Церковный календарь
Новости


2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.

Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ седьмой. [1961 г.]

Житіе св. епископа Стефана Пермскаго.
Память 26-го апрѣля.

Бабушка св. Стефана хорошо запомнила эти пророческія слова св. юродиваго о ея маленькой дочкѣ.

Св. отрокъ Стефанъ былъ необычайнымъ ребенкомъ. Молчаливый, смиренный, послушный, любящій посѣщать храмъ Божій. Уже съ отроческихъ лѣтъ Господь внушилъ ему любовь къ зырянамъ, непросвѣщеннымъ свѣтомъ вѣры Христовой. Св. Отрокъ любилъ бесѣдовать съ ними, когда они со своими товарами пріѣзжали въ Устюгъ. Онъ очень скоро изучилъ ихъ языкъ. Онъ задумалъ съ Божіей помощью проповѣдывать среди зырянъ Св. Евангеліе. Всѣми силами своей высокой, чистой души онъ жаждалъ спасенія этимъ темнымъ язычникамъ. Юный св Стефанъ отправился въ городъ Ростовъ и поступилъ въ монастырь, который назывался: «Затворъ». Тамъ онъ принялъ чинъ ангельскій — постригся въ иноки. Онъ строго постился, молился, безропотно, прилежно исполнялъ послушанія, которыя ему давалъ отецъ игуменъ. Но желаніе, внушенное ему Богомъ съ отроческихъ лѣтъ, просвѣтить зырянъ, никогда не оставляло его. Святой неустанно просилъ у Господа помощи на это великое дѣло. Онъ придумалъ особую азбуку для зырянъ и перевелъ для нихъ священныя книги: св. Евангеліе, Посланія св. Апостоловъ и богослужебныя книги. Послѣ долгой усердной молитвы онъ поѣхалъ въ Москву, чтобы получить святительское благословеніе для проповѣди св. Евангелія въ Перми, населенной язычниками поклонявшимися разнымъ идоламъ. Главными богами были Войнель и Золотая Баба.

Святой проповѣдникъ обошелъ всю Пермскую землю. Въ шестидесяти верстахъ отъ Устюга его едва не погубили злые дикари. Они избили св. проповѣдника, обложили его съ ногъ до головы соломой и собирались сжечь живымъ! Св. Стефанъ обратился къ Господу съ горячей молитвой. И Всемогущій Богъ въ одно мгновеніе укротилъ ярость дикарей. Язычники стали вдругъ прилежно слушать вдохновенную проповѣдь св. Стефана. Многіе изъ нихъ увѣровали во Христа и приняли святое крещеніе. На томъ мѣстѣ, гдѣ едва не сгорѣлъ св. проповѣдникъ, онъ поставилъ крестъ и съ помощью новообращенныхъ выстроилъ часовню.

Св. Стефанъ отправился въ многолюдное пермское селеніе Гамъ. Тамъ жили особенно упорные язычники, не желавшіе обратиться ко Христу. Въ огромномъ, дремучемъ лѣсу стояла главная кумирница дикарей. Св. Стефанъ безстрашно отправился къ этому капищу, обложилъ его хворостомъ и поджегъ его. Дикари замѣтили огромные клубы дыма и огня надъ лѣсомъ. Съ дикими воплями устремились они къ своему капищу. Дикари были во оружены топорами, тяжелыми дубинами. Они увидѣли возлѣ пылающей кумирницы спокойнаго, радостнаго св. Стефана, готоваго пострадать ради Господа, Котораго онъ такъ усердно и безстрашно проповѣдывалъ. Непостижимое сіяніе святости великаго св. Стефана поразило разъяренныхъ дикарей. Они внезапно притихли, опустили топоры и дубины, которыми уже готовы были до смерти бить проповѣдника.

Среди полной тишины началъ говорить Св. Стефанъ. Рѣчь его дышала любовью къ этимъ темнымъ людямъ. Язычники почувствовали близость его къ Невѣдомому Богу, о Которомъ святой Стефанъ имъ просто и понятно проповѣдывалъ на ихъ родномъ языкѣ. Эти большія дѣти въ одно мновеніе полюбили св. Стефана, увѣровали во Христа и крестились!

