Церковный календарь
Новости


2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ. Бесѣды св. Василія Великаго и прав. Іоанна Кронштадтскаго (1976)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Жизнь въ Церкви - жизнь въ благодати (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 10 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ седьмой. [1961 г.]

Житіе св. священномученика отца нашего Филиппа митрополита Московскаго и всея Россіи чудотворца.
Память 9 января.

Ѳеодоръ хорошо зналъ, что родные не отпустятъ его въ монастырь. Вѣдь они дали ему прекрасное образованіе, чтобы онъ наслаждался всѣми земными благами. И тайно отъ родныхъ, переодѣвшись въ крестьянское платье, отправился онъ въ дальній путь безъ всякихъ средствъ, надѣясь лишь на помощь Божію. Ѳеодору было тогда уже около тридцати лѣтъ. По дорогѣ онъ остановился у одного крестьянина и нанялся къ нему въ работники. Заработавъ на дальнѣйшій путь, Ѳеодоръ снова отправился въ дорогу. Послѣ многихъ трудностей достигъ онъ своей желанной цѣли — прекраснаго, тихаго монастыря Соловецкаго. Радовалась его святая, чистая душа, когда онъ вошелъ въ монастырскія врата.

Онъ былъ ласково принятъ старцемъ Алексіемъ — игуменомъ Соловецкой обители.

И сталъ святой усерднымъ, тихимъ, кроткимъ послушникомъ. Смиренно носилъ воду, рубилъ дрова, работалъ на кухнѣ, въ огородѣ, на мельницѣ. Но не всѣ иноки оказывали ему любовь. Врагъ рода человѣческаго внушалъ нѣкоторымъ братьямъ оскорблять его. Нѣкоторые дурные монахи даже били кроткаго, смиреннаго, святого раба Божія.

Черезъ полтора года игуменъ старецъ Алексій постригъ святаго Ѳеодора и назвалъ его Филиппомъ. Но и въ новомъ званіи юный инокъ оставался такимъ же кроткимъ, смиреннымъ, незлобивымъ.

Высока, чиста была молитва избранника Божія! Чтобы безъ развлеченія устремляться душою къ Богу, инокъ Филиппъ часто просилъ своего игумена благословить его удаляться на одинъ пустынный островъ. Благостный игуменъ разрѣшалъ, зная любовь инока Филиппа къ уединенію. Надъ свѣтлымъ озеромъ, въ полномъ безмолвіи, съ Единымъ лишь Господомъ бесѣдовалъ блаженный инокъ Филиппъ.

О. игуменъ Алексій настолько полюбилъ смиреннаго молитвенника, что рѣшилъ передать ему управленіе обителью. Ему, на старости, было уже трудно управлять монастыремъ. Св. Филиппъ не соглашался, и игуменъ созвалъ всю братію. Иноки, какъ единая душа, избрали себѣ въ настоятели святого Филиппа. И пришлось ему ѣхать въ Новгородъ, чтобы его рукоположилъ въ игумена Новгородскій архіепископъ Ѳеодосій.

Съ любовію приняла новаго игумена братія. Но святой Филиппъ упросилъ старца о. Алексія еще продолжать управлять обителью. Самъ же удалился на любимый островъ надъ тихимъ озеромъ. Это озеро съ тѣхъ поръ стало называться «Филиппово». Послѣ кончины старца игумена, святой Филиппъ долженъ былъ оставить любимую пустыню и начать управлять Соловецкою обителью.

Въ то время монастырь былъ очень бѣденъ, плохо устроенъ. Много, много надо было потрудиться новому игумену, чтобы изъ бѣдной обители сдѣлать прекрасный, цвѣтущій монастырь. Онъ получилъ отъ родныхъ большія деньги и всѣ ихъ истратилъ для своей любимой обители. Блаженный просилъ помощи и у царя Іоанна Васильевича и получилъ ее. Въ началѣ своего царствованія царь былъ очень благочестивымъ человѣкомъ. Онъ любилъ друга своего дѣтства, святаго и блаженнаго Филиппа. Святой игуменъ два раза ѣздилъ въ Москву къ царю Іоанну.

