Церковный календарь
Новости


2018-10-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). Православное Міровоззрѣніе (1990)
2018-10-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). Духъ послѣднихъ временъ (1991)
2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 7-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 6-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 108-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 49-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Что дѣлать малому стаду? (1992)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Догматизація Сергіанства (1992)
2018-10-20 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Харизмат. возрожденіе" какъ знаменіе времени (1991)
2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 21 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ седьмой. [1961 г.]

Страданіе св. всехвальной великомученицы Евѳиміи.
Съ нею вмѣстѣ пострадали два воина — святые Викторъ и Сосѳенъ.
(Пострадали около 304 года.) Память 16 сентября.

Собралось великое множество язычниковъ, приносились въ жертву бездушному истукану овцы и волы. Христіане же скрывались въ потаенныхъ мѣстахъ, совершая службы Единому Истинному Вѣчному Богу. Въ дикой ярости Прискъ приказалъ разыскивать христіанъ, чтобы предать ихъ страшнымъ мукамъ, если они не откажутся отъ Христа. Нашли въ одномъ мѣстѣ 49 христінъ, среди которыхъ была прекрасная, очень юная, благородная дѣвица по имени Евѳимія, дочь сенатора Филофрона и благочестивой Ѳеодорисіаны — чудное дитя боголюбивыхъ родителей. Лютые звѣроподобные люди накинулись на христіанъ и погнали на судъ къ Приску. Гнали ихъ, словно овецъ на закланіе.

Встали смиренные рабы Христовы предъ мучителемъ, готовые пролить кровь за Спаса міра! Пытался Прискъ ласками побудить христіанъ принести жертвы бездушнымъ истуканамъ, но, видя, что его рѣчи ни къ чему не приведутъ, приказалъ бросить ихъ въ смрадную темницу, налагать на нихъ раны, морить жаждою и голодомъ.

Девятнадцать дней терзали святыхъ мучениковъ. Страдальцы поддерживали юную дѣвицу Евѳимію, чтобы она стойко терпѣла лютыя муки ради своего Безсмертнаго Жениха Небеснаго. На двадцатый день полуживыхъ узниковъ привели снова къ Приску. Сталъ онъ опять уговаривать ихъ отказаться отъ Христа. Отвѣтъ ихъ былъ таковъ: «Скорѣе ты сможешь сокрушить горы на землѣ и сдвинуть звѣзды со своихъ мѣстъ на небѣ, чѣмъ заставить насъ отказаться отъ Христа!». Разъяренный мучитель приказалъ бить жестоко по лицу св. мучениковъ, но, видя ихъ мужественное терпѣніе, рѣшилъ отправить ихъ къ самому царю Діоклетіану — на его судъ. Когда св. мучениковъ повели въ темницу, правитель обратилъ вниманіе на неземную красоту юной дѣвы Евѳиміи. Хищный волкъ взиралъ на овечку Христову, а святая дѣва обратила умоляющій взоръ на небо и воскликнула: «Не оставь меня, Вселюбезнѣйшій мой Женихъ Іисусъ Христосъ! Я только на Тебя надѣюсь!».

Не смогъ никакими земными благами прельстить Невѣсту Христову злой мучитель. Когда же понялъ, что не сможетъ уговорить св. дѣву Евѳимію отказаться отъ Господа, то пришелъ въ неописуемую ярость. Онъ приказалъ приготовить страшное орудіе пытки — колесо со множествомъ острѣйшихъ ножей! Св. Евѳимія перекрестилась, всю надежду возлагая на Небеснаго Жениха свсего. Ее привязали къ этому жесточайшему орудію казни и стали вращать страшное колесо. Острые ножи вонзались въ ея дѣвическое тѣло, слышался трескъ ломавшихся костей, кровь текла рѣкой. Кроткая овечка Христова тихо молилась, терпя нечеловѣческія муки! Вдругъ колесо остановилось, слуги въ изнеможеніи упали. Посланникъ Божій — сіяющій ангелъ, слетѣвъ съ небесныхъ высотъ, остановилъ колесо, сломалъ его, снялъ св. великомученицу съ колеса и исцѣлилъ ея истерзанное, разсѣченное раздробленное тѣло. Св. дѣва предстала предъ своими мучителями и зрителями въ неизреченной красотѣ, блистая здоровьемъ и юностью. Не поняли люди, что это Всемогущій Господь творитъ чудеса. Невѣрные говорили: «Эта дѣва — волшебница!»

