Церковный календарь
Новости


2018-08-21 / russportal
С. Г. Рункевичъ. Свящ. Соборъ Правосл. Россійской Церкви 1917-1918 г.г. (1998)
2018-08-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 47-е (21 ноября 1917 г.)
2018-08-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 7-я (1991)
2018-08-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 46-е (20 ноября 1917 г.)
2018-08-19 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 6-я (1991)
2018-08-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 45-е (18 ноября 1917 г.)
2018-08-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 5-я (1991)
2018-08-18 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 44-е (17 ноября 1917 г.)
2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 22 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.

Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ седьмой. [1961 г.]

Страданіе священномуч. Вавилы и съ нимъ трехъ отроковъ.
(Пострадали около 251 года.) Память 4-го сентября.

Св. Вавила подошелъ къ дверямъ церковнымъ и, когда царь хотѣлъ уже войти въ храмъ — безстрашно остановилъ его. Правую руку свою онъ приложилъ къ груди царской, запрещая язычнику и убійцѣ войти въ домъ Божій.

Не посмѣлъ злой царь перешагнуть церковнаго порога. Были при немъ его слуги, могли бы они побить святого архіерея, но сила Божія не позволила и коснуться его! Св. Вавила былъ страшенъ невѣрнымъ, какъ грозный воинъ Царя Небеснаго! Кромѣ того, множество христіанъ собралось въ церковь и возлѣ нея, и Нумеріанъ боялся народнаго мятежа, если бы онъ на глазахъ народа побилъ св. Вавилу.

Царь въ безсильной ярости вернулся во дворецъ. Утромъ онъ приказалъ сжечь эту церковь, а св. Вавилу привести къ себѣ. Онъ укорялъ его жестоко за сопротивленіе ему: какъ это онъ осмѣлился не пустить его въ церковь! Св. Вавила спокойно ему объяснилъ, что онъ боится только Единаго Небеснаго Царя и не можетъ позволить царю-язычнику, да еще обагренному невинною дѣтскою кровью, войти въ храмъ Божій.

Нумеріанъ принуждалъ святого Архіерея принести жертву богамъ. Св. Вавила безстрашно разсказалъ царю о Господѣ нашемъ Іисусѣ Христѣ, за Котораго готовъ страдать и умереть. Не понялъ жестокій царь, больше похожій на дикаго звѣря, чѣмъ на человѣка, благодатныхъ рѣчей святого старца. Онъ повторялъ: «Принеси жертву богамъ!» Царь обѣщалъ ему почести, богатство, если только онъ поклонится идоламъ. Даже старался ласково уговаривать св. старца отказаться отъ Христа. Непреклоненъ былъ св. архіерей Божій. Тогда Царь приказалъ начальнику Викторину надѣть старцу на шею и на ноги тяжкія вериги и въ такомъ видѣ водить по городу. Архіерей Божій говорилъ царю: «Я дорожу этими цѣпями, какъ ты царскимъ вѣнцомъ. Смерть за Безсмертнаго Царя для меня желательна, какъ для тебя жизнь. И драгоцѣнны для меня стараданія за Христа, какъ для тебя твой скипетръ».

Шелъ св. епископъ по городу въ тяжкихъ цѣпяхъ. За нимъ слѣдовали и его три ученика. Съ любовію, съ умиленіемъ смотрѣли они на своего учителя. Царь, замѣтивъ мальчиковъ, идущихъ за св. Вавилою, спросилъ его: «Чьи это дѣти?» Св. архіерей объяснили ему, что это его духовныя дѣти, которыхъ онъ научилъ вѣрѣ христовой, и что они, хотя и маленькія, но разумнѣе царя. Онъ совѣтовалъ ему поговорить съ отроками. Въ ярости Нумеріанъ приказалъ св. старца бросить въ темницу, а отроковъ привести къ себѣ во дворецъ. Онъ сталъ ихъ спрашивать, есть ли у нихъ родители. Святые дѣти отвѣчали: «И мать, и отецъ, и учитель для насъ Вавила. Мы любимъ его больше нашей матери. Онъ насъ научилъ всему доброму, онъ заботится о нашихъ душахъ».

Нумеріанъ, пылая злобою, приказалъ слугамъ найти мать святыхъ дѣтей и привести къ нему! Слуги исполнили повелѣніе своего властелина. Мать святыхъ отроковъ безстрашно объяснила Нумеріану, что посвятила своихъ сыновей Единому Истинному Богу и поручила ихъ архіерею Вавилѣ, чтобы онъ научилъ милыхъ ея дѣтей Закону Божію и жизни христіанской. Нумеріанъ приказалъ бить ее немилосердно по щекамъ, приговаривая: «Не смѣй такъ дерзко говорить съ царемъ!» Св. отроки возмущенно говорили между собою: «Царь сошелъ съ ума. Мать говоритъ правду, а онъ ее бьетъ!»

Нумеріанъ спросилъ, какъ ихъ зовутъ и сколько имъ лѣтъ. Мальчики отвѣтили. Нумеріанъ хотѣлъ ласкою склонить ихъ къ идолопоклоненію. Увидѣвъ, что они не откажутся отъ Христа, онъ приказалъ ихъ бить немилосердно. Каждый получилъ удары жестокіе по числу лѣтъ! Старшаго ударили 12 разъ, второго — 9, третьяго — 7 разъ. Били св. отроковъ на глазахъ матери и учителя. Потомъ Христодулѣ приказали удалиться.