Блаженный настоятель былъ не только великимъ молитвенникомъ, но и отличнымъ хозяиномъ. Онъ научилъ братію, какъ надо обрабатывать скудную, сѣверную землю, чтобы она давала хорошіе урожаи. Онъ завелъ разныя ремесла, выстроилъ отличную мельницу, которая существовала вплоть до большевизма и называлась «Филиппова мельница». Св. игуменъ былъ и геніальнымъ изобрѣтателемъ. Чтобы работникамъ было легче трудиться, онъ придумалъ нѣкоторыя сельскохозяйственныя орудія и даже устроилъ водопроводъ.

Полудикіе лопари, жившіе на Соловецкомъ островѣ, съ удивленіемъ смотрѣли на устройство водопровода монастырскаго — удивлялись, какъ вода сама сливается со всѣхъ чановъ, черезъ трубу подымается наверхъ, переходитъ цѣлое зданіе, да и въ погребъ сама льется, пока ни разойдется по всѣмъ бочкамъ. До святого Филиппа рожь на сушило носили многіе, а теперь настоятель придумалъ такую телѣгу: сама рожь насыпается, сама привозится и сама высыпается въ сушило. Прежде рожь просѣвали многіе, а святой устроилъ сѣвальню съ десятью рѣшетами и сѣетъ только одинъ братъ. Блаженный устроилъ одно такое дивное рѣшето — само посыпаетъ, сѣетъ, а отруби, муку и высѣвки разводитъ розно. Прежде много братіи носило рожь на гумно вѣять, а святой игуменъ нарядилъ къ тому вѣтеръ — онъ мѣхами въ мельницахъ рожь вѣетъ. Прежде глину на кирпичъ копали братья, а теперь однимъ валомъ копаютъ столько, сколько многіе иноки копали. Да всѣхъ изобрѣтеній геніальнаго святого игумена Филиппа нѣтъ возможности и описать!

Вплоть до большевицкихъ временъ, когда богомольцы подплывали на пароходѣ къ славной Соловецкой обители, то поражались ея красотою; а все, что они видѣли — дѣла рукъ св. игумена Филиппа, его святого генія. А вѣдь природа сѣвера — суровая, климатъ тяжелый, лѣто короткое.

Святой Филиппъ воздвигъ съ Божіей помощію величественный храмъ въ честь Успенія Пресвятой Богородицы, построилъ прекрасную больницу, каменныя келліи для братіи, устроилъ хорошую пристань.

Для монаховъ, любящихъ уединеніе, устроилъ скитъ, т. е. маленькій монастырекъ на одномъ изъ островковъ, недалеко отъ обители. Блаженный игуменъ соорудилъ и второй, обширный, дивный храмъ въ честь Преображенія Господня.

Мудро, кротко управлялъ 18 лѣтъ св. Филиппъ, какъ вдругъ получаетъ отъ царя Іоанна (въ то время уже, дѣйствительно, грознаго и жестокаго) приказъ явиться въ Москву. Понялъ святой Филиппъ, что великій подвигъ ожидаетъ его. До Соловецкой обители доходили вѣсти о неслыханныхъ жестокостяхъ царя. Вѣдь въ Соловецкую обитель былъ сосланъ духовникъ и совѣтникъ царя Сильвестръ, за то, что безбоязненно говорилъ царю правду и обличалъ его злодѣянія. Съ царемъ произошла необычайная перемѣна. Онъ сдѣлался мрачнымъ, жестокимъ, подозрительнымъ. Онъ завелъ особый отрядъ тѣлохранителей, которыхъ назвалъ «опричниками». Царь Іоаннъ сдѣлался грозою для всей Руси Святой.

Съ печалію провожали святого игумена братія, со слезами, — разлучаясь, можетъ быть, навсегда! Въ Новгородѣ жители вышли святому Филиппу навстрѣчу и умоляли защитить ихъ отъ гнѣва Грознаго царя.

