Церковный календарь
Новости


2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 18 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ седьмой. [1961 г.]

Исторія Ѳеодоровской Костромской иконы Божіей Матери.
Праздники: 16 августа и 14 марта.

Жители Китежа пожелали, чтобы святая икона находилась въ ихъ городѣ. Князь, передъ перенесеніемъ св. иконы изъ часовни въ Китежъ, велѣлъ отслужить молебенъ. Когда хотѣли взять святой образъ и торжественно нести его въ городъ — о, дивное Божіе чудо! Святую икону не смогли сдвинуть съ мѣста. Благочестивый князь понялъ, что нѣтъ воли Царицы Небесной на перенесеніе въ Китежъ Ея чудотворнаго образа. Онъ основалъ на мѣстѣ, гдѣ была часовня, прекрасную святую обитель. Запрестольнымъ образомъ была эта святая икона. Обитель была выстроена въ 1164 году.

Наступало страшное, грозное время для Руси Святой. Въ 1238 году было нашествіе полчищъ татарскихъ подъ предводительствомъ Батыя. Недруги разорили множество монастырей, храмовъ, опустошили города и селенія.

Они разорили городъ Городецъ, который находился недалеко отъ обители, гдѣ хранился чудотворный образъ Ѳеодоровскій-Костромской — дивная икона Царицы Небесной. Черезъ годъ, т. е. въ 1239 году 16 августа Костромской князь Василій Георгіевичъ Квашня былъ на охотѣ. Вдругъ передъ нимъ пробѣжалъ лѣсной звѣрь. Князь устремился за нимъ въ чащу лѣса. И внезапно на соснѣ увидѣлъ Василій Георгіевичъ чудный образъ Царицы Небесной. Князь, конечно, забылъ о звѣрѣ. Онъ слѣзъ со своего коня, съ великимъ благоговѣніемъ и съ трепетомъ подошелъ къ святой иконѣ. Хотѣлъ, было, снять ее съ дерева, но святой образъ тотъ часъ же поднялся на воздухъ. Василій Георгіевичъ опустился на колѣни и долго, усердно молился. Святая икона тихо опустилась на прежнее мѣсто. Теперь уже князь не осмѣлился дотронуться до нея. Онъ поѣхалъ въ Кострому и тамъ повѣдалъ духовенству и жителямъ о дивной иконѣ. Двинулся торжественный, величественный крестный ходъ въ лѣсную глушь, къ чудотворной иконѣ Царицы Небесной. Священники, послѣ молебнаго пѣнія благоговѣйно, со страхомъ Божіимъ сняли съ сосны дивный образъ Владычицы и понесли въ Кострому. Со слезами умиленія, и радостію несказанною встрѣтили горожане святую икону и торжественно внесли въ Костромской соборъ. Слухъ объ иконѣ разнесся по всему городу. Цѣлыя толпы Божіихъ благочестивыхъ людей устремились къ собору, чтобы поклониться дивному образу Владычицы.

На слѣдующій день нѣкоторые благоговѣйные, богобоязненные граждане Костромы явились къ князю и повѣдали ему слѣдующее: «Вчера, до отбытія твоего на охоту, мы видѣли, что эту самую святую икону несъ по городу какой-то человѣкъ въ богатой воинской одеждѣ, очень похожій на св. великомученика Ѳеодора Стратилата, какъ онъ изображается на иконѣ».

О, дивное Божее чудо! Какъ близки были святые угодники Божіи къ нашей Святой Руси! И въ день явленія этой иконы Церковь воспѣваетъ и св. великомученика Ѳеодора Стратилата, сподобившагося на своихъ святыхъ рукахъ нести этотъ дивный образъ. Костромской соборъ, въ который принесена была св. чудотворная икона, былъ посвященъ святому великомученику Ѳеодору Стратилату. Вотъ почему этотъ образъ Владычицы сталъ называться «Ѳеодоровскій-Костромской».

Среди костромскихъ купцовъ оказались жители Городца, бѣжавшіе отъ татаръ. Они посѣтили новоявленный образъ и сейчасъ же узнали въ немъ ту запрестольную икону Царицы Небесной, которая находилась въ обители близъ Городца. Силою Божіею этотъ образъ былъ перенесенъ въ лѣсную глушь, чтобы татары не надругались надъ чудотворною иконою Пречистой.

На мѣстѣ явленія великой святыни князь Василій Георгіевичъ основалъ монастырь. Но чудотворная икона была оставлена въ Костромскомъ соборѣ на радость и утѣшеніе благочестивыхъ гражданъ. Черезъ нѣкоторое время случился пожаръ въ Костромѣ. Весь соборъ св. великомученика Ѳеодора Стратилата сгорѣлъ. Народъ со своимъ княземъ горевали, что погибла въ огнѣ ихъ любимая, глубокочтимая икона Пречистой. Стали разрывать пелелище — и нашли чудотворную икону Владычицы совершенно цѣлой, неповрежденной отъ огня! Вотъ радовались люди Божіи! На мѣстѣ сгорѣвшаго собора былъ выстроенъ новый, куда была поставлена Ѳеодоровская-Костромская икона Пречистой. Она вся сіяла золотомъ, драгоцѣнными каменьями. Но вотъ на Кострому стали надвигаться татарскія полчища Батыя. Благочестивый князь сталъ усердно молить Матерь Божію о спасеніи города. Онъ велѣлъ нести передъ своими полками чудотворную икону. Уже къ городу подступали злые недруги. Вотъ-вотъ должна была начаться битва. Вдругъ татары увидѣли, какъ изъ святой иконы Владычицы стали выходить на нихъ пресвѣтлые и палящіе лучи. Враги въ ужасѣ, въ смятеніи, бѣжали, и Кострома была спасена.

