Церковный календарь
Новости


2018-08-21 / russportal
С. Г. Рункевичъ. Свящ. Соборъ Правосл. Россійской Церкви 1917-1918 г.г. (1998)
2018-08-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 47-е (21 ноября 1917 г.)
2018-08-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 7-я (1991)
2018-08-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 46-е (20 ноября 1917 г.)
2018-08-19 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 6-я (1991)
2018-08-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 45-е (18 ноября 1917 г.)
2018-08-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 5-я (1991)
2018-08-18 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 44-е (17 ноября 1917 г.)
2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 22 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.

Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ седьмой. [1961 г.]

Житіе преп. Сергія Радонежскаго.
Память 5 іюля и 25 сентября.

Семи лѣтъ учиться началъ. Но не сразу далась грамота св. отроку. Не мало пришлось ему потрудиться надъ науками. Сначала никакъ не могъ запомнить выученнаго. Учитель сердился. А отрокъ со слезами просилъ Господа помочь ему. И Господь услышалъ Своего избранника. Послалъ его разъ отецъ жеребятъ затерявшихся искать. Варѳоломей, перекинувъ бичъ черезъ плечо, шелъ возлѣ дубравы безмолвной по узкой тропѣ, окаймленной густою травою. Вдругъ видитъ онъ — и очамъ своимъ не вѣритъ. На полянкѣ подъ дубкомъ стоитъ инокъ — старецъ таинственный. Взоръ къ небесамъ, уста молитву шепчутъ. Кончилъ старецъ молиться. Подошелъ къ нему Варѳоломей, поклонился низко.

— «Что ты, чадо мое» — ласково спросилъ его инокъ.

— «Печалюсь я очень, отче святый, и плачу, что трудно мнѣ учиться. Не знаю, что и дѣлать. Помолись за меня».

И началъ горячо, слезно молиться инокъ. Потомъ благословилъ святаго, раскрылъ суму свою дорожную и досталъ изъ нея кусокъ бѣлаго, какъ снѣгъ, хлѣба и подалъ отроку. Святой отрокъ перекрестился, вкусилъ хлѣба. Хлѣбъ показался ему необыкновенно сладкимъ, и на душѣ у него сразу стало легко и весело. Отрокъ пригласилъ въ домъ свой инока.

Шелъ св. Варѳоломей со старцемъ и радовался. Радостно шепталась надъ его свѣтлой головкой дубравная листва. Когда пришли домой, старецъ далъ отроку псалтирь. И сталъ отрокъ читать такъ стройно, такъ прекрасно, что родители только дивились. А старецъ-то, вѣрно, былъ ангелъ Божій. Когда провожали его въ путь, на глазахъ всѣхъ сталъ онъ невидимъ. И съ этого дня легко стало учиться святому.

Въ скоромъ времени переселились родители Варѳоломея въ мѣсто, которое называлось Радонежъ. Немного пожили на новомъ мѣстѣ — и переселились въ обители небесныя, къ Господу, въ свѣтлый рай.

Отрокъ Варѳоломей сталъ юношей. Одно у него было желаніе — работать Господу. Роздалъ онъ свое имѣніе нищимъ и ушелъ въ глубину лѣсовъ дремучихъ. Сколотилъ себѣ избушку и сталъ жить среди тишины и красоты дубравной.

Все ему говорило о Господѣ. Покой лѣса былъ словно небесный покой, сладостное пѣніе птицъ, шопотъ и лепетъ листвы древесной напоминали звуки рая.

Синее небо разсказывало ему объ обителяхъ Божіихъ. Звѣзды тихими очами кротко смотрѣли на землю, словно очи пресвѣтлыхъ ангеловъ. Молился святой день и ночь. Звѣри ощутили его святость. Сталъ къ нему въ гости медвѣдь приходить. Святой угощалъ его хлѣбомъ, дѣлился съ нимъ послѣднимъ кускомъ.

Хорошо было въ пустынѣ лѣсной лѣтнею порою. Со святымъ говорили листочки, цвѣты. Для него пѣли птицы, къ нему ласкались звѣри дубравные. Славословилъ онъ Господа, благодарилъ Его, восхваляя созданіе рукъ Господнихъ «Дивны дѣла Твои Господи», — шептали уста его.

Но и страшно бывало. О, какъ жутки были одинокія, зимнія ночи. Вьюга выла, волки выли, вѣтеръ сотрясалъ, продувалъ насквозь избенку, а святой терпѣлъ и молился. Такъ жилъ святой юноша Варѳоломей.

Когда ему исполнилось двадцать три года, къ нему на время пришелъ одинъ инокъ, постригъ его и далъ ему новое имя — Сергій.

Услышали Божьи люди о пустынникѣ Сергіи, приходили къ нему. Селились около него. Скоро выросла обитель малая, а потомъ сталъ и большой монастырь.

