Церковный календарь
Новости


2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 18 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Томъ 15-й: «Слова, бесѣды и рѣчи». («О жизни по внутреннему человѣку»).
Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго).

е) Посланія.
Письмо къ Члену Государственнаго Совѣта Владиміру Карловичу Саблеру 16 мая 1905 г.

Глубокоуважаемый и дорогой Владиміръ Карловичъ!

Покинувъ столицу и разставшись съ Вами, считаю долгомъ исполнить желаніе своего сердца и облечь въ правдивую форму письменнаго слова тѣ чувства, которыя тѣснятся въ моей груди при воспроизведеніи Вашего нравственнаго облика и Вашей дѣятельности по Духовному Вѣдомству, которая окончилась въ текущемъ мѣсяцѣ къ нашей общей печали.

Дѣятели, справедливо пользующіеся общимъ сочувствіемъ, извѣстны своимъ почитателямъ либо по какой-нибудь симпатичной, высокой чертѣ характера, либо по преданности той или иной идеѣ. При всякой мысли о такомъ дѣятелѣ возникаетъ и представленіе объ его духовномъ сокровищѣ, о томъ добромъ дѣлѣ, которое ему дорого, и всякій чувствуетъ, что то не обыкновенный человѣкъ, устраивающій свое земное благополучіе, а человѣкъ особенный, высшаго порядка, и внутренно его привѣтствуетъ. Блаженъ тотъ изъ насъ, чья душа, чья жизнь, возвышаясь надъ себялюбіемъ, безкорыстно привязана къ какому-либо доброму началу жизни; блаженъ тотъ, кто имѣетъ въ душѣ неугасимый свѣточъ хотя бы одной добродѣтели, которой онъ никогда не измѣнитъ!

Но есть подвигъ еще высшій такого строя жизни. Есть жизнь, которая вся цѣликомъ проникнута самоотверженіемъ; встрѣчаются сердца, наполненныя заботою о томъ, чтобы ничего никогда не желать для себя, а только для своей идеи — въ области отношеній общественныхъ, — и для исполненія воли Божіей — въ жизни личной. Такіе люди не имѣютъ покоя и не владѣютъ своимъ днемъ, ни даже своимъ ночлегомъ. Какъ бурное море съ безконечными волнами окружаетъ корабль и старается его потопить, такъ ихъ окружаетъ со всѣхъ сторонъ безконечная, неутолимая, все возрастающая человѣческая нужда, нужда общественной жизни и нужды частныя. Духъ, отзывчиво сочувственный ко всякому общественному благу, — сердце, не отворачивающееся отъ ближнихъ, требующихъ сострадательнаго участія — это такая рѣдкая диковина въ нашъ черствый и себялюбивый вѣкъ, что къ ней стремительно несутся учрежденія и люди со всего города, съ цѣлой губерніи, съ цѣлаго государства, со всей вселенной. Ніагарскій водопадъ, соборъ Петра въ Римѣ, Бразильскіе брилліанты или Калифорнское золото не такъ притягиваютъ къ себѣ людей, какъ всеобъемлющее сердце, какъ духъ, свободный отъ себялюбія. Это уже вторая высшая ступень возрожденнаго человѣка — христіанина. Это тотъ же жребій жизни, который взяли Вы, Владиміръ Карловичъ, изъ Божіей десницы. — Люди справедливо ублажаютъ такихъ подвижниковъ любви. Но жизнь ихъ блаженна не въ обычномъ смыслѣ сего слова. Они всегда подавлены заботой, они всегда огорчены за многое и за многихъ. Постоянно разочаровываясь въ друзьяхъ, постоянно наживая себѣ враговъ при желаніи быть другомъ всѣхъ, постоянно скорбя о недостигнутыхъ высокихъ цѣляхъ общественнаго благоустройства, постоянно оскорбляемые неблагодарностью однихъ и косною черствостью другихъ, подобные люди могутъ побѣждать горе жизни только потому, что у нихъ нѣтъ возможности отдаться своему чувству ни на минуту, — только потому, что имъ некогда жаловаться, плакать и унывать, такъ какъ они, добровольно поработившись всѣмъ, не имѣютъ въ своемъ распоряженіи ни свободнаго часа времени, ни свободнаго уголка сердца или кусочка мозга для своихъ собственныхъ настроеній — все для дѣла, все для ближнихъ, все для Церкви, все для Господа.