Прискъ повелѣлъ до красна разжечь печь и бросить въ нее великомученицу. Св. дѣва перекрестилась и ждала, когда ее бросятъ въ огнедышащую печь. Она пламенно молилась, воспоминая святыхъ отроковъ въ печи Вавилонской. Возлѣ печи стояли два воина, Викторъ и Сосѳенъ, которымъ было приказано бросить въ пламя св. великомученицу. Вдругъ воины увидѣли среди раскаленной печи двухъ сіяющихъ небеснымъ свѣтомъ Божіихъ ангеловъ, которые гасили пламя и грозили имъ, чтобы они не смѣли коснуться невѣсты Христовой. Викторъ и Сосѳенъ ужаснулись при видѣ сіяющихъ небожителей. Воины сказали мучителю: «Мы не смѣемъ нашими скверными руками коснуться этой чистой дѣвы и бросить ее въ огонь. Ты можешь отсѣчь намъ головы, но мы не исполнимъ твоего приказанія. Мы видимъ дивное чудо, которое ты не видишь! Пусть лучше ты на насъ будешь гнѣваться, чѣмъ эти сіяющія лица, которыя угрожаютъ намъ изъ пламени». Прискъ не повѣрилъ чуду, а только разъярился на воиновъ. Онъ рѣшилъ, что и они христіане, и повелѣлъ заточить ихъ въ тюрьму. Онъ приказалъ другимъ воинамъ бросить въ печь св. великомученицу. Поспѣшно исполнили они повелѣніе своего начальника, Тотчасъ же изъ печи вырвалось пламя прямо въ лица воиновъ. Огонь съ ногъ до головы охватилъ палачей и сжегъ ихъ до тла! Остальные въ ужасѣ отпрянули отъ печи. А св. великомученица среди пламени словно въ прохладномъ, вешнемъ саду, пѣла пѣснь трехъ отроковъ: «Благословенъ Ты, Господи Боже Отецъ нашихъ, препѣтый и превознесенный во вѣки!». Не только сама св. дѣва Евѳимія, но даже и одежда ея не обгорѣла. Нетлѣнный Женихъ тайно сошелъ къ Своей невѣстѣ и оросилъ ее небесною прохладою. Пламя въ печи мгновенно погасло. Св. великомученица, цѣлая и здоровая, сіяя юною красотою вышла изъ печи. Въ изумленіе были приведены всѣ присутствовавшіе. Мучитель не зналъ, что дальше дѣлать. Онъ рѣшилъ: «Ночью придумаю новую казнь для этой волшебницы!» А сейчасъ приказалъ привести Виктора и Сосѳена: пусть поклонятся богамъ, а не то — погибнутъ. Крѣпко увѣровавшіе въ Спасителя міра, оба отказались исполнить повелѣніе своего начальника, и онъ ихъ осудилъ на съѣденіе дикимъ звѣрямъ.

Безстрашно шли воины Христовы на казнь. По дорогѣ возносили они ко Господу пламенныя молитвы, чтобы Милосердный Богъ простилъ имъ грѣхи, которые они совершили будучи темными язычниками. Они умоляли Спасителя принять ихъ души и поселить ихъ вмѣстѣ съ вѣрными въ блаженномъ раю.

Только помолились Викторъ и Сосѳенъ, раздался съ неба голосъ Божій, который призывалъ ихъ въ вѣчный покой. Въ веселіи предали свои святыя души Христовы воины въ руки Божіи. Ихъ тѣла бросили звѣрямъ на съѣденіе. Но безсмысленныя животныя оказались разумнѣе людей. Звѣри не коснулись тѣлъ Христовыхъ воиновъ! Христіане торжественно погребли святыя мощи Виктора и Сосѳена.

Прошла ночь. Наступило утро. Начальнику на судъ привели св. дѣву. По дорогѣ она пѣла: «Воспою Тебѣ, Господи, пѣснь новую. Прославлю Тебя, Господи!» Не боялась святая ни суда, ни смерти. Съ нею былъ невидимо ея Женихъ Небесный.

