Церковный календарь
Новости


2018-08-21 / russportal
С. Г. Рункевичъ. Свящ. Соборъ Правосл. Россійской Церкви 1917-1918 г.г. (1998)
2018-08-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 47-е (21 ноября 1917 г.)
2018-08-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 7-я (1991)
2018-08-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 46-е (20 ноября 1917 г.)
2018-08-19 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 6-я (1991)
2018-08-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 45-е (18 ноября 1917 г.)
2018-08-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 5-я (1991)
2018-08-18 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 44-е (17 ноября 1917 г.)
2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 22 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.

Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ седьмой. [1961 г.]

Страданія св. великомученика Ѳеодора Стратилата, написанное Іаромъ — его слугою.
Память 8 февраля.

Во дни лютаго гонителя христіанъ, римскаго царя Ликинія, жилъ чудный воинъ по имени Ѳеодоръ. Не даромъ онъ носилъ такое имя: Ѳеодоръ — значитъ «даръ Божій». Онъ въ даръ Богу принесъ свою прекрасную юность, далъ на растерзаніе злымъ мучителямъ тѣло свое — сдѣлался благоуханной жертвой Господу нашему Іисусу Христу. Жилъ онъ близъ Чернаго моря, въ Ираклійскомъ городѣ. Онъ своею пламенною проповѣдью множество язычниковъ обратилъ ко Христу. Былъ онъ юнъ, но разуменъ не по лѣтамъ. Потому и далъ ему царь чинъ «стратилата», то есть воеводы, полководца. Лицемъ онъ былъ очень красивъ, а на войнѣ отличался необычайною храбростію и мужествомъ. О его доблестяхъ зналъ царь Ликиній и любилъ его. Св. Ѳеодоръ еще отличался даромъ краснорѣчія.

Царь далъ ему въ управленіе городъ Ираклійскій. Родомъ онъ былъ изъ города Евхаиты, изъ того же мѣста, изъ котораго происходилъ и св. великомученикъ Ѳеодоръ Тиронъ — тоже воинъ. Въ этомъ городѣ св. Ѳеодоръ Стратилатъ Божіею силою убилъ страшнаго змѣя и прославился этимъ чудомъ. И христіане и язычники говорили объ этомъ дивномъ подвигѣ. Къ сѣверу отъ города, недалеко отъ него, простиралось пустынное поле. Въ немъ была громадная пропасть, въ которой гнѣздился страшный змѣй. Онъ былъ такъ великъ и тяжелъ, что когда выходилъ изъ пропасти потрясалась земля! Змѣй набрасывался на людей, на животныхъ и ихъ пожиралъ. Св. Ѳеодоръ задумалъ силою Божественною уничтожить змѣя. Никому не говоря, тайно выѣхалъ онъ на своемъ конѣ на страшное поле и направился къ пропасти. На груди у него сверкалъ драгоцѣнный крестъ. Онъ ѣхалъ и радостно говорилъ себѣ: «Избавлю отечество мое силою Христовою отъ лютаго змѣя». Онъ проѣзжалъ черезъ мѣсто, гдѣ росла высокая, сочная трава. Св. Ѳеодоръ слѣзъ съ коня и легъ отдыхать. Пока онъ сладко спалъ, къ нему подошла благочестивая старушка, по имени Евсевія. Это была та, которая схоронила святое тѣло великомученика Ѳеодора Тирона у себя въ имѣніи и каждый годъ торжественно праздновала его память. Эта старица подошла ко второму Ѳеодору — тоже будущему великомученику. Она взяла его за руку, разбудила и сказала: «Встань, братъ, скорѣе уходи отсюда! Здѣсь очень опасно. Быстро встань и продолжай свой путь. Многихъ на этомъ полѣ постигла смерть лютая». Св. Ѳеодоръ, пробудившись, всталъ и сказалъ: «Какой же страхъ, какая опасность на этомъ мѣстѣ? О, мать, повѣдай мнѣ!»

Отвѣтила старица: «О, дитя мое, на этомъ мѣстѣ живетъ лютый, великій змѣй. Всѣ опасаются проходить мимо этого мѣста. Какъ только змѣй выползаетъ изъ своей норы — онъ сейчаеъ же нападаетъ и пожираетъ свою жертву».

Воинъ Христовъ отвѣчалъ старицѣ: «О, мать моя, встань подальше, и ты увидишь силу Христа!»