Однажды случилось такъ, что въ обители св. Сергія вышла вся мука. Не изъ чего было хлѣбъ печь. Монахи голодали, хотѣли изъ монастыря уходить. Святой Сергій только ласково утѣшалъ ихъ и просилъ подождать немного, надѣясь на Бога, Который имѣетъ заботу даже и о каждой птичкѣ. Преподобный Сергій горячо помолился Господу — и Богъ послалъ пищу его монахамъ. Добрые люди въ одно счастливое утро привезли множество свѣжихъ хлѣбовъ, только что выпеченныхъ, и множество рыбъ.

Святой очень заботился о своихъ инокахъ. Приходилось имъ издалека носить воду для монастыря. Святой Сергій, чтобы облегчить ихъ трудъ, однажды взялъ съ собою одного брата, подошелъ къ лужѣ дождевой, которая виднѣлась близъ обители, помолился усердно и лужа дождевая превратилась въ прекрасный источникъ холодной, чистой воды.

И еще не такія чудеса дѣлалъ святой! Какъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ воскресилъ Лазаря, такъ воскресилъ святой именемъ Божіимъ одного мальчика, который умеръ по дорогѣ въ обитель. Святой Сергій исцѣлялъ больныхъ, утѣшалъ печальныхъ, и всѣ шли къ нему, какъ къ родному, какъ къ человѣку, близкому Богу. Слухъ о немъ шелъ изъ города въ городъ, изъ села въ село — и такъ узнала о немъ вся Святая Русь.

Услышалъ о св. Сергіи одинъ крестьянинъ изъ дальней деревни, добрался по тропамъ, да по дорогамъ до обители угодника Божьяго. Вошелъ за деревянную ограду обители и спросилъ монаха: «Гдѣ здѣсь игуменъ Сергій». Инокъ ему и показалъ. Усмѣхнулся крестьянинъ, когда увидѣлъ св. Сергія въ плохой одеждѣ потрепанной, поношенной, копающаго землю въ саду. Посмотрѣлъ крестьянинъ на смиреннаго Сергія, только головой покачалъ и не повѣрилъ, что монахъ этотъ бѣдный — тотъ преславный игуменъ, о которомъ всѣ люди Божіи на Руси знаютъ. Святой узналъ, о чемъ подумалъ крестьянинъ, подошелъ къ нему, позвалъ его подкрѣпиться съ дороги: самъ принесъ ему ѣду и ласково угощалъ его.

Въ то время, какъ преподобный прислуживалъ крестьянину, въ обитель пріѣхалъ великій князь Димитрій Донской. Святой Сергій вышелъ навстрѣчу князю, входящему въ обитель со множествомъ слугъ. Только князь замѣтилъ блаженнаго — поклонился ему до земли, смиренно прося у него благословенія. Святой игуменъ благословилъ князя, ввелъ его въ обитель и сѣли вмѣстѣ бесѣдовать: св. Сергій и князь.

— «Невѣжа я темный, грѣшный человѣкъ», — укорялъ себя крестьянинъ. «Что я сдѣлалъ! Что я сдѣлалъ! Какъ встрѣтилъ я славнаго по всей Руси игумена Сергія. Ослѣпъ я, что-ли? Онъ-то мнѣ и прислуживалъ, а я принялъ его за простого, бѣднаго монаха».

Просилъ потомъ прощенія крестьянинъ у св. старца, и тотъ съ доброю улыбкою утѣшалъ его: «Одинъ ты только обо мнѣ вѣрно подумалъ, что я ничего не стоющій старикъ». Вотъ какъ смирененъ и простъ былъ великій старецъ.

Однажды былъ лѣтній глубокій вечеръ. Лѣсъ спалъ, звѣри спали. Божья земля и Божьи люди блаженно отдыхали. Тихія звѣзды небесныя теплились, мигали, какъ свѣчи. Св. Сергій молился у себя въ келлейкѣ, въ которой такъ свято, тепло пахло ладаномъ, травами душистыми, да смолою сосновою отъ бревенъ избушки. Молился святой съ любовію, со слезами о своихъ ученикахъ.

— «Сергій», — вдругъ позвалъ святаго невѣдомый, таинственный голосъ.

Святой удивился, распахнулѣ оконце своей келліи: хотѣлъ узнать, кто его зоветъ. А въ оконце хлынулѣ свѣтѣ ослѣпительный, такой свѣтъ, словно само полуденное солнце вливалось въ окошко. Изъ свѣта прозвучалъ снова голосъ: «Сергій, посмотри, сколько иноковъ соберетея къ тебѣ въ обитель». Изъ свѣта донеслось несказанно сладостное пѣніе и сквозь свѣтъ увидѣлъ святой множество птицъ прекрасныхъ, сіяющихъ красотою райскою. Птицы сидѣли на деревъяхъ, на оградѣ монастырской и пѣли ангельскія пѣсни. «Сколько птицъ ты видишь, столько у тебя будетъ монаховъ въ обители», — услышалъ таинственный голосъ св. Сергій. Обрадовался блаженный, возликовалъ и славилъ Господа.