И вотъ блаженный увидѣлъ царя Іоанна Васильевича. Увидѣлъ и — ужаснулся! Царь измѣнился до неузнаваемости. Куда скрылась его благообразная наружность, когда онъ былъ благочестивымъ и справедливымъ. Онъ преждевременно посѣдѣлъ. На лицо легли глубокія морщины. Взглядъ горѣлъ огнемъ, смотрѣлъ царь исподлобья, свирѣпо. Св. Филиппъ безбоязненно сталъ умолять царя уничтожить опричину, ненавистную для всего народа. Онъ говорилъ, что не согласится принять санъ митрополита, если онъ не исполнитъ его просьбы. Св. Филиппъ увѣрялъ царя, что ему не надо тѣлохранителей: ни одинъ человѣкъ въ его державѣ не хочетъ ему зла. «Держись твоего прежняго благочестія», закончилъ рѣчь неустрашимый защитникъ правды. Царь слушалъ, но не соглашался уничтожить опричины. Онъ только настаивалъ, чтобы св. Филиппъ принялъ санъ митрополита. И блаженный, съ надеждою, что онъ будетъ полезенъ церкви и родинѣ, покорился.

Нѣкоторое время царь Іоаннъ благосклонно относился къ правдивому архипастырю, слушалъ со вниманіемъ его мудрыя рѣчи. Казни стали рѣже. Опричники присмирѣли. Люди облегченно вздохнули. Но не долго слушалъ Іоаннъ Васильевичъ мудрыя, тихія, благодатныя рѣчи святого учителя. Оклеветали святого предъ царемъ. Злые опричники наговорили подозрительному царю, будто св. Филиппъ заодно съ его врагами. Разбойники обвинили въ измѣнѣ невиннаго, а вмѣстѣ съ нимъ и невинныхъ бояръ.

Полилась кровь рѣкою.

Св. митрополитъ рѣшилъ остановить царя. Царь уѣхалъ въ страшное гнѣздо опричниковъ, въ свою любимую Александровскую слободу. Святой поспѣшилъ вслѣдъ за Грознымъ. Онъ сталъ безстрашно обличать его въ жестокости, въ несправедливости. Правдивыя слова святого пастыря привели въ ярость Іоанна Васильевича, забывшаго Бога мира и любви.

2-го марта 1568 года, въ воскресенье крестопоклонное, св. митрополитъ служилъ въ Московскомъ Успенскомъ соборѣ. Къ концу литургіи въ соборъ вошелъ царь съ толпою разнузданныхъ опричниковъ. И царь и его тѣлохранители осмѣлились въ домъ Божій явиться въ странномъ видѣ. На нихъ были черныя рясы. Головы были покрыты остроконечными шлыками; въ рукахъ всѣ держали оружіе. Іоаннъ Грозный, пылая ненавистью къ святому митрополиту, дерзнулъ въ такомъ видѣ просить у него благословенія. Святой пристально смотрѣлъ на образъ, какъ бы не замѣчая царя.

Одинъ изъ опричниковъ сказалъ митрополиту: «Святый владыко, Государь проситъ твоего благословенія».

Св. Филиппъ, взглянувъ на царя, спокойно сказалъ: «Въ этомъ странномъ одѣяніи я не узнаю царя православнаго. Не узнаю его и въ дѣлахъ царства. О, государь, мы здѣсь совершаемъ безкровную жертву, а за алтаремъ льется невинная кровь христіанъ. У язычниковъ даже есть законъ и справедливость, есть милосердіе, а въ Русской Землѣ ихъ нѣтъ. Ты высокъ на престолѣ, но есть Всевышній Судія нашъ и твой. Какъ предстанешь на судъ Его, обагренный кровію подданныхъ!»

Царь ударилъ жезломъ о каменную плиту храма и, пылая неукротимою злобою, вышелъ изъ Божія дома.