Честная эта старица отошла, пала ницъ и, плача, стала молиться: «Боже христіанъ, помоги ему въ этотъ грозный мигъ!»

И св. Ѳеодоръ сталъ горячо молиться, а коню своему, словно разумному существу, какъ вѣрному другу, сказалъ, чтобы и онъ помогъ ему въ борьбѣ. Конь, словно человѣкъ, выслушалъ просьбу своего господина и насторожился, ожидая лютаго змѣя.

Храбрый воинъ Христовъ подошелъ къ краю пропасти и громко воскликнулъ: «Тебѣ говорю и приказываю именемъ Господа нашего, Іисуса Христа, выйди изъ норы и приползи ко мнѣ». Змѣй, услышавъ голосъ, встрепенулся, задвигался. Потряслась земля. Св. воинъ, оградивъ себя крестнымъ знаменіемъ, вскочилъ на коня. Тотъ не испугался, а четырьмя ногами всталъ на страшнаго змѣя и сталъ давить его копытами. Выхвативъ свой мечъ, св. Ѳеодоръ поразилъ на смерть ужасное чудовище. Восхваливъ Господа, ликуя душою, онъ возвратился къ своимъ полкамъ.

Вскорѣ весь городъ Евхаитъ узналъ о дивномъ чудѣ, узнали и окрестныя села. Во множествѣ люди устремлялись на пустое поле. Взирая на мертваго, страшнаго змѣя, народъ восклицалъ: «Великъ Богъ Ѳеодора!» Многіе увѣровали во Христа и крестилися.

Св. Ѳеодоръ смѣло проповѣдывалъ Христа. Почти всѣ горожане приняли вѣру христіанскую. Слухъ объ этомъ дошелъ до царя Ликинія. Онъ послалъ за нимъ оруженосцевъ. Святой ихъ радушно принялъ, угостилъ, одарилъ. Они сказали святому воину: «Иди въ Никомидію къ царю. Онъ тебя любитъ. Онъ слышалъ о твоей храбрости, о красотѣ и мудрости. Онъ хочетъ тебя почтить дарами».

Святой Ѳеодоръ отвѣтилъ имъ: «Да будетъ воля царская и ваша. Радуйтеся и веселитеся сегодня, а завтра сдѣлаемъ, что надо».

Св. Ѳеодоръ не поѣхалъ съ посланными въ Никомидію. Онъ отправилъ съ ними Ликинію письмо, въ которомъ извѣщалъ, что вся Ираклія отступила отъ боговъ и поклоняется Христу. Въ такое тревожное время онъ не можетъ оставить ввѣренный ему городъ, и проситъ, чтобы царь, взявъ съ собою большія статуи боговъ, самъ пріѣхалъ въ Ираклію умирить смятенный народъ и утвердить древнее благочестіе. «Если царь», такъ писалъ святой, «передъ всѣмъ народомъ принесетъ жертвы богамъ, тогда и люди послѣдуютъ примѣру царя и утвердятся въ вѣрѣ отцевъ». Почему святой воинъ обманывалъ царя, а прямо ему не написалъ, что онъ — христіанинъ? Храбрый воинъ Христовъ хотѣлъ пострадать въ своемъ городѣ, чтобы люди, видя его муки за Господа, утвердились въ вѣрѣ. Онъ хотѣлъ родной городъ освятить своею страдальческою кровію.

Оруженосцы вернулись въ Никомидію съ посланіемъ св. Ѳеодора. Царь прочелъ его и обрадовался. Онъ собралъ 8.000 воиновъ, сановниковъ и вельможъ своихъ и направился торжественно къ городу Ираклійскому. Царь взялъ съ собою по совѣту св. Ѳеодора большихъ серебряныхъ и золотыхъ идоловъ.

Въ ночь передъ пріѣздомъ Ликинія, св. Ѳеодоръ сподобился дивнаго видѣнія. Онъ горячо молился. Вдругъ открылась крыша дома. Небесный свѣтъ ниспалъ на воина Христова. Его святая глава озарилсь яркимъ, небеснымъ сіяніемъ... Послышлся дивный голосъ Божій: «Дерзай, Ѳеодоръ, Я съ тобою!»

Прозвучалъ голосъ Божественный и померкло райское сіяніе. Видѣніе кончилось...