Изъ Гама святой отправился въ Усть-Вымь. Тамъ тоже жило множество язычниковъ. Возлѣ ихъ капища росла огромная, старая береза. На вѣтвяхъ дерева были навѣшены шкуры дикихь. звѣрей. Неразумные почитали богомъ эту высокую березу и приносили ей въ даръ шкуры. Св. Стефанъ направился къ этой березѣ. Вблизи не было ни одного язычника. Онъ срубилъ дерево и сжегъ его!. Когда пришли дикари, они увидѣли, что нѣтъ ихъ бога-березы. Около обгорѣвшаго пня виднѣлся только пепелъ — вотъ что осталось отъ ихъ бога!

Яростная толпа зырянъ готова была растерзать святого. Св. Стефанъ всею душею устремился къ Спасителю. Ликъ святого сіялъ святостію, неземнымъ спокойствіемъ. Поразились зыряне, что святый не боигся смерти, спокойно молится своему Богу. Когда толпа замолкла, блаженный сталъ мирно объяснять дикарямъ, что береза и всѣ ихъ боги — ничто. «Если бы береза была богомъ, то не позволила бы срубить и сжечь себя». Просто и понятно объяснялъ дикарямъ св. просвѣтитель. «А Богъ Христіанскій любитъ всѣхъ васъ и хочетъ ввести въ Свой прекрасный, благоуханный рай!» Эти рѣчи, полныя любви, поразили дикарей, и они увѣровали въ нашего Спасителя и крестились.

На томъ мѣстѣ гдѣ росла береза, св. Стефанъ построилъ храмъ въ честь св. Архистратига Михаила, который поражаетъ духовъ тьмы. Воздвигъ эту церковь, чтобы Великій Божій Архангелъ помогъ ему сокрушить темныя силы, владѣющія язычниками. Вѣдь среди дикарей были такіе закоренѣлые идолопоклонники, которые жестоко преслѣдовали, гнали, обижали св. просвѣтителя, также новопросвѣщенныхъ инородцевъ — новыхъ ревностныхъ учениковъ св. Стефана. Блаженный съ любовію, съ кротостію, съ великимъ, несокрушимымъ терпѣніемъ и смиреніемъ переносилъ всѣ гоненія и обиды, а своихъ учениковъ училъ тому же и объяснялъ имъ, что черезъ злыхъ людей на нихъ нападаютъ бѣсы, ненавидящіе Спасителя и всѣхъ христіанъ! Христіанское смиреніе Св. Стефана поражало и умиротворяло гонителей. Язычники стали все въ большемъ множествѣ приходить къ великому проповѣднику и просить крещенія. Бывшіе яростные идолопоклонники становились ревностными христіанами и собственными руками стали уничтожать идоловъ, кумирницы и жечь священныя деревья, которыя они еще недавно почитали какъ боговъ.

Св. Стефанъ съ помощію новопросвѣщенныхъ выстроилъ храмъ въ честь святителя Николая на устьѣ рѣки Выми. Устроено было и училище при храмѣ. Новые христіане стали особенно любить и почитать святителя и чудотворца Николая, который исполнялъ ихъ моленія по вѣрѣ ихъ.

Въ школѣ Св. Стефанъ разумно, по способностямъ, распредѣлялъ учениковъ. Однихъ готовилъ въ священники, другихъ въ дьяконы, третьихъ въ чтецы и пѣвцы церковные. Училъ ихъ читать и писать по пермски. Проповѣдь св. Стефана, конечно, очень раздражала пермскихъ жрецовъ и кудесниковъ. Главнымъ изъ нихъ у вымичей былъ волшебникъ Пама. Онъ всѣми силами своей темной души ненавидѣлъ св. просвѣтителя и старался новопросвѣщенныхъ зырянъ возвращать въ язычество; онъ яростно осуждалъ вѣру христіанскую. Однажды св. Стефанъ сталъ спорить съ волшебникомъ о вѣрѣ христіанской въ присутствіи множества народа. Долго спорилъ съ Памою св. Стефанъ. Волшебникъ, наконецъ, предложилъ св. проповѣднику чудомъ показать, чья вѣра истинная. Пама потребовалъ, чтобы св. Проповѣдникъ вмѣстѣ съ нимъ прошелъ черезъ пылающій костеръ, а потомъ, съ нимъ же опустился подъ ледъ рѣки Вычегды. Въ какомъ-нибудь мѣстѣ онъ предлагалъ нырнуть черезъ прорубь на дно рѣчное, и выдти на берегъ въ другомъ какомъ-либо мѣстѣ.