Надъ святымъ и невиннымъ страдальцемъ былъ произведенъ судъ. Судили его люди недостойные, среди которыхъ были и епископы, шедшіе путемъ лжи.

Спокойно сказалъ царю праведникъ: «Государь, думаешь-ли ты, что я боюсь твоихъ угрозъ или смерти? Честно дожилъ я до старости, — честно и предамъ душу мою Господу, Который разсудитъ между нами».

Святый Филиппъ, въ знакъ отказа отъ своего сана, снялъ съ себя клобукъ и мантію митрополита. Но царь приказалъ ему ждать окончательнаго рѣшенія суда и не снимать съ себя по своей волѣ знаки власти митрополита. Черезъ нѣсколько мѣсяцевъ, въ праздникъ св. архистратига Михаила 8 ноября, св. Филиппъ въ полномъ облаченіи готовился начать литургію въ Успенскомъ Соборѣ. Нарушая тишину Божія храма, вдругъ ворвался одинъ изъ самыхъ жестокихъ опричниковъ царя Басмановъ. Его окружали кромѣшники. Въ его рукахъ былъ свитокъ, который онъ приказалъ прочитать вслухъ собравшемуся въ храмъ народу. Люди Божіи, объятые страхомъ и жалостію, услышали, что святый митрополитъ, какъ преступникъ, лишенъ своего сана!

Злые опричники тутъ же грубо стали срывать со святого его святительское облаченіе, надѣли на него ветхую ризу и метлами выгнали изъ храма. Горько плакалъ народъ. А невинный страдалецъ утѣшалъ плачущій народъ, спокойно перенося безчестіе. Святого посадили на дровни и повезли въ Богоявленскій монастырь. Множество народа, обливая слезами, провожало горячо любимаго архипастыря, который съ любовію осѣнялъ его крестнымъ знаменіемъ, повторяя: «Молитесь... молитесь...»

На слѣдующій день въ Богоявленскомъ монастырѣ былъ совершенъ неправедный судъ. Спокойно выслушавъ приговоръ въ послѣдній разъ сказалъ св. Филиппъ царю, чтобы онъ прекратилъ свои страшныя злодѣянія, т. к. каждому Господь воздаетъ по его дѣламъ.

Опричники бросили невиннаго страдальца въ мрачную темницу. Забили ноги его въ колодки. Заковали руки еще недавно благословлявшія народъ Божій.

Князь Курбскій, жившій въ эти страшныя времена, свидѣтельствуетъ, что въ тюремную камеру, гдѣ былъ заключенъ святой Филиппъ, впустили однажды голоднаго медвѣдя. Звѣрь обошелся со страдальцемъ, какъ со своимъ другомъ. Ласкался къ святому... Съ любовію смотрѣлъ на него. Неразумное животное чувствовало святость невиннаго страдальца. Донесли царю Іоанну Васильевичу о чудѣ Божіемъ. Ослѣпленный гнѣвомъ, онъ воскликнулъ: «Чары, чары готовитъ врагъ мой и измѣнникъ Филиппъ!»

Царь приказалъ святого перевести въ Никольскій монастырь. А въ то же время всѣхъ его родственниковъ жестоко пыталъ и казнилъ. Безчеловѣчный царь прислалъ ему въ монастырь отрубленную голову любимаго племянника, Венедикта. Царь велѣлъ передать св. Филиппу страшныя, безумныя слова: «Чары твои не спасли его». Св. мученикъ поцѣловалъ голову Венедикта, благословилъ и сказалъ: «Блаженны тѣ, которыхъ избралъ и принялъ Господь. Память ихъ будетъ въ родъ и родъ».

