Церковный календарь
Новости


2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
2018-10-10 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Соврем. экуменическое обновленчество (1992)
2018-10-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 102-е (12 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 15 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

е) Посланія.
Посланіе участникамъ Почаевскихъ Миссіонерскихъ курсовъ.

Смиренный Антоній Божіею милостію Архіепископъ Волынскій и Житомірскій всѣмъ участникамъ Почаевскихъ Миссіонерскихъ курсовъ, Божіимъ священникамъ и священномонахамъ о Господѣ радоватися.

Всегда бываетъ мнѣ утѣшительно видѣть собраніе служителей Божіихъ, соединяющихся для обсужденія дѣлъ церковныхъ, потому что помню я глаголъ Господень: «аминь, глаголю вамъ, аще два отъ васъ совѣщаета на земли о всякой вещи, еяже аще просита, будетъ има отъ Отца Моего, Иже на небесѣхъ, идѣже бо еста два или тріе собрани во имя Мое, ту есмь посредѣ ихъ» (Матѳ. XVIII, 19-20).

Слова эти, умилительныя и радостныя, воспоминаю я на всякомъ собраніи духовномъ, но особенно точно они соотвѣтствуютъ настоящему вашему недѣльному общенію въ бесѣдахъ о Божественной истинности нашей вѣры и о вразумленіи отпавшихъ. Съѣзды епархіальные большую часть своихъ трудовъ посвящаютъ дѣламъ жизни временной, дѣламъ сословнымъ, хотя тоже разумнымъ и полезнымъ, но земнымъ, — а этотъ вашъ съѣздъ имѣетъ цѣлью собранія тѣхъ небесныхъ сокровищъ, «идѣже ни червь, ни тля тлитъ, и идѣже татіе не подкопываютъ, ни крадутъ» (Матѳ. VI, 21).

Здѣсь вы упражняетесь въ изученіи того блаженнаго подвига, о которомъ говоритъ братъ Господень по плоти и другъ Божій по духу: «братіе, аще кто въ васъ заблудитъ отъ (пути) истины, и обратитъ кто его, да вѣсть, яко обративый грѣшника отъ заблужденія пути его спасетъ душу отъ смерти и покрыетъ множество грѣховъ» (Іак. V, 19-20).

Возлагаемыя на меня Св. Синодомъ послушанія постоянно лишаютъ меня возможности участвовать во многихъ лучшихъ явленіяхъ нашей мѣстной церковной жизни, отвлекая меня надолго въ столицу; лишили они меня возможности и исполнить свое намѣреніе о еженедѣльной письменной бесѣдѣ со своими сослужителями въ «Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ» и понудили прекратить ихъ на третьей книжкѣ послѣднихъ. Даже и эти строки удается мнѣ вамъ написать только въ вагонѣ желѣзной дороги. Но духомъ я всегда съ тѣми, кто побораетъ за святую истину нашей вѣры.

Да пріидетъ же къ вамъ невидимо Божественный Духъ, Огнь отъ Огня происходяй, да просвѣтитъ ваши души разумѣніемъ Божественныхъ словесъ и да зажжетъ сердца ваши Иліиной ревностью о вразумленіи заблудшихъ и о наученіи невѣдущихъ.

Оный Утѣшитель, Духъ истины, да даруетъ вамъ не только уразумѣть и запомнить всѣ тѣ православныя истолкованія библейскихъ словесъ, въ чемъ будетъ и заключаться сущность вашего обученія благовѣстнической мудрости, но и изъ вашихъ собственныхъ сердецъ да откроетъ Онъ родникъ обильнаго наученія людей Божественнымъ истинамъ и Христовымъ заповѣдямъ! Объ этомъ молитесь, достолюбезные отцы и братіе, и объ этомъ выслушайте мое напоминаніе.

Знайте, что простая передача усвоенныхъ истинъ, простое повтореніе того, что вамъ сообщали; — мало можетъ воздѣйствовать на душу, поколебленную въ вѣрѣ. Правда, и это дѣло хорошее — имѣть въ своей памяти опроверженіе еретическихъ лжетолкованій, а равно и доказательства правильнаго толкованія. Но это убѣдительно только для слушателей безпристрастныхъ; гораздо труднѣе предварительная работа проповѣдника истины: возвести уклонившагося слушателя къ безпристрастію, внушить ему желаніе познать истину независимо отъ своихъ предубѣжденій, смирить въ его сердцѣ злобное непокорство, заставить посмотрѣть на свое прошлое съ осужденіемъ и затѣмъ сказать служителю Божію, какъ древніе іудеи Іоанну Крестителю или Апостоламъ въ день Пятидесятницы: что намъ дѣлать, чтобы спастись?

Вотъ для того, чтобы смирить, чтобы умилить отпадшихъ или колеблющихся, прежде чѣмъ начнете ихъ вразумлять касательно ихъ заблужденій, вотъ для этого благодатнаго на нихъ воздѣйствія, чтобы они говорили подобно Лукѣ и Клеопѣ: «не сердце ли наю горя бѣ въ наю, егда глаголаше нама на пути и егда сказоваше нама писанія» (Лук. XXIV, 32).