«Я не повелѣваю стихіями», смиренно отвѣтилъ св. Стефань гордому, заносчивому жрецу. «Но Великъ Богъ Христіанскій. Иду съ тобою!» Такъ сказалъ св. Стефанъ, глубоко надѣясь на помощь Божію. Помолившись усердно Господу, св. Стефанъ взялъ за руку гордаго Паму и предложилъ ему пройти черезъ пылающій костеръ. Поблѣднѣлъ, затрепеталъ злой кудесникъ. Не ожидалъ онъ такого безстрашія отъ блаженнаго, такой глубокой, непоколебимой вѣры, такой рѣшимости, такой твердой надежды на помощь Христа, Котораго святой такъ усердно проповѣдывалъ. Пама хотѣлъ напугать блаженнаго, а теперь самъ смертельно устрашился. Онъ стоялъ въ нерѣшительности, дрожа отъ ужаса! А рядомъ съ испуганнымъ волшебникомъ стоялъ сіяющій св. Стефанъ, спокойно ожидая его рѣшенія. Въ ужасѣ отказался Пама отъ задуманнаго испытанія. Громко, передъ многочисленною толпою, онъ сказалъ, что онъ не пойдетъ черезъ огонь, не опустится на дно рѣчное. Огромная толпа зырянъ въ ярости готова была наброситься на Паму и растерзать его. св. Стефанъ защитилъ своего врага отъ гнѣва народнаго. Онъ властію, данною ему Всесильнымъ Богомъ, запретилъ зырянамъ и пальцемъ дотронуться до волшебника. Но тутъ же твердо и непреклонно запретилъ онъ Памѣ мѣшать распространенію христіанства въ землѣ Пермской и возвращать къ язычеству новыхъ христіанъ. Поняла толпа зырянъ, чья вѣра истинная. Увѣровала, что есть только Единый, Истинный, Всемогущій Богъ Христіанскій! И снова множество зырянъ обратилось ко Христу. Вся окрестность Усть-Вымьская просвѣтилась свѣтомъ вѣры православной! Стали строиться храмы для новопросвѣщенныхъ.

Для такого множества христіанъ потребовался епископъ. Св. Стефанъ въ 1383 году для этого поѣхалъ въ Москву къ великому князю Димитрію Іоанновичу Донскому и къ митрополиту Пимену. Послѣдній, хорошо зная ревностнаго просвѣтителя зырянъ, именно его и рукоположилъ въ епископа Земли Пермской. А великій князь щедро его одарилъ. Съ какою любовію, съ какою радостію встрѣтили новокрещеные своего любимаго просвѣтителя, котораго они полюбили словно отца родного, ведущаго ихъ ко спасенію. Народъ плакалъ отъ радости, цѣловалъ его святительскія одежды. Св. Стефанъ сталъ жить въ Усть-Вымѣ и тамъ основалъ при храмѣ Благовѣщенія мужской монастырь. Онъ нашелъ способныхъ зырянъ и сдѣлалъ однихъ причетниками, другихъ — діаконами, третьихъ — священниками. Богослуженіе шло на пермскомъ языкѣ. Тринадцать лѣтъ трудился епископъ св. Стефанъ. Воздвигъ онъ множество церквей и обителей. Зыряне видѣли въ немъ своего «Ангела Хранителя». Они жадно слушали его проповѣди и съ любовію и усердіемъ исполняли всѣ его приказанія. Но врагъ рода христіанскаго рѣшилъ разорить великое дѣло св. Стефана. Сатана внушилъ дикимъ вогуличамъ, которые ненавидѣли вѣру православную, напасть на пермяковъ-христіанъ. Въ ужасъ пришла вся окрестность Усть-Вымьская. Св. епископъ Стефанъ приказалъ укрѣпить хорошо два холма и жителямъ Усть-Выми снести на нихъ свое имущество. На этихъ холмахъ стояли соборъ и монастырь. Св. епископъ повелѣлъ жителямъ крѣпко вооружиться и съ надеждою на помощь Божію ожидать непріятелей. Св. Стефанъ въ полномъ святительскомъ облаченіи, съ крестнымъ ходомъ обошелъ весь городъ. Затѣмъ онъ выбралъ изъ своего клира особенно набожныхъ людей и нѣсколько благочестивыхъ мірянъ, сѣлъ съ ними на ладью и поплылъ по рѣкѣ Вычегдѣ навстрѣчу надвигающемуся непріятелю. Св. епископъ твердо вѣрилъ, что ихъ защититъ Господь, покроетъ Своимъ свѣтящимся омофоромъ Сама Царица Небесная и помогутъ ангелы Божіи и всѣ святые.