Понялъ воинъ Христовъ, что Господь укрѣплялъ его передъ муками за Него и возвеселился.

Наступило утро... Пронесся слухъ, что Ликиній приближается къ Иракліи. Св. Ѳеодоръ вошелъ въ свою молитвенную комнату и со слезами просилъ, чтобы Милосердый Господь помогъ ему перенести грядущія муки. Послѣ пламенной мольбы св. Ѳеодоръ умылъ лицо, орошенное слезами, одѣлся въ свѣтлыя одежды и сѣлъ на коня, который безъ страха топталъ копытами змѣя въ Евхаитахъ. Со своими воинами и съ гражданами вышелъ св. Ѳеодоръ навстрѣчу царю, почтительно его привѣтствуя. Царь съ любовію отвѣтилъ святому, называя его храбрымъ воиномъ, прекраснѣйшимъ юношею, и даже упомянулъ, что онъ достоинъ быть царемъ послѣ его смерти. Мирно бесѣдуя, приближались къ городу Ликиній и св. Ѳеодоръ. Торжественно звучали трубы и тимпаны. Вотъ кончился веселый день. Надвинулся вечеръ. Наступила ночь. Городъ заснулъ спокойно. Забрежжилъ разсвѣтъ и взошло Божье солнце. На площади посреди города устроенъ былъ на возвышеніи престолъ для царя. Ликиній торжественно явился вмѣстѣ со своимъ любимымъ стратилатомъ св. Ѳеодоромъ. Сѣвъ на престолѣ, онъ сталъ хвалить св. воина и горожанъ за ихъ вѣрное служеніе богамъ. Онъ обратился къ св. Ѳеодору съ просьбой принести передъ всѣмъ народомъ жертву богамъ, чтобы люди, видя его усердіе, послѣдовали примѣру своего начальника. Св. Ѳеодоръ сталъ просить Ликинія, чтобы онъ далъ ему на домъ идоловъ, привезенныхъ изъ Никомидіи. Онъ хочетъ въ ночь принести богамъ жертвы и воскурить передъ ними ѳиміамъ. На слѣдующій день всенародно поклонится идоламъ. Ликиній приказалъ слугамъ доставить въ домъ св. Ѳеодора золотыхъ и серебряныхъ идоловъ. Въ ту же ночь св. воинъ Христовъ сокрушилъ бездушныхъ боговъ. Раздробленныя же части серебра и золота роздалъ нищимъ.

Царь ожидаетъ св. воина. Проходятъ два дня. Св. Ѳеодоръ не является и не исполняетъ обѣщанія принести жертву идоламъ. Ликиній теряетъ терпѣніе и посылаетъ къ нему слугъ съ приказаніемъ немедленно явиться и передъ всѣмъ народомъ принести жертву богамъ. Святой обѣщаетъ исполнить царскій приказъ. Онъ спѣшитъ къ тому мѣсту, гдѣ на престолѣ возсѣдалъ злой гонитель. Царь, увидѣвъ святого, снова предлагаетъ принести жертву богамъ. «Пусть люди, видя твое усердіе, послѣдуютъ твоему примѣру». Въ это время къ царю подошелъ сотникъ по имени Максентій и донесъ, что видѣлъ вчера золотую голову богини Артемиды въ рукахъ нищаго, который объяснилъ, что это сокровище ему далъ Ѳеодоръ Стратилатъ.

Вздрогнулъ царь отъ неожиданной вѣсти. Онъ не былъ въ состояніи произнести ни единаго слова. Святой же спокойно сказалъ, что это онъ собственноручно разбилъ бездушныхъ, нѣмыхъ и глухихъ идоловъ. Еслибы боги не были бездушными истуканами, они смогли бы защитить себя! «Если себѣ не могли они помочь, то какъ могутъ тебѣ принести пользу?» — смѣло сказалъ царю храбрый воинъ Христовъ.

Остолбенѣлъ Ликиній. Его любовь къ святому обращалась въ неистовую ярость.

Спокойно продолжалъ св. Ѳеодоръ: «Ты кланяешься мертвымъ богамъ, я же поклоняюся Богу Живому. Ты гнѣваешься, а я радуюсь о Господѣ». Въ дикой злобѣ приказалъ Ликиній обнажить святого, растянуть тѣло на четыре стороны и безпощадно бить крѣпкими воловьими жилами. Поперемѣнно, до изнеможенія, били его воины. 600 ударовъ вынесъ св. великомученикъ по позвоночному столбу, 500 ударовъ — по животу. Злой же гонитель смѣясь приговаривалъ: «Ѳеодоръ, потерпи немного, пока твой Христосъ, Богъ твой, придетъ къ тебѣ на помощь и освободитъ тебя изъ нашихъ рукъ!»