Я упомянулъ, что люди ублажаютъ такое самоотверженіе, но они замѣчаютъ его не скоро, они оцѣнятъ его обыкновенно лишь тогда, когда его носитель отъ нихъ удалится надолго или навсегда. Напротивъ, вблизи себя мы прославляли тѣхъ, которые не прочь иногда сдѣлать доброе дѣло и умѣютъ это подчеркнуть, но тѣхъ немногихъ людей, которые всегда вѣрны евангельской заповѣди, мы не замѣчаемъ, какъ они сами не замѣчаютъ себя, а видятъ предъ собою только дѣло. Обыватель казенной квартиры бережно обходится со своею хорошей керосиновой лампой, но безконечнаго запаса электрическаго свѣта онъ не бережетъ, а смѣлой рукой поворачиваетъ пуговицу, когда нужно и когда не нужно. Также склонны обращаться люди съ тѣми, кто неистощимъ въ сочувствіи къ нимъ, въ состраданіи, въ безкорыстномъ трудѣ и услужливости. Они его не жалѣютъ, какъ онъ не жалѣетъ себя; они готовы забыть, что и онъ живой человѣкъ, а не машина добра и участія. Тяжелъ подвигъ такого человѣка, но чѣмъ выше этотъ подвигъ, тѣмъ онъ угоднѣе Христу, а таковъ именно подвигъ Вашей жизни. Вы не искали себѣ награды у людей, но по Апостолу ждали похвалы отъ Христа. Она не испразднится для Васъ, ибо неложныя уста обѣтовали ее кроткимъ, милостивымъ и миротворцамъ: но Вы пріобрѣли себѣ и дальнѣйшія блаженства Евангелія. Одушевленный дѣятель богатъ бываетъ врагами, а вражда въ средѣ психическихъ профессій, т. е. среди служителей науки, искусства и религіи, выражается прежде всего клеветой. Но эта гидра, гнавшаяся за Вами съ первыхъ шаговъ Вашей церковной дѣятельности, не ожесточила Васъ и не ослабила той нѣжной симпатіи, которую Вы съ дѣтства питали къ нашей духовной средѣ. Всѣ отзывчивыя сердца цѣнили это, а ихъ все-таки у насъ большинство, и теперь телеграфная вѣсть о Вашемъ удаленіи, какъ болѣзненный токъ электрической искры, ущемила за сердце духовныхъ отцевъ и матерей, начиная съ бѣлаго клобука и украшенной звѣздой протоіерейской рясы до сельскаго пономаря, аѳонскаго послушника, деревенскаго учителя и церковнаго старосты — крестьянина. Едва ли былъ на Руси человѣкъ, имѣющій столько друзей въ духовномъ мірѣ, какъ Вы. Нашъ Волынскій край помнитъ Константина Острожскаго. То былъ мірянинъ, который ревностью о Церкви и разносторонними заслугами церковному дѣлу превзошелъ современныхъ ему священниковъ и архіереевъ. Я, однако, склоненъ думать, что Ваша дѣятельность на пользу Церкви Божіей — еще разностороннѣе и шире.

Своею горячею любовію къ Божественной службѣ Вы, можно сказать, поворотили исторію русскаго богослуженія, Вы удержали ее отъ ея стремительнаго удаленія отъ богопреданныхъ образцовъ къ западно-европейскимъ чувственнымъ эффектамъ; подъ Вашимъ вліяніемъ церковная служба духовныхъ школъ, монастырей и приходовъ вновь украсилась забытыми сокровищами молитвы, созданными богопросвѣщенными мужами, или вѣрнѣе Святымъ Духомъ. Не всѣ духовныя лица цѣнятъ эти возвращенныя церквамъ стихиры, антифоны и осмогласіе, но должно помнить, что, помимо прочаго, богослуженіе и въ наше время составляетъ девять десятыхъ созидающихъ силъ Церкви, а проповѣдь у насъ такъ скудна и школьное обученіе богопознанію такъ формально, бѣдно и далеко отъ жизни, что едва ли одна десятая воспитывающихъ силъ Церкви выполняется этими отправленіями. Но и здѣсь дѣло не шло внѣ Вашего вліянія. Благодаря послѣднему, наши семинаріи хоть нѣсколько проникались началами духовнаго воспитанія, и проповѣдничество стало предметомъ практическихъ упражненій учашихся. Говорить ли о миссіонерской проповѣди, о борьбѣ съ ересями и расколомъ, объ утвержденіи единовѣрія? Здѣсь все живое по всей Россіи и далеко за границей носитъ печать Вашего вліянія и покровительства, и всѣ почти до одного миссіонеры считаютъ Васъ своимъ личнымъ другомъ. Строеніе храмовъ Божіихъ, учрежденіе святыхъ обителей, церковно-народная школа — все это двигалось и, можно сказать, дышало Вами.