Видятъ вогуличи: плыветъ нѣкто въ ладьѣ по рѣкѣ, плыветъ нѣкто величественный, имъ невѣдомый! Лицо его сіяетъ, взглядъ его очей грозенъ и суровъ. Святительское облаченіе горитъ словно пламень! И этотъ невѣдомый, сіяющій мечетъ въ нихъ огненныя стрѣлы! Увидѣли дикари это страшное видѣніе и въ ужасѣ ринулись назадъ, не смѣя и подступить къ городу Усть-Выми. И съ тѣхъ поръ они оставили въ покоѣ этотъ городъ съ его окрестностями.

Въ 1386 году постигло большое несчастіе страну Пермскую. Наступилъ страшный голодъ. Онъ былъ такъ ужасенъ, что люди питались древесною корою. По дорогамъ лежали трупы людей, умершихъ отъ голода. Св. епископъ Стефанъ открылъ всѣ свои житницы, роздалъ всѣ свои хлѣбные запасы и всѣ деньги голодающимъ. Блаженный упросилъ великаго князя Димитрія Іоанновича Донского, чтобы онъ простилъ всѣ недоимки бѣднымъ людямъ земли Пермской и на цѣлый годъ освободилъ ее отъ податей. Пермичи благословляли своего спасителя, защитника — отца заботливаго.

Въ 1396 году митрополитъ Кипріанъ вызвалъ въ Москву святого епископа Стефана для разбора нѣкоторыхъ церковныхъ дѣлъ. Но святой просвѣтитель былъ уже до крайиости изнуренъ трудами проповѣди и чувствовалъ, что приближается конецъ его жизни. Блаженный со слезами прощался со своими любимыми чадами, которые тоже плакали, провожая въ далекій путь своего просвѣтителя. По пріѣздѣ въ Москву вскорѣ заболѣлъ св. епископъ Стефанъ. Конецъ его многотрудной жизни приближался. Передъ отшествіемъ въ міръ иной святой, какъ отецъ родной, сталъ въ послѣдній разъ поучать священниковъ, которые сопровождали его въ Москву. Одному изъ нихъ святой Стефанъ повелѣлъ окадить келлію, а другому прочитать канонъ на исходъ души. Св. епископъ крестообразно сложилъ на груди свои руки. Ликъ его сіялъ небесною, нетлѣнною славою: «Слава Господу во всемъ!», радостно проговорилъ блаженный, и его чистая, сіяющая душа покинула многотрудное тѣло. Святой Стефанъ 26 апрѣля 1396 года перешелъ отъ скорбной земли въ тихія благоуханныя райскія селенія. Его честное тѣло было торжественно похоронено въ монастырѣ, который назывался «Спасъ за стѣною». Эта обитель впослѣдстваи стала носить названіе «Спаса на бору», т. к. въ дальнія времена на этомъ мѣстѣ былъ густой, сосновый боръ. Житіе св. епископа Стефана составилъ его ученикъ Епифаній. Онъ же и написалъ надгробное слово своему святому учителю, которое называлось: «Плачъ земли Пермской о смерти Стефана». «Лишились мы попечителя и заступника нашего!», восклицаетъ Епифаній. «Онъ молился о спасеніи душъ нашихъ передъ Богомъ. Передъ княземъ, боярами, начальниками былъ онъ нашимъ заступникомъ. Даже новгородскіе ушкуйники, эти лютые разбойники, слушались его словъ и не грабили насъ! Блаженный нашъ учитель! хотя ты и преставился отъ насъ, хотя и далеко отъ насъ святыя свои мощи, но благословеніе твое да будетъ посреди насъ, такъ какъ мы люди твои и овцы твоего стада».

Такъ писалъ отъ лица всѣхъ пермичей-христіанъ въ скорби великой ученикъ св. Стефана Епифаній. Неутѣшно горевала, плакала вся земля Пермская, на которую великій святой проповѣдникъ низвелъ немеркнущій благодатный свѣтъ вѣры Христовой.

Примѣчаніе:
[1] См. «Прав. Жизнь» 1959 г. № 7. «Житіе св. правед. Прокопія Устюжскаго чудотворца» (8 іюля).

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ седьмой. [1961 г.] — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1961. — С. 24-30.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.