усвоить все, что вы имъ внушите, если они почуютъ въ васъ любящаго отца и покровителя.

Встрѣчаются еще и псаломщики стараго типа, смиренные, благоговѣйные молитвенники, преданные церковной службѣ сознательно и умиленно. Учитесь у такихъ стяжанію молитвеннаго дара, учитесь Христову долготерпѣнію и горячей вѣрѣ. Молодыхъ учите усердно, давая имъ разумныя книги для чтенія, отмѣчая для сего полезныя статьи въ епархіальныхъ и синодальныхъ изданіяхъ и иныхъ подобныхъ. Въ дружномъ единеніи съ клирикомъ и учителемъ вы будете втрое сильнѣе для Христова воинствованія, а при враждѣ съ ними окажетесь безсильными въ приходѣ. Конечно, людей между ними безстыдныхъ и дерзкихъ надо смирять, но еще лучше — вразумлять и исправлять, помня притчу Господа о милостивомъ царѣ и немилостивомъ должникѣ его.

Иныя болѣе начальственныя отношенія установились въ нашемъ по-уніатскомъ краѣ между настоятелями приходовъ и низшими клириками, но жизнь предъявляетъ намъ новыя требованіл и условія, и, если не ради заповѣди Божіей, то ради общаго блага, жертвуйте иногда тѣми изъ усвоенныхъ съ дѣтства обычаями, которые мало въ себѣ имѣютъ добраго, но свято храните то, что было согласно съ заповѣдями Божіими. Помните, что времена наступаютъ лютыя: намъ будетъ все труднѣе и все хуже. Политическое благоустройство быть можетъ и водворится снова (допустимъ это), но исцѣлить разстройство нравственное гораздо труднѣе и, быть можетъ, уже не суждено. Вѣдь на нашихъ глазахъ цѣлыя поколѣнія становятся негодяями, а все это наростающее зло — развѣ оно не пожелаетъ посчитаться съ представителями правды Христовой? И уже считается, и уже грызетъ насъ, а будетъ грызть еще злѣе. «Внемлите же себѣ, да не когда отягчаютъ сердца ваша объяденіемъ и пьянствомъ и печальми житейскими... Бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся убѣжати всѣхъ сихъ хотящихъ быти, и стати предъ Сыномъ Человѣческимъ» (Лук. XXI, 34, 36).

Декадентскія изданія призываютъ васъ сблизиться съ жизнью, сойтись съ современными направленіями, а Господь и исторія призываетъ васъ, какъ Апостолъ Павелъ и Исаія пророкъ призывали вѣрныхъ: «выйдите изъ среды ихъ и отдѣлитесь, говоритъ Господъ, и не прикасайтесь къ нечистому и Я пріиму васъ» (2 Кор. VI, 17). Будемъ держаться Церкви и другъ друга, не вдаваясь волнамъ еретическихъ блужданій, которыя вливаются уже въ духовную школу, особенно въ школу высшую, и въ духовное сословіе. Смотрите, обо всемъ пишутъ и говорятъ представители этого ложнаго направленія, кромѣ спасенія, кромѣ добродѣтели, кромѣ нравственнаго возрожденія народа и общества. Пробуждая личное и сословное самолюбіе и духъ противленія, они и знать не хотятъ того, что не могутъ-же іереи Божіи отказаться отъ своей клятвы при посвященіи въ священники, не могутъ, оставаясь іереями, отрекаться отъ вѣры и Церкви Православной, отъ молитвъ, священнодѣйствій и проповѣди.

Я увѣщеваю васъ, отцы и братіе, держаться другъ друга, держаться Церкви и вѣчнаго спасенія потому, что вижу въ васъ доброе стремленіе именно такъ поступать. Вы не поддались протестантскому или, вѣрнѣе сказать, языческому вліянію современныхъ теченій; вы старались по мѣрѣ силъ стоять за вѣру и народность русскую. Мнѣ особенно отрадно было узнать, съ какимъ единодушіемъ вы собрались на думскіе выборы, несмотря на то, что мои хлопоты объ облегченіи вамъ этого дѣла не увѣнчались успѣхомъ. Разумѣю то, что вамъ пришлось собираться не въ ближайшихъ мѣстечкахъ, а въ уѣздныхъ городахъ, иногда за 100 верстъ отъ своего села. Правда, въ трехъ уѣздахъ священники не могли дружно собраться, потому что даже извѣщенія о семъ не получили, а мои заявленія о семъ тоже остались безуспѣшны: но что могли вы сдѣлать, то сдѣлали добросовѣстно и безкорыстно. За это вамъ спасибо. И не столько дороги самые результаты вашего участія въ выборахъ, сколько обнаруженная ревность о русскомъ дѣлѣ. Она найдетъ себѣ исходъ, если не въ Думѣ, то въ вашей непосредственной пастырской дѣятельности, а это гораздо цѣннѣе для Россіи, для народа нашего, для Господа Бога.

Будемъ же, достолюбезные сотрудники, сознавать себя единымъ братствомъ церковнымъ, пастырскимъ, воинствующимъ за Церковь противъ язычествующаго невѣрующаго міра! Будемъ повторять исповѣдь Божественнаго Павла: «для всѣхъ я былъ всѣмъ, чтобы спасти по крайней мѣрѣ нѣкоторыхъ» (1 Кор. IX, 22).

Этого никакія революціи, ни конституціи, ни ереси, ни безбожіе, ни самые демоны не могутъ насъ лишить. Они могутъ многихъ отторгнуть, многихъ погубить, измѣнить нравы, разрушить храмы, оквернить святыни, но самаго дѣланія духовнаго пастырскаго уничтожить не могутъ.

Въ отношеніи лично къ себѣ скажу: за слово любви и довѣрія благодарю: оно меня окрыляетъ и радуетъ, но на будущее время да будетъ сіе отрѣшено отъ обстоятельствъ моей личной жизни. Ни на какіе дальнѣйшіе юбилеи мои, хотя бы и столѣтній, ни сборовъ, ни адресовъ, ни молебствій не творите. Святые отцы сего не дѣлали, и я не желаю, а будемъ вмѣстѣ работать во славу Господа, Который да будетъ милостивъ ко всѣмъ намъ по молитвамъ святыхъ Своихъ.

Примѣчаніе:
[1] Напечатано въ «Почаевскомъ Листкѣ» № 37-38, 1907 г.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 529-535. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.