Отвѣтилъ своему мучителю святой, что ни раны, ни мечъ, никакая другая мука не разлучитъ его отъ любви Христовой. Онъ готовъ съ помощію Божіею терпѣть любыя муки.

Ликиній приказалъ усилить пытку. Солдаты стали бить святого по спинѣ оловянными прутьями, стали желѣзными ногтями строгать его тѣло, опалять горящими свѣчами, раздирать его раны острыми черепками. Святой же возносилъ хвалу Спасителю, претерпѣвшему за людей крестныя муки: «Слава Тебѣ, Боже мой!»

Какую еще казнь придумать великомученику? Царь повелѣлъ бросить его въ тюрьму, связать ноги, пять дней морить голодомъ, а затѣмъ распять на крестѣ страдальца. Такъ сподобился св. великомученникъ Ѳеодоръ претерпѣть крестныя муки, подобно Спасу нашему. Пронзили ему руки и ноги. И еще страшнѣйшую казнь придумалъ злой гонитель: въ его внутренности вбили острый длинный гвоздь и бритвами строгали его тѣло. Юноши и мальчики стрѣляли въ него изъ луковъ, цѣлясь въ его святое лицо и въ свѣтлые глаза его. Острыя стрѣлы пронзили святыя очи страдальца. Его муки записывалъ въ точности скорописецъ по имени Іаръ. Но тутъ не въ состояніи былъ онъ дальше записывать. Тетрадь выпала изъ его дрожащихъ рукъ. Не помня себя отъ жалости къ великомученику, скорописецъ бросился къ ногамъ святого и сквозь слезы прошепталъ: «Благослови меня, господинъ мой, благослови! Произнеси послѣднее слово рабу твоему!»

Тихимъ голосомъ заповѣдалъ святой Іару продолжать записывать его страданія до конца, отмѣтивъ день и часъ его мученической кончины. Растерзанное тѣло св. великомученика содрогалось отъ невыразимыхъ страданій. Какъ и Сладчайшій Спасъ нашъ, онъ воззвалъ ко Господу: «Почему Ты оставилъ меня?» И потомъ, чувствуя приближеніе смерти, произнесъ: «Пріими духъ мой. Я уже отхожу изъ этой жизни».

Онъ висѣлъ на крестѣ съ обнаженными костями, прободенными очами, тѣло его святое представляло сплошную язву. Кровъ стекала ручьями. Ликиній торжествовалъ, думая, что онъ до смерти замучилъ святого. Онъ оставилъ его распятымъ на крестѣ.

Наступила ночь. Спасъ нашъ послалъ ко святому Своего пресвѣтлаго ангела. Небожитель снялъ съ креста страдальца, и разстерзанное тѣло его въ одно мгновеніе стало совершенно здоровымъ. Божій вѣстникъ сказалъ ему, что Господь всегда съ нимъ былъ, и есть, и будетъ; что за муки онъ получитъ вѣнецъ въ блаженномъ Его царствѣ, и сталъ невидимъ. Воинъ же Христовъ въ несказанномъ веселіи сталъ воспѣвать хвалу Всемогущему.

Царь на слѣдующее утро послалъ сотниковъ Антіоха и Патрикія снять съ креста тѣло св. Ѳеодора и принесли къ нему. Ликиній рѣшилъ положить святыя мощи въ оловянный ковчегъ и бросить въ морскую пучину, чтобы христіане не взяли ихъ и съ честью не погребли. Каково было удивленіе сотниковъ, когда они издали увидѣли крестъ безъ тѣла распятаго. Куда же могъ дѣться стратилатъ? Вдругъ Антіоха осѣнила мысль и онъ сказалъ Патрикію: «Говорятъ галилеяне, что Христосъ воскресъ! Если такъ, то Онъ и раба Своего Ѳеодора могъ воскресить!»