Дѣтей отдѣлили отъ св. Вавилы. Черезъ нѣкоторое время ему сказали, что его ученики поклонились богамъ и что онъ долженъ сдѣлать то же самое. Св. Вавила, конечно, не повѣрилъ обману. Онъ очень хорошо зналъ души своихъ маленькихъ учениковъ. Нумеріанъ, видя непоколебимую вѣру и святого Вавилы и святыхъ отроковъ, приказалъ всѣхъ четверыхъ повѣсить на дерево и опалять огнемъ. Св. старецъ горячо молился, чтобы Милосердный Господь укрѣпилъ отроковъ въ мукахъ. Онъ говорилъ отрокамъ о будущей жизни, и кротко терпѣли они страшную пытку. Ихъ опалялъ огонь, а они горячо молились Богу, чтобы Онъ, Всемогущій, укрѣпилъ ихъ, слабыхъ и малыхъ!

Наконецъ, сняли съ дерева невинныхъ страдальцевъ. Затворили ихъ въ ближайшемъ домѣ. Нумеріанъ еще разъ пытался отвратить отъ Бога святыхъ дѣтей. Онъ давалъ имъ золото, серебро, называлъ ихъ своими милыми, прекрасными сыновьями. Отроки однѣми устами говорили ему: «Ты хочешь насъ, словно воробьевъ, поймать въ сѣти. Напрасно! Христосъ скоро порветъ твою сѣть и освободитъ насъ!» Потомъ, вздохнувъ отъ всей души, св. мученики сказали: «О, наша мать — благочестіе, — не откажись отъ насъ! О, Вавила, учитель нашъ, мы не обманемъ тебя! Не только этотъ царь, но если бы здѣсь были многіе злые цари и мучители — никто не смогъ бы разлучить насъ отъ нашего Бога!» Громко восклицали св. мальчики, и ихъ слова услышалъ св. Вавила, затворенный въ сосѣднемъ домѣ. Какъ обрадовался святый! Онъ восхвалялъ Творца, дающаго такую силу, такое мужество слабымъ, малымъ дѣтямъ!

Мучитель приказалъ привести св. архіепископа и сказалъ ему: «Навѣрное эти мальчики твои родные сыновья. Они такіе же злые, какъ и ты!». — «Правда — это мои дѣти, только не по рожденію, а по духу».

Еще разъ злой царь пытался прельстить святыхъ. Нумеріану св. епископъ заявилъ, что ему, чѣмъ воевать противъ ни въ чемъ не повинныхъ христіанъ, лучше бы сражаться, защищать отъ враговъ свое государство. «Ты, царь, угождаешь своей звѣриной ярости, своему жестокому, свирѣпому нраву», — такъ кончилъ свою рѣчь священномученикъ Вавила. Въ страшную ярость пришелъ злой царь. И старца и дѣтей осудилъ онъ на смерть!

Ихъ повели на то мѣсто, гдѣ они должны были положить свои святыя головы за Спасителя міра. Св. Вавила хотѣлъ, чтобы отроковъ казнили первыхъ. Онъ ласково ихъ утѣшалъ не бояться смерти, такъ какъ они идутъ на вѣчную, блаженную жизнь.

Отсѣкли головы тремъ святымъ дѣтямъ. Радостно воскликнулъ блаженный старецъ: «Вотъ я и дѣти, которыхъ Ты мнѣ далъ, Боже!» — и спокойно склонилъ подъ мечъ свою сѣдую голову. Св. Вавила заповѣдалъ, чтобы его похоронили съ тѣми оковами и цѣпями, которыя были на него возложены. Похоронили съ нимъ и трехъ малыхъ страдальцевъ за Христа.

Прошло много времени... При благочестивомъ царѣ Галліи по его приказанію мощи св. Вавилы и св. дѣтей были перенесены изъ города Антіохіи въ очень красивое мѣсто, называемое «Дафни», находящееся за городомъ. Тамъ росли высокіе кипарисы, различныя другія деревья. Была тамъ благоуханная роща. Струился быстрый источникъ, чистый, всегда прохладный. На этомъ живописномъ мѣстѣ язычники выстроили храмъ. Бѣсъ, находившійся въ идолѣ Аполлона, отвѣчалъ людямъ на ихъ вопросы. Язычники во множествѣ собирались сюда. Царь Галлій недалеко отъ капища воздвигъ небольшую церковь и перенесъ въ нее мощи св. Вавилы и св. трехъ отроковъ. Положены онѣ были въ большой, каменный ковчегъ. Царь думалъ, что язычники, приходящіе въ Дафни, увидятъ чудеса, происходящія отъ св. мощей, и увѣруютъ въ Единаго Истиннаго Бога. Разрушить храмъ сквернаго бога Аполлона онъ не рѣшался, т. к. боялся народнаго мятежа.

Когда же воцарился Юліанъ Отступникъ, онъ передъ походомъ на врага поѣхалъ принести жертву богу Аполлону. Безумный царь, отказавшись отъ Христа, молилъ истукана, а онъ молчалъ: бѣсъ долженъ былъ покинуть мѣсто, рядомъ съ которымъ покоились святыя мощи. Бѣсъ открылъ это жрецамъ. Жрецы открыли царю Юліану причину молчанія бога Аполлона. И царь приказалъ христіанамъ увезти святыя мощи. Собрались изъ города Антіохіи вѣрные и съ большимъ трудомъ поволокли тяжелый ковчегъ. Обвязавъ каменную раку цѣпями, влекли ее христіане. Только унесли св. мощи — съ неба упалъ огнь на храмъ Аполлоновъ и сжегъ его вмѣстѣ съ идоломъ! Всемогущій Господь показалъ язычникамъ, какая вѣра истинная. Невѣрные были посрамлены, а христіане радовались, прославляя Бога. Ему же слава во вѣки. Аминь.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ седьмой. [1961 г.] — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1961. — С. 61-64.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.