Мучитель, видя, что нельзя заставить св. дѣву поклониться богамъ, приказалъ повѣсить ее и острѣйшимъ желѣзомъ строгать ея тѣло. О, чудо. Послѣ пытки она оказалась невредимой. Разъяренный начальникъ придумалъ святой новую, еще болѣе страшную пытку. Онъ приказалъ выкопать глубокую яму и наполнить ее водою. Потомъ повелѣлъ набрать ядовитыхъ змѣй и гадовъ, морскихъ и земныхъ, бросить ихъ въ этотъ ровъ, и столкнуть туда же святую. Стоя на краю страшной ямы, кишащей гадами, она спокойно перекрестилась и, воззвавъ о помощи къ Небесному Жениху своему, безстрашно опустилась въ нее!

И что же? Ни змѣи, ни другіе гады не тронули ее. Всѣ собрались и образовали какъ бы живой плотъ на которомъ святая могла стоять. Дивное дѣло Божіе! Злыя змѣи, гады сдѣлались кроткими и жалѣли святую. Они трогательно заботились о сохраненіи жизни невѣсты Христовой, которую люди стремились умертвить.

Вразумился ли злой мучитель? Нѣтъ — его душа была ослѣплена силой зла! Онъ въ ярости придумывалъ новую казнь. Выкопали другую яму, болѣе глубокую, и остріями вверхъ поставили въ ней на днѣ острые копья, мечи, ножи. Сверху Прискъ повелѣлъ настелить травы, немного насыпать земли, чтобы нельзя было подумать, какая жестокая казнь ожидаетъ того, кто вступитъ на острыя орудія, закрытыя стеблями травъ. Приказалъ злой мучитель перейти эту яму св. невѣстѣ Христовой. Святая, не подозрѣвая коварства, спокойно и легко прошла по настланной травѣ. Божія пташка перепорхнула черезъ смертоносную яму. Она прошла, словно по мягкому, зеленому ковру. Нѣкоторые изъ язычниковъ, не зная, что скрыто подъ травой, дерзнули послѣдовать за святой и были пронзены копьями, ножами, мечами...

Досадно было безумному мучителю, что погибли язычники, а не святая, которую онъ задумалъ умертвить. Онъ свова пытался ласковыми словами убѣдить святую отказаться отъ Христа. Она посмѣялась надъ нимъ и назвала его безумцемъ. Мучитель въ гнѣвѣ приказалъ бить ее желѣзными палками и острѣйшей пилою перепилить ея святое тѣло. Сколько ни старались палачи, Евѳимія оставалась невредимой. Положили св. великомученицу Евѳимію на разженную сковороду, но та мгновенно стала холодной. Божіи ангелы были неотступно съ невѣстою Христовою и оберегали ея святое тѣло.

Наконецъ, начальникъ рѣшилъ отдать св. дѣву на растерзаніе дикимъ звѣрямъ. Привели святую на арену... Выпустили голодныхъ, свирѣпыхъ львовъ и медвѣдей. Звѣри, увидя св. дѣву, сдѣлались кроткими, словно овечки. Они обступили ее и стали лизать ея святыя ноги. Только одна медвѣдица слегка укусила ее за ногу, и потекла струйка крови.

Вдругъ послышался съ неба голосъ. Господь призывалъ Свою невѣсту въ вѣчный, горній чертогъ. Душа св. дѣвы покинула многострадальное тѣло. Потряслась земля, и городъ поколебался, стѣны домовъ рушились, языческіе храмы въ прахъ сокрушались. Возникъ неописуемый ужасъ. Язычники въ страхѣ бѣжали изъ цирка.

Осталось на аренѣ только св. тѣло невѣсты Христовой. Благочестивые родители св. Евѳиміи взяли святыя мощи и торжественно похоронили за городомъ. Они скорбѣли, но и радовались: ихъ дочь отошла къ своему Небесному Жениху — Царю славы. Емуже со Отцомъ и Святымъ Духомъ честь и поклоненіе и благодареніе нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Съ древнихъ временъ слава св. великомученицы Евѳиміи была очень велика. Потому она и называется «всехвальной». Въ Халкидонѣ въ IV вѣкѣ въ честь святой былъ построенъ великолѣпный храмъ. Надъ ракой съ ея св. мощами былъ повѣшенъ образъ ея, искусно написанный. Св. епископъ Астерій († 410) въ юности своей сдѣлалъ подробное описаніе этой дивной иконы.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ седьмой. [1961 г.] — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1961. — С. 65-69.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.