Патрикій подошелъ къ самому кресту: на землѣ сидѣлъ радостный, вполнѣ здоровый св. Ѳеодоръ и воспѣвалъ Христа своего. Божественная сила коснулась души Патрикія. Онъ воскликнулъ: «Великъ Богъ Христіанскій, нѣтъ иного Бога!» Оба сотника увѣровали въ Спасителя, а съ ними семдесятъ воиновъ стали христіанами.

О совершившемся донесли Ликинію. Не повѣрилъ чуду безумный царь! Въ ярости приказалъ онъ своему намѣстнику Сиксту, взявъ триста воиновъ, перебить всѣхъ увѣровавшихъ во Христа.

Посланные, увидѣвъ св. великомученика Ѳеодора живымъ, здоровымъ, восхваляющимъ Господа съ новыми христіанами, тоже увѣровали. Стеклось ко святому множество народа и, какъ одна душа, всѣ восклицали: «Одинъ есть только Богъ Христіанскій и нѣтъ другого Бога кромѣ Того!»

Въ праведномъ гнѣвѣ толпа готова была убить злого царя Ликинія. Вдругъ прибѣжалъ одинъ воинъ, по имени Леандръ. Держа въ рукѣ острый мечъ, онъ устремился на св. Ѳеодора и хотѣлъ его ударить, но увѣровавшій царскій намѣстникъ Сикстъ выхватилъ мечъ и пронзилъ имъ Леандра. Другой воинъ родомъ венгерецъ, напалъ на Сикста и убилъ его. Святой же Ѳеодоръ громко взывалъ къ людямъ: «Перестаньте возлюбленные! Господь мой, Іисусъ Христосъ, Распятый, удерживалъ ангеловъ, чтобы они не мстили роду человѣческому!» Съ большимъ трудомъ усмирилъ святой мятежъ. Когда же святой въ сопровожденіи множества людей проходилъ мимо тюрьмы, всѣ заключенные, увидѣвъ воина Христова, громко восклицали: «Помилуй насъ, рабъ Бога Вышняго!»

Святой могучимъ своимъ словомъ, исполненнымъ благодати Божіей, освободилъ ихъ мгновенно отъ оковъ, открылъ темничныя двери и сказалъ узникамъ: «Идите съ миромъ и вспоминайте меня, о мужи!»

Къ святому великомученику собрались люди со всего города и, отказавшись отъ идолопоклоненія, какъ одна душа прославляли Единаго Истиннаго Бога. Увѣровавшіе больные исцѣлялись, бѣсы покидали ими одержимыхъ и кто только изъ больныхъ ни касался св. великомученика или хотя бы только его одежды — мгновенно выздоравливалъ. Одинъ воинъ, не увѣровавшій во Христа, донесъ обо всемъ Ликинію. Царь въ ярости послалъ палача, чтобы тотъ обезглавилъ святого. Когда палачъ направился къ св. великомученику Ѳеодору, чтобы исполнить царскій приказъ — народъ хотѣлъ убить посланнаго. Но святой остановилъ возмущеніе. «Я отхожу ко Господу моему Іисусу Христу», сказалъ святой и сталъ горячо молиться.

Составитель житія и страданій св. Ѳеодора, Іаръ скорописецъ пишетъ такъ о послѣднихъ минутахъ его жизни: «Потомъ онъ обратился ко мнѣ, говоря: «Дитя мое, Іаръ, не полѣнись записать все о концѣ моихъ мученій. Тѣло мое положи въ Евхаитахъ, въ имѣніи моихъ прародителей. И ты, передъ своею кончиною, завѣщай похоронить себя по лѣвую сторону отъ меня».

Снова сталъ святой молиться. Потомъ произнесъ «Аминь» — и спокойно преклонилъ главу подъ острый мечъ.

Онъ пострадалъ 8-го февраля, въ третій часъ дня въ 319 году.

Съ великимъ торжествомъ хоронили святыя мощи воина Христова. Погребали съ кадилами, свѣчами, на очень красивомъ мѣстѣ.

8-го же іюня, какъ завѣщалъ святой, его многострадальное тѣло было перенесено въ Евхаиты и съ большою честію погребено въ его наслѣдственномъ имѣніи. И при погребеніи и послѣ на его могилѣ совершались безчисленныя чудеса во славу Христа Бога, Ему же со Отцемъ и Святымъ Духомъ честь и поклоненіе во вѣки. Аминь.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ седьмой. [1961 г.] — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1961. — С. 10-16.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.