Великаго старца очень любилъ епископъ Пермскій — Святой Стефанъ.

Разъ ѣхалъ епископъ въ Москву. Дорога въ городъ шла въ нѣсколькихъ верстахъ отъ Сергіеваго монастыря.

Святой Стефанъ спѣшилъ въ городъ и не могъ заѣхать въ обитель. А такъ ему хотѣлось повидать своего брата во Христѣ, святого Сергія! Онъ вышелъ изъ повозки, всталъ лицомъ къ обители, прочиталъ «Достойно есть» и проговорилъ, кланяясь невидимому св. Сергію: «Миръ тебѣ, братъ мой». Преподобный въ это время обѣдалъ. Къ удивленію иноковъ, онъ неожиданно всталъ отъ трапезы, кому-то невидимому поклонился и сказалъ: «Радуйся и ты, пастырь Христова стада».

Повѣдалъ святой удивленной братіи, что кланялся ему по дорогѣ въ Москву епископъ Стефанъ.

Великъ былъ святой! Сами ангелы Божіи служили вмѣстѣ съ нимъ Божественную литургію. Ученики блаженнаго видѣли его, стоявшаго въ алтарѣ вмѣстѣ съ Ангеломъ, свѣтлымъ, какъ солнце.

Но всегда смирененъ былъ св. Сергій. Блаженный митрополитъ Алексій хотѣхъ возложить на святого свой крестъ, блистающій золотомъ и самоцвѣтными каменьями. Онъ хотѣлъ сдѣлать его послѣ своей смерти митрополитомъ. Но не согласился святой оставить свою милую сердцу пустыню, тишину божественную, свой монастырь въ глубинѣ дремучихъ лѣсовъ. Не хотѣлъ промѣнять свою скромную, близкую къ Богу жизнь на жизнь въ большомъ городѣ.

Какъ заря вѣчная, такъ сіяла слава преподобнаго по всей Руси Великой.

Очень почиталъ преподобнаго великій князь Димитрій Донской, и когда шелъ сражаться противъ татарскаго князя Мамая — посѣтилъ св. старца.

Благословилъ его Божій угодникѣ и предсказалъ ему побѣду. «Не сомнѣвайся» — говорилъ ему святой. — «Съ надеждой на Бога ты побѣдишь враговъ». И святой отпустилъ на войну двухъ своихъ иноковъ Пересвѣта и Ослябю. Они въ міру были боярами и отличались богатырской силою и храбростью. Великій князь съ вѣрою, съ именемъ Христовымъ на устахъ, пошелъ на татаръ и побѣдилъ ихъ.

На закатѣ земной жизни удостоился св. Сергій отъ Господа дивнаго небеснаго посѣщенія. Сама Царица Небесная явилась ему.

Была глубокая ночь. Блаженный молился въ своей келліи, не отрывая глазъ отъ иконы Божіей Матери: «Матушка Заступница», — шептали его святыя уста.

Тихо было. За оконцемъ деревья лепетали. Передъ образомъ Царицы Небесной огонекъ лампады ровно, покойно мерцалъ. Внезапно, съ высоты прозвучалъ таинственный голосъ: «Пречистая грядетъ». Святой вышелъ въ сѣни. Осіялъ его свѣтъ нездѣшній, свѣтъ вѣчной, небесной зари. Въ этомъ свѣтѣ увидѣлъ онъ Пречистую съ двумя апостолами, Петромъ и Іоанномъ.

Ницъ палъ святой передъ Невѣстою Неневѣстною, передъ лиліей чистою, райскою — Дѣвою Маріею. Царица Небесная коснулась слегка его, долу лежащаго. И прозвучалъ Ея голосъ неизреченной нѣжности, красоты неизреченной: «Не бойся, мой избранникъ. Я пришла посѣтить тебя. Услышалъ Господь твою молитву о ученикахъ твоихъ, инокахъ твоихъ. Возрастетъ твоя обитель, и Я Сама ей помогать буду». Прозвучалъ чудный голосъ — и затихъ. Просіяла заря райская.

Прожилъ святой семьдесятъ восемь лѣтъ и насталъ часъ его блаженной кончины. Радовалася, ликовала душа его, уходя къ Господу. Причастился онъ Пречистыхъ Таинъ Христовыхъ, и просвѣтлѣло, какъ солнце, его спокойное лицо. Улетѣла его душа чистая, кроткая, смиренная въ Божій рай.

На землѣ остались его благоухающія мощи, которыя исцѣлили многихъ больныхъ. Такъ и послѣ кончины угодникъ Божій утѣшалъ скорбящихъ и подавалъ здоровье страждущимъ людямъ. Творитъ и теперь святой чудеса во славу Христа Бога нашего. Ему же честь и благодареніе во вѣки. Аминь.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ седьмой. [1961 г.] — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1961. — С. 48-53.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.