Благодарный князь воздвигъ чудный храмъ въ честь Успенія Пресвятой Богородицы съ придѣломъ во имя св. великомученика Ѳеодора Стратилата.

Торжественные крестные ходы съ этою чудотворною иконою совершалися на Троицынъ День и въ праздники этого святого образа т. е. 16 августа и 14 марта.

16 августа явилась эта святая икона князю Василію Георгіевичу и потому совершалося большое церковное торжество. А 14 марта 1613 года Царица Небесная черезъ Ѳеодоровскую-Костромскую Свою икону благословила на царство перваго царя изъ дома бояръ Романовыхъ — чистаго голубя, шестнадцатилѣтняго юношу Михаила Ѳеодоровича.

Въ смутное, грозное время для Руси въ 1613 г. въ Костромѣ, въ Ипатьевскомъ монастырѣ проживалъ будущій царь Земли Святорусской Михаилъ Ѳеодоровичъ, вмѣстѣ со своею матерью, старицею Марѳою. Эта честная инокиня была супругою Ѳеодора Никитича Романова. Въ мірѣ ее звали Ксеніей Ивановной. Ее силою заточилъ въ монастырь коварный Борисъ Годуновъ и заставилъ принять постригъ. И Ѳеодора Никитича Борисъ сослалъ въ дальній, сѣверный монастырь. Въ иночествѣ онъ былъ названъ Филаретомъ. Въ то время когда его супруга и сынъ жили въ Костромѣ, онъ, будучи уже митрополитомъ, томился въ плѣну у поляковъ.

13 марта вечеромъ въ Кострому изъ Москвы прибыло посольство во главѣ съ митрополитомъ Рязанскимъ Ѳеодоритомъ и объявило Михаилу Ѳеодоровичу, что Земскій Соборъ послѣ трехдневнаго поста всенародно избралъ его на царство.

Долго, со слезами отказывался отъ престола скромный, тихій Божій избранникъ. И инокиня Марѳа увѣряла пословъ, что ея юный сынъ не въ состояніи будетъ управлять разореннымъ государствомъ, что онъ еще слишкомъ молодъ и неопытенъ. Но митрополитъ Ѳеодоритъ сильно и даже грозно сталъ говорить, что Михаилъ Ѳеодоровичъ не можетъ идти противъ воли Божіей, т. к. голосъ народа есть голосъ Божій. Устрашенная мать благословила юнаго сына на царство передъ чудотворною Ѳеодоровскою-Костромскою иконою Божіей Матери. То было 14 марта 1613 года. Сама Царица Небесная давала благодать юному царю, подавала Свою помощь въ это страшное, грозное время! И сталъ Михаилъ Ѳеодоровичъ съ Божія благословенія управлять Россійскою Державою вмѣстѣ со своимъ Отцомъ, освобожденнымъ изъ плѣна и занявшимъ престолъ патріаршій послѣ святителя Гермогена, замученнаго поляками.

Не только на перваго царя изъ Дома Романовыхъ излила Матерь Божія Свою благодать. На всѣхъ потомкахъ царя Михаила Ѳеодоровича, на всѣхъ Боговѣнчанныхъ царяхъ почивало благословеніе Пречистой Матери Царя царей.

Царь-мученикъ Николай Александровичъ глубоко почиталъ святую чудотворную икону Ѳеодоровскую-Костромскую. Въ Царскомъ селѣ былъ воздвигнутъ въ честь этого образа чудный храмъ при дворцѣ и освященъ 20 августа 1912 года.

Когда русскій народъ отступилъ отъ Бога и отказался отъ своего царя и замучилъ его съ семьею, то, конечно, прогнѣвалъ и Царицу Небесную. Вспомнимъ, какъ грозенъ взглядъ Ея очей на иконѣ именуемой «Державная». Этотъ образъ явился 2-го марта 1917 г. въ селѣ Коломенскомъ въ день отреченія отъ престола Нашего Царя Мученика Николая Александровича. Сколько покаянныхъ слезъ долженъ еще излить русскій народъ, чтобы Милосердный Господь простилъ его! Будемъ молить Спаса Нашего, чтобы прошло и теперешнее грозное, смутное время, какъ миновало оно въ 1613 году. Будемъ молить, чтобы Господь помиловалъ нашу многострадальную Родину, вернулъ бы ей тишину благодатную.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ седьмой. [1961 г.] — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1961. — С. 17-20.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.