Для такого-то уготовленія сердецъ человѣческихъ къ принятію истины потребно вамъ, отцы и братіе, исполненіе собственнаго сердца обильнымъ источникомъ общаго благовѣствованія, о которомъ сказалъ Господь «вѣруяй въ Мя, якоже рече Писаніе, рѣки отъ чрева его истекутъ воды живы. Сіе же рече о Дусѣ, Егоже хотяху пріимати вѣрующіи во имя Его» (Іоан. VII, 38-39).

Тотъ проповѣдникъ можетъ обратить заблудшаго, который прежде покажетъ ему общую сладость ученія Христова и церковнаго въ своихъ устахъ и потомъ уже перейдетъ къ особенному предмету вѣры, спорному между сектантами и православными.

Какъ же снискать себѣ такой даръ духа, даръ благодатнаго учительства? Должно всегда помнить, что онъ отъ Бога и молиться о немъ, а не изъ себя выжимать искуственно, какъ дѣлаютъ инославные проповѣдники актеры. Должно, молясь о такомъ дарованіи, исповѣдать Богу свою грѣховность, свое недостоинство и внутренно отречься отъ желанія себѣ славы и высшихъ успѣховъ, но просить у Бога славы только Ему и спасенія душамъ, поколебленнымъ въ вѣрѣ. Нѣтъ тому благодатной помощи, кто желаетъ ею умножить собственную гордыню: «Богъ гордымъ противится, смиреннымъ же даетъ благодать» (Прит. III, 34).

Второе условіе для стяжанія сего дара заключается въ постоянномъ, т. е. ежедневномъ, чтеніи Св. Библіи изъ Ветхаго и Новаго Завѣта. Хоть по два раза въ годъ старайтесь ее прочитывать всю съ благоговѣніемъ; не успѣете вы еще третій разъ ее дочитать, какъ почувствуете зажегшійся въ вашемъ сердцѣ пламень отъ сего огненнаго слова Божія. У васъ явится постоянное внутреннее понужденіе къ тому, чтобы вѣщать людямъ Божію волю. И не придирчивыми совопросниками явитесь вы тогда предъ лицемъ заблуждающихся, но слово ваше будетъ со властію, а не какъ у книжниковъ и фарисеевъ (Матѳ. VII, 9).

Это потому, что постоянное чтеніе Божественныхъ Писаній «скоро вземлетъ отъ земныхъ, восперяетъ, возвращаетъ, устрояетъ горѣ».

А если будете нѣсколько лѣтъ упражняться въ этомъ сладостномъ подвигѣ изученія слова Божія, то невозможно станетъ лжеучителямъ поставить васъ въ затрудненіе какимъ-либо новымъ сплетеніемъ лукавыхъ словесъ и пріисканіемъ новаго библейскаго изреченія, дающаго мнимую опору ихъ заблужденіямъ. Полнота Божественныхъ Откровеній, вмѣщенная въ вашемъ умѣ и сердцѣ, дастъ имъ чрезъ ваши уста побѣдоносный отпоръ въ цѣломъ потокѣ библейскихъ изреченій и ихъ взаимныхъ сопоставленій, и надолго отобьетъ у лжеучителей дерзостную рѣшимость нападать на церковную истину лукавымъ подборомъ текстовъ, ихъ извращенными толкованіями.

Да и самые эти лжеучители не могли бы у насъ появиться, если бы всѣ церковные пастыри изучали науку врачеванія ихъ духовныхъ болѣзней и еслибъ усердно молились и читали слово Божіе.

Но поелику этого, къ сожалѣнію, не всѣ исполняютъ и всѣ исполнять не будутъ, то нарочитые ревнители слова и благочестія, т. е. вы, достолюбезные отцы и братіе, согласно выбору вашихъ собратій по священству, призываетесь къ сугубому усердію о вразумленіи заблудшихся не только въ приходѣ каждаго изъ васъ, но и во всемъ своемъ родномъ благочиніи въ помощь пастырямъ, менѣе опытнымъ.

Да не будетъ здѣсь мѣста ни зависти однихъ, ни пренебреженію другихъ. Преимущество дарованія и опытности своего избраннаго собрата да умножитъ напротивъ сорадующуюся братскую любовь прочихъ, а самими избранниками да внушается чрезъ то постоянное сознаніе своей преимущественной отвѣтствености предъ Богомъ, рекшимъ: «проклятъ всякъ, творяй дѣло Божіе съ небреженіемъ» (Іер. XLVIII, 10).

Врагъ обложилъ нашу помѣстную церковь разными соблазнами: и латинскою ересью и штундовымъ или баптистскимъ чужебѣсіемъ, и революціоннымъ нигилизмомъ, иногда тоже повторяющимъ въ извращенномъ смыслѣ слова Писанія. Всѣ эти заблужденія сходятся въ общей горячей ненависти къ христіанству, содержимому только у насъ, въ Христовой церкви, а у латынянъ и сектантовъ перемѣшиваются съ классическимъ суевѣріемъ, аѳинейскими плетеньями и языческимъ отношеніемъ къ жизни — себялюбивымъ, чувственнымъ и горделивымъ. Идите, говорилъ вамъ Христосъ: «се, Азъ посылаю васъ яко овцы посредѣ волковъ: будите убо мудри яко змія, и цели яко голубіе» (Матѳ. X, 16).

«Азъ бо дамъ вамъ уста и премудрость, ей же не возмогутъ противитися или отвѣщати вси противляющіися вамъ» (Лук. XXI, 15).

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 536-539. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.