Дѣла подобнаго рода, восходя въ центральное управленіе въ огромномъ количествѣ, поневолѣ превращались здѣсь въ ряды наименованій и цифръ, но то и другое въ Вашемъ всеобъемлющемъ сердцѣ, въ Вашей всеохватывающей памяти получали жизнь и встрѣчали не формальное только отношеніе, но были разсматриваемы по существу. Особенно трогательнымъ для меня въ частности являлось то чисто материнское участіе, съ которымъ Вы, никѣмъ не побуждаемые, вникали во всякое ходатайство крестьянъ по своимъ приходскимъ дѣламъ; можно было думать, что Вы сами прихожанинъ любого села далекаго Заволжья или Сибири, откуда приходили малограмотныя просьбы приходскихъ уполномоченныхъ. Одинъ маститый іерархъ говорилъ мнѣ, что хотя скопленіе дѣлъ и понуждаетъ всѣхъ насъ быть подчасъ чиновниками, но наименѣе чиновникомъ среди насъ являлись всегда Вы, незабвенный Владиміръ Карловичъ.

Да, будучи по своему званію чиновникомъ Духовнаго Вѣдомства, Вы на самомъ дѣлѣ были прежде всего сыномъ Церкви и радѣтелемъ ея славы.

А въ комъ, какъ не въ Васъ, искали правды всѣ напрасно обиженные? въ комъ, какъ не въ Васъ, искали милосердія всѣ, пострадавшіе по закону человѣческому, но имѣвшіе право на снисхожденіе по высшему Закону Божію? За тѣхъ и дугихъ Вы начинали хлопотать съ такимъ усердіемъ, какъ не хлопочутъ за близкихъ родственниковъ, съ такимъ терпѣніемъ, какъ не всякій станетъ хлопотать за самого себя.

Живя для другихъ, стоя выше пониманія большинства, Вы не оцѣнены по достоинству даже друзьями. У насъ благоговѣютъ болѣе предъ спеціалистомъ, нежели предъ всеобъемлющамъ дѣятелемъ, предъ ходульнымъ авторитетомъ, нежели предъ умственнымъ и нравственнымъ талантомъ: еслибъ Вы дали вчетверо меньше того, чѣмъ Вы были для Церкви и русскаго народа, Васъ бы оцѣнили въ восемь разъ больше; толпа всегда будетъ удивляться Гераклиту болѣе, чѣмъ Сократу. Но Вамъ ли жалѣть объ этомъ? Вы ревновали не о себѣ, а о правдѣ Божіей; не для своей славы Вы видѣлись со своею семьей меньше, нежели съ сослуживцами; примѣръ Вашего самоотверженнаго трудолюбія воспиталъ Вашихъ сыновей лучше, чѣмъ постоянное пребываніе съ дѣтьми тѣхъ отцевъ, которые могутъ научить ихъ только борьбѣ за личное благополучіе.

Теперь, когда труженики Церкви лишаются Вашего покровительства, когда скорбящіе и нуждающіеся въ Вашемъ участіи узнаютъ о Вашемъ удаленіи, — теперь тѣ и другіе поймутъ, кого они потеряли и найдутъ слово, чтобы выразить это. Но Васъ будетъ радовать не похвала и благодарность, а напротивъ то, что, какъ покажетъ дѣйствительность, Ваши насажденія вкоренились въ церковную ниву такъ глубоко и прочно, что большинство ихъ будутъ возрастать во славу Божію даже и лишенныя теперь Вашего покровительства, но подкрѣпляемыя Вашимъ сочувствіемъ.

Инъ есть сѣяй и инъ есть жняй; но кто сѣетъ не для своей славы, а въ животъ вѣчный, тотъ утѣшается дѣломъ Божіимъ, хотя бы оно процвѣло въ рукахъ уже другого дѣятеля, да сѣяй вкупѣ радуется и жняй.

Послѣдніе дни Вашей службы Вы ознаменовали подвигомъ, которымъ увѣнчали цвѣтущее древо своихъ заслугъ, какъ бы золотымъ вѣнцомъ, проявивъ столь горячее сочувствіе возстановленію каноническаго строя церковной жизни. Я бы сказалъ, что Вы превзошли самого себя, но выражусь еще точнѣе: Вы превзошли ожиданія даже самыхъ искреннихъ Вашихъ друзей и почитателей.

Вашъ Ангелъ Хранитель радуется за Васъ, а мы, Ваши преданные и благодарные богомольцы, возносимъ молитвы, чтобы Господь сторицею воздалъ Вамъ за подвигъ Вашъ, и вѣру, и терпѣніе, и любовь.

Примите отъ меня въ залогъ непрекращаемой любви во Христѣ св. Икону Почаевской Матери Божіей.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 540-544. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.