Святого Филиппа снова бросили въ мрачную темницу, снова морили голодомъ, опять оковали какъ преступника. А близъ тюрьмы день и ночь толпился народъ Божій, проливая слезы о невинномъ страдальцѣ. Божіи люди разсказывали другъ другу о дивныхъ чудесахъ, которыя творилъ смѣлый защитникъ истины. Любовь народная къ святому, плачъ о его страданіяхъ доводили до полнаго отчаянія мрачнаго царя, и онъ рѣшилъ отправить священномученика изъ Москвы, подальше отъ взора народнаго... Святого страдальца перевезли въ Тверь, въ такъ называемый «Отрочь Монастырь». Путь туда долженъ былъ держать священномученикъ лютою зимою, въ плохой одеждѣ, не защищавшей его отъ крѣпкихъ, сѣверныхъ морозовъ. Въ новомъ заточеніи свирѣпый сторожъ по нѣскольку дней не приносилъ ему пищи и грубо, дерзко обращался съ нимъ.

Приближался конецъ его многострадальной жизни. Вѣнцы небесные сплетались священномученику въ блаженныхъ, райскнхъ обителяхъ Божіихъ. Царь Іоаннъ Васильевичъ пошелъ со своею страшною дружиною противъ новгородцевъ — готовилъ несчастнымъ свою лютую месть. Путь его шелъ черезъ Тверь. Прибывъ туда, онъ рѣшилъ окончательно погубить своего обличителя. Онъ направилъ къ священномученику одного изъ самыхъ свирѣпыхъ опричниковъ, Малюту Скуратова. Послалъ его царь съ хитростію, — будто просить благословенія въ походъ... въ походъ противъ своихъ же братьевъ православныхъ. Святая душа страдальца чувствовала близкую кончину. Въ день своей насильственной смерти причастился св. Филиппъ. Онъ тихо молился, когда къ нему вошелъ убійца и вкрадчиво произнесъ: «Владыко святый благослови царя идти въ Новгородъ». — «Благословляютъ только добрыхъ и на доброе», — отвѣтилъ священномученикъ, — «но дѣлай то, для чего ты посланъ: не обманывай меня, испрашивая даръ Божій». Потомъ святой страдалецъ воскликнулъ: «Господь Вседержитель, пріими духъ мой!»

Малюта, недрогнувшею рукою, задушилъ святого старца... Выйдя изъ келліи, Малюта пошелъ къ игумену и сдѣлалъ ему строгій выговоръ: онъ плохо смотрѣлъ за заключеннымъ, т. к. онъ задохся отъ слишкомъ жарко натопленной печки. Игуменъ и братія съ ужасомъ выслушаіли преступную ложь палача. Малюта приказалъ у алтарной стѣны соборной церкви Пресвятой Троицы выкопать могилу, куда безъ отпѣванія опустить еще не похолодѣвшее тѣло священномученика.

Это было 23 декабря 1569 года.

Прошло 20 лѣтъ. Въ царствованіе тихаго, богобоязненнаго царя Ѳеодора Іоанновича, сына Іоанна Грознаго, иноки Соловецкой обители, сохранившіе до сихъ поръ свою любовь къ ихъ прежнему игумену — мученику, попросили у царя, чтобы тѣло ихъ святого настоятеля было-бы перенесено въ ихъ сѣверную обитель. Блаженный царь съ радостію исполнилъ желаніе иноковъ.

Открыли гробъ святителя-мученика — его страдальческое тѣло оказалось нетлѣннымъ. Торжественно были встрѣчены святыя мощи въ Соловецкой обители и похоронены въ той самой могилѣ, которую собственноручно выкопалъ для себя святой Филиппъ передъ отъѣздомъ въ Москву. Къ его могилѣ стали приходить болящіе и получали здоровье. Стекались скорбные люди и получали утѣшеніе; приводили бѣсноватыхъ и нормальными уводили домой.

Благочестивый царь Алексѣй Михайловичъ въ 1652 году испросилъ прощеніе за своего царственнаго предшественника у святого и повелѣлъ перенести св. мощи великаго борца за правду въ стольный градъ Москву. Онѣ положены были въ Успенскомъ Соборѣ, гдѣ и почивали въ богатой серебрянной ракѣ, творя безчисленныя чудеса.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ седьмой. [1961 г.] — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1961. — С. 3-9.

Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.