Церковный календарь
Новости


2018-10-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). Православное Міровоззрѣніе (1990)
2018-10-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). Духъ послѣднихъ временъ (1991)
2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 7-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 6-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 108-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 49-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Что дѣлать малому стаду? (1992)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Догматизація Сергіанства (1992)
2018-10-20 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Харизмат. возрожденіе" какъ знаменіе времени (1991)
2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 21 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

е) Посланія.
Къ Волынскому народу. Не переселяйтесь въ Америку!!
[1]

Теперь то и дѣло слышишь, что такой-то и такой-то крестьянинъ уѣхалъ на заработки въ Америку или даже совсѣмъ переселился туда. Всякій разъ болитъ душа моя, когда я слышу такія вѣсти. Вы не знаете, простые люди, чтó это за страна Америка? Она гораздо хуже Турціи. Турки, хотя не любятъ христіанъ и имѣютъ богомерзкій законъ, но все же вѣруютъ своему Богу и бояться Его. А въ Америкѣ для огромнаго большинства людей нѣтъ Бога; у нихъ вмѣсто Бога ихъ собственное чрево, какъ сказалъ Апостолъ. Правда, большая часть жителей Америки или Соединенныхъ Штатовъ числятся въ какой-нибудь вѣрѣ — католической, или лютеранской, или англиканской, или іудейской, или другой какой, но мало кто изъ нихъ чему-нибудь вѣритъ, кромѣ денегъ. Деньги тамъ вмѣсто вѣры: всѣ только объ одномъ стараются, чтобы нажиться и потомъ говорить хульныя слова, какъ невѣрующіе евреи при Исаіи пророкѣ: «будемъ ѣсть и пить, ибо завтра умремъ» (Ис. XXII, 13). Не поселяйтесь, братіе, среди безбожниковъ, чтобы не потерять того, что есть самое дорогое для человѣка — т. е. вѣры и надежды на спасеніе. Но скажете, пожалуй; «мы не станемъ такими, какъ прочіе американцы, а останемся православными русскими людьми, какими остались и наши земляки, переселившіеся туда!» Легко такъ говорить, но трудно исполнить. Слушайте, чтó написано въ Святой Библіи: «кто прикасается къ смолѣ, тотъ очернится, и кто входитъ въ общеніе съ гордымъ, сдѣлается подобнымъ ему. Какое общеніе у горшка съ котломъ? Этотъ толкнетъ его и онъ разобьется» (Сирах. XIII, 1, 3).

Въ томъ обществѣ, гдѣ всѣ забыли о спасеніи души, а, возлюбивши нынѣшній вѣкъ, бьются только о богатствѣ неправедномъ, очень трудно сохранить страхъ Божій и любовь къ добродѣтели. Если не исторгнутъ св. вѣры изъ своего сердца тѣ, которыхъ дѣтство протекло на Святой Руси, но они вернутся домой уже не прежними Христовыми овечками, а козлищами, сердитыми и блудными. Но если они останутся на всю жизнь въ той нечестивой безбожной странѣ, то дѣти ихъ будутъ уже во всемъ подобны прочимъ американцамъ. Святыя для насъ слова: Господь Іисусъ Христосъ, Пресвятая Богородица, Святый Николай Чудотворецъ, градъ Божій Іерусалимъ, Святый Аѳонъ, Чудотворная Лавра Почаевская или Кіево-Печерская — все это для нихъ будутъ словами чуждыми, какъ для нѣмца или француза. Вы воздыхаете со слезами и падаете ницъ, когда читаетъ священникъ: «Духъ же цѣломудрія, и смиреномудрія, терпѣнія и любве даруй ми, рабу Твоему». — А они, услышавъ эту молитву, скажутъ: «ну, намъ всего этого даромъ не надо, а дайте намъ хорошихъ сигаръ да рому, да колбасы, а паче всего золота, серебра и золота!

Вамъ больно бываетъ видѣть дѣтей своихъ больными, или голодными, или битыми. Но гораздо горестнѣе увидать ихъ безбожниками, безсовѣстными, ворами. А такими будутъ они, если родятся въ Америкѣ и съ дѣтства начнутъ уподобляться тамошнимъ жителямъ. Не поселяйтесь, братіе, въ Америкѣ и не ѣздите туда. Лучше прожить всю жизнь въ бѣдности, чѣмъ пріобрѣсти богатство и потерять свою душу да наплодить дѣтей безбожныхъ. «Лучше умереть бездѣтнымъ», такъ написано во св. Библіи: «нежели имѣть дѣтей нечестивыхъ» (Сирах. XVI, 4). Не переселяйтесь, братіе, въ страну нечестія, гоняясь за богатствомъ суетнымъ. Помните Христовъ глаголъ: «кая польза человѣку, аще пріобрящетъ міръ весь и отщетитъ душу свою? или что дастъ человѣкъ измѣну за душу свою?» (Матѳ. XVI, 26). Переселяйтесь въ нашу православную Сибирь, на Амуръ, въ Туркестанъ, на Пріуралье: тамъ православіе, тамъ усердіе къ спасенію души, тамъ держава нашего возлюбленнаго Царя, тамъ святыя церкви, тамъ не забудете Бога и святого Евангелія.

Примѣчаніе:
[1] Напечатано въ «Почаевскомъ Листкѣ» № 21-22, 1908. — [Въ изданіи 1968 г. опущено; приводится по второму изданію сочиненій влад. Антонія 1911 г. — Прим. А. К.].

Источникъ: Архіепископъ Антоній (Храповицкій). Полное собраніе сочиненій: Въ трехъ томахъ. Съ портретомъ автора. Томъ I-й. — Изданіе второе, значительно исправленное. — СПб.: Изданіе И. Л. Тузова, 1911. — С. 535-537.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.